Общественный экологический Internet-проект EcoLife
[Начало] [Законодательство] [Методические материалы] [Экологические организации] [Образование] [Ссылки] [Мнение народа] [Структура сервера] [Наши координаты]
Образование
Предидущий документ Повестка Дня на XXI век Следующий документ

Глава 20. Экологически безопасное удаление опасных отходов, включая предотвращение незаконного международного оборота токсичных и опасных отходов
Введение

20.1. Эффективный контроль за образованием, хранением, обработкой, транспортировкой, рекуперацией и удалением отходов имеет чрезвычайно важное значение для здравоохранения, охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения устойчивого развития. Это потребует активного сотрудничества и участия со стороны международного сообщества, правительств и промышленности. Термин "промышленность" в целях настоящего документа означает крупные промышленные предприятия, в том числе транснациональные корпорации и национальную промышленность.

20.2. Ключевыми элементами являются предупреждение образования опасных отходов и восстановление зараженных районов, и это требует наличия соответствующих знаний, опытных специалистов, сооружений, финансовых ресурсов, технического и научного потенциала.

20.3. Намеченные в настоящей главе мероприятия тесно связаны и взаимодействуют со многими программными областями, которым посвящены другие главы, в силу чего существует необходимость выработки всестороннего подхода к управлению опасными отходами.

20.4. Во многих странах выражается обеспокоенность по поводу того, что часть перевозки опасных отходов в другие страны осуществляется в нарушение существующего национального законодательства и международных документов в ущерб окружающей среде и здоровью людей всех стран, особенно развивающихся.

20.5. В разделе I резолюции 44/226 от 22 декабря 1989 года Генеральная Ассамблея просила все региональные комиссии в рамках имеющихся ресурсов вносить свой вклад в предотвращение незаконного оборота токсичных и опасных продуктов и отходов путем мониторинга и проведения региональных оценок этого незаконного оборота и его влияния на окружающую среду и здоровье. Ассамблея также просила региональные комиссии взаимодействовать между собой и сотрудничать с Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) в целях обеспечения эффективного и согласованного мониторинга и оценки незаконного оборота токсичных и опасных продуктов и отходов.

Общая цель

20.6. В рамках концепции комплексного управления "жизненным циклом" общая цель заключается в предотвращении и сведении к минимуму, насколько это возможно, образования опасных отходов, а также обработке этих отходов таким образом, чтобы они не причиняли ущерба окружающей среде.

Общие задачи

20.7. Общими задачами являются:

  1. предотвращение или сведение к минимуму образования опасных отходов в рамках общей комплексной стратегии "более чистого производства", прекращение или сокращение трансграничных перевозок опасных отходов до минимума, совместимого с экологически безопасным и эффективным удалением этих отходов, и обеспечение того, чтобы альтернативные варианты экологически безопасного удаления опасных отходов применялись в максимально возможной степени в стране происхождения (принцип удовлетворения своих потребностей). Осуществляемые трансграничные перевозки должны организовываться с учетом экологических и экономических соображений и основываться на соглашениях между заинтересованными государствами;
  2. ратификация Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением и скорейшая разработка соответствующих протоколов, таких, как протокол об ответственности и компенсации, механизмов и руководящих принципов, способствующих осуществлению Базельской конвенции;
  3. ратификация и полное осуществление соответствующими странами Бамакской конвенции о запрещении ввоза опасных отходов в Африку и контроле за трансграничным перемещением таких отходов в Африке и скорейшая подготовка протокола об ответственности и компенсации;
  4. прекращение вывоза опасных отходов в страны, которые в индивидуальном порядке или в рамках международных соглашений запрещают ввоз таких отходов, например в страны - участницы Бамакской конвенции, четвертой Ломейской конвенции или других соответствующих конвенций, в которых предусмотрен такой запрет.

20.8. В настоящую главу включены следующие программные области:

  1. содействие предотвращению образования отходов и сведению их к минимуму;
  2. наращивание и укрепление организационного потенциала в области удаления опасных отходов;
  3. поощрение и укрепление международного сотрудничества в области управления трансграничными перевозками опасных отходов;
  4. предотвращение незаконной международной перевозки опасных отходов.
Программные области
А. Содействие предотвращению образования опасных отходов и сведению их к минимуму
Основа для деятельности

20.9. Рост объема производимых опасных отходов приводит к тому, что здоровье людей и качество окружающей среды постоянно ухудшаются. Общество и граждане несут все более крупные прямые и косвенные издержки в связи с образованием, обработкой и удалением таких отходов. Поэтому крайне важное значение имеют углубление знаний и распространение информации об экономических принципах предотвращения образования опасных отходов и их удаления, включая воздействие на занятость и окружающую среду, с тем чтобы обеспечить выделение необходимых капиталовложений для программ развития путем создания экономических стимулов. В связи с этим одна из наиболее приоритетных задач в области управления опасными отходами заключается в сведении к минимуму образования отходов в рамках более широкого подхода к изменению промышленных процессов и структур потребления на основе предотвращения загрязнения и стратегий более чистого производства.

20.10. В число важнейших факторов этих стратегий входят рекуперация опасных отходов и их переработка в полезную продукцию. Центральное место в деятельности по минимизации опасных отходов занимают применение, модификация и разработка новых малоотходных технологий.

Цели

20.11. Целями в рамках этой программной области являются:

  1. сокращение, насколько это возможно, образования опасных отходов в рамках комплексной стратегии более чистого производства;
  2. оптимальное использование сырьевых материалов путем утилизации, где это практически возможно и оправдано с экологической точки зрения, отходов производственных процессов;
  3. расширение знаний и информации об экономических принципах предотвращения образования опасных отходов и их удаления.

20.12. Для достижения этих целей и, следовательно, уменьшения последствий и издержек промышленного развития, страны, которые могут позволить себе внедрить соответствующие технологии без ущерба для своего развития, могли бы проводить политику, предусматривающую:

  1. учет стратегий более чистого производства и минимизации опасных отходов на всех стадиях планирования, а также установление конкретных целей;
  2. поощрение использования нормативных и рыночных механизмов;
  3. установление промежуточной цели стабилизации объема генерируемых опасных отходов;
  4. разработка долгосрочных программ и политики, включая, по мере необходимости, задания по сокращению объема опасных отходов, образующихся на единицу готовой продукции;
  5. обеспечение качественного улучшения потоков отходов, главным образом посредством принятия мер, направленных на уменьшение их опасных свойств;
  6. содействие разработке эффективной с точки зрения затрат политики и подходов к предотвращению образования опасных отходов и управлению ими с учетом уровня развития каждой страны.
Деятельность

а) Вопросы управления

20.13. Необходимо осуществить следующие мероприятия:

  1. правительствам следует установить или изменить существующие стандарты или закупочные спецификации, с тем чтобы избегать дискриминации в отношении рециркулированных материалов при условии, что эти материалы являются экологически безопасными;
  2. правительствам в рамках своих возможностей и с помощью многостороннего сотрудничества следует, по мере необходимости, экономически или нормативно стимулировать промышленные нововведения с целью перехода на более чистые методы производства, поощрять промышленность к осуществлению капиталовложений в технологии предотвращения образования отходов и/или рециркуляции для обеспечения применения к рециркулируемым отходам таких же экологических норм, как и к другим видам отходов, и стимулировать капиталовложения с целью сведения отходов к минимуму;
  3. правительствам следует активизировать деятельность в области научных исследований и конструкторских разработок по вопросам эффективных с точки зрения затрат альтернатив процессам и веществам, которые в настоящее время приводят к образованию опасных отходов, создающих особые проблемы для экологически безопасного удаления или переработки, при этом как можно скорее следует рассмотреть вопрос о свертывании производства веществ, которые создают неоправданный или иной нерегулируемый риск и которые являются токсинными, стойкими и могут накапливаться в живых организмах. Следует уделять внимание альтернативам, являющимся доступными в экономическом плане для развивающихся стран;
  4. правительства, сообразно своим возможностям и имеющимся ресурсам и при поддержке, по мере необходимости, со стороны Организации Объединенных Наций и других соответствующих организаций и промышленности, должны оказывать помощь в создании местных возможностей по удалению опасных отходов, производимых в самой стране;
  5. правительствам развитых стран следует способствовать передаче экологически безопасных технологий и "ноу-хау" по чистым технологиям и малоотходным производствам развивающимся странам в соответствии с главой 34, что позволит произвести изменения, необходимые для использования нововведений. Правительствам следует, в случае необходимости, сотрудничать с промышленностью в разработке руководящих принципов и кодексов поведения, обеспечивающих переход к более чистым методам производства, используя для этого отраслевые торгово-промышленные ассоциации;
  6. правительствам следует поощрять промышленность обрабатывать, рециркулировать, утилизировать и удалять отходы у источника или как можно ближе к источнику, когда избежать образования опасных отходов невозможно и когда для промышленности это является экономически и экологически действенным средством;
  7. правительствам следует поощрять проведение оценок, технологии, например посредством использования центров для оценки технологий;
  8. правительствам следует поощрять внедрение более чистых методов производства путем создания центров подготовки кадров и распространения информации в области экологически безопасных технологий;
  9. промышленности следует создать системы управления окружающей средой, включая проведение экологической оценки промышленных и торговых объектов, с тем чтобы определить потребности во внедрении более чистых методов производства;
  10. соответствующей компетентной организации системы Организации Объединенных Наций следует в сотрудничестве с другими организациями возглавить работу, в частности, по подготовке руководящих принципов для оценки "плюсов" и "минусов" различных подходов к внедрению более чистых методов производства и минимизации опасных отходов, а также к экологически безопасному удалению опасных отходов, включая восстановление загрязненных участков, с учетом, при необходимости, доклада Найробийского совещания государственных экспертов по международной стратегии и программе действий, включая технические руководящие принципы экологически безопасного управления опасными отходами, особенно в контексте Базельской конвенции, разрабатываемые под руководством секретариата ЮНЕП;
  11. правительствам следует разработать законодательные положения, в которых конечная ответственность за экологически безопасное удаление опасных отходов, образующихся в результате деятельности промышленных предприятий, возлагалась бы на эти предприятия.

b) Данные и информация

20.14. Необходимо осуществить следующие мероприятия:

  1. с помощью международных организаций правительствам следует создать механизмы для оценки эффективности существующих информационных систем;
  2. правительствам следует создать национальные и региональные центры и сети по сбору и распространению информации, на которые могли бы легко выходить и которыми могли бы пользоваться государственные учреждения и промышленность, а также другие неправительственные организации;
  3. международным организациям через программу более чистого производства ЮНЕП и ICPIC следует расширить и укрепить существующие системы для сбора информации о более чистых методах производства;
  4. всем органам и организациям системы Организации Объединенных Наций следует содействовать использованию и распространению информации, собираемой с помощью информационной сети по более чистым методам производства;
  5. ОЭСР в сотрудничестве с другими организациями следует осуществить подготовку всеобъемлющего обзора опыта, накопленного в странах в деле принятия хозяйственных и нормативных систем и механизмов стимулирования управления опасными отходами и использования чистых технологий, не допускающих образования таких отходов, и распространить соответствующую информацию;
  6. правительствам следует поощрять промышленные предприятия предавать гласности свои операции и предоставлять соответствующую информацию общинам, на которых может сказываться производство и удаление опасных отходов, а также управление ими.

с) Международное и региональное сотрудничество и координация

20.15. Международное/региональное сотрудничество должно способствовать ратификации государствами Базельской и Бамакской конвенций и осуществлению этих конвенций. Региональное сотрудничество необходимо для разработки по мере необходимости аналогичных конвенций в других регионах, помимо Африки. Кроме того, необходимо осуществлять эффективную координацию международной, региональной и национальной политики и документов. Еще одним предлагаемым мероприятием является сотрудничество в контроле за последствиями удаления опасных отходов.

Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

20.16. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 750 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом на безвозмездных или льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Научно-технические средства

20.17. Необходимо осуществить следующие мероприятия, связанные с технологическими разработками и научными исследованиями:

  1. правительствам в рамках своих возможностей и имеющихся ресурсов и, по мере необходимости, с помощью Организации Объединенных Наций и других соответствующих организаций и промышленных кругов следует существенно увеличить финансовую помощь программам научных исследований и опытно- конструкторских разработок в области создания более чистых технологий, включая использование биотехнологии;
  2. государствам, в случае необходимости с помощью международных организаций, следует поощрять промышленные круги расширять и осуществлять исследования по вопросам свертывания тех процессов, которые несут в себе наибольшую опасность для окружающей среды в связи с производимыми опасными отходами;
  3. государствам следует поощрять промышленные круги разрабатывать планы учета соображений более чистого производства при разработке изделий и в управленческой практике;
  4. государствам следует поощрять промышленные круги применять более ответственную с точки зрения экологии практику путем сокращения объема опасных отходов и обеспечения экологически безопасного повторного использования, рециркуляции и рекуперации опасных отходов, а также их окончательного удаления.

с) Развитие людских ресурсов

20.18. Необходимо осуществить следующие мероприятия:

  1. правительствам, международным организациям и промышленности следует поощрять осуществление программ профессиональной подготовки в промышленности, включающих в себя методы предотвращения образования опасных отходов и сведения их к минимуму, а также организацию на местном уровне демонстрационных проектов, позволяющих подготовить материалы о примерах успешного применения более чистых методов производства;
  2. промышленности следует включить принципы применения более чистых методов производства и конкретные примеры в учебные программы и создать демонстрационные проекты/сети по отдельным секторам/странам;
  3. на всех уровнях общества следует организовать кампании по ознакомлению населения с более чистыми методами производства и развивать диалог и партнерские отношения с промышленностью и другими кругами.

d) Создание потенциала

20.19. Необходимо осуществить следующие мероприятия:

  1. правительствам развивающихся стран в сотрудничестве с промышленностью и с помощью соответствующих международных организаций следует составить кадастры производства опасных отходов в целях выявления потребностей в передаче и осуществлении мер по безопасному управлению опасными отходами и их удалению;
  2. правительствам следует включить в процесс национального планирования и в свое законодательство комплексный подход к охране окружающей среды, руководствуясь критериями предотвращения и сокращения отходов у источника с учетом принципа "загрязнитель платит", и принять программы по сокращению объема опасных отходов, предусматривающие целевые задания и надлежащие меры экологического контроля;
  3. правительствам следует сотрудничать с промышленностью в деле организации кампаний по сведению к минимуму опасных отходов в отдельных секторах, а также в отношении сокращения объема таких отходов и других выбросов;
  4. правительствам следует взять на себя инициативу в деле установления и, по мере необходимости, укрепления национальных процедур оценки воздействия на окружающую среду с учетом основанного на концепции "жизненного цикла" подхода к управлению опасными отходами для определения вариантов сведения к минимуму образования опасных отходов посредством более безопасной обработки, хранения, удаления и уничтожения этих отходов;
  5. правительствам в сотрудничестве с промышленностью и соответствующими международными организациями следует разработать процедуры для мониторинга применения концепции "жизненного цикла", включая экологические анализы;
  6. двусторонним и многосторонним учреждениям по оказанию помощи в целях развития следует существенно увеличить объемы ресурсов, выделяемых для передачи более чистых технологий в развивающиеся страны, в том числе в интересах мелких и средних предприятий.
В. Наращивание и укрепление организационного потенциала в области удаления опасных отходов
Основа для деятельности

20.20. Во многих странах отсутствует собственная база для обработки опасных отходов и управления ими. Это объясняется в первую очередь отсутствием надлежащей инфраструктуры, пробелами в нормативных положениях, недостатками учебных и просветительных программ и отсутствием координации между различными министерствами и ведомствами, занимающимися различными аспектами управления отходами. Наряду с этим отсутствуют достаточные знания о заражении и загрязнении окружающей среды, об угрозе вредного воздействия на здоровье населения, особенно женщин и детей, а также на экосистемы сброса опасных отходов, а также оценки рисков и свойствах отходов. Должны быть незамедлительно приняты меры по выявлению "групп высокого риска" и принятию, где это необходимо, мер по исправлению положения. Одна из основных первоочередных задач в деле обеспечения экологически безопасного управления опасными отходами состоит в организации учебно-просветительных и профессиональных программ, рассчитанных на все слои общества. Кроме того, требуется организовать программы научных исследований, с тем чтобы понять природу опасных отходов, выявить их потенциальное воздействие на окружающую среду и разработать технологии для безопасного обращения с этими отходами. Наконец, необходимо укрепить потенциал учреждений, отвечающих за управление опасными отходами.

Цели

20.21. Целями этой программной области являются:

  1. принятие соответствующих координационных, законодательных и нормативных мер на национальном уровне в поддержку экологически безопасного управления опасными отходами, включая осуществление международных и региональных конвенций;
  2. информирование населения по проблемам, связанным с опасными отходами, а также обеспечение разработки базовых учебных и просветительных программ для работников промышленности и государственных служащих во всех странах;
  3. организация в странах всеобъемлющих научно-исследовательских программ по опасным отходам;
  4. укрепление предприятий, с тем чтобы они могли осуществлять обработку опасных отходов, а также создание потенциала международного сотрудничества;
  5. создание во всех развивающихся странах местной базы для профессиональной подготовки и просвещения сотрудников на всех уровнях по вопросам обращения с опасными отходами, мониторинга и их экологически безопасного удаления;
  6. содействие проведению в местах захоронения опасных отходов оценок их воздействия на людей и выявлению необходимых ответных мер;
  7. содействие оценке последствий и рисков опасных отходов для здоровья людей и для окружающей среды путем разработки надлежащих процедур, методологий, критериев и/или соответствующих принципов и норм;
  8. расширение знаний о воздействии опасных отходов на здоровье людей и окружающую среду;
  9. предоставление правительствам и общественности информации о воздействиях опасных отходов, включая инфицированные отходы, на здоровье людей и окружающую среду.
Деятельность

а) Деятельность, связанная с управлением

20.22. Необходимо осуществить следующие мероприятия:

  1. правительствам следует составить и применять кадастры, в том числе компьютеризированные кадастры опасных отходов и площадок для их обработки/ удаления, а также зараженных объектов, требующих восстановления, и производить оценку их воздействия и риска для здоровья людей и окружающей среды; им также следует определять меры, необходимые для очистки площадок захоронения отходов. Промышленные круги должны предоставлять необходимую информацию;
  2. правительствам, промышленным кругам и международным организациям следует сотрудничать в разработке легко внедряемых методов и принципов определения характеристик и классификации опасных отходов;
  3. правительствам следует проводить оценки воздействия опасных отходов на здоровье людей, проживающих неподалеку от неконтролируемых площадок захоронения опасных отходов, и содействовать принятию необходимых мер в этой связи;
  4. международным организациям следует разработать с учетом необходимости охраны здоровья людей более совершенные критерии, учитывающие особенности процессов принятия решений на национальном уровне, а также оказать помощь в подготовке практических технических руководств по предотвращению образования опасных отходов, их максимальному сокращению, а также безопасному обращению с ними и их удалению;
  5. правительствам развивающихся стран следует поощрять в сотрудничестве с международными организациями и учреждениями междисциплинарные и межотраслевые группы для подготовки кадров и проведения научных исследований в области оценки, предотвращения и ограничения рисков для здоровья людей, вызываемых опасными отходами. Такие группы должны служить моделью при разработке аналогичных региональных программ;
  6. правительствам в рамках их возможностей и имеющихся ресурсов и, по мере необходимости, с помощью Организации Объединенных Наций и других соответствующих организаций следует, насколько это возможно, поощрять создание установок для комплексной обработки/удаления отходов на мелких и средних предприятиях;
  7. правительствам следует содействовать выявлению и очистке площадок захоронения опасных отходов в сотрудничестве с промышленностью и международными организациями. Им следует предоставлять с этой целью технологии, специальные знания и финансовые средства, руководствуясь, насколько это возможно и целесообразно, принципом "загрязнитель платит";
  8. правительствам следует удостовериться в том, что их военные предприятия при обработке и удалении опасных отходов действуют в соответствии с применяемыми в их странах национальными экологическими нормами.

b) Данные и информация

20.23. Необходимо осуществить следующие мероприятия:

  1. правительствам, международным и региональным организациям и промышленным кругам следует облегчать и расширять распространение научно- технической информации, касающейся различных аспектов влияния опасных отходов на здоровье людей, и способствовать ее практическому применению;
  2. правительствам следует создать системы оповещения и реестры подвергнувшихся воздействию людей и видов неблагоприятного воздействия на здоровье, а также базы данных с информацией об оценке степени риска опасных отходов;
  3. правительствам следует стремиться собирать информацию о предприятиях, которые производят или удаляют/рециркулируют опасные отходы, и предоставлять такую информацию заинтересованным лицам и организациям.

с) Международное и региональное сотрудничество и координация

20.24. Правительствам в рамках их возможностей и имеющихся ресурсов и, по мере необходимости, с помощью Организации Объединенных Наций и других соответствующих организаций следует:

  1. поощрять и поддерживать интеграцию и деятельность, по мере необходимости, на региональном и местном уровнях институциональных и междисциплинарных групп, сотрудничающих в рамках своих возможностей в проведении мероприятий, ориентированных на улучшение оценки риска, связанного с опасными отходами, ликвидацию последствий и снижение этого риска;
  2. поддерживать создание потенциала и технические разработки и исследования в развивающихся странах в области развития людских ресурсов при оказании особой поддержки укреплению существующих сетей;
  3. поощрять развитие собственных возможностей в области удаления опасных отходов в стране происхождения, которые были бы экологически безопасными и осуществимыми. Трансграничная передача должна осуществляться с учетом экологических и экономических соображений и на основе соглашений между всеми соответствующими государствами.
Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

20.25. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 18,5 млрд. долл. США, которые будут предоставлены на международной основе и 3,5 млрд. долл. США из которых выделяются для развивающихся стран, в том числе примерно 500 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом на безвозмездных или льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Научно-технические средства

20.26. Необходимо осуществить следующие мероприятия:

  1. правительствам в рамках их возможностей и имеющихся ресурсов и, по мере необходимости, с помощью Организации Объединенных Наций и других соответствующих организаций и промышленных кругов следует расширить поддержку деятельности по управлению научными исследованиями в области опасных отходов в развивающихся странах;
  2. правительствам в сотрудничестве с международными организациями следует провести исследования по вопросам воздействия опасных отходов на здоровье людей в развивающихся странах, включая долгосрочные последствия для здоровья детей и женщин;
  3. правительствам следует провести исследования, направленные на удовлетворение потребностей мелких и средних предприятий;
  4. правительствам и международным организациям в сотрудничестве с промышленными предприятиями следует расширить технологические исследования по вопросам экологически безопасного обращения, хранения, транспортировки, обработки и удаления опасных отходов, а также их оценки, управления ими и ликвидации их последствий;
  5. международным организациям следует определить соответствующие и усовершенствованные технологии обращения, хранения, обработки и удаления опасных отходов.

с) Развитие людских ресурсов

20.27. Правительствам в рамках их возможностей и имеющихся ресурсов и, по мере необходимости, с помощью Организации Объединенных Наций и других соответствующих организаций и промышленных кругов следует:

  1. повысить уровень информированности населения в вопросах, связанных с опасными отходами, и содействовать накоплению и распространению информации по опасным отходам, которая была бы понятна для населения;
  2. расширить участие населения, в первую очередь женщин, в программах по управлению опасными отходами, в том числе участие на низовом уровне;
  3. разработать для мужчин и женщин, занятых в промышленности и в государственных органах, учебные и просветительные программы, ориентирующиеся на конкретные проблемы реальной жизни, например: планирование и осуществление программ по максимальному сокращению опасных отходов, проведение ревизий опасных материалов и организация соответствующих нормативных программ;
  4. содействовать подготовке рабочей силы, управленческих кадров промышленности и служащих государственных контрольных органов по вопросам технологий, направленных на максимальное сокращение объема опасных отходов и их экологически безопасное удаление.

20.28. Следует осуществить также следующие мероприятия:

  1. правительствам в рамках их возможностей и имеющихся ресурсов и с помощью Организации Объединенных Наций, других организаций и неправительственных организаций следует сотрудничать в разработке и распространении учебных материалов, касающихся опасных отходов и их воздействия на окружающую среду и здоровье людей, для применения в школах, женскими группами и широкой общественностью;
  2. правительствам в рамках их возможностей и имеющихся ресурсов и с помощью Организации Объединенных Наций и других организаций следует разработать или укрепить программы экологически безопасного управления опасными отходами в соответствии с медицинскими и экологическими нормами и расширить системы контроля, с тем чтобы выявить степень отрицательного воздействия опасных отходов на население и окружающую среду;
  3. международным организациям следует оказывать государствам-членам помощь в оценке рисков воздействия опасных отходов на здоровье людей и окружающую среду, а также в определении ими своих первоочередных задач в области контроля за различными категориями или классами отходов;
  4. правительствам в рамках их возможностей и имеющихся ресурсов и с помощью Организации Объединенных Наций и других соответствующих организаций следует содействовать созданию специальных учебных центров для подготовки специалистов по управлению опасными отходами на базе соответствующих национальных учреждений и путем поощрения международного сотрудничества, в том числе путем установления организационных связей между развитыми и развивающимися странами.

d) Создание потенциала

20.29. Транснациональные корпорации и другие крупные предприятия, где бы они ни осуществляли свою деятельность, следует поощрять к принятию на вооружение политики и обязательств по утверждению эквивалентных или не менее строгих, чем в стране базирования, стандартов деятельности в отношении образования опасных отходов и их удаления, а правительствам предлагается предпринять усилия по установлению нормативных положений, которые будут требовать экологически безопасного управления опасными отходами.

20.30. Международные организации должны оказывать помощь государствам-членам в оценке опасности для здоровья и окружающей среды, связанной с воздействием опасных отходов, и определении их приоритетов в области контроля за различными категориями и видами отходов.

20.31. Правительствам в рамках их возможностей и имеющихся ресурсов и с помощью Организации Объединенных Наций и других соответствующих организаций следует:

  1. оказывать поддержку национальным учреждениям в вопросах обращения с опасными отходами в том, что касается нормативного мониторинга и применения принудительных мер, а также оказывать этим учреждениям помощь в деле обеспечения возможностей соблюдения международных конвенций;
  2. создать на базе промышленности учреждения, занимающиеся вопросами обращения с опасными отходами, а также предприятия, обслуживающие обработку опасных отходов;
  3. принять технические руководящие принципы экологически безопасного управления опасными отходами и способствовать осуществлению региональных и международных конвенций;
  4. развивать и расширять организованное международное общение между специалистами, работающими в области опасных отходов, и поддерживать обмен информацией между странами;
  5. провести оценку практических возможностей создания и обеспечения функционирования национальных, субрегиональных и региональных центров по обработке опасных отходов. Такие центры могли бы использоваться для обучения и профессиональной подготовки, а также для стимулирования и поощрения передачи технологий в целях экологически безопасного управления опасными отходами;
  6. выявлять и укреплять соответствующие учебные/научные учреждения или центры подготовки специалистов, с тем чтобы содействовать проведению ими деятельности по просвещению и подготовке кадров в области экологически безопасного управления опасными отходами;
  7. разработать программу создания национального потенциала и возможностей для обучения и подготовки специалистов по вопросам удаления опасных отходов на различных уровнях;
  8. проводить экологические проверки деятельности существующих промышленных предприятий с целью усовершенствования применяемых методов удаления опасных отходов.
С. Поощрение и укрепление международного сотрудничества в области управления трансграничными перевозками опасных отходов
Основа для деятельности

20.32. Для поощрения и укрепления международного сотрудничества в области управления трансграничными перевозками опасных отходов, включая контроль и мониторинг, необходимо применение осторожного подхода; также требуется согласование процедур и критериев, используемых в различных международных и нормативных документах. В этой связи требуется также разработка или согласование существующих критериев для целей определения опасных для окружающей среды отходов и создания потенциала мониторинга.

Цели

20.33. Целями в рамках этой программной области являются:

  1. облегчать и укреплять международное сотрудничество в области экологически безопасного управления опасными отходами, включая контроль и мониторинг трансграничных перевозок опасных отходов, в том числе отходов для рекуперации, путем принятия международных критериев определения и классификации опасных отходов в интересах согласования соответствующих международно-правовых документов;
  2. установить запрет или, по мере необходимости, не разрешать вывоз опасных отходов в страны, которые не обладают потенциалом обработки и удаления этих отходов экологически безопасным путем или которые запретили ввоз таких отходов;
  3. содействовать разработке процедур контроля за трансграничной перевозкой опасных отходов, предназначенных для операций по рекуперации в соответствии с Базельской конвенцией, которые способствуют выбору экологически безопасных и экономически целесообразных методов рециркуляции.
Деятельность

а) Деятельность, связанная с управлением

Укрепление и согласование критериев и норм

20.34. Правительствам в рамках их возможностей и имеющихся ресурсов и, по мере необходимости, с помощью Организации Объединенных Наций и других соответствующих организаций следует:

  1. включить в национальное законодательство процедуры уведомления, предусмотренные в Базельской конвенции, а также в соответствующих региональных конвенциях и приложениях к ним;
  2. разработать, когда это необходимо, региональные соглашения, регулирующие трансграничную перевозку опасных отходов, подобные Бамакской конвенции;
  3. оказывать помощь в обеспечении того, чтобы такие региональные соглашения были сопоставимы и дополняли международные конвенции и протоколы;
  4. укреплять национальные и региональные возможности и потенциал в деле мониторинга трансграничных перевозок опасных отходов и контроля за ними;
  5. содействовать разработке четких критериев и руководящих принципов в контексте Базельской конвенции и региональных конвенций соответственно в отношении экологически безопасной и экономически целесообразной деятельности по восстановлению ресурсов, в отношении рециркуляции, рекуперации, прямого использования или альтернативных видов использования и в отношении определения приемлемой практики восстановления, включая, где это возможно и целесообразно, рекуперацию, в целях недопущения злоупотреблений в рамках вышеуказанной деятельности и представления искаженной информации о ней;
  6. рассмотреть вопрос о создании, по мере необходимости, на национальном и региональном уровнях системы мониторинга и наблюдения за трансграничными перевозками опасных отходов;
  7. разработать руководящие принципы оценки экологически безопасного удаления опасных отходов;
  8. разработать руководящие принципы определения опасных отходов на национальном уровне с учетом существующих критериев, согласованных на международной и, по мере необходимости, региональной основе, а также подготовить перечень с описанием вредных характеристик опасных отходов, которые перечислены в национальном законодательстве;
  9. разработать и использовать соответствующие методы проверки, определения свойств и классификации опасных отходов и принять или адаптировать нормы и принципы безопасности, обязательные для соблюдения при экологически безопасном управлении отходами.

Осуществление существующих соглашений

20.35. Правительствам настоятельно рекомендуется ратифицировать, если они еще не сделали этого, Базельскую и Бамакскую конвенции и приступить к срочной разработке соответствующих протоколов, таких, как протоколы об ответственности и компенсации, а также механизмов и руководящих принципов, которые облегчили бы осуществление этих конвенций.

Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

20.36. Поскольку настоящая программная область охватывает сравнительно новое поле деятельности и из-за отсутствия до настоящего времени надлежащих исследований по вопросу о возможных расходах на деятельность по данной программе, в настоящее время какая-либо смета расходов не может быть представлена. Однако можно считать, что расходы на проведение некоторых мероприятий, предусматриваемых по данной программе и связанных с созданием потенциала, уже заложены в смету расходов по программной области В выше.

20.37. Временному секретариату Базельской конвенции следует провести исследования в целях подготовки разумной сметы расходов на деятельность, которая должна быть осуществлена на первоначальном этапе до 2000 года.

b) Создание потенциала

20.38. Правительствам в рамках их возможностей и имеющихся ресурсов и, по мере необходимости, с помощью Организации Объединенных Наций и других соответствующих организаций следует:

  1. разработать или принять меры политики в области экологически безопасного удаления опасных отходов с учетом действующих международных документов;
  2. представлять рекомендации для соответствующих форумов или в целях установления или принятия норм, включая справедливое осуществление принципа "загрязнитель платит", и регламентирующих положений, обеспечивающих соблюдение обязательств и принципов Базельской конвенции, Бамакской конвенции и других соответствующих имеющихся или будущих соглашений, включая, когда это необходимо, протоколы для введения соответствующих норм и процедур в области ответственности и компенсации за ущерб, причиненный в результате трансграничных перевозок и удаления опасных отходов;
  3. применять меры по осуществлению запрета на вывоз опасных отходов в страны, которые не располагают возможностями для экологически безопасного обращения с этими отходами или запретили ввоз таких отходов;
  4. изучать в контексте Базельской конвенции и соответствующих региональных конвенций возможности предоставления временной финансовой помощи в случае чрезвычайной ситуации в целях сведения к минимуму ущерба в результате аварий, возникающих в результате трансграничной перевозки опасных отходов или их удаления.
D. Предотвращение незаконной международной перевозки опасных отходов
Основа для деятельности

20.39. Предотвращение незаконной перевозки опасных отходов будет способствовать улучшению окружающей среды и здоровью людей во всех странах, особенно в развивающихся странах. Это также будет способствовать эффективному осуществлению Базельской конвенции и региональных международных документов, таких, как Бамакская конвенция и четвертая Ломейская конвенция, путем поощрения соблюдения мер контроля, установленных в этих соглашениях. В статье IX Базельской конвенции конкретно рассматривается вопрос о незаконной перевозке опасных отходов. Незаконная перевозка опасных отходов может серьезным образом угрожать здоровью людей и окружающей среде и создавать особое и чрезвычайное бремя для стран, в направлении которых осуществляются такие перевозки.

20.40. Для обеспечения эффективного предотвращения необходим действенный мониторинг, разработка и применение надлежащих санкций.

Цели

20.41. Целями в рамках настоящей программной области являются:

  1. укрепление национального потенциала по определению и предотвращению любых незаконных попыток ввоза опасных отходов на территорию какого-либо государства в нарушение национального законодательства и соответствующих международных правовых документов;
  2. оказание помощи всем странам, особенно развивающимся странам, в получении всей соответствующей информации, касающейся незаконной перевозки опасных отходов;
  3. осуществление сотрудничества в рамках Базельской конвенции в оказании помощи странам, страдающим от последствий незаконного оборота.
Деятельность

а) Деятельность, связанная с управлением

20.42. Правительствам в рамках их возможностей и имеющихся ресурсов и, по мере необходимости, с помощью Организации Объединенных Наций и других соответствующих организаций следует:

  1. по мере необходимости принять и применять законы по предотвращению незаконного ввоза и вывоза опасных отходов;
  2. разработать надлежащие национальные программы обеспечения контроля за соблюдением такого законодательства, выявления и недопущения нарушений с помощью соответствующих санкций и уделять особое внимание тем, кто, как известно, осуществляет незаконную перевозку опасных отходов, и таким видам опасных отходов, которые особенно часто являются предметом незаконной перевозки.

b) Данные и информация

20.43. Правительства должны, по мере необходимости, создавать информационную сеть и систему оповещения для оказания помощи в выявлении незаконной перевозки опасных отходов. В работе такой сети и системы могли бы участвовать местные общины и другие стороны.

20.44. Правительства должны сотрудничать в обмене информацией о незаконной трансграничной перевозке опасных отходов и предоставлять такую информацию соответствующим органам Организации Объединенных Наций, таким, как ЮНЕП и региональные комиссии.

с) Международное и региональное сотрудничество

20.45. Региональным комиссиям в сотрудничестве и на основе экспертной и консультационной поддержки ЮНЕП и других соответствующих органов системы Организации Объединенных Наций и с учетом в полной мере Базельской конвенции необходимо продолжать осуществление мониторинга и оценки в отношении незаконной перевозки опасных отходов, включая оценку их последствий для экологии, экономики и здоровья людей, осуществлять этот процесс на постоянной основе с учетом результатов и опыта, полученных в ходе совместной предварительной оценки незаконной перевозки, проведенной ЮНЕП/ЭСКАТО.

20.46. Странам и, по мере необходимости, международным организациям следует сотрудничать для укрепления организационных и контрольных возможностей, особенно развивающихся стран, в целях предотвращения незаконного ввоза и вывоза опасных отходов.

Предидущий документ Повестка Дня на XXI век Следующий документ
Ищу друга
[Начало] [Законодательство] [Методические материалы] [Экологические организации] [Образование] [Ссылки] [Мнение народа] [Структура сервера] [Наши координаты]
© EcoLife 2001 [webmaster@ecolife.org.ua]
бережная перевозка умерших в другую страну.