Общественный экологический Internet-проект EcoLife
[Начало] [Законодательство] [Методические материалы] [Экологические организации] [Образование] [Ссылки] [Мнение народа] [Структура сервера] [Наши координаты]
Образование
Предидущий документ Повестка Дня на XXI век Следующий документ

Глава 21. Экологически безопасное удаление твердых отходов и вопросы, связанные с очисткой сточных вод

Введение

21.1. Настоящая глава была включена в Повестку дня на XXI век в соответствии с пунктом 3 раздела I резолюции 44/228 Генеральной Ассамблеи, в которой Ассамблея подтвердила, что Конференция должна разработать стратегии и меры, направленные на прекращение и обращение вспять процесса ухудшения состояния окружающей среды в контексте более широких национальных и международных усилий по содействию устойчивому и экологически безопасному развитию во всех странах, и в соответствии с пунктом 12g раздела I той же резолюции, в котором Ассамблея подтвердила, что экологически безопасное удаление отходов является одним из экологических вопросов, которые имеют наибольшее значение для поддержания качества глобальной окружающей среды, и в особенности для достижения экологически безопасного и устойчивого развития во всех странах.

21.2. Программные области, включенные в эту главу Повестки дня на XXI век, тесно связаны со следующими программными областями в других главах Повестки дня на XXI век:

  1. сохранение качества ресурсов пресной воды и снабжение ею: применение комплексных подходов к освоению водных ресурсов, ведению водного хозяйства и водопользованию (глава 18);
  2. содействие устойчивому развитию населенных пунктов (глава 7);
  3. охрана и укрепление здоровья человека (глава 6);
  4. изменения в структуре потребления (глава 4).

21.3. Твердые отходы по определению, используемому в настоящей главе, включают все бытовые отходы и такие неопасные отходы, как отходы промышленных предприятий и общественных учреждений, уличный и строительный мусор. В некоторых странах система обработки и удаления твердых отходов также охватывает выделения организма человека, как-то: фекалии, зола из печей для сжигания отходов, осадок из септиктенка или осадок, образующийся при обработке сточных вод. Если в описании отходов присутствуют опасные характеристики, эти отходы должны рассматриваться как опасные.

21.4. Меры в области экологически безопасного удаления отходов не должны ограничиваться только обеспечением безопасного удаления или повторного использования образующихся отходов; они должны быть направлены на устранение основной причины этой проблемы путем осуществления деятельности с целью изменения неустойчивых структур производства и потребления. Это предполагает применение концепции комплексной обработки и удаления отходов на протяжении всего их жизненного цикла, которая, как представляется, является единственным средством для согласования задач в области развития и охраны окружающей среды.

21.5. В этой связи при проведении необходимых мероприятий следует исходить из порядка очередности осуществления установленных целей и уделять основное внимание следующим четырем программным областям:

  1. минимизация отходов;
  2. максимизация экологически безопасного повторного использования и рециркуляции отходов;
  3. содействие экологически безопасному удалению и обработке отходов;
  4. расширение охвата операций, связанных с отходами.

21.6. Эти четыре программные области взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга и поэтому должны быть увязаны во всех аспектах, с тем чтобы служить комплексной и обеспечивающей охрану окружающей среды основой для удаления городских твердых отходов. Содержание и значение каждой из этих четырех программных областей будут различными и будут зависеть от существующих на местах социально-экономических и физических условий, темпов образования отходов и их состава. Всем слоям общества следует принимать участие во всех этих программных областях.

Программные области
А. Минимизация отходов
Основа для деятельности

21.7. Наличие неустойчивых структур производства и потребления приводит к тому, что объем и виды экологически стойких отходов увеличиваются беспрецедентными темпами. Если эта тенденция сохранится, объем отходов может значительно увеличиться к концу нынешнего столетия, а к 2025 году - возрасти в четыре-пять раз. Наилучшим средством, которое позволит повернуть вспять наблюдаемую в настоящее время тенденцию, является, как представляется, превентивный подход к обработке и удалению отходов, обеспечивающий изменения в образе жизни, а также в структурах производства и потребления.

Цели

21.8. Цели в данной области заключаются в том, чтобы:

  1. стабилизировать или сократить в течение согласованного периода времени объем образования отходов, подлежащих окончательному удалению, путем разработки норм с учетом веса, объема и состава отходов, а также ввести практику сепарации отходов с целью облегчения их рециркуляции и повторного использования;
  2. повышать эффективность процедур оценки изменений, происходящих в объеме и составе отходов, с целью разработки оперативной политики минимизации отходов путем использования экономических или других механизмов для внесения позитивных изменений в структуры производства и потребления.

21.9. Правительствам в соответствии с их возможностями и имеющимися у них ресурсами и в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций и другими заинтересованными организациями, при необходимости, следует:

  1. странам следует к 2000 году создать на национальном, региональном и международном уровнях достаточный потенциал для оценки, обработки и проверки информации о тенденциях в области удаления отходов и осуществлении политики минимизации отходов;
  2. к 2000 году во всех промышленно развитых странах следует ввести программы, направленные на стабилизацию или сокращение, если имеется такая возможность, объема образования отходов, предназначенных для окончательного удаления, в том числе объема отходов на душу населения (там, где применяется такая концепция), на уровне, который будет существовать к этому моменту; развивающимся странам также следует стремиться к достижению этой цели, не создавая при этом угрозы перспективам своего развития;
  3. к 2000 году во всех странах, в частности в промышленно развитых странах, следует осуществить программы по сокращению объема производства агрохимических отходов, контейнеров и упаковочных материалов, обладающих опасными характеристиками.
Деятельность

а) Вопросы управления

21.10. Правительствам следует приступить к осуществлению программ по обеспечению устойчивой минимизации объема образующихся отходов. Следует побуждать неправительственные организации и группы потребителей к участию в таких программах, которые могут разрабатываться, по мере необходимости, в сотрудничестве с международными организациями. Эти программы должны, по возможности, составляться на основе осуществляемых или планируемых мероприятий и должны быть направлены на:

  1. создание и укрепление национального потенциала в области изучения и разработки экологически безопасных технологий, а также принятие мер по сведению к минимуму объема образующихся отходов;
  2. формирование стимулов для изменения неустойчивых структур производства и потребления;
  3. разработку, по мере необходимости, национальных планов по минимизации образования отходов, которые являлись бы частью общенациональных планов в области развития;
  4. уделение особого внимания факторам минимизации отходов в снабженческой деятельности в рамках системы Организации Объединенных Наций.

b) Данные и информация

21.11. Мониторинг является одним из основных условий для осуществления контроля за изменениями в объеме и качестве отходов и их воздействием на здоровье человека в окружающую среду. Правительствам при поддержке международных учреждений следует:

  1. разработать и применять методологии мониторинга отходов на уровне стран;
  2. проводить сбор и анализ данных, устанавливать национальные показатели и наблюдать за их выполнением;
  3. использовать данные для оценки экологической эффективности национальной политики в области отходов, что должно служить основой для осуществления мер по улучшению существующего положения;
  4. предоставлять информацию для включения в глобальные информационные системы.

c) Международное и региональное сотрудничество и координация

21.12. Организации Объединенных Наций и межправительственным организациям в сотрудничестве с правительствами следует оказывать помощь в деле содействия минимизации отходов путем стимулирования более широкого обмена информацией, "ноу-хау" и опытом. Ниже приводится перечень конкретных мероприятий, который, безусловно, не является исчерпывающим:

  1. определение, разработка и согласование методологий, мониторинг отходов и передача таких методологий странам;
  2. определение и расширение мероприятий существующих информационных сетей в области чистых технологий и минимизации отходов;
  3. проведение на периодической основе оценки, сопоставления и анализа национальных данных и систематическое представление докладов заинтересованным странам на соответствующем форуме Организации Объединенных Наций;
  4. анализ эффективности всех средств минимизации отходов и определение новых потенциальных средств и методов их применения на уровне стран. Следует разработать соответствующие руководящие принципы и кодексы практики;
  5. изучение социально-экономических последствий минимизации отходов на уровне потребителей.
Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

21.13. Секретариат Конференции предлагает промышленно развитым странам рассмотреть возможность направления на цели минимизации образования отходов ресурсы в размере около 1 процента общего ежегодного объема расходов, связанных с удалением твердых отходов и сточных вод. При нынешнем уровне расходов эта сумма составляет приблизительно 6,5 млрд. долл. США в год, включая примерно 1,8 млрд. долл. США, направляемых на минимизацию образования городских твердых отходов. Фактические суммы будут определяться соответствующими органами, ответственными за составление муниципальных, провинциальных и национальных бюджетов, в зависимости от местных условий.

b) Научно-технические средства

21.14. Необходимо определить технологии процедуры минимизации отходов и обеспечить их широкое распространение. Эта работа должна координироваться национальными правительствами в сотрудничестве с неправительственными организациями, научно-исследовательскими учреждениями, соответствующими организациями системы Организации Объединенных Наций и может включать следующие мероприятия:

  1. проведение на постоянной основе анализа эффективности всех средств минимизации отходов и выявление новых потенциальных средств и методов их применения на уровне стран. Следует разработать соответствующие руководящие принципы и кодексы практики;
  2. оказание содействия предотвращению и минимизации образования отходов как основной цели национальных программ в области обработки и удаления отходов;
  3. оказание содействия в деле просвещения населения и принятия ряда нормативных и ненормативных стимулов с целью поощрения промышленности к изменению конструкции изделий и сокращению отходов производства путем применения более чистых технологий производства и рациональных методов ведения хозяйства, а также с целью поощрения предприятий и потребителей к использованию упаковки, которая может быть пригодной для повторного использования;
  4. осуществление в соответствии с имеющимся на национальном уровне потенциалом демонстрационных и экспериментальных программ в целях оптимального использования средств минимизации отходов;
  5. разработка процедур, обеспечивающих адекватную транспортировку, хранение и обработку сельскохозяйственных, пищевых и других скоропортящихся продуктов в целях ограничения порчи этих продуктов, которая ведет к образованию твердых отходов;
  6. содействие передаче обеспечивающих сокращение объема образования отходов технологий промышленности, особенно в развивающихся странах, и установление конкретных национальных контрольных норм в отношении сточных вод и твердых отходов с учетом, в частности, использования сырьевых материалов и потребления энергии.

с) Развитие людских ресурсов

21.15. Деятельность в области развития людских ресурсов для обеспечения минимизации образования отходов должна быть направлена не только на подготовку специалистов сектора, занимающегося удалением отходов, но и на обеспечение поддержки со стороны населения и промышленности. Поэтому программы в области развития людских ресурсов должны быть направлены на обеспечение понимания этих проблем соответствующими группами и широкими кругами общественности, их просвещение и информирование. Странам следует, при необходимости, включить в школьные учебные программы предметы, посвященные принципам и методам предотвращения и минимизации образования отходов, и материалы о воздействии отходов на состояние окружающей среды.

В. Максимизация экологически безопасного повторного использования и рециркуляции отходов
Основа для деятельности

21.16. Истощение возможностей традиционных мест удаления отходов, ужесточение мер экологического контроля, регулирующих удаление отходов, а также увеличение объема более стойких отходов обусловили быстрый рост расходов на операции по удалению отходов. К концу этого десятилетия расходы на эти цели могут возрасти в два или три раза. Некоторые применяемые в настоящее время методы удаления отходов представляют собой угрозу для окружающей среды. По мере изменений в экономике операций по удалению отходов рециркуляция отходов и рекуперация ресурсов приобретают все большее значение с точки зрения экономической эффективности. В рамках будущих программ по обработке и удалению отходов следует максимально использовать такие методы контроля над отходами, которые основаны на эффективном использовании ресурсов. Такие мероприятия должны осуществляться одновременно с программами общественного просвещения. При разработке программ рециркуляции важно выявить рынки для продукции, произведенной из утилизированных материалов.

Цели

21.17. Цели в этой области заключаются в следующем:

  1. обеспечивать укрепление и расширение национальных систем утилизации и вторичной переработки отходов;
  2. разработать в рамках системы Организации Объединенных Наций типовую внутреннюю программу утилизации и вторичной переработки всех видов отходов, в том числе бумаги;
  3. обеспечить подготовку информации, разработку методов и соответствующих директивных документов для оказания содействия в целях создания и внедрения систем утилизации и вторичной переработки отходов.

21.18. Правительствам в соответствии с их возможностями и имеющимися у них ресурсами и в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций и другими соответствующими организациями, при необходимости, следует:

  1. содействовать созданию к 2000 году достаточного финансового и технологического потенциала на региональном, национальном и местном уровнях для осуществления политики и мероприятий в области утилизации и повторного использования отходов;
  2. к 2000 году во всех промышленно развитых странах и к 2010 году во всех развивающихся странах ввести национальные программы, содержащие, по мере возможности, показатели по эффективной утилизации и повторному использованию отходов.
Деятельность

а) Вопросы управления

21.19. Правительствам, учреждениям и неправительственным организациям, включая потребительские, женские и молодежные организации, в сотрудничестве с соответствующими организациями системы Организации Объединенных Наций следует начать осуществление программ с целью расширения и повышения эффективности повторного использования и рециркуляции отходов. Эти программы должны, по возможности, основываться на осуществляемых или планируемых мероприятиях и должны быть направлены на:

  1. создание и укрепление национального потенциала с целью утилизации и повторного использования постоянно возрастающего объема отходов;
  2. пересмотр и реформу национальной политики в области отходов с целью создания стимулов для утилизации и повторного использования отходов;
  3. разработку и осуществление национальных планов в области обработки и удаления отходов, которые бы основывались на концепции утилизации и повторного использования отходов и обеспечивали ее применение на практике;
  4. изменение существующих норм или требований к поставляемой продукции с целью избежания дискриминации в отношении продуктов рециркуляции с учетом экономии энергоресурсов и сырьевых материалов;
  5. разработку программ общественного просвещения и информирования в интересах пропаганды использования продуктов рециркуляции.

b) Данные и информация

21.20. Для выявления перспективных социально приемлемых и экономически эффективных форм рециркуляции отходов, отвечающих условиям каждой страны, необходимы информация и исследования. Например, национальные правительства и местные органы власти в сотрудничестве с учреждениями системы Организации Объединенных Наций и другими международными организациями могут осуществить следующие мероприятия в этом направлении:

  1. провести обширный обзор различных вариантов и методов повторного использования и рециркуляции всех видов городских твердых отходов. Политика в области утилизации и повторного использования должна стать неотъемлемым компонентом национальных и муниципальных программ в области обработки и удаления отходов;
  2. провести оценку масштабов и практики операций по утилизации и повторному использованию отходов, осуществляемых в настоящее время, и определить пути расширения и обеспечения этих операций;
  3. расширить финансирование научно-исследовательских экспериментальных программ с целью проверки различных вариантов утилизации и повторного использования, включая использование небольших районных комплексов по рециркуляции, производство компоста, орошение очищенными сточными водами и получение энергии из отходов;
  4. разработать руководящие принципы и наилучшие практические методы утилизации и повторного использования отходов;
  5. активизировать усилия в области сбора, анализа и распространения среди основных целевых групп соответствующей информации по связанным с отходами вопросам. Для осуществления новаторских научно-исследовательских проектов по методам рециркуляции могли бы быть выделены специальные субсидии, которые бы предоставлялись на конкурентной основе;
  6. выявить потенциальные рынки для продуктов рециркуляции.

с) Международное и региональное сотрудничество и координация

21.21. Государствам на основе двустороннего и многостороннего сотрудничества, в том числе в рамках Организации Объединенных Наций и других соответствующих международных организаций, при необходимости, следует:

  1. проводить периодический обзор вопросов, связанных с масштабами утилизации и повторного использования отходов странами;
  2. проводить анализ эффективности методов и подходов к утилизации и повторному использованию отходов и изучать способы расширения их применения в странах;
  3. пересматривать и обновлять международные руководящие принципы в области безопасного повторного использования отходов;
  4. разработать соответствующие программы, направленные на содействие предприятиям по утилизации и повторному использованию отходов в небольших общинах в развивающихся странах.
Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

21.22. Секретариат Конференции подсчитал, что, если выделять на осуществление программ в области безопасной утилизации отходов сумму, равную 1 проценту расходов муниципальных органов в связи с удалением отходов, это позволит получить ресурсы в объеме 8 млрд. долл. США. По оценкам секретариата, среднегодовая общая сумма расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программной области в развивающихся странах составит около 850 млн. долл. США, предоставляемых на безвозмездной или льготной основе. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любое предоставление средств на коммерческих условиях, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, предлагаемых международными учреждениями и утверждаемых их руководящими органами.

b) Научно-технические средства

21.23. Расширению рециркуляции и повторного использования отходов могла бы способствовать передача технологии следующими способами:

  1. включением вопросов передачи технологий рециркуляции, в частности оборудования для повторного использования пластмасс, резины и бумаги, в двусторонние и многосторонние программы технического сотрудничества и оказания помощи;
  2. совершенствованием и улучшением существующих технологий, особенно технологий, разработанных на местах, и содействием их передаче в рамках осуществляемых региональных и межрегиональных программ технической помощи;
  3. содействием передаче технологии повторного использования и рециркуляции отходов.

21.24. Существуют различные способы стимулирования утилизации и повторного использования отходов. Страны могли бы рассмотреть следующие варианты действий с целью стимулирования промышленности, учреждений, коммерческих организаций и отдельных лиц к рециркуляции отходов, а не их удалению:

  1. поощрять местные и муниципальные органы управления, рециркулирующие максимальную часть образующихся отходов;
  2. оказывать техническую помощь в деле осуществления неофициальных операций по утилизации и повторному использованию отходов;
  3. применять экономические и нормативные средства, включая налоговые льготы для обеспечения соблюдения принципа, который состоит в том, что расходы по удалению отходов несут источники их образования;
  4. создать правовые и экономические условия, способствующие осуществлению капиталовложений в деятельность по утилизации и повторному использованию отходов;
  5. внедрить специальные механизмы, например системы внесения/возмещения залоговой стоимости, в качестве стимулов, обеспечивающих утилизацию и повторное использование;
  6. содействовать организации отдельного сбора рециркулируемых бытовых отходов;
  7. создать стимулы, способствующие расширению торговли технологически рециркулируемыми отходами;
  8. поощрять там, где это практически осуществимо, использование пригодных для рециркуляции материалов, в частности для изготовления упаковки;
  9. поощрять развитие рынков рециркулированных товаров путем создания соответствующих программ.

с) Развитие людских ресурсов

21.25. Для переориентации нынешней практики обработки и удаления отходов, с тем чтобы она включала операции по повторному использованию и рециркуляции отходов, потребуется подготовка кадров. Правительствам в сотрудничестве с международными и региональными организациями системы Организации Объединенных Наций следует осуществить следующие общие мероприятия:

  1. включить подготовку по вопросам утилизации и повторного использования отходов в программы подготовки без отрыва от производства, которая должна стать неотъемлемым компонентом программ технического сотрудничества в области управления городским хозяйством и развития инфраструктуры;
  2. расширить программы подготовки по вопросам водоснабжения и санитарии, с тем чтобы они включали вопросы, связанные с методами утилизации и повторного использования отходов и политикой в этой области;
  3. включить вопросы, касающиеся преимуществ утилизации и повторного использования отходов, а также обязанностей граждан в этой области, в школьные учебные программы и соответствующие общеобразовательные курсы;
  4. сотрудничестве с местными и муниципальными органами управления поощрять создание программ для неправительственных организаций, общинных, женских, молодежных организаций и групп по интересам в целях обеспечения поддержки населением деятельности в области утилизации и повторного использования отходов путем проведения целенаправленных кампаний на уровне общин.

d) Создание потенциала

21.26. В рамках деятельности по созданию потенциала для обеспечения расширения утилизации и повторного использования отходов основное внимание следует уделять следующим вопросам:

  1. обеспечению осуществления национальной политики и созданию механизмов, стимулирующих обработку и удаление отходов;
  2. оказанию помощи местным и муниципальным органам управления в деле обеспечения поддержки населением деятельности по утилизации и повторному использованию отходов путем привлечения неофициального сектора к операциям по утилизации и повторному использованию отходов и разработки планов в области обработки и удаления отходов, учитывающих методы рекуперации ресурсов.
С. Содействие экологически безопасному удалению и обработке отходов
Основа для деятельности

21.27. Некоторое количество отходов остается даже в случае, когда их образование сведено к минимуму. Все удаляемые отходы даже после их обработки оказывают некоторое остаточное воздействие на окружающую среду. В связи с этим существуют возможности для улучшения практики обработки и удаления отходов, например, путем недопущения сброса осадка сточных вод в море. В развивающихся странах эта проблема носит более серьезный характер: той или иной обработке подвергается менее 10 процентов городских отходов, и лишь незначительная часть операций по обработке более или менее отвечает приемлемому стандарту качества. Вопросу обработки и удаления фекалий следует уделять приоритетное внимание с учетом опасности, которую они могут представлять для здоровья человека.

Цели

21.28. Цель в этой области заключается в обеспечении обработки и удаления все более значительной доли образующихся отходов на безопасной основе.

21.29. Правительствам в соответствии с их возможностями и имеющимися у них ресурсами и в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций и другими соответствующими организациями, при необходимости, следует:

  1. к 2000 году разработать критерии качества в отношении обработки и удаления отходов, определить цели и установить нормы, основанные на характере и аккумулирующей способности окружающей среды, в которую поступают такие отходы;
  2. к 2000 году создать потенциал, достаточный для осуществления мониторинга воздействия, оказываемого связанным с отходами загрязнением, и проведения регулярного контроля, включая, при необходимости, эпидемиологический контроль;
  3. обеспечить, чтобы в промышленно развитых странах к 1995 году и в развивающихся странах к 2005 году по крайней мере 50 процентов всех сточных и канализационных вод и твердых отходов подвергалось обработке или удалялось в соответствии с национальными или международными руководящими принципами в отношении качества окружающей среды и здоровья человека;
  4. к 2025 году удалять все сточные и канализационные воды и твердые отходы в соответствии с национальными или международными руководящими принципами в отношении качества окружающей среды.
Деятельность

а) Вопросы управления

21.30. Правительствам, учреждениям и неправительственным организациям вместе с предприятиями и в сотрудничестве с соответствующими организациями системы Организации Объединенных Наций следует начать осуществлять программы с целью совершенствования методов борьбы со связанным с отходами загрязнением. Эти программы должны, по возможности, основываться на осуществляемых или планируемых мероприятиях и должны быть направлены на:

  1. создание и укрепление национального потенциала для обработки и безопасного удаления отходов;
  2. пересмотр и реформу национальной политики в области обработки и удаления отходов в целях обеспечения контроля за связанным с отходами загрязнением;
  3. поощрение стран к поиску таких методов удаления отходов на их суверенной территории и в как можно большей близости к источнику их образования, которые совместимы с принципами экологически безопасного и эффективного удаления отходов. В ряде стран производится трансграничная перевозка отходов с целью обеспечения их экологически безопасного и эффективного удаления. Такая перевозка осуществляется при соблюдении соответствующих конвенций, в том числе конвенций, которые охватывают области, не находящиеся под национальной юрисдикцией;
  4. разработку планов в области обработки и удаления фекалий, уделяя при этом должное внимание разработке и применению соответствующих технологий и выделению ресурсов для их осуществления.

b) Данные и информация

21.31. Двумя важнейшими элементами, имеющими чрезвычайно большое значение для борьбы со связанным с отходами загрязнением, являются установление стандартов и мониторинг. Ниже приводятся конкретные мероприятия, которые могли бы быть осуществлены в этом направлении такими международными органами, как Центр Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат), Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде и Всемирная организация здравоохранения:

  1. сбор и анализ научных данных о воздействии связанного с отходами загрязнения на окружающую среду с целью выработки и распространения рекомендуемых научных критериев и руководящих принципов экологически безопасного удаления твердых отходов;
  2. рекомендация в отношении установления национальных и, в соответствующих случаях, местных норм качества окружающей среды, основанных на научных критериях и руководящих принципах;
  3. включение в программы технического сотрудничества и соглашения положений об оборудовании для проведения мониторинга и необходимой для его использования подготовке кадров;
  4. создание информационного координационного центра, располагающего на региональном, национальном и местном уровнях обширными сетями по сбору и распространению информации по всем аспектам обработки и удаления отходов, включая их безопасное удаление.

с) Международное и региональное сотрудничество и координация

21.32. Государствам на основе двустороннего и многостороннего сотрудничества, в том числе в рамках Организации Объединенных Наций и других соответствующих международных организаций, при необходимости, следует:

  1. определить, разработать и согласовать методологии и принципы безопасного с точки зрения окружающей среды и здоровья человека удаления отходов;
  2. изучать происходящие изменения и следить за ними, а также распространять информацию об эффективности методов и подходов к безопасному удалению отходов, а также о способах обеспечения их применения в странах.
Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

21.33. Программы по безопасному удалению отходов имеют значение как для развитых, так и для развивающихся стран. В развитых странах основная задача состоит в усовершенствовании установок в целях удовлетворения более высоких критериев качества окружающей среды, в то время как в развивающихся странах главная цель - это осуществление значительных капиталовложений в строительство новых очистных сооружений.

21.34. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программной области в развивающихся странах составит около 15 млрд. долл. США, включая примерно 3,4 млрд. долл. США, предоставляемых международным сообществом на безвозмездной или льготной основе. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любое предоставление средств на коммерческих условиях, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Научно-технические средства

21.35. Выработка научных принципов и проведение исследований по различным аспектам борьбы со связанным с отходами загрязнением имеет чрезвычайно большое значение для достижения целей этой программы. Правительствам, муниципалитетам и местным органам управления в сотрудничестве с международным сообществом следует:

  1. подготовить руководящие принципы и технические доклады по таким вопросам, как увязка планирования землепользования в населенных пунктах с удалением отходов, критерии и стандарты качества окружающей среды, возможные варианты обработки и безопасного удаления отходов, обработка промышленных отходов и операция по захоронению отходов;
  2. провести исследования по таким важным вопросам, как дешевые, не требующие сложного обслуживания системы очистки сточных вод; возможные варианты безопасного удаления осадка сточных вод; обработка промышленных отходов и ненаукоемкие экологически безопасные варианты удаления отходов;
  3. обеспечить в соответствии с условиями и положениямиглавы 34 (Передача экологически чистой технологии, сотрудничество и создание потенциала) передачу технологии процессов обработки промышленных отходов через двусторонние и многосторонние программы технического сотрудничества и в сотрудничестве с деловыми и промышленными кругами, включая, при необходимости, крупные и транснациональные корпорации;
  4. уделять основное внимание модернизации, эксплуатации и обслуживанию существующих сооружений и оказывать техническую помощь в деле совершенствования практики и методов обслуживания с последующим проектированием и строительством сооружений по обработке отходов;
  5. разработать программы, обеспечивающие максимальное разделение источников, а также безопасное удаление опасных компонентов городских твердых отходов;
  6. обеспечить осуществление капиталовложений и создание объектов по сбору отходов с одновременным предоставлением услуг в области водоснабжения и аналогичными параллельными капиталовложениями и созданием объектов по обработке отходов.

с) Развитие людских ресурсов

21.36. Для совершенствования нынешней практики обработки и удаления отходов, с тем чтобы она включала механизмы, обеспечивающие безопасные сбор и удаление отходов, необходимо принять меры с целью организации подготовки кадров. Правительствам в сотрудничестве с международными организациями следует осуществить следующие общие мероприятия:

  1. организовать в централизованном порядке и без отрыва от производства подготовку по вопросам борьбы с загрязнением, а также в области технологий обработки и удаления отходов и эксплуатации и обслуживания инфраструктуры удаления отходов. Следует создать программы по обмену специалистами между странами;
  2. организовать необходимую подготовку по вопросам мониторинга воздействия, оказываемого связанным с отходами загрязнением, и обеспечения борьбы с ним.

d) Создание потенциала

21.37. Проведение административных реформ и создание потенциала чрезвычайно необходимы, для того чтобы страны могли проводить количественную оценку воздействия, связанного с отходами загрязнения, и принимать меры по борьбе с ним. Мероприятия для достижения этой цели должны включать:

  1. создание и укрепление независимых органов по контролю за состоянием окружающей среды на национальном и местном уровнях. Международным организациям и донорам следует оказывать помощь, необходимую для повышения квалификации соответствующих специалистов, и предоставлять оборудование;
  2. предоставление учреждениям по борьбе с загрязнением необходимых юридических полномочий и финансовых ресурсов для эффективного осуществления ими своих функций.
D. Расширение охвата операций, связанных с отходами
Основа для деятельности

21.38. К концу нынешнего столетия более 2,0 млрд. людей будет лишено доступа к базовым услугам в области санитарии, а, согласно оценкам, половина городского населения в развивающихся странах не будет охвачена надлежащими услугами, связанными с удалением твердых отходов. Ежегодно в результате вызываемых отходами болезней умирает 5,2 млн. людей, включая 4 млн. детей в возрасте до пяти лет. Особенно страдает от этого городская беднота. Последствия ненадлежащего удаления отходов на здоровье человека и состояние окружающей среды сказываются даже за пределами населенных пунктов, где отсутствуют соответствующие службы, и приводят к заражению и загрязнению вод, почвы и воздуха на более значительной площади. Для обеспечения борьбы с этой формой загрязнения чрезвычайно большое значение имеют расширение и укрепление служб по сбору и безопасному удалению отходов.

Цели

21.39. Общая цель этой программы состоит в том, чтобы деятельность в области санитарно-профилактического и экологически безопасного сбора и удаления отходов охватывала все население. Правительствам в соответствии с имеющимися у них потенциалом и ресурсами и в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций и другими соответствующими организациями, по мере необходимости, следует:

  1. к 2000 году располагать техническим, финансовым потенциалом и людскими ресурсами, необходимыми для обеспечения соответствия между объемом услуг в области удаления отходов и существующими потребностями;
  2. к 2025 году обеспечить все городское население надлежащими услугами в области удаления отходов;
  3. к 2050 году обеспечить полный охват всех городских районов службами по удалению отходов, а всех сельских районов - службами санитарии.
Деятельность

а) Вопросы управления

21.40. Правительствам в соответствии с имеющимися у них потенциалом и ресурсами в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций и другими соответствующими организациями, по мере необходимости, следует:

  1. создать механизмы финансирования развития служб по обработке и удалению отходов в районах, где такие службы отсутствуют, включая соответствующие методы по созданию возможностей для получения доходов;
  2. применять, по мере возможности, принцип "загрязнитель платит" путем ведения сборов за обработку и удаление отходов в размерах, отражающих затраты на предоставление таких услуг и обеспечивающих, чтобы источники образования отходов выплачивали полную стоимость их экологически безопасного удаления;
  3. поощрять привлечение в официальном порядке общин к процессу планирования и осуществления деятельности по удалению твердых отходов.

b) Данные и информация

21.41. Правительствам в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций и международными организациями следует принимать следующие меры:

  1. разрабатывать и применять методологии мониторинга процесса образования отходов;
  2. вести сбор и анализ данных с целью установления контрольных показателей и наблюдения за прогрессом;
  3. предоставлять информацию для включения в глобальную информационную систему, основанную на существующих системах;
  4. расширять деятельность соответствующих информационных сетей с целью распространения среди целевой аудитории необходимой информации о применении новых и дешевых альтернативных вариантов в области удаления отходов.

с) Международное и региональное сотрудничество и координация

21.42. Как в рамках Организации Объединенных Наций, так и на двустороннем уровне существует много программ, цель которых состоит в предоставлении услуг в области водоснабжения и санитарии населению, которое не имеет доступа к таким услугам. Глобальный форум Совета по вопросам сотрудничества в области водоснабжения и санитарии принимает в настоящее время меры по координации развития и обеспечению сотрудничества. Но, несмотря на это, необходимы дополнительные механизмы, которые бы способствовали ускорению процесса расширения охвата деятельности службы по удалению городских отходов, поскольку число бедняков, проживающих в городах и не имеющих доступа к этим услугам, постоянно возрастает, а проблема удаления твердых отходов приобретает все большие масштабы. Международному сообществу в целом и отдельным организациям системы Организации Объединенных Наций в частности следует:

  1. начать после проведения Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию осуществление Программы по развитию инфраструктуры и охране окружающей среды в населенных пунктах с целью координации деятельности всех организаций системы Организации Объединенных Наций, занимающихся этими вопросами, и предусмотреть в рамках этой Программы создание координационного центра для распространения информации по всем вопросам, связанным с удалением отходов;
  2. следить за прогрессом, достигнутым в деле предоставления услуг в области удаления отходов тем, кто не имеет к ним доступа, и представлять по этому вопросу периодические доклады;
  3. анализировать эффективность методов и подходов к расширению охвата этих услуг и осуществлять поиск новых способов ускорения этого процесса.
Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

21.43. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программной области составит около 7,5 млрд. долл. США, включая примерно 2,6 млрд. долл. США, предоставляемых международным сообществом на безвозмездной или льготной основе. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любое предоставление средств на коммерческих условиях, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Научно-технические средства

21.44. Правительствам и учреждениям следует вместе с неправительственными организациями и в сотрудничестве с соответствующими организациями системы Организации Объединенных Наций начать осуществлять в различных регионах развивающихся стран программы по обеспечению предоставления услуг в области удаления отходов населению, которое не имеет к ним доступа. Эти программы должны по возможности основываться на осуществляемых или планируемых мероприятиях и обеспечивать их переориентацию.

21.45. Расширению охвата связанных с отходами операций могли бы способствовать изменения в политике, проводимой на национальном и местном уровнях. Эти изменения должны, в частности, заключаться в следующем:

  1. полном признании и использовании целого ряда недорогостоящих вариантов обработки и удаления отходов, включая, при необходимости, их институционализацию и включение в кодексы практики и регулирующие положения;
  2. осуществлении в качестве первоочередной задачи мер по обеспечению услугами в области обработки и удаления отходов всех населенных пунктов, по мере возможности и необходимости, независимо от их правового статуса, с уделением должного внимания удовлетворению потребностей населения, не имеющего доступа к этим услугам, особенно городской бедноты;
  3. увязке мер по организации и эксплуатации служб по обработке и удалению отходов с деятельностью, касающейся других основных служб, например служб водоснабжения и отвода ливневых вод.

21.46. Можно было бы расширить научно-исследовательскую деятельность. Странам в сотрудничестве с соответствующими международными организациями и неправительственными организациями следует, например:

  1. найти решения и изыскать оборудование для обработки и удаления отходов в районах с высокой плотностью населения и на малых островах. В частности, существует необходимость в создании соответствующих систем хранения и сбора мусора и недорогостоящих и гигиеничных систем удаления фекалий;
  2. подготовить и распространить руководящие принципы, тематические исследования, обзоры политики и технические доклады по соответствующим решениям и методам осуществления операций по обработке, и удалению отходов в не охваченных такими операциями районах с низким уровнем доходов населения;
  3. организовать кампании по обеспечению активного участия общин, включая женские и молодежные организации, в деятельности по обработке и удалению отходов, в частности, бытовых отходов;
  4. поощрять обмен соответствующими технологиями между странами, особенно технологиями, которые могли бы использоваться в населенных пунктах с высокой плотностью застройки.

с) Развитие людских ресурсов

21.47. Международным организациям, а также национальным правительствам и местным органам управления следует в сотрудничестве с неправительственными организациями обеспечить целенаправленную подготовку специалистов по вопросам применения недорогостоящих вариантов сбора и удаления отходов, а также методов их планирования и реализации. Частью такой деятельности по подготовке кадров могли бы стать программы обмена специалистами между развивающимися странами. Особое внимание следует уделять повышению статуса и квалификации руководящих работников служб по обработке и удалению отходов.

21.48. Наиболее весомые результаты с точки зрения повышения эффективности операций по обработке и удалению отходов могут быть, вероятно, достигнуты путем совершенствования методов управления. Организации Объединенных Наций, международным организациям и финансовым учреждениям следует в сотрудничестве с национальными правительствами и местными органами управления разработать и внедрить управленческие информационные системы, которые будут использоваться для ведения муниципальной отчетности и бухгалтерского учета, а также проведения оценки эффективности.

d) Создание потенциала

21.49. Правительствам, учреждениям и неправительственным организациям в сотрудничестве с соответствующими организациями системы Организации Объединенных Наций следует создать потенциал, необходимый для осуществления программ по обеспечению услугами в области сбора и удаления отходов населения, которое не имеет доступа к таким услугам. Некоторые мероприятия в рамках этой программы заключаются в следующем:

  1. создании в рамках действующих институциональных механизмов специального подразделения, которое будет заниматься вопросами планирования и предоставления услуг бедным слоям населения, не имеющим доступа к таким услугам, а также обеспечивать их участие;
  2. внесении исправлений в существующие кодексы и регулирующие положения с целью использования всех имеющихся недорогих альтернативных технологий удаления отходов;
  3. создании организационного потенциала и разработке процедур для планирования и предоставления услуг.
Предидущий документ Повестка Дня на XXI век Следующий документ
Ищу друга
[Начало] [Законодательство] [Методические материалы] [Экологические организации] [Образование] [Ссылки] [Мнение народа] [Структура сервера] [Наши координаты]
© EcoLife 2001 [webmaster@ecolife.org.ua]