Общественный экологический Internet-проект EcoLife
[Начало] [Законодательство] [Методические материалы] [Экологические организации] [Образование] [Ссылки] [Мнение народа] [Структура сервера] [Наши координаты]
Образование
Предидущий документ Повестка Дня на XXI век Следующий документ

Глава 19. Экологически безопасное управление использованием токсичных химических веществ, включая предотвращение незаконного международного оборота токсичных и опасных продуктов
Введение

19.1. Интенсивное использование химических веществ необходимо для решения социальных и экономических задач мирового сообщества, и современная передовая практика показывает, что они могут широко применяться при достаточной рентабельности и высокой степени безопасности. Тем не менее еще многое предстоит сделать для того, чтобы экологически безопасное управление использованием токсичных химических веществ стало неотъемлемой частью принципов устойчивого развития и повышения качества жизни населения Земли. Две крупные проблемы, стоящие в первую очередь перед развивающимися странами, заключаются в

  1. отсутствии достаточной научной информации для оценки степени опасности значительного числа химических веществ и
  2. нехватке ресурсов, необходимых для проведения оценки химических веществ, по которым имеются соответствующие данные.

19.2. В последнее время в некоторых наиболее крупных промышленных районах мира продолжает наблюдаться значительное химическое загрязнение, наносящее серьезный ущерб здоровью людей, генофонду и исходу родов, а также окружающей среде. Для восстановления нормальной экологической обстановки потребуются большие капиталовложения и разработка новых методов. Суть долгосрочных последствий загрязнения, затрагивающих даже фундаментальные химические и физические процессы в атмосфере и климатической системе Земли, стала осознаваться лишь в последнее время, и лишь недавно стали признавать важное значение этих последствий.

19.3. Вопросами химической безопасности занимается значительное число международных органов. Во многих странах созданы программы работы, направленные на обеспечение химической безопасности. Такая работа имеет международное значение, поскольку национальные границы не являются препятствием для потенциального химического загрязнения. Однако для обеспечения экологически безопасного управления использованием химических веществ требуется значительная активизация усилий как на национальном, так и на международном уровне.

19.4. Предлагается шесть программных областей:

  1. расширение и ускорение работ по международной оценке опасностей, связанных с химическими веществами;
  2. согласование деятельности по классификации и маркировке химических веществ;
  3. обмен информацией о токсичных химических веществах и связанных с ними опасностях;
  4. разработка программ уменьшения опасности;
  5. укрепление национального потенциала и потенциала в деле управления использованием химических веществ;
  6. предотвращение незаконного международного оборота токсичных и опасных продуктов.

Кроме того, в коротком заключительномподразделе G говорится о расширении сотрудничества в ряде программных областей.

19.5. Общей чертой указанных шести программных областей является то, что их успешная реализация зависит от активной работы на международном уровне, улучшения координации текущих международных мероприятий и выявления и использования соответствующих технических, научных, учебных и финансовых средств, в частности в интересах развивающихся стран. Эти программные области в той или иной степени предполагают оценку потенциального вреда (основанную на изначальных свойствах химических веществ), оценку степени опасности (включая оценку возможного воздействия), оценку приемлемости и регулирование степени опасности.

19.6. Сотрудничество в области химической безопасности между Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП), Международной организации труда (МОТ) и Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в рамках Международной программы по химической безопасности (МПХБ) должно составлять основу международного сотрудничества в области экологически безопасного управления использованием токсичных химических веществ. Необходимо приложить все усилия для укрепления этой программы. Следует содействовать развитию сотрудничества с другими программами, как, например, программы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейского сообщества (ЕС) в области химических веществ и другие региональные и государственные программы в этой области.

19.7. Необходимо и впредь содействовать улучшению координации деятельности организаций системы Организации Объединенных Наций и других международных организаций, занимающихся вопросами оценки и использования химических веществ. В рамках МПХБ по инициативе Директора-исполнителя ЮНЕП в декабре 1991 года в Лондоне было созвано межправительственное совещание для дальнейшего изучения этого вопросам (см. пункты 19.75 и 19.76).

19.8. Одним из необходимых условий обеспечения химической безопасности является максимально широкая осведомленность об опасностях, связанных с химическими веществами. В этой связи должен быть признан принцип, закрепляющий право общественности и рабочих на получение информации об этих опасностях. Однако наряду с правом на получение информации об опасных веществах должно существовать и право промышленности на неразглашение конфиденциальной рабочей информации. (Под промышленностью, о которой идет речь в настоящей главе, подразумеваются крупные промышленные предприятия и транснациональные корпорации, а также национальные предприятия.) Следует развивать и поощрять инициативу промышленности, направленную на обеспечение ответственного отношения и осуществление контроля за продукцией. Промышленности следует применять надлежащие производственные нормы во всех странах, с тем чтобы избежать нанесения ущерба здоровью людей и окружающей среде.

19.9. Международная общественность обеспокоена тем, что часть международной перевозки токсичных и опасных продуктов осуществляется в нарушение действующего национального законодательства и международно-правовых документов и в ущерб окружающей среде и здоровью людей во всех странах, особенно развивающихся.

19.10. В своей резолюции 44/226 от 22 декабря 1989 года Генеральная Ассамблея просила все региональные комиссии в рамках имеющихся ресурсов вносить свой вклад в предотвращение незаконного оборота токсичных и опасных продуктов и отходов путем мониторинга и проведения региональных оценок этого незаконного оборота и его влияния на окружающую среду и здоровье. Кроме того, Ассамблея просила региональные комиссии взаимодействовать между собой и сотрудничать с Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде в целях обеспечения эффективного и согласованного мониторинга и оценки незаконного оборота токсичных и опасных продуктов и отходов.

Программные области
А. Расширение и ускорение процесса проведения международной оценки опасностей, связанных с химическими веществами
Основа для деятельности

19.11. Оценка опасности, которую может представлять какое-либо химическое вещество для здоровья людей и окружающей среды, является одним из необходимых условий для планирования его безопасного и полезного применения. Из примерно 100 000 химических веществ, находящихся в коммерческом обороте, и тысяч веществ природного происхождения, с которыми сталкиваются люди, многие встречаются в качестве загрязняющих и заражающих веществ в пищевых продуктах, промышленных товарах и в различных природных средах. К счастью, опасность подвергнуться воздействию большинства химических веществ (более 95 процентов общемирового производства приходится примерно на 1500 химических веществ) является довольно ограниченной, поскольку они используются в очень малых количествах. Однако одна из серьезных проблем заключается в том, что даже по тем многочисленным химическим веществам, которые производятся в больших объемах, зачастую отсутствуют необходимые данные для оценки степени их опасности. В рамках программы ОЭСР по химическим веществам в настоящее время производится сбор данных по ряду химических веществ.

19.12. Для оценки степени опасности требуются значительные ресурсы, и эффективность затрат при ее проведении может быть обеспечена путем усиления международного сотрудничества и улучшения координации, что позволит оптимально использовать имеющиеся ресурсы и избегать ненужного дублирования усилий. Вместе с тем в каждой стране должна иметься "критическая масса" специалистов, имеющих опыт в исследовании веществ на токсичность и анализе их воздействия - двух важных компонентов оценки степени опасности.

Цели

19.13. Целями данной программной области являются:

  1. совершенствование международной оценки степени опасности. С использованием существующих критериев отбора и оценки к 2000 году должна быть произведена оценка нескольких сот приоритетных химических веществ или групп химических веществ, включая основные загрязняющие и заражающие вещества, имеющие глобальное значение;
  2. выработка руководящих принципов в отношении допустимого воздействия для большего числа токсичных химических веществ на основе экспертной оценки и единого научного мнения; при этом следует проводить различие между предельными уровнями воздействия на здоровье человека и окружающую среду и уровнями, связанными с социально-экономическими факторами.
Деятельность

а) Вопросы управления

19.14. Правительствам, действуя в сотрудничестве с соответствующими международными организациями и промышленностью, когда это представляется целесообразным, следует:

  1. укреплять и расширять программы в области оценки степени опасности, связанной с использованием химических веществ, в рамках системы, действующей в Организации системы МПХБ (ЮНЕП, МОТ, ВОЗ) и в Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) совместно с другими организациями, включая Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), на основе согласованного подхода к обеспечению качества данных, применению критериев оценки, экспертной оценки и связи с деятельностью по регулированию степени опасности с учетом мер предосторожности;
  2. содействовать развитию механизмов расширения сотрудничества между правительствами, промышленностью, научными кругами и соответствующими неправительственными организациями, занимающимися различными аспектами оценки степени опасности химических веществ и связанных с ними процессов, в частности способствуя проведению и осуществляя координацию исследований, призванных обеспечить более глубокое понимание механизмов действия токсичных химических веществ;
  3. содействовать разработке странами процедур обмена с другими странами докладами об оценке химических веществ для их использования в рамках национальных программ в области оценки химических веществ.

b) Данные и информация

19.15. Правительствам, действуя в сотрудничестве с соответствующими международными организациями и промышленностью, когда это представляется целесообразным, следует:

  1. уделять первостепенное внимание оценке потенциального вреда химических веществ, т.е. присущих им свойств, в качестве соответствующей основы для оценки степени опасности;
  2. подготовить данные, необходимые для оценки, основываясь, в частности, на программах МПХБ (ЮНЕП, ВОЗ, МОТ), ФАО, ОЭСР и ЕС и на существующих программах других регионов и правительств. Необходимо также обеспечить активное участие промышленности.

19.16. Необходимо, чтобы промышленность предоставила данные о производимых веществах, которые нужны для непосредственной оценки потенциальной опасности для здоровья человека и окружающей среды. Такие данные следует предоставлять соответствующим национальным компетентным учреждениям и международным органам, занимающимся оценкой опасности и риска, и, по возможности, - широкой общественности, не забывая при этом о соблюдении вполне правомерных требований конфиденциальности.

с) Международное и региональное сотрудничество и координация

19.17. Правительствам, действуя в сотрудничестве с соответствующими международными организациями и промышленностью, когда это представляется целесообразным, следует:

  1. разработать критерии для определения приоритетных химических веществ, вызывающих всеобщую обеспокоенность, с целью проведения их оценки;
  2. провести обзор стратегий оценки возможного воздействия и мониторинга окружающей среды в целях оптимального использования имеющихся ресурсов, обеспечения сопоставимости данных и содействия принятию согласованных национальных и международных стратегий в области оценки возможного воздействия.
Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

19.18. Сбор большей части данных и разработка методов оценки опасности, связанной с химическими веществами, производится в развитых странах, и расширение и ускорение деятельности по оценке вызовет необходимость значительного увеличения объема связанных с безопасностью исследований и испытаний в промышленности и в исследовательских учреждениях. Прогнозы расходов учитывают необходимость укрепления потенциала соответствующих органов Организации Объединенных Наций и основываются на опыте осуществления МПХБ. Следует отметить, что не учитывается значительный объем расходов, которые зачастую невозможно определить в количественном отношении. К их числу относятся расходы промышленности и правительств по сбору данных о безопасности, лежащих в основе оценок, и расходы правительств по подготовке справочных документов и проектов заявлений об оценке для МПХБ, Международного регистра потенциально токсичных химических веществ (МРПТХВ) и ОЭСР. Они также включают расходы, связанные с ускорением работы в таких не входящих в систему Организации Объединенных Наций органах, как ОЭСР и ЕС.

19.19. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 30 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом безвозмездно или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактический объем расходов и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Научные и технические средства

19.20. Будет необходимо осуществить значительный объем исследований в целях улучшения методов оценки химических веществ в интересах разработки общей основы для оценки степени опасности и в целях совершенствования процедур использования токсикологических и эпидемиологических данных для прогнозирования влияния химических веществ на здоровье людей и окружающую среду, с тем чтобы руководящие органы могли осуществлять соответствующую политику и меры по снижению опасности, связанной с химическими веществами.

19.21. Деятельность включает:

  1. расширение исследований, касающихся безопасных альтернатив токсичным химическим веществам, которые представляют чрезмерно большую или же не поддающуюся регулированию опасность для окружающей среды и здоровья людей, и веществам, являющимся токсичными, стойкими, способными к накоплению в живых тканях и не поддающимся должному контролю;
  2. содействие изучению и введению в практику методов, альтернативных методикам, в которых используются подопытные животные, что позволит ограничить использование животных для экспериментальных целей;
  3. содействие проведению соответствующих эпидемиологических исследований для установления причинно-следственных связей между воздействием химических веществ и распространением некоторых заболеваний;
  4. содействие проведению экотоксикологических исследований для оценки опасности химических веществ для окружающей среды.

с) Развитие людских ресурсов

19.22. Международным организациям при участии правительств и неправительственных организаций следует приступить к осуществлению проектов в области профессиональной подготовки и образования, охватывающих женщин и детей, находящихся в наиболее опасном положении, с тем чтобы страны, особенно развивающиеся, могли в максимальной степени использовать на национальном уровне международные оценки опасностей, связанных с химическими веществами.

d) Создание потенциала

19.23. Международным организациям, основываясь на проводившейся в прошлом, а также текущей и будущей оценочной деятельности, следует оказывать поддержку странам, особенно развивающимся, в создании и укреплении возможностей по оценке опасности на национальном и региональном уровнях с целью сведения к минимуму и, по возможности, контролирования и предупреждения опасности, связанной с производством и использованием токсичных и опасных химических веществ. Следует осуществлять техническое сотрудничество и оказывать финансовую поддержку и иное содействие деятельности, направленной на расширение и ускорение национальной и международной оценки опасности, связанной с химическими веществами, в целях выбора наилучших химических веществ.

В. Согласование классификации и маркировки химических веществ
Основа для деятельности

19.24. Надлежащая маркировка химических веществ и распространение документов с данными о безопасности, таких, как МКХБ (международные карточки химической безопасности), и аналогичных печатных материалов на основе оценки их опасности для здоровья людей и окружающей среды являются наиболее простым и эффективным путем для указания того, каким образом можно безопасно обращаться с химическими веществами и использовать их.

19.25. Для безопасной перевозки опасных грузов, включая химические вещества, в настоящее время используется комплексная схема, разработанная в рамках системы Организации Объединенных Наций. В этой схеме в основном учитываются наиболее серьезные опасности, связанные с химическими веществами.

19.26. На мировом уровне пока еще отсутствуют согласованные системы классификации опасностей и маркировки, способствующие безопасному применению химических веществ, в частности, на производстве или в быту и т.д. Классификация химических веществ может использоваться для различных целей и имеет особо важное значение для создания систем маркировки. Опираясь на результаты текущей работы, необходимо разработать согласованные системы классификации опасностей и маркировки.

Цели

19.27. К 2000 году, по возможности, следует создать согласованную на международном уровне классификацию опасностей и совместимую систему маркировки, включающую материалы с данными о безопасности и понятные обозначения.

Деятельность

а) Вопросы управления

19.28. Правительствам, действуя в сотрудничестве с соответствующими международными организациями и промышленностью, когда это представляется целесообразным, следует приступить к осуществлению проекта в целях определения и разработки согласованной классификации и совместимой системы маркировки для химических веществ для ее использования на всех языках Организации Объединенных Наций, включая необходимые пиктограммы. Такая система маркировки не должна приводить к установлению неоправданных барьеров в торговле. Эта новая система должна в максимально возможной степени основываться на существующих системах; ее следует разрабатывать поэтапно, помня о необходимости обеспечения ее совместимости с маркировкой, используемой в различных областях.

b) Данные и информация

19.29. Международным органам, в том числе МПХБ (ЮНЕП, МОТ и ВОЗ), ФАО, Международной морской организации (ИМО), Комитету экспертов Организации Объединенных Наций по перевозке опасных грузов и ОЭСР, в сотрудничестве с региональными и национальными органами, имеющими действующие системы классификации и маркировки и другие системы распространения информации, следует создать координационную группу для:

  1. оценки и, при необходимости, изучения существующих систем классификации опасностей и информирования о них в интересах выработки общих принципов создания системы, согласованной на международном уровне;
  2. разработки и осуществления плана работ по созданию системы классификации опасностей, согласованной на международном уровне. В этом плане должны быть описаны задачи, которые надлежит выполнить, установлены сроки для их выполнения и распределены поручения между членами координационной группы;
  3. разработки согласованной системы классификации опасностей;
  4. подготовки предложений по стандартизации терминологии и обозначений, указывающих на характер опасности, для совершенствования мер по снижению опасности химических веществ и упрощения международной торговли и облегчения процедуры перевода соответствующей информации на язык конечного пользователя;
  5. разработки согласованной системы маркировки.
Средства осуществления

а) Финансирование и исчисление расходов

19.30. Секретариат Конференции включил расходы на техническую помощь, связанные с этой программой, в смету приведенную впрограммной области Е. По его оценке, среднегодовая общая сумма расходов (1993-2000 годы) на укрепление международных организаций составит около 3 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом безвозмездно или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактический объем расходов и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Развитие людских ресурсов

19.31. Правительствам, учреждениям и неправительственным организациям в сотрудничестве с соответствующими организациями и программами Организации Объединенных Наций следует начать проведение учебных курсов и информационных кампаний для облегчения понимания и использования новой согласованной классификации и совместимой системы маркировки химических веществ.

с) Создание потенциала

19.32. При укреплении национального потенциала в управлении использованием химических веществ, включая разработку и внедрение новых систем классификации и маркировки и переход на эти системы, необходимо следить за тем, чтобы при этом не создавались торговые барьеры, и в полной мере учитывать тот факт, что значительное число стран, особенно развивающихся, имеют ограниченные возможности и ресурсы для внедрения таких систем.

С. Обмен информацией о токсичных химических веществах и связанных с ними опасностях
Основа для деятельности

19.33. Указанные ниже мероприятия, касающиеся обмена информацией о выгодах, а также опасностях, связанных с использованием химических веществ, направлены на совершенствование рационального управления использованием химических веществ путем обмена научной, технической, экономической и правовой информацией.

19.34. "Лондонские руководящие принципы обмена информацией о химических веществах в международной торговле" - это свод руководящих принципов, принятых правительствами в целях повышения химической безопасности путем обмена информацией о химических веществах. В Руководящие принципы были включены специальные положения в отношении обмена информацией о химических веществах, использование которых запрещено или строго ограничено.

19.35. Вызывает обеспокоенность экспорт в развивающиеся страны химических веществ, которые были запрещены в странах-производителях или использование которых в ряде промышленно развитых стран было строго ограничено, поскольку некоторые импортирующие страны не имеют возможности обеспечить безопасное использование из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей контроль за импортом, распространением, хранением, составом и удалением химических веществ.

19.36. Для решения этого вопроса в 1989 году в Лондонские руководящие принципы (ЮНЕП) и в Международный кодекс поведения в области распределения и использования пестицидов (ФАО) были включены положения о процедурах предварительного обоснованного согласия (ПОС). Кроме того, было начато осуществление совместной программы ФАО/ЮНЕП по применению процедур ПОС в отношении химических веществ, включая выбор химических веществ, которые должны охватываться такими процедурами, и подготовку методических документов для принятия решений, касающихся ПОС. В конвенции МОТ по химическим веществам предусматривается обмен информацией между экспортирующими и импортирующими странами в тех случаях, когда опасные химические вещества запрещаются по соображениям безопасности и в связи с необходимостью охраны здоровья на производстве. В рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) велись переговоры в целях принятия имеющего обязательную силу документа по продуктам, запрещенным или строго ограничиваемым на внутреннем рынке. Кроме того, как указывается в решении, приведенном в документе С/М/251, Совет ГАТТ постановил продлить мандат рабочей группы на трехмесячный период начиная с даты следующего заседания группы и уполномочил Председателя провести консультации относительно сроков проведения этого заседания.

19.37. Несмотря на важность процедуры ПОС, необходим обмен информацией о всех химических веществах.

Цели

19.38. Целями данной программной области являются:

  1. содействие активизации обмена информацией по вопросам химической безопасности, использования химических веществ и выбросов между всеми заинтересованными сторонами;
  2. обеспечение к 2000 году, по мере возможности, полноценного участия в применении процедуры ПОС и внедрения в практику этой процедуры, содержащейся в Лондонских руководящих принципах с внесенными в них поправками и в Международном кодексе поведения ФАО, включая возможность ее обязательного применения на основании документов, имеющих обязательную юридическую силу, с учетом накопленного опыта применения процедуры ПОС.
Деятельность

а) Вопросы управления

19.39. Правительствам и соответствующим международным организациям в сотрудничестве с промышленностью следует:

  1. укреплять национальные учреждения, ответственные за обмен информацией о токсичных химических веществах, и содействовать созданию национальных центров, где таковые отсутствуют;
  2. укреплять международные учреждения и сети, такие, как МРПТХВ, занимающиеся обменом информацией о токсичных химических веществах;
  3. предоставлять техническую помощь и информацию другим странам, особенно странам, ощущающим нехватку технических специалистов, включая профессиональную подготовку по вопросам интерпретации соответствующих технических данных, как, например, документы по определению критериев санитарного состояния окружающей среды, руководящие принципы в области здравоохранения и безопасности и международные карточки химической безопасности (опубликованные МПХБ); монографии по оценке опасности канцерогенного воздействия химических веществ на человека (опубликованные Международным агентством по исследованиям в области раковых заболеваний (МАИР); и методические документы для принятия решений (предоставляемые в рамках совместной программы ФАО/ЮНЕП по ПОС), а также материалы, предоставляемые промышленностью и другими источниками;
  4. внедрить процедуры ПОС в максимально короткие сроки и, основываясь на накопленном опыте, предложить соответствующим международным организациям, в частности, таким, как ЮНЕП, ГАТТ, ФАО и ВОЗ, в соответствующих сферах их компетенции рассмотреть возможность ускорения работы по подготовке документов, имеющих обязательную юридическую силу.

b) Данные и информация

19.40. Правительствам и соответствующим международным организациям в сотрудничестве с промышленностью следует:

  1. оказывать помощь в создании национальных информационных систем по химическим веществам в развивающихся странах и совершенствовать доступ к существующим международным системам;
  2. совершенствовать базы данных и информационные системы по токсичным химическим веществам, в частности программы по кадастрам выбросов, путем обеспечения подготовки кадров по вопросам пользования этими системами, а также предоставления программного и технического обеспечения и других средств;
  3. представлять сведения и информацию о химических веществах, использование которых строго ограничено или запрещено, стран-импортеров, с тем чтобы позволить последним обосновывать и принимать решения об осуществлении импорта этих химических веществ и методах обращения с ними и обеспечить совместную ответственность странами-импортеров и экспортеров в области торговли химическими веществами;
  4. предоставлять данные, необходимые для оценки опасностей для здоровья людей и окружающей среды, связанных с возможными заменами химических веществ, использование которых запрещено или строго ограничено, альтернативными веществами.

19.41. Организациям системы Организации Объединенных Наций следует обеспечить максимально возможное распространение всех международных информационных материалов по токсичным химическим веществам на всех официальных языках Организации Объединенных Наций.

с) Международное и региональное сотрудничество и координация

19.42. Правительствам и соответствующим международным организациям следует взаимодействовать в создании, в сотрудничестве с промышленностью, укреплении и расширении сети национальных учреждений, отвечающих за обмен информацией о химических веществах, и организовать программу технического обмена для подготовки основного состава специалистов в каждой участвующей стране.

Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

19.43. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 10 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом безвозмездно или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактический объем расходов и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

D. Создание программ по снижению степени опасности
Основа для деятельности

19.44. Нередко существуют продукты, альтернативные используемым в настоящее время токсичным химическим веществам. Таким образом, снижения степени опасности иногда можно добиться за счет перехода к использованию других химических веществ или даже нехимических методов. Классический пример уменьшения опасности связан с заменой вредных веществ безвредными или менее вредными. Разработка методов борьбы с загрязнением и установление соответствующих норм содержания химических веществ в каждой экологической среде, включая пищевые продукты, воду и потребительские товары, являются еще одним примером мер по уменьшению опасности. В более широком контексте снижение степени опасности предполагает осуществление широкомасштабных усилий по уменьшению опасности токсичных химических веществ с учетом всего их "жизненного цикла". Такие усилия могли бы охватывать меры как регламентирующего, так и нерегламентирующего характера, включая, в частности, пропаганду использования более чистых продуктов и технологий, методы и программы борьбы с загрязнением, составление кадастров выбросов, маркировку продуктов, установление ограничений на использование, экономические стимулы, методы безопасной обработки и положения о нормах допустимого воздействия, постепенное прекращение использования или запрещения химических веществ, которые создают неоправданную или неустранимую опасность для здоровья человека и состояния окружающей среды, а также химических веществ, которые являются токсичными, стойкими и способными накапливаться в организме и использование которых не поддается адекватному контролю.

19.45. В области сельского хозяйства один из путей снижения степени опасности заключается в обеспечении комплексного подхода к борьбе с вредителями, включая биологические методы борьбы в качестве альтернативы использованию токсичных пестицидов.

19.46. Другие направления деятельности по уменьшению степени опасности включают предупреждение химических аварий, предупреждение отравления химическими веществами и осуществление токсикологического контроля, а также координацию работ по очистке и восстановлению районов, пострадавших в результате воздействия токсичных химических веществ.

19.47. Совет ОЭСР принял решение о том, что странам - членам ОЭСР следует создать или укрепить национальные программы по снижению степени опасности. Международный совет химических ассоциаций (МСХА) выдвинул инициативы в отношении ответственного обращения с продуктами и распоряжения ими, направленные на уменьшение химической опасности. Осуществляемая ЮНЕП программа обеспечения информированности и готовности на местном уровне на случай чрезвычайных ситуаций (АПЕЛЛ) предназначена для оказания содействия сотрудникам директивных органов и техническому персоналу в улучшении информированности общественности об опасных объектах и в подготовке планов реагирования. МОТ опубликовала кодекс практических мер по предотвращению крупномасштабных промышленных аварий и занимается подготовкой международного документа по предотвращению промышленных катастроф для последующего принятия в 1993 году.

Цели

19.48. Цель деятельности в этой программной области заключается в том, чтобы устранить неприемлемые или необоснованные риски и, руководствуясь соображениями экономической целесообразности, уменьшить опасность, создаваемую химическими веществами, путем применения комплексного подхода, включающего обширный перечень возможных мер по снижению степени опасности, и принятия мер предосторожности на основе комплексного анализа "жизненного цикла" химических веществ.

Деятельность

а) Вопросы управления

19.49. Правительствам в сотрудничестве, по мере необходимости, с соответствующими международными организациями и промышленностью следует:

  1. рассмотреть возможность принятия в соответствующих случаях политики, основанной на признанных принципах ответственности производителей, а также подходе, обеспечивающем принятие мер предосторожности и предотвращение загрязнения и осуществление контроля за использованием химических веществ на протяжении всего их "жизненного цикла", по отношению к регулированию обращения с химическими веществами, включая производство, торговлю, транспортировку, использование и удаление;
  2. провести согласованные мероприятия в целях уменьшения опасностей, связанных с токсичными химическими веществами, принимая во внимание весь "жизненный цикл" этих химических веществ. Эти мероприятия могли бы включать меры как регламентирующего, так и нерегламентирующего характера, включая, в частности, пропаганду использования более чистых продуктов и технологий; составление кадастров выбросов; маркировку продуктов; установление ограничений на использование; экономические стимулы; и постепенное прекращение использования или запрещение химических веществ, которые создают необоснованную или неустранимую угрозу для окружающей среды или здоровья человека и являются токсичными, устойчивыми и способными накапливаться в организме и использование которых не поддается адекватному контролю;
  3. принять политику и меры регламентирующего и нерегламентирующего характера в целях выявления и сведения к минимуму воздействия токсичных химических веществ на основе их замещения менее токсичными заменителями и в конечном итоге постепенного прекращения использования химических веществ, которые создают необоснованную или неустранимую угрозу для здоровья человека и окружающей среды, и химических веществ, которые являются токсичными, устойчивыми и способны накапливаться в организме и использование которых не поддается адекватному контролю;
  4. активизировать усилия по выявлению потребностей стран в установлении и применении стандартов с учетом Кодекса Алиментариус (Codex Alimentarius) ФАО/ВОЗ с целью свести к минимуму неблагоприятное влияние химических веществ, содержащихся в пищевых продуктах;
  5. разработать национальную политику и создать необходимый регулирующий механизм по предупреждению аварий, обеспечению готовности и реагированию, в частности, с помощью планирования землепользования, системы разрешений и требований в отношении представления информации об авариях, и использовать подготовленный ОЭСР и ЮНЕП международный указатель региональных центров по принятию мер в чрезвычайных ситуациях и программу АПЕЛЛ;
  6. содействовать созданию и укреплению, по мере необходимости, национальных центров по борьбе с отравлениям для обеспечения быстрого и адекватного диагностирования и лечения в случае отправления;
  7. снизить чрезмерную зависимость от использования агрохимикатов на основе внедрения альтернативных методов ведения сельского хозяйства, комплексной борьбы с вредителями и использования других соответствующих средств;
  8. потребовать от производителей, импортеров и других сторон, имеющих дело с токсичными химическими веществами, разработать процедуры принятия мер в чрезвычайных ситуациях и подготовить планы мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций для принятия на промышленных площадках и за их пределами;
  9. выявлять, оценивать, снижать и сводить к минимуму или устранять, насколько это практических возможно, с помощью экологически безопасных методов удаления опасности, связанные с хранением химических веществ с просроченным сроком использования.

19.50. Промышленность следует поощрять:

  1. разрабатывать в сотрудничестве с правительствами и компетентными международными организациями и соответствующими учреждениями системы Организации Объединенных Наций согласованный на международной основе кодекс принципов регулирования торговли химическими веществами, в котором признавалась бы, в частности, ответственность за предоставление информации о потенциальной опасности и методах экологически безопасного удаления химических веществ в случае, если они переходят в отходы;
  2. развивать применение производителями и изготовителями принципов "ответственного обращения" с химическими продуктами с учетом всего "жизненного цикла" таких продуктов;
  3. принять на добровольной основе базирующиеся на международных руководящих принципах программы, предусматривающие право общественности на получение информации, включая широкий доступ к информации о причинах аварийных и потенциальных выбросов и способах их предотвращения, а также предоставление - в отсутствие соответствующих нормативных требований принимающей страны - информации о годовом объеме текущих выбросов токсичных химических веществ в окружающую среду.

b) Данные и информация

19.51. Правительствам в сотрудничестве с соответствующими международными организациями и промышленностью, по мере необходимости, следует:

  1. содействовать обмену информацией о деятельности на национальном и региональном уровнях в целях снижения степени опасности, создаваемой химическими веществами;
  2. сотрудничать в разработке руководящих принципов по распространению информации об опасностях, связанных с использованием химических веществ, на национальном уровне с целью содействовать обмену информацией с общественностью и обеспечению осознанного отношения к опасностям.

с) Международное и региональное сотрудничество и координация

19.52. Правительствам в сотрудничестве с соответствующими международными организациями и промышленностью, по мере необходимости, следует:

  1. сотрудничать в целях разработки общих критериев для выявления химических веществ, которые могли бы стать объектом согласованной деятельности по снижению степени опасности;
  2. координировать совместную деятельность по снижению степени опасности;
  3. разработать руководящие принципы и политику в отношении сообщения производителями, импортерами и другими сторонами, имеющими дело с токсичными химическими веществами, информации о токсичности, опасности и мерах в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
  4. содействовать принятию крупными промышленными предприятиями, включая транснациональные корпорации и другие предприятия - где бы они не осуществляли свою деятельность, - политики, свидетельствующей об их твердой решимости в целях обеспечения экологически безопасного использования токсических химических веществ, применять эквивалентные или не менее строгие, чем в странах происхождения, нормы деятельности;
  5. поощрять и поддерживать разработку и внедрение на малых и средних предприятиях соответствующих процедур для уменьшения опасности при осуществлении ими своей деятельности;
  6. разработать меры и процедуры регламентирующего и нерегламентирующего характера, нацеленные на предотвращение экспорта химических веществ, которые запрещены, являются объектом строгих ограничений, изъяты или не утверждены по соображениям их влияния на здоровье человека и окружающую среду, за исключением тех случаев, когда на такой экспорт получено предварительное письменное согласие импортирующей страны или когда такой экспорт иным образом согласуется с процедурой ПОС;
  7. содействовать проведению на национальном и региональном уровнях работы по согласованию оценки пестицидов;
  8. содействовать применению и разработке механизмов обеспечения безопасного производства, регулирования и использования опасных материалов, разработке программ их замены, по мере возможности, более безопасными альтернативными продуктами;
  9. придать официальный статус сетям центров по принятию мер в чрезвычайных ситуациях;
  10. поощрять промышленность при содействии по линии международного сотрудничества к постепенному, по мере возможности, прекращению производства и ликвидации любых запрещенных химических веществ, еще имеющихся в запасе или еще используемых, экологически безопасным образом, включая безопасное повторное использование при условии получения одобрения и при наличии соответствующей возможности.
Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

19.53. Секретариат Конференции включил большую часть расходов, связанных с этой программой, в смету по программным областям А и Е. По его оценке, другие потребности, связанные с профессиональной подготовкой и укреплением центров действий в чрезвычайных ситуациях и центров токсикологического контроля, составят около 4 млн. долл. США в год, предоставляемых международным сообществом безвозмездно или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактический объем расходов и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Научные и технические средства

19.54. Правительствам в сотрудничестве с соответствующими международными организациями и программами следует:

  1. содействовать применению технологии, обеспечивающей сведение до минимума выброса и подверженность воздействию токсичных химических веществ во всех странах;
  2. проводить, по мере необходимости, в своих странах пересмотр списка пестицидов, разрешенных ранее на основе критериев, признаваемых сейчас недостаточными или устаревшими, и рассматривать возможность замены их другими методами борьбы с вредителями, особенно если речь идет о пестицидах, являющихся токсичными, устойчивыми и/или обладающих способностью накапливаться в организме.
Е. Расширение национальных возможностей и наращивание потенциала по управлению использованием химических веществ
Основа для деятельности

19.55. Во многих странах отсутствуют национальные системы, предназначенные для снижения степени опасности, связанной с химическими веществами. Большинство стран не располагает научными средствами сбора данных, свидетельствующих о неправильном обращении с химическими веществами и позволяющих судить о воздействии токсичных химических веществ на окружающую среду, поскольку обнаружение многих вызывающих осложнения химических веществ и систематическое отслеживание их оборота сопряжено с определенными трудностями. Потенциальную угрозу здоровью человека и состоянию окружающей среды в развивающихся странах несет также существенное расширение сферы новых видов использования химических веществ. В ряде располагающих соответствующими системами стран ощущается настоятельная необходимость в повышении их эффективности.

19.56. Основными элементами экологически обоснованного использования химических веществ в странах являются:

  1. надлежащее законодательство,
  2. сбор и распространение информации,
  3. возможности для оценки и интерпретации степени опасности,
  4. принятие политики, направленной на снижение степени опасности,
  5. возможности для применения и обеспечения соблюдения установленных норм,
  6. возможности для восстановления зараженных районов и реабилитации интоксицированных лиц,
  7. эффективные программы обучения и
  8. способность реагировать на чрезвычайные ситуации.

19.57. В связи с тем, что химические вещества используются в целом ряде секторов, относящихся к различным национальным министерствам, опыт свидетельствует о необходимости наличия координационного механизма.

Цели

19.58. К 2000 году во всех странах по возможности должны быть созданы национальные системы, обеспечивающие экологически обоснованное использование химических веществ, включая соответствующее законодательство и условия для его применения и обеспечения соблюдения установленных норм.

Деятельность

а) Вопросы управления

19.59. Правительствам по мере необходимости и в сотрудничестве с соответствующими межправительственными организациями, учреждениями и программами системы Организации Объединенных Наций следует:

  1. поощрять и поддерживать применение многодисциплинарных подходов к проблемам химической безопасности;
  2. изучить необходимость создания и укрепления по мере необходимости национального координационного механизма в целях обеспечения взаимодействия между всеми сторонами, связанными с деятельностью по обеспечению химической безопасности (включая такие секторы, как сельское хозяйство, окружающая среда, образование, промышленность, трудовые ресурсы, здравоохранение, транспорт, полиция, гражданская оборона, коммерческий сектор, исследовательские учреждения и центры токсикологического контроля);
  3. разработать организационные механизмы для обеспечения управления использованием химических веществ, включая эффективные средства осуществления;
  4. создавать и развивать или укреплять, по мере необходимости, сети центров по принятию мер в чрезвычайных ситуациях, включая центры токсикологического контроля;
  5. укреплять на национальном и местном уровнях возможности по обеспечению готовности и принятию мер в случае аварий с учетом программ АПЕЛЛ ЮНЕП и аналогичных программ действий по предупреждению аварий, обеспечению готовности на случай аварийных ситуаций и принятию мер по ликвидации последствий аварии, по мере необходимости, включая подготовку регулярно проверяемых и совершенствуемых планов действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
  6. разработать в сотрудничестве с промышленностью процедуры принятия мер в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, определив средства и оборудование, необходимые на предприятиях и установках для сведения к минимуму последствий аварий.

b) Данные и информация

19.60. Правительствам следует:

  1. проводить информационные кампании, включая программы распространения информации о запасах химических веществ, экологически более безопасных альтернативах и кадастрах выбросов, что также могло бы содействовать снижению степени опасности, в кругах широкой общественности с целью повышения степени информированности о проблемах химической безопасности;
  2. создавать совместно с МРПТХВ национальные реестры и базы данных, включая информацию по вопросам безопасности, по химическим веществам;
  3. обеспечивать получение на местах контрольных данных по токсичным химическим веществам, отличающимся высокой степенью воздействия на окружающую среду;
  4. сотрудничать, по мере возможности, с международными организациями в целях обеспечения эффективного наблюдения и контроля за связанной с токсичными химическими веществами деятельностью по их получению, производству, распределению, транспортировке и удалению, с тем чтобы способствовать осуществлению профилактических норм и мер предосторожности, а также обеспечить соблюдение правил безопасного управления их использованием и регулярное предоставление соответствующих данных.

с) Международное и региональное сотрудничество и координация

19.61. Правительствам в сотрудничестве с международными организациями, по мере необходимости, следует:

  1. подготовить там, где таковые еще отсутствуют, руководящие принципы со справочными и контрольными перечнями для принятия законодательства в области химической безопасности;
  2. оказывать странам, особенно развивающимся странам, помощь в разработке и дальнейшем укреплении национального законодательства и его осуществлении;
  3. рассмотреть возможность использования, по мере необходимости, программ, рассчитанных на удовлетворение права общественности на получение информации, или других программ распространения общественной информации в качестве инструмента, потенциально позволяющего добиться снижения уровня опасности. Соответствующим международным организациям, в частности ЮНЕП, ОЭСР, Европейской экономической комиссии (ЕЭК) и другим заинтересованным сторонам, следует рассмотреть возможность разработки руководящего документа по организации таких программ для использования заинтересованными правительствами. Такой документ должен создаваться с учетом опыта проделанной в связи с авариями работы и включать новые рекомендации в отношении кадастров токсичных выбросов и предоставлении информации об опасности. Такие рекомендации должны охватывать вопросы согласования требований, определений и элементов информации, что способствовало бы обеспечению единообразия и позволяло бы обмениваться данными на международной основе;
  4. на основе прошлой, нынешней и будущей работы по оценке опасности на международном уровне оказывать поддержку странам, особенно развивающимся странам, в создании и укреплении возможностей по оценке опасности на национальном и региональном уровнях с целью свести к минимуму и по возможности предупредить возникновение опасности при производстве и использовании токсичных и опасных химических веществ;
  5. содействовать осуществлению программы АПЕЛЛ ЮНЕП, и в частности использованию международного справочника центров по принятию мер в случае чрезвычайных ситуаций ОЭСР/ЮНЕП;
  6. сотрудничать со всеми странами, и особенно с развивающимися странами, в создании организационного механизма на национальном уровне и разработке соответствующих средств для обеспечения управления использованием химических веществ;
  7. организовать на всех уровнях производства и использования информационные курсы для персонала, занимающегося вопросами обеспечения химической безопасности;
  8. разработать механизмы, обеспечивающие максимально широкое использование в странах информации, имеющейся на международном уровне;
  9. предложить ЮНЕП обеспечивать пропаганду принципов предупреждения аварий, готовности на случай аварий и ликвидации их последствий для правительств, промышленности и общественности, основываясь на работе МОТ, ОЭСР и ЕЭК в этой области.
Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

19.62. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы в развивающихся странах составит около 600 млн. долл. США, включая 150 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом безвозмездно или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактический объем расходов и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Научные и технические средства

19.63. Международным организациям следует:

  1. содействовать организации и укреплению национальных лабораторий в целях обеспечения надлежащего национального контроля во всех странах за импортом, производством и использованием химических веществ;
  2. содействовать по мере возможности переводу подготовленных на международном уровне документов по вопросам химической безопасности на местные языки и оказывать поддержку осуществляемой на различных уровнях региональной деятельности, касающейся передачи технологии и обмена информацией.

с) Развитие людских ресурсов

19.64. Международным организациям следует:

  1. укреплять техническую подготовку специалистов для развивающихся стран по вопросам снижения степени опасности химических веществ;
  2. поощрять и усиливать поддержку исследовательской деятельности на местном уровне путем предоставления субсидий и стипендий для обучения в авторитетных исследовательских институтах, активно занимающихся вопросами, имеющими важное значение для программ химической безопасности.

19.65. Правительствам следует организовать в сотрудничестве с промышленностью и профсоюзами предназначенные для всех уровней учебные программы по вопросам управления использованием химических веществ, включая принятие мер в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Во всех странах в программы начального образования следует включать основные элементы принципов химической безопасности.

F. Предотвращение незаконного международного оборота токсичных и опасных продуктов

19.66. В настоящее время не существует глобального международного соглашения по обороту токсичных и опасных продуктов (токсичные и опасные продукты - это продукты, потребление или продажа которых запрещены, которые изъяты, строго ограничены или не утверждены правительствами по соображениям здравоохранения и охраны природы). Однако международная общественность обеспокоена тем, что незаконный международный оборот этих продуктов наносит ущерб здоровью людей и окружающей среде, особенно в развивающихся странах, что нашло отражение в резолюциях 42/183 и 44/226 Генеральной Ассамблеи. "Незаконный оборот" означает оборот, который осуществляется в нарушение законодательства страны или соответствующих международно-правовых документов. Эта обеспокоенность связана также с трансграничной перевозкой этих продуктов, осуществление которой не соответствует существующим международно признанным руководящим положениям и принципам. Деятельность в рамках этой программной области призвана способствовать выявлению и предупреждению такого оборота.

19.67. Для предупреждения незаконной трансграничной перевозки токсичных и опасных продуктов необходимо и далее укреплять международное и региональное сотрудничество. Кроме того, необходимо наращивать потенциал на национальном уровне в целях расширения возможностей в плане контроля и обеспечения соблюдения существующих норм, включая признание того, что, возможно, необходимо будет ввести соответствующие штрафные санкции в рамках действенной программы обеспечения соблюдения существующих норм. Достижению этих целей будут также способствовать и другие меры, предусмотренные в данной главе (например, в пункте 19.39d).

Цели

19.68. Целями данной программы являются:

а) укрепление национального потенциала в области выявления и пресечения любых незаконных попыток ввоза токсичных и опасных продуктов на территорию любого государства в нарушение национального законодательства и соответствующих международных правовых документов;

b) оказание содействия всем странам, особенно развивающимся странам, в получении всей необходимой информации, касающейся незаконного оборота токсичных и опасных продуктов.

Деятельность

а) Вопросы управления

19.69. Правительствам в соответствии с их возможностями и наличием ресурсов и в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций и другими компетентными организациями, по мере необходимости, следует:

  1. принять, по мере необходимости, и исполнять законодательные нормы в целях предотвращения незаконного импорта и экспорта токсичных и опасных продуктов;
  2. разработать соответствующие национальные программы осуществления в целях контроля за соблюдением таких законодательных норм и выявлять и предупреждать нарушения на основе установления соответствующих штрафов.

b) Данные и информация

19.70. Правительствам следует развивать, по мере необходимости, национальные системы оповещения, с тем чтобы содействовать выявлению случаев незаконного оборота токсичных и опасных товаров; в работу такой системы могут быть вовлечены местные общины и другие стороны.

19.71. Правительствам следует сотрудничать в обмене информацией относительно незаконных трансграничных перемещений токсичных и опасных продуктов, а также обеспечивать предоставление такой информации соответствующим органам Организации Объединенных Наций, в частности ЮНЕП и региональным комиссиям Организации Объединенных Наций.

с) Международное и региональное сотрудничество и координация

19.72. Необходимо дальнейшее укрепление международного и регионального сотрудничества в целях предотвращения незаконной и трансграничной перевозки токсичных и опасных продуктов.

19.73. Региональным комиссиям в сотрудничестве с ЮНЕП и другими соответствующими органами Организации Объединенных Наций и с опорой на экспертную поддержку и консультативную помощь с их стороны следует обеспечивать контроль - на основе данных и информации, предоставляемых правительствами, - и проводить на постоянной основе региональные оценки незаконного оборота токсичных и опасных продуктов и его экологических и экономических последствиях и воздействии на медико-санитарную обстановку в каждом регионе, опираясь на результаты и опыт работы ЮНЕП/ЭСКАТО по проведению совместной предварительной оценки незаконного оборота, которую ожидается завершить в августе 1992 года.

19.74. Правительствам и международным организациям следует, по мере необходимости, сотрудничать с развивающимися странами в укреплении их потенциала в организационной и регулятивной областях с целью предотвратить незаконный импорт и экспорт токсичных и опасных продуктов.

G. Укрепление международного сотрудничества по ряду программных областей

19.75. На совещании назначенных правительствами экспертов, состоявшемся в Лондоне в декабре 1991 года, были вынесены рекомендации по укреплению сотрудничества между организациями системы Организации Объединенных Наций и другими международными организациями, причастными к деятельности по оценке и снижению уровня опасности, связанной с химическими веществами. Участники этого совещания выступили с призывом о принятии соответствующих мер в целях повышения роли МПХБ и созыва межправительственного форума по оценке и снижению опасности, связанной с химическими веществами.

19.76. В целях дальнейшего рассмотрения рекомендаций Лондонского совещания и организации, по мере необходимости, деятельности во их исполнение руководителям ВОЗ, МОТ и ЮНЕП предлагается созвать в течение года межправительственное совещание, которое могло бы стать первым совещанием в рамках такого межправительственного форума.

Предидущий документ Повестка Дня на XXI век Следующий документ
Ищу друга
[Начало] [Законодательство] [Методические материалы] [Экологические организации] [Образование] [Ссылки] [Мнение народа] [Структура сервера] [Наши координаты]
© EcoLife 2001 [webmaster@ecolife.org.ua]