|
Международные документы. 1995 г. |
Окружающая среда для Европы
ПРЕАМБУЛА
- ССЫЛАЯСЬ на принцип 10 Рио-де-Жанейрской
декларации по окружающей среде и развитию, в
котором указывается, что "экологические
вопросы решаются наиболее эффективным образом
при участии всех заинтересованных граждан - на
соответствующем уровне",
- ПРИЗНАВАЯ, что для повышения уровня
информированности об экологических проблемах и
содействия эффективному участию общественности
необходимо гарантировать доступ к экологической
информации,
- ПРИЗНАВАЯ, что участие общественности
способствует усилиям органов государственной
власти по охране окружающей среды, и учитывая,
что экологическая политика и процесс принятия
решений не должны ограничиваться кругом
вопросов, которыми занимаются эти органы,
- ПРИЗНАВАЯ, что для содействия эффективному
участию общественности ей следует предоставлять
информацию о средствах и методах участия в
процессе принятия решений в области охраны
окружающей среды и решения экологических
проблем,
- ПРИЗНАВАЯ, что процесс участия общественности
может быть источником дополнительной информации
и научно-технических знаний для директивных
органов,
- ИСХОДЯ ИЗ УБЕЖДЕНИЯ, что природоохранные органы
должны повышать уровень информированности
общественности с целью содействия углублению
понимания и укрепления поддержки
общественностью экологической политики и
вопросов, касающихся соблюдения экологических
норм,
- УЧИТЫВАЯ, что содействие участию
общественности требует от органов
государственной власти обеспечивать открытость
и подотчетность их работы, что позволяет
повысить уровень доверия к ним и укрепить
поддержку их деятельности,
- СОЗНАВАЯ, что одновременно с признанием важной
роли, которую играет участие общественности в
защите экологических прав, необходимо отметить,
что все лица, как в личном качестве, так и в
ассоциации с другими, обязаны охранять и
сохранять окружающую среду,
- ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ тот факт, что реальный
доступ к судам и административным процедурам
подачи жалоб для отдельных лиц и групп,
объединенных общими государственными
интересами, позволит обеспечить охрану их
законных интересов и эффективное применение
предусмотренных мер по охране окружающей среды,
а также отказ от незаконной практики,
утверждает нижеследующие Руководящие
принципы:
Ничто в данных Руководящих принципах не может
истолковываться как указание на ограничение
каких-либо прав доступа к информации и участия
общественности, которые могут гарантироваться в
законодательстве любого государства-члена или в
рамках любого соглашения, стороной которого
является это государство.
I. ДОСТУП К ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
1. Для целей настоящих Руководящих принципов
под термином "экологическая информация"
понимается любая информация о состоянии вод,
воздуха, почвы, фауны, флоры, земли и природных
зон и о деятельности или мерах, направленных на
их охрану, включая административные меры и
программы рационального использования
окружающей среды.
2. Любому физическому или юридическому лицу
должен предоставляться, по его просьбе,
свободный доступ к экологической информации при
соблюдении условий, содержащихся в настоящих
Руководящих принципах, безотносительно его
гражданства, подданства или места жительства и
без учета необходимости доказывать его правовой
или другой интерес.
3. Органы государственной власти (на
национальном уровне, уровне
территориально-административных единиц и
местном уровне) и органы, на которые возложена
государственная ответственность за охрану
окружающей среды, за исключением органов,
обладающих судебной или законодательной
дееспособностью, должны предоставлять
экологическую информацию с соблюдением условий,
содержащихся в настоящих Руководящих принципах.
4. Органы государственной власти должны
обеспечивать на регулярной основе сбор и
обновление необходимой экологической
информации. Кроме того, государства должны
создавать в тех случаях, когда действующие на
добровольной основе системы не отвечают
существующим требованиям, обязательные системы,
обеспечивающие необходимый поток информации о
деятельности, оказывающей значительное
воздействие на окружающую среду, для органов
государственной власти.
5. Государства должны принимать необходимые
меры по повышению уровня транспарентности своих
систем экологической информации, например путем
определения типа и охвата имеющейся
экологической информации, основных условий ее
предоставления и процедур ее получения, а также
посредством создания и ведения информационных
регистров и назначения должностных лиц,
занимающихся информационным обслуживанием.
6. В просьбе о предоставлении информации может
быть отказано только тогда, когда она
затрагивает:
а) конфиденциальность материалов работы
органов государственной власти и
конфиденциальность рассмотрения вопросов,
касающихся международных отношений и
национальной обороны;
b) вопросы, связанные с государственной
безопасностью;
с) вопросы, которые находятся или находились на
рассмотрении суда или на этапе расследования
(включая дисциплинарное расследование), или
которые являются предметом предварительного
судебного рассмотрения;
d) коммерческую или промышленную
конфиденциальность (например, в связи с
сельскохозяйственной или другой хозяйственной
деятельностью),включая интеллектуальную
собственность;
е) конфиденциальность личных данных и/или
архивов;
f) документы, представленные третьей стороной,
если эта сторона не связана правовым
обязательством поступать подобным образом или
если на эту сторону не может быть возложено
такого обязательства и в тех случаях, когда эта
сторона не давала согласия на обнародование
таких документов;
g) документы, разглашение содержания которых
может повлечь за собой угрозу для окружающей
среды, например информация о местах размножения
редких видов.
В такой просьбе может быть также отказано, если
это предусматривает предоставление любых
документов, находящихся на заключительном этапе
их подготовки. В каждой конкретной ситуации
вышеуказанные основания для отказа следует
толковать ограничительно путем сравнения
преимуществ, которые можно получить в контексте
государственных интересов в случае разглашения
содержания документов, с преимуществами в случае
неразглашения сведений. Причины отказа в просьбе
о предоставлении информации должны излагаться в
письменном виде. В тех случаях, когда только
часть запрашиваемой информации затрагивает одну
из таких особых категорий данных, оставшуюся
информацию следует выделить и предоставлять
лицу, обратившемуся с подобной просьбой.
7. Органы государственной власти должны
ответить лицу, обратившемуся с просьбой
предоставить информацию, в максимально короткие
сроки и не позднее чем через шесть недель.
8. Экологическая информация, например та,
которая хранится в государственных архивах,
должна предоставляться общественности для
изучения бесплатно. Любому лицу, обратившемуся с
просьбой об информации, следует предоставить
соответствующие условия для получения копии
такой информации (при условии соблюдения
положений об авторских правах) с оплатой, в
случае необходимости, издержек, связанных с
воспроизводством и распространением информации.
В тех случаях, когда информация хранится в
различных формах, она должна предоставляться в
форме, определяемой лицом, обратившимся с
просьбой об информации, например в письменной
форме, на видеокассетах, в звуковой форме или на
электронных носителях информации.
9. Государства должны обеспечивать, чтобы лицо,
считающее, что в его просьбе о предоставлении
информации было неправомерно отказано или она
была неправомерно отклонена или что орган
государственной власти не смог
удовлетворительно ответить на нее или что в
связи с этой просьбой были назначены завышенные
расценки, может требовать судебного или
административного пересмотра решения согласно
положениям соответствующей национальной
правовой системы.
10. Государства должны регулярно публиковать
новейшую информацию о состоянии окружающей
среды, например, в рамках докладов.
11. Государства должны широко рекламировать
публикацию важных национальных и международных
документов по окружающей среде, например таких,
как стратегии, программы, планы действий и
доклады о ходе их осуществления.
12. Государства должны широко рекламировать
публикацию международных юридических
документов, участниками которых они являются и
которые устанавливают процедуры обеспечения
доступа общественности к экологической
информации или права, касающиеся участия
общественности, предпочтительно на национальном
языке (языках), а также соответствующих резолюций
или рекомендаций различных конференций.
13. Государства должны информировать
общественность о возможностях направления
информации в международные организации по
вопросам, касающимся несоблюдения норм
международного права.
14. Государства не должны поощрять организации,
деятельность которых оказывает значительное
негативное воздействие на окружающую среду,
регулярно сообщать общественности о воздействии
их деятельности на окружающую среду.
15. Следует поощрять доступ общественности к
информации, получаемой в рамках таких
добровольных схем, как экологическая экспертиза,
а также развитие схем экологической маркировки
более благоприятной с экологической точки
зрения продукции.
II. УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ.
16. Государства должны облегчать участие
общественности в процессах принятия решений в
области охраны окружающей среды и в процессах
принятия решений, имеющих значительные
последствия для окружающей среду.
17. Государствам рекомендуется учреждать
формальные и неформальные консультативные
процедуры с целью упрощения НПО в процессах
принятия решений, имеющих важные последствия для
окружающей среды, и устранения помех или
препятствий для участия общественности.
18. Государствам следует прилагать активные
усилия для содействия участию общественности в
процессах разработки экологической политики и
принятия решений в области охраны окружающей
среды, которые представляют особый интерес для
территориальных и местных общин.
19. К консультациям необходимо приступать уже на
самом начальном этапе процесса принятия решений,
т.е. тогда, когда по-прежнему открыты различные
возможности для дальнейших действий и
общественность может эффективно влиять на
дальнейшее развитие событий. Государства должны
учреждать открытые процедуры и предоставить
соответствующую информацию. В случае
необходимости соответствующие органы
государственной власти должны предоставлять
общественности дополнительную помощь и
разъяснения. Государствам рекомендуется, по
возможности, устанавливать связь между сроками,
отведенными для проведения консультаций с
общественностью, и сроками, предусмотренными в
рамках режимов предоставления доступа к
информации, с целью обеспечения участия
общественности, обладающей необходимой
информацией.
20. Соответствующие органы государственной
власти должны нести ответственность за
эффективную подготовку государственных
служащих с целью углубления понимания ими своих
обязанностей в сфере предоставления
общественности доступа к информации и упрощения
участия общественности в процессе принятия
решений в области охраны окружающей среды.
21. До принятия решений, оказывающих
значительное воздействие на окружающую среду,
государствами следует принимать меры,
обеспечивающие учет мнения общественности,
включая мнение НПО, других групп, объединенных
общими интересами, и природоохранных
консультативных органов.
22. Государствам следует обеспечивать участие
общественности в процессах принятия
административных решений в области охраны
окружающей среды, предпочтительно посредством
установления четких норм, регламентирующих
определенные процедуры, например таких, как при
необходимости, оценка воздействия на окружающую
среду (ОВОС) и выдача разрешений или лицензий,
особенно в тех случаях, когда они могут оказывать
значительное воздействие на окружающую среду.
Эти нормы могут включать, в частности, право на
распространение информации, процедуры, которые
предусматривают право предлагать, при
возможности, соответствующие альтернативы,
разумный период времени для предоставления
замечаний, право на обоснованное решение и право
прибегать к процедурам административного и/или
судебного производства с целью оспаривать
бездействие и обжаловать принятые решения.
23. Государствам рекомендуется принять в
качестве минимального стандарта обязательства и
рекомендации по ОВОС, содержащиеся, например, в
Конвенции об оценке воздействия на окружающую
среду в трансграничном контексте (Экспо, 1991 г.).
24. Государствам следует обеспечивать, чтобы
лица, вовлеченные в процесс участия
общественности в решении вопросов в области
охраны окружающей среды, не несли никакого
наказания за деятельность, которая во всех
других отношениях является законной.
III. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И СУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
25. Общественность должна иметь доступ, по мере
необходимости, к административным и судебным
процедурам. Соответствующие юридические
гарантии должны обеспечивать справедливость,
открытость, транспарентность и
беспристрастность процедур. Желательно, чтобы
эти процедуры не были недоступно дорогостоящими.
26. Желательно, чтобы понятию процессуальной
правоспособности обеспечивалось широкое
толкование в ходе судебного разбирательства
вопросов, касающихся охраны окружающей среды.
IV. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РУКОВОДЯЩИХ ПРИНЦИПОВ
27. Государствам рекомендуется принять
необходимые стратегии осуществления настоящих
Руководящих принципов, которые следует
развивать в ходе широкого консультативного
процесса.
28. Эффективное обеспечение доступа к
экологической информации и участие
общественности в процессе принятия решений в
области охраны окружающей среды предусматривает
создание четках нормативных основ для
процессуальных и институциональных гарантий и
соответствующих правоприменительных программ. В
случае необходимости, государствам следует
создавать организационные структуры для
облегчения эффективного осуществления
вышеуказанных гарантий, например, путем
назначения должностных лиц, ответственных за
организационное обслуживание, и лиц, отвечающих
за связи с общественностью, возложения
обязанностей по охране окружающей среды на
омбудсмена и т.д.
29. Государствам следует признать особую роль
местных и территориальных органов
государственной власти и передать этим органам
необходимые полномочия с целью обеспечить
осуществление настоящих Руководящих принципов.
30. Государствам следует поощрять экологическое
образование и профессиональную подготовку
широкой общественности и конкретных целевых
групп, особенно по вопросам о методах и способах
обеспечения доступа к информации и участия
общественности. Необходимо признать решающую
роль НПО, учебных заведений и средств массовой
информации и оказывать им соответствующую
поддержку.
31. Государствам следует поощрять регулярное
наблюдение за осуществлением настоящих
Руководящих принципов. Государствам
предлагается оказывать поддержку текущей
деятельности и облегчать обмен опытом в области
осуществления Руководящих принципов.
Государства должны будут сообщать о результатах
осуществления настоящих Руководящих принципов
Европейской экономической комиссии Организации
Объединенных Наций не позднее чем через два года
после утверждения данного документа.
|
Международные документы. 1995 г. |
|