 |
Повестка Дня на XXI век |
 |
Глава 21. Экологически безопасное удаление твердых отходов и вопросы, связанные с
очисткой сточных вод
Введение
21.1. Настоящая глава была включена в Повестку дня на XXI век в соответствии
с пунктом 3 раздела I резолюции 44/228 Генеральной Ассамблеи, в которой
Ассамблея подтвердила, что Конференция должна разработать стратегии и меры,
направленные на прекращение и обращение вспять процесса ухудшения состояния
окружающей среды в контексте более широких национальных и международных усилий
по содействию устойчивому и экологически безопасному развитию во всех странах, и
в соответствии с пунктом 12g раздела I той же резолюции, в котором Ассамблея
подтвердила, что экологически безопасное удаление отходов является одним из
экологических вопросов, которые имеют наибольшее значение для поддержания
качества глобальной окружающей среды, и в особенности для достижения
экологически безопасного и устойчивого развития во всех странах.
21.2. Программные области, включенные в эту главу Повестки дня на XXI век,
тесно связаны со следующими программными областями в других главах Повестки дня
на XXI век:
- сохранение качества ресурсов пресной воды и снабжение ею: применение
комплексных подходов к освоению водных ресурсов, ведению водного хозяйства и
водопользованию (глава 18);
- содействие устойчивому развитию населенных пунктов (глава 7);
- охрана и укрепление здоровья человека (глава
6);
- изменения в структуре потребления (глава
4).
21.3. Твердые отходы по определению, используемому в настоящей главе,
включают все бытовые отходы и такие неопасные отходы, как отходы промышленных
предприятий и общественных учреждений, уличный и строительный мусор. В некоторых
странах система обработки и удаления твердых отходов также охватывает выделения
организма человека, как-то: фекалии, зола из печей для сжигания отходов, осадок
из септиктенка или осадок, образующийся при обработке сточных вод. Если в
описании отходов присутствуют опасные характеристики, эти отходы должны
рассматриваться как опасные.
21.4. Меры в области экологически безопасного удаления отходов не должны
ограничиваться только обеспечением безопасного удаления или повторного
использования образующихся отходов; они должны быть направлены на устранение
основной причины этой проблемы путем осуществления деятельности с целью
изменения неустойчивых структур производства и потребления. Это предполагает
применение концепции комплексной обработки и удаления отходов на протяжении
всего их жизненного цикла, которая, как представляется, является единственным
средством для согласования задач в области развития и охраны окружающей среды.
21.5. В этой связи при проведении необходимых мероприятий следует исходить из
порядка очередности осуществления установленных целей и уделять основное
внимание следующим четырем программным областям:
- минимизация отходов;
- максимизация экологически безопасного повторного
использования и рециркуляции отходов;
- содействие экологически безопасному удалению и
обработке отходов;
- расширение охвата операций, связанных с отходами.
21.6. Эти четыре программные области взаимосвязаны и взаимодополняют друг
друга и поэтому должны быть увязаны во всех аспектах, с тем чтобы служить
комплексной и обеспечивающей охрану окружающей среды основой для удаления
городских твердых отходов. Содержание и значение каждой из этих четырех
программных областей будут различными и будут зависеть от существующих на местах
социально-экономических и физических условий, темпов образования отходов и их
состава. Всем слоям общества следует принимать участие во всех этих программных
областях.
Программные области
А. Минимизация отходов
Основа для деятельности
21.7. Наличие неустойчивых структур производства и потребления приводит к
тому, что объем и виды экологически стойких отходов увеличиваются
беспрецедентными темпами. Если эта тенденция сохранится, объем отходов может
значительно увеличиться к концу нынешнего столетия, а к 2025 году - возрасти в
четыре-пять раз. Наилучшим средством, которое позволит повернуть вспять
наблюдаемую в настоящее время тенденцию, является, как представляется,
превентивный подход к обработке и удалению отходов, обеспечивающий изменения в
образе жизни, а также в структурах производства и потребления.
Цели
21.8. Цели в данной области заключаются в том, чтобы:
- стабилизировать или сократить в течение согласованного периода времени
объем образования отходов, подлежащих окончательному удалению, путем
разработки норм с учетом веса, объема и состава отходов, а также ввести
практику сепарации отходов с целью облегчения их рециркуляции и повторного
использования;
- повышать эффективность процедур оценки изменений, происходящих в объеме
и составе отходов, с целью разработки оперативной политики минимизации
отходов путем использования экономических или других механизмов для внесения
позитивных изменений в структуры производства и потребления.
21.9. Правительствам в соответствии с их возможностями и имеющимися у них
ресурсами и в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций и другими
заинтересованными организациями, при необходимости, следует:
- странам следует к 2000 году создать на национальном, региональном и
международном уровнях достаточный потенциал для оценки, обработки и проверки
информации о тенденциях в области удаления отходов и осуществлении политики
минимизации отходов;
- к 2000 году во всех промышленно развитых странах следует ввести
программы, направленные на стабилизацию или сокращение, если имеется такая
возможность, объема образования отходов, предназначенных для окончательного
удаления, в том числе объема отходов на душу населения (там, где применяется
такая концепция), на уровне, который будет существовать к этому моменту;
развивающимся странам также следует стремиться к достижению этой цели, не
создавая при этом угрозы перспективам своего развития;
- к 2000 году во всех странах, в частности в промышленно развитых странах,
следует осуществить программы по сокращению объема производства
агрохимических отходов, контейнеров и упаковочных материалов, обладающих
опасными характеристиками.
Деятельность
а) Вопросы управления
21.10. Правительствам следует приступить к осуществлению программ по
обеспечению устойчивой минимизации объема образующихся отходов. Следует
побуждать неправительственные организации и группы потребителей к участию в
таких программах, которые могут разрабатываться, по мере необходимости, в
сотрудничестве с международными организациями. Эти программы должны, по
возможности, составляться на основе осуществляемых или планируемых мероприятий и
должны быть направлены на:
- создание и укрепление национального потенциала в области изучения и
разработки экологически безопасных технологий, а также принятие мер по
сведению к минимуму объема образующихся отходов;
- формирование стимулов для изменения неустойчивых структур производства и
потребления;
- разработку, по мере необходимости, национальных планов по минимизации
образования отходов, которые являлись бы частью общенациональных планов в
области развития;
- уделение особого внимания факторам минимизации отходов в снабженческой
деятельности в рамках системы Организации Объединенных Наций.
b) Данные и информация
21.11. Мониторинг является одним из основных условий для осуществления
контроля за изменениями в объеме и качестве отходов и их воздействием на
здоровье человека в окружающую среду. Правительствам при поддержке международных
учреждений следует:
- разработать и применять методологии мониторинга отходов на уровне стран;
- проводить сбор и анализ данных, устанавливать национальные показатели и
наблюдать за их выполнением;
- использовать данные для оценки экологической эффективности национальной
политики в области отходов, что должно служить основой для осуществления мер
по улучшению существующего положения;
- предоставлять информацию для включения в глобальные информационные
системы.
c) Международное и региональное сотрудничество и координация
21.12. Организации Объединенных Наций и межправительственным организациям в
сотрудничестве с правительствами следует оказывать помощь в деле содействия
минимизации отходов путем стимулирования более широкого обмена информацией,
"ноу-хау" и опытом. Ниже приводится перечень конкретных мероприятий,
который, безусловно, не является исчерпывающим:
- определение, разработка и согласование методологий, мониторинг отходов и
передача таких методологий странам;
- определение и расширение мероприятий существующих информационных сетей в
области чистых технологий и минимизации отходов;
- проведение на периодической основе оценки, сопоставления и анализа
национальных данных и систематическое представление докладов
заинтересованным странам на соответствующем форуме Организации Объединенных
Наций;
- анализ эффективности всех средств минимизации отходов и определение
новых потенциальных средств и методов их применения на уровне стран. Следует
разработать соответствующие руководящие принципы и кодексы практики;
- изучение социально-экономических последствий минимизации отходов на
уровне потребителей.
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
21.13. Секретариат Конференции предлагает промышленно развитым странам
рассмотреть возможность направления на цели минимизации образования отходов
ресурсы в размере около 1 процента общего ежегодного объема расходов, связанных
с удалением твердых отходов и сточных вод. При нынешнем уровне расходов эта
сумма составляет приблизительно 6,5 млрд. долл. США в год, включая примерно 1,8
млрд. долл. США, направляемых на минимизацию образования городских твердых
отходов. Фактические суммы будут определяться соответствующими органами,
ответственными за составление муниципальных, провинциальных и национальных
бюджетов, в зависимости от местных условий.
b) Научно-технические средства
21.14. Необходимо определить технологии процедуры минимизации отходов и
обеспечить их широкое распространение. Эта работа должна координироваться
национальными правительствами в сотрудничестве с неправительственными
организациями, научно-исследовательскими учреждениями, соответствующими
организациями системы Организации Объединенных Наций и может включать следующие
мероприятия:
- проведение на постоянной основе анализа эффективности всех средств
минимизации отходов и выявление новых потенциальных средств и методов их
применения на уровне стран. Следует разработать соответствующие руководящие
принципы и кодексы практики;
- оказание содействия предотвращению и минимизации образования отходов как
основной цели национальных программ в области обработки и удаления отходов;
- оказание содействия в деле просвещения населения и принятия ряда
нормативных и ненормативных стимулов с целью поощрения промышленности к
изменению конструкции изделий и сокращению отходов производства путем
применения более чистых технологий производства и рациональных методов
ведения хозяйства, а также с целью поощрения предприятий и потребителей к
использованию упаковки, которая может быть пригодной для повторного
использования;
- осуществление в соответствии с имеющимся на национальном уровне
потенциалом демонстрационных и экспериментальных программ в целях
оптимального использования средств минимизации отходов;
- разработка процедур, обеспечивающих адекватную транспортировку, хранение
и обработку сельскохозяйственных, пищевых и других скоропортящихся продуктов
в целях ограничения порчи этих продуктов, которая ведет к образованию
твердых отходов;
- содействие передаче обеспечивающих сокращение объема образования отходов
технологий промышленности, особенно в развивающихся странах, и установление
конкретных национальных контрольных норм в отношении сточных вод и твердых
отходов с учетом, в частности, использования сырьевых материалов и
потребления энергии.
с) Развитие людских ресурсов
21.15. Деятельность в области развития людских ресурсов для обеспечения
минимизации образования отходов должна быть направлена не только на подготовку
специалистов сектора, занимающегося удалением отходов, но и на обеспечение
поддержки со стороны населения и промышленности. Поэтому программы в области
развития людских ресурсов должны быть направлены на обеспечение понимания этих
проблем соответствующими группами и широкими кругами общественности, их
просвещение и информирование. Странам следует, при необходимости, включить в
школьные учебные программы предметы, посвященные принципам и методам
предотвращения и минимизации образования отходов, и материалы о воздействии
отходов на состояние окружающей среды.
В. Максимизация экологически безопасного повторного использования и
рециркуляции отходов
Основа для деятельности
21.16. Истощение возможностей традиционных мест удаления отходов, ужесточение
мер экологического контроля, регулирующих удаление отходов, а также увеличение
объема более стойких отходов обусловили быстрый рост расходов на операции по
удалению отходов. К концу этого десятилетия расходы на эти цели могут возрасти в
два или три раза. Некоторые применяемые в настоящее время методы удаления
отходов представляют собой угрозу для окружающей среды. По мере изменений в
экономике операций по удалению отходов рециркуляция отходов и рекуперация
ресурсов приобретают все большее значение с точки зрения экономической
эффективности. В рамках будущих программ по обработке и удалению отходов следует
максимально использовать такие методы контроля над отходами, которые основаны на
эффективном использовании ресурсов. Такие мероприятия должны осуществляться
одновременно с программами общественного просвещения. При разработке программ
рециркуляции важно выявить рынки для продукции, произведенной из утилизированных
материалов.
Цели
21.17. Цели в этой области заключаются в следующем:
- обеспечивать укрепление и расширение национальных систем утилизации и
вторичной переработки отходов;
- разработать в рамках системы Организации Объединенных Наций типовую
внутреннюю программу утилизации и вторичной переработки всех видов отходов,
в том числе бумаги;
- обеспечить подготовку информации, разработку методов и соответствующих
директивных документов для оказания содействия в целях создания и внедрения
систем утилизации и вторичной переработки отходов.
21.18. Правительствам в соответствии с их возможностями и имеющимися у них
ресурсами и в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций и другими
соответствующими организациями, при необходимости, следует:
- содействовать созданию к 2000 году достаточного финансового и
технологического потенциала на региональном, национальном и местном уровнях
для осуществления политики и мероприятий в области утилизации и повторного
использования отходов;
- к 2000 году во всех промышленно развитых странах и к 2010 году во всех
развивающихся странах ввести национальные программы, содержащие, по мере
возможности, показатели по эффективной утилизации и повторному использованию
отходов.
Деятельность
а) Вопросы управления
21.19. Правительствам, учреждениям и неправительственным организациям,
включая потребительские, женские и молодежные организации, в сотрудничестве с
соответствующими организациями системы Организации Объединенных Наций следует
начать осуществление программ с целью расширения и повышения эффективности
повторного использования и рециркуляции отходов. Эти программы должны, по
возможности, основываться на осуществляемых или планируемых мероприятиях и
должны быть направлены на:
- создание и укрепление национального потенциала с целью утилизации и
повторного использования постоянно возрастающего объема отходов;
- пересмотр и реформу национальной политики в области отходов с целью
создания стимулов для утилизации и повторного использования отходов;
- разработку и осуществление национальных планов в области обработки и
удаления отходов, которые бы основывались на концепции утилизации и
повторного использования отходов и обеспечивали ее применение на практике;
- изменение существующих норм или требований к поставляемой продукции с
целью избежания дискриминации в отношении продуктов рециркуляции с учетом
экономии энергоресурсов и сырьевых материалов;
- разработку программ общественного просвещения и информирования в
интересах пропаганды использования продуктов рециркуляции.
b) Данные и информация
21.20. Для выявления перспективных социально приемлемых и экономически
эффективных форм рециркуляции отходов, отвечающих условиям каждой страны,
необходимы информация и исследования. Например, национальные правительства и
местные органы власти в сотрудничестве с учреждениями системы Организации
Объединенных Наций и другими международными организациями могут осуществить
следующие мероприятия в этом направлении:
- провести обширный обзор различных вариантов и методов повторного
использования и рециркуляции всех видов городских твердых отходов. Политика
в области утилизации и повторного использования должна стать неотъемлемым
компонентом национальных и муниципальных программ в области обработки и
удаления отходов;
- провести оценку масштабов и практики операций по утилизации и повторному
использованию отходов, осуществляемых в настоящее время, и определить пути
расширения и обеспечения этих операций;
- расширить финансирование научно-исследовательских экспериментальных
программ с целью проверки различных вариантов утилизации и повторного
использования, включая использование небольших районных комплексов по
рециркуляции, производство компоста, орошение очищенными сточными водами и
получение энергии из отходов;
- разработать руководящие принципы и наилучшие практические методы
утилизации и повторного использования отходов;
- активизировать усилия в области сбора, анализа и распространения среди
основных целевых групп соответствующей информации по связанным с отходами
вопросам. Для осуществления новаторских научно-исследовательских проектов по
методам рециркуляции могли бы быть выделены специальные субсидии, которые бы
предоставлялись на конкурентной основе;
- выявить потенциальные рынки для продуктов рециркуляции.
с) Международное и региональное сотрудничество и координация
21.21. Государствам на основе двустороннего и многостороннего сотрудничества,
в том числе в рамках Организации Объединенных Наций и других соответствующих
международных организаций, при необходимости, следует:
- проводить периодический обзор вопросов, связанных с масштабами
утилизации и повторного использования отходов странами;
- проводить анализ эффективности методов и подходов к утилизации и
повторному использованию отходов и изучать способы расширения их применения
в странах;
- пересматривать и обновлять международные руководящие принципы в области
безопасного повторного использования отходов;
- разработать соответствующие программы, направленные на содействие
предприятиям по утилизации и повторному использованию отходов в небольших
общинах в развивающихся странах.
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
21.22. Секретариат Конференции подсчитал, что, если выделять на осуществление
программ в области безопасной утилизации отходов сумму, равную 1 проценту
расходов муниципальных органов в связи с удалением отходов, это позволит
получить ресурсы в объеме 8 млрд. долл. США. По оценкам секретариата,
среднегодовая общая сумма расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий
в рамках этой программной области в развивающихся странах составит около 850
млн. долл. США, предоставляемых на безвозмездной или льготной основе. Эта смета
расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не
рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в
том числе любое предоставление средств на коммерческих условиях, будут зависеть,
помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, предлагаемых международными
учреждениями и утверждаемых их руководящими органами.
b) Научно-технические средства
21.23. Расширению рециркуляции и повторного использования отходов могла бы
способствовать передача технологии следующими способами:
- включением вопросов передачи технологий рециркуляции, в частности
оборудования для повторного использования пластмасс, резины и бумаги, в
двусторонние и многосторонние программы технического сотрудничества и
оказания помощи;
- совершенствованием и улучшением существующих технологий, особенно
технологий, разработанных на местах, и содействием их передаче в рамках
осуществляемых региональных и межрегиональных программ технической помощи;
- содействием передаче технологии повторного использования и рециркуляции
отходов.
21.24. Существуют различные способы стимулирования утилизации и повторного
использования отходов. Страны могли бы рассмотреть следующие варианты действий с
целью стимулирования промышленности, учреждений, коммерческих организаций и
отдельных лиц к рециркуляции отходов, а не их удалению:
- поощрять местные и муниципальные органы управления, рециркулирующие
максимальную часть образующихся отходов;
- оказывать техническую помощь в деле осуществления неофициальных операций
по утилизации и повторному использованию отходов;
- применять экономические и нормативные средства, включая налоговые льготы
для обеспечения соблюдения принципа, который состоит в том, что расходы по
удалению отходов несут источники их образования;
- создать правовые и экономические условия, способствующие осуществлению
капиталовложений в деятельность по утилизации и повторному использованию
отходов;
- внедрить специальные механизмы, например системы внесения/возмещения
залоговой стоимости, в качестве стимулов, обеспечивающих утилизацию и
повторное использование;
- содействовать организации отдельного сбора рециркулируемых бытовых
отходов;
- создать стимулы, способствующие расширению торговли технологически
рециркулируемыми отходами;
- поощрять там, где это практически осуществимо, использование пригодных
для рециркуляции материалов, в частности для изготовления упаковки;
- поощрять развитие рынков рециркулированных товаров путем создания
соответствующих программ.
с) Развитие людских ресурсов
21.25. Для переориентации нынешней практики обработки и удаления отходов, с
тем чтобы она включала операции по повторному использованию и рециркуляции
отходов, потребуется подготовка кадров. Правительствам в сотрудничестве с
международными и региональными организациями системы Организации Объединенных
Наций следует осуществить следующие общие мероприятия:
- включить подготовку по вопросам утилизации и повторного использования
отходов в программы подготовки без отрыва от производства, которая должна
стать неотъемлемым компонентом программ технического сотрудничества в
области управления городским хозяйством и развития инфраструктуры;
- расширить программы подготовки по вопросам водоснабжения и санитарии, с
тем чтобы они включали вопросы, связанные с методами утилизации и повторного
использования отходов и политикой в этой области;
- включить вопросы, касающиеся преимуществ утилизации и повторного
использования отходов, а также обязанностей граждан в этой области, в
школьные учебные программы и соответствующие общеобразовательные курсы;
- сотрудничестве с местными и муниципальными органами управления поощрять
создание программ для неправительственных организаций, общинных, женских,
молодежных организаций и групп по интересам в целях обеспечения поддержки
населением деятельности в области утилизации и повторного использования
отходов путем проведения целенаправленных кампаний на уровне общин.
d) Создание потенциала
21.26. В рамках деятельности по созданию потенциала для обеспечения
расширения утилизации и повторного использования отходов основное внимание
следует уделять следующим вопросам:
- обеспечению осуществления национальной политики и созданию механизмов,
стимулирующих обработку и удаление отходов;
- оказанию помощи местным и муниципальным органам управления в деле
обеспечения поддержки населением деятельности по утилизации и повторному
использованию отходов путем привлечения неофициального сектора к операциям
по утилизации и повторному использованию отходов и разработки планов в
области обработки и удаления отходов, учитывающих методы рекуперации
ресурсов.
С. Содействие экологически безопасному удалению и обработке отходов
Основа для деятельности
21.27. Некоторое количество отходов остается даже в случае, когда их
образование сведено к минимуму. Все удаляемые отходы даже после их обработки
оказывают некоторое остаточное воздействие на окружающую среду. В связи с этим
существуют возможности для улучшения практики обработки и удаления отходов,
например, путем недопущения сброса осадка сточных вод в море. В развивающихся
странах эта проблема носит более серьезный характер: той или иной обработке
подвергается менее 10 процентов городских отходов, и лишь незначительная часть
операций по обработке более или менее отвечает приемлемому стандарту качества.
Вопросу обработки и удаления фекалий следует уделять приоритетное внимание с
учетом опасности, которую они могут представлять для здоровья человека.
Цели
21.28. Цель в этой области заключается в обеспечении обработки и удаления все
более значительной доли образующихся отходов на безопасной основе.
21.29. Правительствам в соответствии с их возможностями и имеющимися у них
ресурсами и в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций и другими
соответствующими организациями, при необходимости, следует:
- к 2000 году разработать критерии качества в отношении обработки и
удаления отходов, определить цели и установить нормы, основанные на
характере и аккумулирующей способности окружающей среды, в которую поступают
такие отходы;
- к 2000 году создать потенциал, достаточный для осуществления мониторинга
воздействия, оказываемого связанным с отходами загрязнением, и проведения
регулярного контроля, включая, при необходимости, эпидемиологический
контроль;
- обеспечить, чтобы в промышленно развитых странах к 1995 году и в
развивающихся странах к 2005 году по крайней мере 50 процентов всех сточных
и канализационных вод и твердых отходов подвергалось обработке или удалялось
в соответствии с национальными или международными руководящими принципами в
отношении качества окружающей среды и здоровья человека;
- к 2025 году удалять все сточные и канализационные воды и твердые отходы
в соответствии с национальными или международными руководящими принципами в
отношении качества окружающей среды.
Деятельность
а) Вопросы управления
21.30. Правительствам, учреждениям и неправительственным организациям вместе
с предприятиями и в сотрудничестве с соответствующими организациями системы
Организации Объединенных Наций следует начать осуществлять программы с целью
совершенствования методов борьбы со связанным с отходами загрязнением. Эти
программы должны, по возможности, основываться на осуществляемых или планируемых
мероприятиях и должны быть направлены на:
- создание и укрепление национального потенциала для обработки и
безопасного удаления отходов;
- пересмотр и реформу национальной политики в области обработки и удаления
отходов в целях обеспечения контроля за связанным с отходами загрязнением;
- поощрение стран к поиску таких методов удаления отходов на их суверенной
территории и в как можно большей близости к источнику их образования,
которые совместимы с принципами экологически безопасного и эффективного
удаления отходов. В ряде стран производится трансграничная перевозка отходов
с целью обеспечения их экологически безопасного и эффективного удаления.
Такая перевозка осуществляется при соблюдении соответствующих конвенций, в
том числе конвенций, которые охватывают области, не находящиеся под
национальной юрисдикцией;
- разработку планов в области обработки и удаления фекалий, уделяя при
этом должное внимание разработке и применению соответствующих технологий и
выделению ресурсов для их осуществления.
b) Данные и информация
21.31. Двумя важнейшими элементами, имеющими чрезвычайно большое значение для
борьбы со связанным с отходами загрязнением, являются установление стандартов и
мониторинг. Ниже приводятся конкретные мероприятия, которые могли бы быть
осуществлены в этом направлении такими международными органами, как Центр
Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат), Программа
Организации Объединенных Наций по окружающей среде и Всемирная организация
здравоохранения:
- сбор и анализ научных данных о воздействии связанного с отходами
загрязнения на окружающую среду с целью выработки и распространения
рекомендуемых научных критериев и руководящих принципов экологически
безопасного удаления твердых отходов;
- рекомендация в отношении установления национальных и, в соответствующих
случаях, местных норм качества окружающей среды, основанных на научных
критериях и руководящих принципах;
- включение в программы технического сотрудничества и соглашения положений
об оборудовании для проведения мониторинга и необходимой для его
использования подготовке кадров;
- создание информационного координационного центра, располагающего на
региональном, национальном и местном уровнях обширными сетями по сбору и
распространению информации по всем аспектам обработки и удаления отходов,
включая их безопасное удаление.
с) Международное и региональное сотрудничество и координация
21.32. Государствам на основе двустороннего и многостороннего сотрудничества,
в том числе в рамках Организации Объединенных Наций и других соответствующих
международных организаций, при необходимости, следует:
- определить, разработать и согласовать методологии и принципы безопасного
с точки зрения окружающей среды и здоровья человека удаления отходов;
- изучать происходящие изменения и следить за ними, а также распространять
информацию об эффективности методов и подходов к безопасному удалению
отходов, а также о способах обеспечения их применения в странах.
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
21.33. Программы по безопасному удалению отходов имеют значение как для
развитых, так и для развивающихся стран. В развитых странах основная задача
состоит в усовершенствовании установок в целях удовлетворения более высоких
критериев качества окружающей среды, в то время как в развивающихся странах
главная цель - это осуществление значительных капиталовложений в строительство
новых очистных сооружений.
21.34. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма
расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программной
области в развивающихся странах составит около 15 млрд. долл. США, включая
примерно 3,4 млрд. долл. США, предоставляемых международным сообществом на
безвозмездной или льготной основе. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный
и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические
расходы и условия финансирования, в том числе любое предоставление средств на
коммерческих условиях, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и
программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.
b) Научно-технические средства
21.35. Выработка научных принципов и проведение исследований по различным
аспектам борьбы со связанным с отходами загрязнением имеет чрезвычайно большое
значение для достижения целей этой программы. Правительствам, муниципалитетам и
местным органам управления в сотрудничестве с международным сообществом следует:
- подготовить руководящие принципы и технические доклады по таким
вопросам, как увязка планирования землепользования в населенных пунктах с
удалением отходов, критерии и стандарты качества окружающей среды, возможные
варианты обработки и безопасного удаления отходов, обработка промышленных
отходов и операция по захоронению отходов;
- провести исследования по таким важным вопросам, как дешевые, не
требующие сложного обслуживания системы очистки сточных вод; возможные
варианты безопасного удаления осадка сточных вод; обработка промышленных
отходов и ненаукоемкие экологически безопасные варианты удаления отходов;
- обеспечить в соответствии с условиями и положениямиглавы 34 (Передача экологически чистой
технологии, сотрудничество и создание потенциала) передачу технологии
процессов обработки промышленных отходов через двусторонние и многосторонние
программы технического сотрудничества и в сотрудничестве с деловыми и
промышленными кругами, включая, при необходимости, крупные и
транснациональные корпорации;
- уделять основное внимание модернизации, эксплуатации и обслуживанию
существующих сооружений и оказывать техническую помощь в деле
совершенствования практики и методов обслуживания с последующим
проектированием и строительством сооружений по обработке отходов;
- разработать программы, обеспечивающие максимальное разделение
источников, а также безопасное удаление опасных компонентов городских
твердых отходов;
- обеспечить осуществление капиталовложений и создание объектов по сбору
отходов с одновременным предоставлением услуг в области водоснабжения и
аналогичными параллельными капиталовложениями и созданием объектов по
обработке отходов.
с) Развитие людских ресурсов
21.36. Для совершенствования нынешней практики обработки и удаления отходов,
с тем чтобы она включала механизмы, обеспечивающие безопасные сбор и удаление
отходов, необходимо принять меры с целью организации подготовки кадров.
Правительствам в сотрудничестве с международными организациями следует
осуществить следующие общие мероприятия:
- организовать в централизованном порядке и без отрыва от производства
подготовку по вопросам борьбы с загрязнением, а также в области технологий
обработки и удаления отходов и эксплуатации и обслуживания инфраструктуры
удаления отходов. Следует создать программы по обмену специалистами между
странами;
- организовать необходимую подготовку по вопросам мониторинга воздействия,
оказываемого связанным с отходами загрязнением, и обеспечения борьбы с ним.
d) Создание потенциала
21.37. Проведение административных реформ и создание потенциала чрезвычайно
необходимы, для того чтобы страны могли проводить количественную оценку
воздействия, связанного с отходами загрязнения, и принимать меры по борьбе с
ним. Мероприятия для достижения этой цели должны включать:
- создание и укрепление независимых органов по контролю за состоянием
окружающей среды на национальном и местном уровнях. Международным
организациям и донорам следует оказывать помощь, необходимую для повышения
квалификации соответствующих специалистов, и предоставлять оборудование;
- предоставление учреждениям по борьбе с загрязнением необходимых
юридических полномочий и финансовых ресурсов для эффективного осуществления
ими своих функций.
D. Расширение охвата операций, связанных с отходами
Основа для деятельности
21.38. К концу нынешнего столетия более 2,0 млрд. людей будет лишено доступа
к базовым услугам в области санитарии, а, согласно оценкам, половина городского
населения в развивающихся странах не будет охвачена надлежащими услугами,
связанными с удалением твердых отходов. Ежегодно в результате вызываемых
отходами болезней умирает 5,2 млн. людей, включая 4 млн. детей в возрасте до
пяти лет. Особенно страдает от этого городская беднота. Последствия
ненадлежащего удаления отходов на здоровье человека и состояние окружающей среды
сказываются даже за пределами населенных пунктов, где отсутствуют
соответствующие службы, и приводят к заражению и загрязнению вод, почвы и
воздуха на более значительной площади. Для обеспечения борьбы с этой формой
загрязнения чрезвычайно большое значение имеют расширение и укрепление служб по
сбору и безопасному удалению отходов.
Цели
21.39. Общая цель этой программы состоит в том, чтобы деятельность в области
санитарно-профилактического и экологически безопасного сбора и удаления отходов
охватывала все население. Правительствам в соответствии с имеющимися у них
потенциалом и ресурсами и в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций и
другими соответствующими организациями, по мере необходимости, следует:
- к 2000 году располагать техническим, финансовым потенциалом и людскими
ресурсами, необходимыми для обеспечения соответствия между объемом услуг в
области удаления отходов и существующими потребностями;
- к 2025 году обеспечить все городское население надлежащими услугами в
области удаления отходов;
- к 2050 году обеспечить полный охват всех городских районов службами по
удалению отходов, а всех сельских районов - службами санитарии.
Деятельность
а) Вопросы управления
21.40. Правительствам в соответствии с имеющимися у них потенциалом и
ресурсами в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций и другими
соответствующими организациями, по мере необходимости, следует:
- создать механизмы финансирования развития служб по обработке и удалению
отходов в районах, где такие службы отсутствуют, включая соответствующие
методы по созданию возможностей для получения доходов;
- применять, по мере возможности, принцип "загрязнитель платит"
путем ведения сборов за обработку и удаление отходов в размерах, отражающих
затраты на предоставление таких услуг и обеспечивающих, чтобы источники
образования отходов выплачивали полную стоимость их экологически безопасного
удаления;
- поощрять привлечение в официальном порядке общин к процессу планирования
и осуществления деятельности по удалению твердых отходов.
b) Данные и информация
21.41. Правительствам в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций и
международными организациями следует принимать следующие меры:
- разрабатывать и применять методологии мониторинга процесса образования
отходов;
- вести сбор и анализ данных с целью установления контрольных показателей
и наблюдения за прогрессом;
- предоставлять информацию для включения в глобальную информационную
систему, основанную на существующих системах;
- расширять деятельность соответствующих информационных сетей с целью
распространения среди целевой аудитории необходимой информации о применении
новых и дешевых альтернативных вариантов в области удаления отходов.
с) Международное и региональное сотрудничество и координация
21.42. Как в рамках Организации Объединенных Наций, так и на двустороннем
уровне существует много программ, цель которых состоит в предоставлении услуг в
области водоснабжения и санитарии населению, которое не имеет доступа к таким
услугам. Глобальный форум Совета по вопросам сотрудничества в области
водоснабжения и санитарии принимает в настоящее время меры по координации
развития и обеспечению сотрудничества. Но, несмотря на это, необходимы
дополнительные механизмы, которые бы способствовали ускорению процесса
расширения охвата деятельности службы по удалению городских отходов, поскольку
число бедняков, проживающих в городах и не имеющих доступа к этим услугам,
постоянно возрастает, а проблема удаления твердых отходов приобретает все
большие масштабы. Международному сообществу в целом и отдельным организациям
системы Организации Объединенных Наций в частности следует:
- начать после проведения Конференции Организации Объединенных Наций по
окружающей среде и развитию осуществление Программы по развитию
инфраструктуры и охране окружающей среды в населенных пунктах с целью
координации деятельности всех организаций системы Организации Объединенных
Наций, занимающихся этими вопросами, и предусмотреть в рамках этой Программы
создание координационного центра для распространения информации по всем
вопросам, связанным с удалением отходов;
- следить за прогрессом, достигнутым в деле предоставления услуг в области
удаления отходов тем, кто не имеет к ним доступа, и представлять по этому
вопросу периодические доклады;
- анализировать эффективность методов и подходов к расширению охвата этих
услуг и осуществлять поиск новых способов ускорения этого процесса.
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
21.43. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма
расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программной
области составит около 7,5 млрд. долл. США, включая примерно 2,6 млрд. долл.
США, предоставляемых международным сообществом на безвозмездной или льготной
основе. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и
еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия
финансирования, в том числе любое предоставление средств на коммерческих
условиях, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ,
решение об осуществлении которых будет принято правительствами.
b) Научно-технические средства
21.44. Правительствам и учреждениям следует вместе с неправительственными
организациями и в сотрудничестве с соответствующими организациями системы
Организации Объединенных Наций начать осуществлять в различных регионах
развивающихся стран программы по обеспечению предоставления услуг в области
удаления отходов населению, которое не имеет к ним доступа. Эти программы должны
по возможности основываться на осуществляемых или планируемых мероприятиях и
обеспечивать их переориентацию.
21.45. Расширению охвата связанных с отходами операций могли бы
способствовать изменения в политике, проводимой на национальном и местном
уровнях. Эти изменения должны, в частности, заключаться в следующем:
- полном признании и использовании целого ряда недорогостоящих вариантов
обработки и удаления отходов, включая, при необходимости, их
институционализацию и включение в кодексы практики и регулирующие положения;
- осуществлении в качестве первоочередной задачи мер по обеспечению
услугами в области обработки и удаления отходов всех населенных пунктов, по
мере возможности и необходимости, независимо от их правового статуса, с
уделением должного внимания удовлетворению потребностей населения, не
имеющего доступа к этим услугам, особенно городской бедноты;
- увязке мер по организации и эксплуатации служб по обработке и удалению
отходов с деятельностью, касающейся других основных служб, например служб
водоснабжения и отвода ливневых вод.
21.46. Можно было бы расширить научно-исследовательскую деятельность. Странам
в сотрудничестве с соответствующими международными организациями и
неправительственными организациями следует, например:
- найти решения и изыскать оборудование для обработки и удаления отходов в
районах с высокой плотностью населения и на малых островах. В частности,
существует необходимость в создании соответствующих систем хранения и сбора
мусора и недорогостоящих и гигиеничных систем удаления фекалий;
- подготовить и распространить руководящие принципы, тематические
исследования, обзоры политики и технические доклады по соответствующим
решениям и методам осуществления операций по обработке, и удалению отходов в
не охваченных такими операциями районах с низким уровнем доходов населения;
- организовать кампании по обеспечению активного участия общин, включая
женские и молодежные организации, в деятельности по обработке и удалению
отходов, в частности, бытовых отходов;
- поощрять обмен соответствующими технологиями между странами, особенно
технологиями, которые могли бы использоваться в населенных пунктах с высокой
плотностью застройки.
с) Развитие людских ресурсов
21.47. Международным организациям, а также национальным правительствам и
местным органам управления следует в сотрудничестве с неправительственными
организациями обеспечить целенаправленную подготовку специалистов по вопросам
применения недорогостоящих вариантов сбора и удаления отходов, а также методов
их планирования и реализации. Частью такой деятельности по подготовке кадров
могли бы стать программы обмена специалистами между развивающимися странами.
Особое внимание следует уделять повышению статуса и квалификации руководящих
работников служб по обработке и удалению отходов.
21.48. Наиболее весомые результаты с точки зрения повышения эффективности
операций по обработке и удалению отходов могут быть, вероятно, достигнуты путем
совершенствования методов управления. Организации Объединенных Наций,
международным организациям и финансовым учреждениям следует в сотрудничестве с
национальными правительствами и местными органами управления разработать и
внедрить управленческие информационные системы, которые будут использоваться для
ведения муниципальной отчетности и бухгалтерского учета, а также проведения
оценки эффективности.
d) Создание потенциала
21.49. Правительствам, учреждениям и неправительственным организациям в
сотрудничестве с соответствующими организациями системы Организации Объединенных
Наций следует создать потенциал, необходимый для осуществления программ по
обеспечению услугами в области сбора и удаления отходов населения, которое не
имеет доступа к таким услугам. Некоторые мероприятия в рамках этой программы
заключаются в следующем:
- создании в рамках действующих институциональных механизмов специального
подразделения, которое будет заниматься вопросами планирования и
предоставления услуг бедным слоям населения, не имеющим доступа к таким
услугам, а также обеспечивать их участие;
- внесении исправлений в существующие кодексы и регулирующие положения с
целью использования всех имеющихся недорогих альтернативных технологий
удаления отходов;
- создании организационного потенциала и разработке процедур для
планирования и предоставления услуг.
 |
Повестка Дня на XXI век |
 |
|