 |
Повестка Дня на XXI век |
 |
Глава 20. Экологически безопасное удаление опасных отходов, включая предотвращение
незаконного международного оборота токсичных и опасных отходов
Введение
20.1. Эффективный контроль за образованием, хранением, обработкой,
транспортировкой, рекуперацией и удалением отходов имеет чрезвычайно важное
значение для здравоохранения, охраны окружающей среды, рационального
использования природных ресурсов и обеспечения устойчивого развития. Это
потребует активного сотрудничества и участия со стороны международного
сообщества, правительств и промышленности. Термин "промышленность" в
целях настоящего документа означает крупные промышленные предприятия, в том
числе транснациональные корпорации и национальную промышленность.
20.2. Ключевыми элементами являются предупреждение образования опасных
отходов и восстановление зараженных районов, и это требует наличия
соответствующих знаний, опытных специалистов, сооружений, финансовых ресурсов,
технического и научного потенциала.
20.3. Намеченные в настоящей главе мероприятия тесно связаны и
взаимодействуют со многими программными областями, которым посвящены другие
главы, в силу чего существует необходимость выработки всестороннего подхода к
управлению опасными отходами.
20.4. Во многих странах выражается обеспокоенность по поводу того, что часть
перевозки опасных отходов в другие страны осуществляется в нарушение
существующего национального законодательства и международных документов в ущерб
окружающей среде и здоровью людей всех стран, особенно развивающихся.
20.5. В разделе I резолюции 44/226 от 22 декабря 1989 года Генеральная
Ассамблея просила все региональные комиссии в рамках имеющихся ресурсов вносить
свой вклад в предотвращение незаконного оборота токсичных и опасных продуктов и
отходов путем мониторинга и проведения региональных оценок этого незаконного
оборота и его влияния на окружающую среду и здоровье. Ассамблея также просила
региональные комиссии взаимодействовать между собой и сотрудничать с Программой
Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) в целях обеспечения
эффективного и согласованного мониторинга и оценки незаконного оборота токсичных
и опасных продуктов и отходов.
Общая цель
20.6. В рамках концепции комплексного управления "жизненным циклом"
общая цель заключается в предотвращении и сведении к минимуму, насколько это
возможно, образования опасных отходов, а также обработке этих отходов таким
образом, чтобы они не причиняли ущерба окружающей среде.
Общие задачи
20.7. Общими задачами являются:
- предотвращение или сведение к минимуму образования опасных отходов в
рамках общей комплексной стратегии "более чистого производства",
прекращение или сокращение трансграничных перевозок опасных отходов до
минимума, совместимого с экологически безопасным и эффективным удалением
этих отходов, и обеспечение того, чтобы альтернативные варианты экологически
безопасного удаления опасных отходов применялись в максимально возможной
степени в стране происхождения (принцип удовлетворения своих потребностей).
Осуществляемые трансграничные перевозки должны организовываться с учетом
экологических и экономических соображений и основываться на соглашениях
между заинтересованными государствами;
- ратификация Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой
опасных отходов и их удалением и скорейшая разработка соответствующих
протоколов, таких, как протокол об ответственности и компенсации, механизмов
и руководящих принципов, способствующих осуществлению Базельской конвенции;
- ратификация и полное осуществление соответствующими странами Бамакской
конвенции о запрещении ввоза опасных отходов в Африку и контроле за
трансграничным перемещением таких отходов в Африке и скорейшая подготовка
протокола об ответственности и компенсации;
- прекращение вывоза опасных отходов в страны, которые в индивидуальном
порядке или в рамках международных соглашений запрещают ввоз таких отходов,
например в страны - участницы Бамакской конвенции, четвертой Ломейской
конвенции или других соответствующих конвенций, в которых предусмотрен такой
запрет.
20.8. В настоящую главу включены следующие программные области:
- содействие предотвращению образования отходов и
сведению их к минимуму;
- наращивание и укрепление организационного потенциала
в области удаления опасных отходов;
- поощрение и укрепление международного сотрудничества
в области управления трансграничными перевозками опасных отходов;
- предотвращение незаконной международной перевозки
опасных отходов.
Программные области
А. Содействие предотвращению образования опасных отходов и сведению их
к минимуму
Основа для деятельности
20.9. Рост объема производимых опасных отходов приводит к тому, что здоровье
людей и качество окружающей среды постоянно ухудшаются. Общество и граждане
несут все более крупные прямые и косвенные издержки в связи с образованием,
обработкой и удалением таких отходов. Поэтому крайне важное значение имеют
углубление знаний и распространение информации об экономических принципах
предотвращения образования опасных отходов и их удаления, включая воздействие на
занятость и окружающую среду, с тем чтобы обеспечить выделение необходимых
капиталовложений для программ развития путем создания экономических стимулов. В
связи с этим одна из наиболее приоритетных задач в области управления опасными
отходами заключается в сведении к минимуму образования отходов в рамках более
широкого подхода к изменению промышленных процессов и структур потребления на
основе предотвращения загрязнения и стратегий более чистого производства.
20.10. В число важнейших факторов этих стратегий входят рекуперация опасных
отходов и их переработка в полезную продукцию. Центральное место в деятельности
по минимизации опасных отходов занимают применение, модификация и разработка
новых малоотходных технологий.
Цели
20.11. Целями в рамках этой программной области являются:
- сокращение, насколько это возможно, образования опасных отходов в рамках
комплексной стратегии более чистого производства;
- оптимальное использование сырьевых материалов путем утилизации, где это
практически возможно и оправдано с экологической точки зрения, отходов
производственных процессов;
- расширение знаний и информации об экономических принципах предотвращения
образования опасных отходов и их удаления.
20.12. Для достижения этих целей и, следовательно, уменьшения последствий и
издержек промышленного развития, страны, которые могут позволить себе внедрить
соответствующие технологии без ущерба для своего развития, могли бы проводить
политику, предусматривающую:
- учет стратегий более чистого производства и минимизации опасных отходов
на всех стадиях планирования, а также установление конкретных целей;
- поощрение использования нормативных и рыночных механизмов;
- установление промежуточной цели стабилизации объема генерируемых опасных
отходов;
- разработка долгосрочных программ и политики, включая, по мере
необходимости, задания по сокращению объема опасных отходов, образующихся на
единицу готовой продукции;
- обеспечение качественного улучшения потоков отходов, главным образом
посредством принятия мер, направленных на уменьшение их опасных свойств;
- содействие разработке эффективной с точки зрения затрат политики и
подходов к предотвращению образования опасных отходов и управлению ими с
учетом уровня развития каждой страны.
Деятельность
а) Вопросы управления
20.13. Необходимо осуществить следующие мероприятия:
- правительствам следует установить или изменить существующие стандарты
или закупочные спецификации, с тем чтобы избегать дискриминации в отношении
рециркулированных материалов при условии, что эти материалы являются
экологически безопасными;
- правительствам в рамках своих возможностей и с помощью многостороннего
сотрудничества следует, по мере необходимости, экономически или нормативно
стимулировать промышленные нововведения с целью перехода на более чистые
методы производства, поощрять промышленность к осуществлению
капиталовложений в технологии предотвращения образования отходов и/или
рециркуляции для обеспечения применения к рециркулируемым отходам таких же
экологических норм, как и к другим видам отходов, и стимулировать
капиталовложения с целью сведения отходов к минимуму;
- правительствам следует активизировать деятельность в области научных
исследований и конструкторских разработок по вопросам эффективных с точки
зрения затрат альтернатив процессам и веществам, которые в настоящее время
приводят к образованию опасных отходов, создающих особые проблемы для
экологически безопасного удаления или переработки, при этом как можно скорее
следует рассмотреть вопрос о свертывании производства веществ, которые
создают неоправданный или иной нерегулируемый риск и которые являются
токсинными, стойкими и могут накапливаться в живых организмах. Следует
уделять внимание альтернативам, являющимся доступными в экономическом плане
для развивающихся стран;
- правительства, сообразно своим возможностям и имеющимся ресурсам и при
поддержке, по мере необходимости, со стороны Организации Объединенных Наций
и других соответствующих организаций и промышленности, должны оказывать
помощь в создании местных возможностей по удалению опасных отходов,
производимых в самой стране;
- правительствам развитых стран следует способствовать передаче
экологически безопасных технологий и "ноу-хау" по чистым
технологиям и малоотходным производствам развивающимся странам в
соответствии с главой 34, что позволит произвести изменения, необходимые для
использования нововведений. Правительствам следует, в случае необходимости,
сотрудничать с промышленностью в разработке руководящих принципов и кодексов
поведения, обеспечивающих переход к более чистым методам производства,
используя для этого отраслевые торгово-промышленные ассоциации;
- правительствам следует поощрять промышленность обрабатывать,
рециркулировать, утилизировать и удалять отходы у источника или как можно
ближе к источнику, когда избежать образования опасных отходов невозможно и
когда для промышленности это является экономически и экологически
действенным средством;
- правительствам следует поощрять проведение оценок, технологии, например
посредством использования центров для оценки технологий;
- правительствам следует поощрять внедрение более чистых методов
производства путем создания центров подготовки кадров и распространения
информации в области экологически безопасных технологий;
- промышленности следует создать системы управления окружающей средой,
включая проведение экологической оценки промышленных и торговых объектов, с
тем чтобы определить потребности во внедрении более чистых методов
производства;
- соответствующей компетентной организации системы Организации
Объединенных Наций следует в сотрудничестве с другими организациями
возглавить работу, в частности, по подготовке руководящих принципов для
оценки "плюсов" и "минусов" различных подходов к
внедрению более чистых методов производства и минимизации опасных отходов, а
также к экологически безопасному удалению опасных отходов, включая
восстановление загрязненных участков, с учетом, при необходимости, доклада
Найробийского совещания государственных экспертов по международной стратегии
и программе действий, включая технические руководящие принципы экологически
безопасного управления опасными отходами, особенно в контексте Базельской
конвенции, разрабатываемые под руководством секретариата ЮНЕП;
- правительствам следует разработать законодательные положения, в которых
конечная ответственность за экологически безопасное удаление опасных
отходов, образующихся в результате деятельности промышленных предприятий,
возлагалась бы на эти предприятия.
b) Данные и информация
20.14. Необходимо осуществить следующие мероприятия:
- с помощью международных организаций правительствам следует создать
механизмы для оценки эффективности существующих информационных систем;
- правительствам следует создать национальные и региональные центры и сети
по сбору и распространению информации, на которые могли бы легко выходить и
которыми могли бы пользоваться государственные учреждения и промышленность,
а также другие неправительственные организации;
- международным организациям через программу более чистого производства
ЮНЕП и ICPIC следует расширить и укрепить существующие системы для сбора
информации о более чистых методах производства;
- всем органам и организациям системы Организации Объединенных Наций
следует содействовать использованию и распространению информации, собираемой
с помощью информационной сети по более чистым методам производства;
- ОЭСР в сотрудничестве с другими организациями следует осуществить
подготовку всеобъемлющего обзора опыта, накопленного в странах в деле
принятия хозяйственных и нормативных систем и механизмов стимулирования
управления опасными отходами и использования чистых технологий, не
допускающих образования таких отходов, и распространить соответствующую
информацию;
- правительствам следует поощрять промышленные предприятия предавать
гласности свои операции и предоставлять соответствующую информацию общинам,
на которых может сказываться производство и удаление опасных отходов, а
также управление ими.
с) Международное и региональное сотрудничество и координация
20.15. Международное/региональное сотрудничество должно способствовать
ратификации государствами Базельской и Бамакской конвенций и осуществлению этих
конвенций. Региональное сотрудничество необходимо для разработки по мере
необходимости аналогичных конвенций в других регионах, помимо Африки. Кроме
того, необходимо осуществлять эффективную координацию международной,
региональной и национальной политики и документов. Еще одним предлагаемым
мероприятием является сотрудничество в контроле за последствиями удаления
опасных отходов.
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
20.16. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма
расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы
составит около 750 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом на
безвозмездных или льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь
ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась
правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые
нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и
программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.
b) Научно-технические средства
20.17. Необходимо осуществить следующие мероприятия, связанные с
технологическими разработками и научными исследованиями:
- правительствам в рамках своих возможностей и имеющихся ресурсов и, по
мере необходимости, с помощью Организации Объединенных Наций и других
соответствующих организаций и промышленных кругов следует существенно
увеличить финансовую помощь программам научных исследований и опытно-
конструкторских разработок в области создания более чистых технологий,
включая использование биотехнологии;
- государствам, в случае необходимости с помощью международных
организаций, следует поощрять промышленные круги расширять и осуществлять
исследования по вопросам свертывания тех процессов, которые несут в себе
наибольшую опасность для окружающей среды в связи с производимыми опасными
отходами;
- государствам следует поощрять промышленные круги разрабатывать планы
учета соображений более чистого производства при разработке изделий и в
управленческой практике;
- государствам следует поощрять промышленные круги применять более
ответственную с точки зрения экологии практику путем сокращения объема
опасных отходов и обеспечения экологически безопасного повторного
использования, рециркуляции и рекуперации опасных отходов, а также их
окончательного удаления.
с) Развитие людских ресурсов
20.18. Необходимо осуществить следующие мероприятия:
- правительствам, международным организациям и промышленности следует
поощрять осуществление программ профессиональной подготовки в
промышленности, включающих в себя методы предотвращения образования опасных
отходов и сведения их к минимуму, а также организацию на местном уровне
демонстрационных проектов, позволяющих подготовить материалы о примерах
успешного применения более чистых методов производства;
- промышленности следует включить принципы применения более чистых методов
производства и конкретные примеры в учебные программы и создать
демонстрационные проекты/сети по отдельным секторам/странам;
- на всех уровнях общества следует организовать кампании по ознакомлению
населения с более чистыми методами производства и развивать диалог и
партнерские отношения с промышленностью и другими кругами.
d) Создание потенциала
20.19. Необходимо осуществить следующие мероприятия:
- правительствам развивающихся стран в сотрудничестве с промышленностью и
с помощью соответствующих международных организаций следует составить
кадастры производства опасных отходов в целях выявления потребностей в
передаче и осуществлении мер по безопасному управлению опасными отходами и
их удалению;
- правительствам следует включить в процесс национального планирования и в
свое законодательство комплексный подход к охране окружающей среды,
руководствуясь критериями предотвращения и сокращения отходов у источника с
учетом принципа "загрязнитель платит", и принять программы по
сокращению объема опасных отходов, предусматривающие целевые задания и
надлежащие меры экологического контроля;
- правительствам следует сотрудничать с промышленностью в деле организации
кампаний по сведению к минимуму опасных отходов в отдельных секторах, а
также в отношении сокращения объема таких отходов и других выбросов;
- правительствам следует взять на себя инициативу в деле установления и,
по мере необходимости, укрепления национальных процедур оценки воздействия
на окружающую среду с учетом основанного на концепции "жизненного
цикла" подхода к управлению опасными отходами для определения вариантов
сведения к минимуму образования опасных отходов посредством более безопасной
обработки, хранения, удаления и уничтожения этих отходов;
- правительствам в сотрудничестве с промышленностью и соответствующими
международными организациями следует разработать процедуры для мониторинга
применения концепции "жизненного цикла", включая экологические
анализы;
- двусторонним и многосторонним учреждениям по оказанию помощи в целях
развития следует существенно увеличить объемы ресурсов, выделяемых для
передачи более чистых технологий в развивающиеся страны, в том числе в
интересах мелких и средних предприятий.
В. Наращивание и укрепление организационного потенциала в области
удаления опасных отходов
Основа для деятельности
20.20. Во многих странах отсутствует собственная база для обработки опасных
отходов и управления ими. Это объясняется в первую очередь отсутствием
надлежащей инфраструктуры, пробелами в нормативных положениях, недостатками
учебных и просветительных программ и отсутствием координации между различными
министерствами и ведомствами, занимающимися различными аспектами управления
отходами. Наряду с этим отсутствуют достаточные знания о заражении и загрязнении
окружающей среды, об угрозе вредного воздействия на здоровье населения, особенно
женщин и детей, а также на экосистемы сброса опасных отходов, а также оценки
рисков и свойствах отходов. Должны быть незамедлительно приняты меры по
выявлению "групп высокого риска" и принятию, где это необходимо, мер
по исправлению положения. Одна из основных первоочередных задач в деле
обеспечения экологически безопасного управления опасными отходами состоит в
организации учебно-просветительных и профессиональных программ, рассчитанных на
все слои общества. Кроме того, требуется организовать программы научных
исследований, с тем чтобы понять природу опасных отходов, выявить их
потенциальное воздействие на окружающую среду и разработать технологии для
безопасного обращения с этими отходами. Наконец, необходимо укрепить потенциал
учреждений, отвечающих за управление опасными отходами.
Цели
20.21. Целями этой программной области являются:
- принятие соответствующих координационных, законодательных и нормативных
мер на национальном уровне в поддержку экологически безопасного управления
опасными отходами, включая осуществление международных и региональных
конвенций;
- информирование населения по проблемам, связанным с опасными отходами, а
также обеспечение разработки базовых учебных и просветительных программ для
работников промышленности и государственных служащих во всех странах;
- организация в странах всеобъемлющих научно-исследовательских программ по
опасным отходам;
- укрепление предприятий, с тем чтобы они могли осуществлять обработку
опасных отходов, а также создание потенциала международного сотрудничества;
- создание во всех развивающихся странах местной базы для профессиональной
подготовки и просвещения сотрудников на всех уровнях по вопросам обращения с
опасными отходами, мониторинга и их экологически безопасного удаления;
- содействие проведению в местах захоронения опасных отходов оценок их
воздействия на людей и выявлению необходимых ответных мер;
- содействие оценке последствий и рисков опасных отходов для здоровья
людей и для окружающей среды путем разработки надлежащих процедур,
методологий, критериев и/или соответствующих принципов и норм;
- расширение знаний о воздействии опасных отходов на здоровье людей и
окружающую среду;
- предоставление правительствам и общественности информации о воздействиях
опасных отходов, включая инфицированные отходы, на здоровье людей и
окружающую среду.
Деятельность
а) Деятельность, связанная с управлением
20.22. Необходимо осуществить следующие мероприятия:
- правительствам следует составить и применять кадастры, в том числе
компьютеризированные кадастры опасных отходов и площадок для их обработки/
удаления, а также зараженных объектов, требующих восстановления, и
производить оценку их воздействия и риска для здоровья людей и окружающей
среды; им также следует определять меры, необходимые для очистки площадок
захоронения отходов. Промышленные круги должны предоставлять необходимую
информацию;
- правительствам, промышленным кругам и международным организациям следует
сотрудничать в разработке легко внедряемых методов и принципов определения
характеристик и классификации опасных отходов;
- правительствам следует проводить оценки воздействия опасных отходов на
здоровье людей, проживающих неподалеку от неконтролируемых площадок
захоронения опасных отходов, и содействовать принятию необходимых мер в этой
связи;
- международным организациям следует разработать с учетом необходимости
охраны здоровья людей более совершенные критерии, учитывающие особенности
процессов принятия решений на национальном уровне, а также оказать помощь в
подготовке практических технических руководств по предотвращению образования
опасных отходов, их максимальному сокращению, а также безопасному обращению
с ними и их удалению;
- правительствам развивающихся стран следует поощрять в сотрудничестве с
международными организациями и учреждениями междисциплинарные и
межотраслевые группы для подготовки кадров и проведения научных исследований
в области оценки, предотвращения и ограничения рисков для здоровья людей,
вызываемых опасными отходами. Такие группы должны служить моделью при
разработке аналогичных региональных программ;
- правительствам в рамках их возможностей и имеющихся ресурсов и, по мере
необходимости, с помощью Организации Объединенных Наций и других
соответствующих организаций следует, насколько это возможно, поощрять
создание установок для комплексной обработки/удаления отходов на мелких и
средних предприятиях;
- правительствам следует содействовать выявлению и очистке площадок
захоронения опасных отходов в сотрудничестве с промышленностью и
международными организациями. Им следует предоставлять с этой целью
технологии, специальные знания и финансовые средства, руководствуясь,
насколько это возможно и целесообразно, принципом "загрязнитель
платит";
- правительствам следует удостовериться в том, что их военные предприятия
при обработке и удалении опасных отходов действуют в соответствии с
применяемыми в их странах национальными экологическими нормами.
b) Данные и информация
20.23. Необходимо осуществить следующие мероприятия:
- правительствам, международным и региональным организациям и промышленным
кругам следует облегчать и расширять распространение научно- технической
информации, касающейся различных аспектов влияния опасных отходов на
здоровье людей, и способствовать ее практическому применению;
- правительствам следует создать системы оповещения и реестры
подвергнувшихся воздействию людей и видов неблагоприятного воздействия на
здоровье, а также базы данных с информацией об оценке степени риска опасных
отходов;
- правительствам следует стремиться собирать информацию о предприятиях,
которые производят или удаляют/рециркулируют опасные отходы, и предоставлять
такую информацию заинтересованным лицам и организациям.
с) Международное и региональное сотрудничество и координация
20.24. Правительствам в рамках их возможностей и имеющихся ресурсов и, по
мере необходимости, с помощью Организации Объединенных Наций и других
соответствующих организаций следует:
- поощрять и поддерживать интеграцию и деятельность, по мере
необходимости, на региональном и местном уровнях институциональных и
междисциплинарных групп, сотрудничающих в рамках своих возможностей в
проведении мероприятий, ориентированных на улучшение оценки риска,
связанного с опасными отходами, ликвидацию последствий и снижение этого
риска;
- поддерживать создание потенциала и технические разработки и исследования
в развивающихся странах в области развития людских ресурсов при оказании
особой поддержки укреплению существующих сетей;
- поощрять развитие собственных возможностей в области удаления опасных
отходов в стране происхождения, которые были бы экологически безопасными и
осуществимыми. Трансграничная передача должна осуществляться с учетом
экологических и экономических соображений и на основе соглашений между всеми
соответствующими государствами.
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
20.25. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма
расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы
составит около 18,5 млрд. долл. США, которые будут предоставлены на
международной основе и 3,5 млрд. долл. США из которых выделяются для
развивающихся стран, в том числе примерно 500 млн. долл. США, предоставляемых
международным сообществом на безвозмездных или льготных условиях. Эта смета
расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не
рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в
том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от
конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято
правительствами.
b) Научно-технические средства
20.26. Необходимо осуществить следующие мероприятия:
- правительствам в рамках их возможностей и имеющихся ресурсов и, по мере
необходимости, с помощью Организации Объединенных Наций и других
соответствующих организаций и промышленных кругов следует расширить
поддержку деятельности по управлению научными исследованиями в области
опасных отходов в развивающихся странах;
- правительствам в сотрудничестве с международными организациями следует
провести исследования по вопросам воздействия опасных отходов на здоровье
людей в развивающихся странах, включая долгосрочные последствия для здоровья
детей и женщин;
- правительствам следует провести исследования, направленные на
удовлетворение потребностей мелких и средних предприятий;
- правительствам и международным организациям в сотрудничестве с
промышленными предприятиями следует расширить технологические исследования
по вопросам экологически безопасного обращения, хранения, транспортировки,
обработки и удаления опасных отходов, а также их оценки, управления ими и
ликвидации их последствий;
- международным организациям следует определить соответствующие и
усовершенствованные технологии обращения, хранения, обработки и удаления
опасных отходов.
с) Развитие людских ресурсов
20.27. Правительствам в рамках их возможностей и имеющихся ресурсов и, по
мере необходимости, с помощью Организации Объединенных Наций и других
соответствующих организаций и промышленных кругов следует:
- повысить уровень информированности населения в вопросах, связанных с
опасными отходами, и содействовать накоплению и распространению информации
по опасным отходам, которая была бы понятна для населения;
- расширить участие населения, в первую очередь женщин, в программах по
управлению опасными отходами, в том числе участие на низовом уровне;
- разработать для мужчин и женщин, занятых в промышленности и в
государственных органах, учебные и просветительные программы,
ориентирующиеся на конкретные проблемы реальной жизни, например:
планирование и осуществление программ по максимальному сокращению опасных
отходов, проведение ревизий опасных материалов и организация соответствующих
нормативных программ;
- содействовать подготовке рабочей силы, управленческих кадров
промышленности и служащих государственных контрольных органов по вопросам
технологий, направленных на максимальное сокращение объема опасных отходов и
их экологически безопасное удаление.
20.28. Следует осуществить также следующие мероприятия:
- правительствам в рамках их возможностей и имеющихся ресурсов и с помощью
Организации Объединенных Наций, других организаций и неправительственных
организаций следует сотрудничать в разработке и распространении учебных
материалов, касающихся опасных отходов и их воздействия на окружающую среду
и здоровье людей, для применения в школах, женскими группами и широкой
общественностью;
- правительствам в рамках их возможностей и имеющихся ресурсов и с помощью
Организации Объединенных Наций и других организаций следует разработать или
укрепить программы экологически безопасного управления опасными отходами в
соответствии с медицинскими и экологическими нормами и расширить системы
контроля, с тем чтобы выявить степень отрицательного воздействия опасных
отходов на население и окружающую среду;
- международным организациям следует оказывать государствам-членам помощь
в оценке рисков воздействия опасных отходов на здоровье людей и окружающую
среду, а также в определении ими своих первоочередных задач в области
контроля за различными категориями или классами отходов;
- правительствам в рамках их возможностей и имеющихся ресурсов и с помощью
Организации Объединенных Наций и других соответствующих организаций следует
содействовать созданию специальных учебных центров для подготовки
специалистов по управлению опасными отходами на базе соответствующих
национальных учреждений и путем поощрения международного сотрудничества, в
том числе путем установления организационных связей между развитыми и
развивающимися странами.
d) Создание потенциала
20.29. Транснациональные корпорации и другие крупные предприятия, где бы они
ни осуществляли свою деятельность, следует поощрять к принятию на вооружение
политики и обязательств по утверждению эквивалентных или не менее строгих, чем в
стране базирования, стандартов деятельности в отношении образования опасных
отходов и их удаления, а правительствам предлагается предпринять усилия по
установлению нормативных положений, которые будут требовать экологически
безопасного управления опасными отходами.
20.30. Международные организации должны оказывать помощь государствам-членам
в оценке опасности для здоровья и окружающей среды, связанной с воздействием
опасных отходов, и определении их приоритетов в области контроля за различными
категориями и видами отходов.
20.31. Правительствам в рамках их возможностей и имеющихся ресурсов и с
помощью Организации Объединенных Наций и других соответствующих организаций
следует:
- оказывать поддержку национальным учреждениям в вопросах обращения с
опасными отходами в том, что касается нормативного мониторинга и применения
принудительных мер, а также оказывать этим учреждениям помощь в деле
обеспечения возможностей соблюдения международных конвенций;
- создать на базе промышленности учреждения, занимающиеся вопросами
обращения с опасными отходами, а также предприятия, обслуживающие обработку
опасных отходов;
- принять технические руководящие принципы экологически безопасного
управления опасными отходами и способствовать осуществлению региональных и
международных конвенций;
- развивать и расширять организованное международное общение между
специалистами, работающими в области опасных отходов, и поддерживать обмен
информацией между странами;
- провести оценку практических возможностей создания и обеспечения
функционирования национальных, субрегиональных и региональных центров по
обработке опасных отходов. Такие центры могли бы использоваться для обучения
и профессиональной подготовки, а также для стимулирования и поощрения
передачи технологий в целях экологически безопасного управления опасными
отходами;
- выявлять и укреплять соответствующие учебные/научные учреждения или
центры подготовки специалистов, с тем чтобы содействовать проведению ими
деятельности по просвещению и подготовке кадров в области экологически
безопасного управления опасными отходами;
- разработать программу создания национального потенциала и возможностей
для обучения и подготовки специалистов по вопросам удаления опасных отходов
на различных уровнях;
- проводить экологические проверки деятельности существующих промышленных
предприятий с целью усовершенствования применяемых методов удаления опасных
отходов.
С. Поощрение и укрепление международного сотрудничества в области
управления трансграничными перевозками опасных отходов
Основа для деятельности
20.32. Для поощрения и укрепления международного сотрудничества в области
управления трансграничными перевозками опасных отходов, включая контроль и
мониторинг, необходимо применение осторожного подхода; также требуется
согласование процедур и критериев, используемых в различных международных и
нормативных документах. В этой связи требуется также разработка или согласование
существующих критериев для целей определения опасных для окружающей среды
отходов и создания потенциала мониторинга.
Цели
20.33. Целями в рамках этой программной области являются:
- облегчать и укреплять международное сотрудничество в области
экологически безопасного управления опасными отходами, включая контроль и
мониторинг трансграничных перевозок опасных отходов, в том числе отходов для
рекуперации, путем принятия международных критериев определения и
классификации опасных отходов в интересах согласования соответствующих
международно-правовых документов;
- установить запрет или, по мере необходимости, не разрешать вывоз опасных
отходов в страны, которые не обладают потенциалом обработки и удаления этих
отходов экологически безопасным путем или которые запретили ввоз таких
отходов;
- содействовать разработке процедур контроля за трансграничной перевозкой
опасных отходов, предназначенных для операций по рекуперации в соответствии
с Базельской конвенцией, которые способствуют выбору экологически безопасных
и экономически целесообразных методов рециркуляции.
Деятельность
а) Деятельность, связанная с управлением
Укрепление и согласование критериев и норм
20.34. Правительствам в рамках их возможностей и имеющихся ресурсов и, по
мере необходимости, с помощью Организации Объединенных Наций и других
соответствующих организаций следует:
- включить в национальное законодательство процедуры уведомления,
предусмотренные в Базельской конвенции, а также в соответствующих
региональных конвенциях и приложениях к ним;
- разработать, когда это необходимо, региональные соглашения, регулирующие
трансграничную перевозку опасных отходов, подобные Бамакской конвенции;
- оказывать помощь в обеспечении того, чтобы такие региональные соглашения
были сопоставимы и дополняли международные конвенции и протоколы;
- укреплять национальные и региональные возможности и потенциал в деле
мониторинга трансграничных перевозок опасных отходов и контроля за ними;
- содействовать разработке четких критериев и руководящих принципов в
контексте Базельской конвенции и региональных конвенций соответственно в
отношении экологически безопасной и экономически целесообразной деятельности
по восстановлению ресурсов, в отношении рециркуляции, рекуперации, прямого
использования или альтернативных видов использования и в отношении
определения приемлемой практики восстановления, включая, где это возможно и
целесообразно, рекуперацию, в целях недопущения злоупотреблений в рамках
вышеуказанной деятельности и представления искаженной информации о ней;
- рассмотреть вопрос о создании, по мере необходимости, на национальном и
региональном уровнях системы мониторинга и наблюдения за трансграничными
перевозками опасных отходов;
- разработать руководящие принципы оценки экологически безопасного
удаления опасных отходов;
- разработать руководящие принципы определения опасных отходов на
национальном уровне с учетом существующих критериев, согласованных на
международной и, по мере необходимости, региональной основе, а также
подготовить перечень с описанием вредных характеристик опасных отходов,
которые перечислены в национальном законодательстве;
- разработать и использовать соответствующие методы проверки, определения
свойств и классификации опасных отходов и принять или адаптировать нормы и
принципы безопасности, обязательные для соблюдения при экологически
безопасном управлении отходами.
Осуществление существующих соглашений
20.35. Правительствам настоятельно рекомендуется ратифицировать, если они еще
не сделали этого, Базельскую и Бамакскую конвенции и приступить к срочной
разработке соответствующих протоколов, таких, как протоколы об ответственности и
компенсации, а также механизмов и руководящих принципов, которые облегчили бы
осуществление этих конвенций.
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
20.36. Поскольку настоящая программная область охватывает сравнительно новое
поле деятельности и из-за отсутствия до настоящего времени надлежащих
исследований по вопросу о возможных расходах на деятельность по данной
программе, в настоящее время какая-либо смета расходов не может быть
представлена. Однако можно считать, что расходы на проведение некоторых
мероприятий, предусматриваемых по данной программе и связанных с созданием
потенциала, уже заложены в смету расходов по программной области В выше.
20.37. Временному секретариату Базельской конвенции следует провести
исследования в целях подготовки разумной сметы расходов на деятельность, которая
должна быть осуществлена на первоначальном этапе до 2000 года.
b) Создание потенциала
20.38. Правительствам в рамках их возможностей и имеющихся ресурсов и, по
мере необходимости, с помощью Организации Объединенных Наций и других
соответствующих организаций следует:
- разработать или принять меры политики в области экологически безопасного
удаления опасных отходов с учетом действующих международных документов;
- представлять рекомендации для соответствующих форумов или в целях
установления или принятия норм, включая справедливое осуществление принципа
"загрязнитель платит", и регламентирующих положений,
обеспечивающих соблюдение обязательств и принципов Базельской конвенции,
Бамакской конвенции и других соответствующих имеющихся или будущих
соглашений, включая, когда это необходимо, протоколы для введения
соответствующих норм и процедур в области ответственности и компенсации за
ущерб, причиненный в результате трансграничных перевозок и удаления опасных
отходов;
- применять меры по осуществлению запрета на вывоз опасных отходов в
страны, которые не располагают возможностями для экологически безопасного
обращения с этими отходами или запретили ввоз таких отходов;
- изучать в контексте Базельской конвенции и соответствующих региональных
конвенций возможности предоставления временной финансовой помощи в случае
чрезвычайной ситуации в целях сведения к минимуму ущерба в результате
аварий, возникающих в результате трансграничной перевозки опасных отходов
или их удаления.
D. Предотвращение незаконной международной перевозки опасных отходов
Основа для деятельности
20.39. Предотвращение незаконной перевозки опасных отходов будет
способствовать улучшению окружающей среды и здоровью людей во всех странах,
особенно в развивающихся странах. Это также будет способствовать эффективному
осуществлению Базельской конвенции и региональных международных документов,
таких, как Бамакская конвенция и четвертая Ломейская конвенция, путем поощрения
соблюдения мер контроля, установленных в этих соглашениях. В статье IX
Базельской конвенции конкретно рассматривается вопрос о незаконной перевозке
опасных отходов. Незаконная перевозка опасных отходов может серьезным образом
угрожать здоровью людей и окружающей среде и создавать особое и чрезвычайное
бремя для стран, в направлении которых осуществляются такие перевозки.
20.40. Для обеспечения эффективного предотвращения необходим действенный
мониторинг, разработка и применение надлежащих санкций.
Цели
20.41. Целями в рамках настоящей программной области являются:
- укрепление национального потенциала по определению и предотвращению
любых незаконных попыток ввоза опасных отходов на территорию какого-либо
государства в нарушение национального законодательства и соответствующих
международных правовых документов;
- оказание помощи всем странам, особенно развивающимся странам, в
получении всей соответствующей информации, касающейся незаконной перевозки
опасных отходов;
- осуществление сотрудничества в рамках Базельской конвенции в оказании
помощи странам, страдающим от последствий незаконного оборота.
Деятельность
а) Деятельность, связанная с управлением
20.42. Правительствам в рамках их возможностей и имеющихся ресурсов и, по
мере необходимости, с помощью Организации Объединенных Наций и других
соответствующих организаций следует:
- по мере необходимости принять и применять законы по предотвращению
незаконного ввоза и вывоза опасных отходов;
- разработать надлежащие национальные программы обеспечения контроля за
соблюдением такого законодательства, выявления и недопущения нарушений с
помощью соответствующих санкций и уделять особое внимание тем, кто, как
известно, осуществляет незаконную перевозку опасных отходов, и таким видам
опасных отходов, которые особенно часто являются предметом незаконной
перевозки.
b) Данные и информация
20.43. Правительства должны, по мере необходимости, создавать информационную
сеть и систему оповещения для оказания помощи в выявлении незаконной перевозки
опасных отходов. В работе такой сети и системы могли бы участвовать местные
общины и другие стороны.
20.44. Правительства должны сотрудничать в обмене информацией о незаконной
трансграничной перевозке опасных отходов и предоставлять такую информацию
соответствующим органам Организации Объединенных Наций, таким, как ЮНЕП и
региональные комиссии.
с) Международное и региональное сотрудничество
20.45. Региональным комиссиям в сотрудничестве и на основе экспертной и
консультационной поддержки ЮНЕП и других соответствующих органов системы
Организации Объединенных Наций и с учетом в полной мере Базельской конвенции
необходимо продолжать осуществление мониторинга и оценки в отношении незаконной
перевозки опасных отходов, включая оценку их последствий для экологии, экономики
и здоровья людей, осуществлять этот процесс на постоянной основе с учетом
результатов и опыта, полученных в ходе совместной предварительной оценки
незаконной перевозки, проведенной ЮНЕП/ЭСКАТО.
20.46. Странам и, по мере необходимости, международным организациям следует
сотрудничать для укрепления организационных и контрольных возможностей, особенно
развивающихся стран, в целях предотвращения незаконного ввоза и вывоза опасных
отходов.
 |
Повестка Дня на XXI век |
 |
|