Общественный экологический Internet-проект EcoLife
[Начало] [Законодательство] [Методические материалы] [Экологические организации] [Образование] [Ссылки] [Мнение народа] [Структура сервера] [Наши координаты]
Образование
Предидущий документ Повестка Дня на XXI век Следующий документ

Глава 14. Содействие устойчивому ведению сельского хозйстваи развитию сельских районов
Введение

14.1. Ожидается, что к 2025 году численность населения планеты достигнет 8,5 млрд. человек, 83 процента которого будут проживать в развивающихся странах. Однако вопрос о возможности удовлетворения потребностей этого растущего населения в продовольствии и других сельскохозяйственных товарах за счет имеющихся ресурсов и при нынешнем уровне развития технологии до сих пор остается открытым. Сельское хозяйство должно быть готово решать эти проблемы главным образом за счет увеличения производства на уже используемых землях, не допуская при этом дальнейших посягательств на те земли, которые лишь отчасти пригодны для культивации.

14.2. Для создания условий, благоприятствующих устойчивому ведению сельского хозяйства и развитию сельских районов (САРД), необходимо внести значительные коррективы в национальную и международную сельскохозяйственную, экологическую и макроэкономическую политику как в развитых, так и в развивающихся странах. Основная задача САРД заключается в устойчивом наращивании объема производства продуктов питания и повышении продовольственной безопасности. Это предполагает осуществление инициатив в области просвещения, использование экономических стимулов и разработку соответствующих новых технологий, что позволит обеспечить стабильное снабжение адекватным с точки зрения питательности продовольствием, доступ к этим продуктам уязвимых групп населения, а также производство для продажи; обеспечение занятости и условий для получения дохода с целью снижения остроты проблемы нищеты; и рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды.

14.3. Основное внимание должно уделяться сохранению и наращиванию потенциала наиболее плодородных сельскохозяйственных земель для удовлетворения потребностей растущего населения. Однако существует также необходимость в сохранении и восстановлении природных ресурсов и на землях с меньшим потенциалом в целях поддержания антропогенной нагрузки на устойчивом уровне. Основными инструментами САРД являются политические и аграрные реформы, широкое участие, диверсификация дохода, сохранение земель и более рациональное использование ресурсов. Успех САРД будет во многом зависеть от помощи и участия сельского населения, национальных правительств, частного сектора и международного сотрудничества, в частности в технической и научной областях.

14.4. В этой главе рассматриваются следующие программные области:

  1. обзор сельскохозяйственной политики, планирование и комплексные программы с учетом многофункциональности сельского хозяйства, особенно в том, что касается продовольственной безопасности и устойчивого развития;
  2. обеспечение участия населения и содействие развитию людских ресурсов в интересах устойчивого ведения сельского хозяйства;
  3. совершенствование сельскохозяйственного производства и систем ведения сельского хозяйства путем диверсификации сельскохозяйственной и несельскохозяйственной занятости, а также развития инфраструктуры;
  4. планирование, информация и просвещение по вопросам использования земельных ресурсов в сельском хозяйстве;
  5. сохранение и восстановление земель;
  6. водные ресурсы для обеспечения устойчивого производства продуктов питания и развития сельских районов;
  7. сохранение и рациональное использование генетических ресурсов растений для устойчивого ведения сельского хозяйства;
  8. сохранение и рациональное использование генетических ресурсов животных для устойчивого сельского хозяйства;
  9. комплексная борьба с сельскохозяйственными вредителями;
  10. устойчивое питание растений в целях наращивания производства продуктов питания;
  11. перестройка систем энергоснабжения сельских районов в целях повышения производительности;
  12. оценка последствий для растений и животных ультрафиолетового излучения, вызванного истощением озонового слоя стратосферы.
Программные области
А. Обзор сельскохозяйственной политики, планирование и комплексные программы с учетом многофункциональности сельского хозяйства, особенно в том, что касается продовольственной безопасности и устойчивого развития
Основа для деятельности

14.5. Существует необходимость учета соображений, предусматривающих устойчивое развитие, при анализе и планировании сельскохозяйственной политики во всех странах, особенно в развивающихся. Рекомендации должны непосредственно способствовать разработке реальных и функциональных средне- и долгосрочных планов и программ и тем самым осуществлению конкретных действий. Последующими мерами должны стать оказание поддержки и контроль за осуществлением упомянутых мер.

14.6. Отсутствие последовательной национальной политики содействия устойчивому ведению сельского хозяйства и развитию сельских районов (САРД) является повсеместным явлением, не ограничивающимся лишь развивающимися странами. В частности, подобная политика необходима странам, находящимся в процессе перехода от плановой к рыночной системе, с тем чтобы учитывать экологические соображения в экономической деятельности, в частности в области сельского хозяйства. Всем странам необходимо дать комплексную оценку воздействия такой политики на эффективность функционирования продовольственного и сельскохозяйственного сектора, продовольственную безопасность, благосостояние сельского населения и международные торговые отношения, с тем чтобы определить необходимые контрмеры. В этом случае основной целью обеспечения продовольственной безопасности является значительный рост сельскохозяйственного производства на устойчивой основе и достижение существенного улучшения снабжения населения адекватным продовольствием и традиционными продуктами питания.

14.7. Для принятия обоснованных политических решений в области международной торговли и потоков капитала необходимо также прилагать усилия для преодоления:

  1. непонимания того, что секторальная и макроэкономическая политика может быть сопряжена с определенными экологическими издержками, что поставит под угрозу задачу обеспечения устойчивости;
  2. недостатка навыков и опыта, необходимых для учета аспектов устойчивости при разработке политики и программ; и
  3. неадекватности инструментов анализа и наблюдения1.

Цели

14.8. Целями в данной программной области являются:

    проведение обзора и, по мере необходимости, разработка к 1995 году программы, направленной на увязку вопросов экологического и устойчивого развития с анализом политики в области продовольственного и сельскохозяйственного сектора, а также анализом, разработкой и осуществлением соответствующей макроэкономической политики;
  1. осуществление и разработка, по мере необходимости, оперативных многосекторальных планов, программ и директивных мер, включая программы и меры по укреплению устойчивого производства продовольствия и продовольственной безопасности в рамках устойчивого развития не позднее 1998 года;
  2. обеспечение и укрепление потенциала развивающихся стран, и особенно наименее развитых стран, по самостоятельному осуществлению директивной деятельности, составлению программ и планов не позднее 2005 года.

Деятельность

а) Вопросы управления

14.9. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. проводить обзоры национальной политики в отношении обеспечения продовольственной безопасности, в частности адекватного уровня и стабильности поставок продовольствия, а также доступа к продуктам питания всех домашних хозяйств;
  2. проводить обзор национальной и региональной сельскохозяйственной политики в том, что касается, в частности, внешней торговли, политики ценообразования, политики в области обменных курсов, сельскохозяйственных субсидий и налогов, а также организации региональной экономической интеграции;
  3. проводить политику, оказывающую положительное влияние на систему землевладения и права собственности на основе должного признания минимального размера земельного участка, позволяющего обеспечить производство, и препятствовать дальнейшей фрагментации;
  4. учитывать демографические тенденции и перемещение населения и выявлять ключевые области в сфере сельскохозяйственного производства;
  5. разрабатывать, проводить в жизнь и контролировать политику, законы и положения и меры стимулирования, способствующие устойчивому ведению сельского хозяйства и развитию сельских районов и укреплению продовольственной безопасности; а также разработке и передаче соответствующей сельскохозяйственной технологии, в частности, в случае необходимости, малозатратных систем устойчивого ведения сельского хозяйства (ЛИСА);
  6. поддерживать национальные и региональные системы раннего предупреждения посредством планов содействия обеспечению продовольственной безопасности, позволяющих контролировать состояние спроса и предложения в области продовольствия, и факторы, оказывающие влияние на доступ домашних хозяйств к продуктам питания;
  7. проводить обзор политики в отношении совершенствования методов уборки урожая, хранения, обработки, распределения и сбыта продукции на местном, национальном и региональном уровнях;
  8. разрабатывать и осуществлять комплексные сельскохозяйственные проекты, предусматривающие также деятельность в области других природных ресурсов, например рациональное использование пастбищных угодий, лесов и дикой природы, в зависимости от существующих условий;
  9. содействовать проведению социально-экономических исследований и политики, направленной на поощрение устойчивого сельскохозяйственного развития, особенно на территории уязвимых экосистем и густонаселенных районов;
  10. выявлять проблемы в области хранения и распределения, которые оказывают воздействие на предложение продуктов питания; поддерживать, по мере необходимости, исследования, направленные на преодоление этих проблем, и сотрудничать с лицами, занимающимися производством и распределением продукции, с целью введения более совершенных систем и практики.

b) Данные и информация

14.10. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. активно сотрудничать с целью расширить и усовершенствовать информацию о системах раннего предупреждения в сфере продовольствия и сельского хозяйства на региональном и национальном уровнях;
  2. изучать и проводить обзоры и исследования с целью получения основной информации о состоянии природных ресурсов, связанных с продовольственным и сельскохозяйственным производством и планированием, в целях оценки последствий различных видов использования этих ресурсов, а также разрабатывать методологию и средства анализа, например учета экономических факторов.

с) Международное и региональное сотрудничество и координация

14.11. Учреждениям системы Организации Объединенных Наций, таким, как ФАО, Всемирный банк, МФСР, ГАТТ, а также региональным организациям и двусторонним учреждениям-донорам и другим органам в рамках своих соответствующих мандатов следует приступить к сотрудничеству с национальными правительствами в рамках следующих мероприятий:

  1. осуществление стратегий в области комплексного и устойчивого сельскохозяйственного развития и обеспечения продовольственной безопасности на субрегиональном уровне, которые предусматривают использование регионального производственного и торгового потенциала, в том числе организаций региональной экономической интеграции, для содействия обеспечению продовольственной безопасности;
  2. поощрение создания в контексте достижения устойчивого сельскохозяйственного развития и соблюдения соответствующих согласованных на международном уровне принципов торговли и охраны окружающей среды более открытых и недискриминационных торговых систем и предотвращения случаев необоснованного возведения торговых барьеров, что в совокупности с политикой в других областях будет способствовать дальнейшей интеграции политики в области сельского хозяйства и окружающей среды, с тем чтобы сделать ее взаимодополняемой;
  3. создание и укрепление национальных, региональных и международных систем и служб с целью обеспечения более полного понимания взаимосвязи между сельским хозяйством и состоянием окружающей среды, выявления экологически безопасных технологий и облегчения обмена информацией об источниках данных, политике, методах и средствах анализа.

Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

14.12. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 3 млрд. долл. США, включая примерно 450 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Научно-технические средства

14.13. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует оказывать содействие сельским домашним хозяйствам и общинам в применении технологии, способствующей наращиванию объема производства продуктов питания и укрепления продовольственной безопасности, включая хранение, наблюдение за процессом производства и распределения.

с) Развитие людских ресурсов

14.14. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. привлекать к работе и осуществлять подготовку на местах экономистов, специалистов планирования и аналитиков в целях проведения обзоров национальной и международной политики и обеспечения условий для устойчивого сельскохозяйственного производства;
  2. создать правовой механизм, способствующий расширению доступа женщин к земельным ресурсам и обеспечивающий их полноправное участие в процессе развития сельских районов.

d) Создание потенциала

14.15 Правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует укреплять министерства сельского хозяйства, природных ресурсов и планирования.

В. Обеспечение участия населения и содействие развитию людских ресурсов в интересах устойчивого ведения сельского хозяйства
Основа для деятельности

14.16. В рамках этого компонента устанавливаются связи между политикой и комплексным использованием ресурсов. Чем больше степень контроля общины над ресурсами, на которые она опирается, тем большими будут стимулы для развития людских ресурсов. В то же время инструменты политики для взаимного увязывания долгосрочных и краткосрочных потребностей должны создаваться национальным правительством. Указанные подходы сосредоточены на содействии самообеспеченности и сотрудничества, предоставлению информации и поддержке организаций-пользователей. Особый упор делается на проведение изменений в практике управления, разработку соглашений, предусматривающих изменения в использовании ресурсов: права и обязанности, связанные с использованием земли, вод и лесов, функционированием рынков, ценами и доступом к информации, капиталу и вводимым ресурсам. Все это потребует организации профессиональной подготовки и усиления потенциальных возможностей для того, чтобы справиться с возросшей ответственностью по осуществлению деятельности, направленной на обеспечение устойчивого развития2.

Цели

14.17. Целями в данной программной области являются:

  1. содействие более глубокому пониманию общественностью роли участия населения и общественных организаций, особенно женских групп, молодежи, коренных народов, местных общин и мелких фермеров, в устойчивом ведении сельского хозяйства и развитии сельских районов.
  2. Обеспечение равноправного доступа сельского населения, особенно женщин, мелких фермеров, безземельных крестьян и коренных народов, к земельным, водным и лесным ресурсам, а также к технологии и системам финансирования, сбыта, переработки и распределения.
  3. Укрепление и развитие управления и внутреннего потенциала организаций сельского населения и служб сельскохозяйственной пропаганды, а также децентрализация процесса принятия решений на низовом общинном уровне.

Деятельность

а) Вопросы управления

14.18. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. разрабатывать и совершенствовать комплексные службы и средства сельскохозяйственной пропаганды и организации сельского населения и проводить мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению продовольственной безопасности с учетом различных потребностей натурального сельского хозяйства, а также производства товарных сельскохозяйственных культур;
  2. провести обзор и переориентацию осуществляемых мер с целью расширения доступа к земельным, водным и лесным ресурсам и обеспечения равных прав женщин и других групп населения, находящихся в неблагоприятном положении, с уделением особого внимания сельскому населению, коренным народам и местным общинам;
  3. обеспечить четкое распределение собственности, прав и обязанностей в отношении земельных ресурсов между отдельными лицами или общинами с целью стимулировать капиталовложения в развитие земельных ресурсов;
  4. разработать руководящие принципы проведения политики децентрализации в интересах развития сельских районов путем реорганизации и укрепления сельских учреждений;
  5. разработать политику в области сельскохозяйственной пропаганды, профессиональной подготовки, ценообразования, распределения факторов производства, кредитования и налогообложения в целях обеспечения необходимых стимулов и равноправного доступа бедных слоев населения к вспомогательным производственным службам;
  6. предоставить вспомогательные услуги и профессиональную подготовку с учетом различных условий и практики ведения сельского хозяйства в зависимости от конкретного района; обеспечить оптимальное использование имеющихся на местах факторов производства и минимальное использование внешних факторов; оптимальное использование местных природных ресурсов и рациональное использование возобновляемых источников энергии; и создать службы, занимающиеся вопросами обмена информацией об альтернативных формах ведения сельского хозяйства.

b) Данные и информация

14.19. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует собирать, анализировать и распространять информацию о людских ресурсах, роли правительств, местных общин и неправительственных организаций в социальном новаторстве и разработке стратегий развития сельских районов.

c) Международное и региональное сотрудничество и координация

14.20. Соответствующим международным и региональным учреждениям следует:

  1. активизировать свою работу с неправительственными организациями в деле сбора и распространения информации об участии населения и общественных организациях, опробования методов обеспечения развития с участием широких слоев населения, профессиональной подготовки и просвещения по вопросам развития людских ресурсов и укрепления управленческих структур сельских организаций;
  2. содействовать обработке информации, поступающей через неправительственные организации, и оказывать помощь международной сети экологической и сельскохозяйственной информации в скорейшей разработке и введении безопасных с экологической точки зрения методов ведения сельского хозяйства.

Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

14.21. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 4,4 млрд. долл. США, включая примерно 650 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Научно-технические средства

14.22. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. поощрять участие населения в разработке и передаче аграрной технологии с учетом экологических знаний и практики коренного населения;
  2. проводить прикладные исследования методологий привлечения населения, стратегий управления и местных организаций.

c) Развитие людских ресурсов

14.23. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует дать руководящие указания организовывать техническую подготовку правительственных сотрудников и членов групп, использующих ресурсы, в отношении принципов, практики и преимуществ участия населения в процессе развития сельских районов.

d) Создание потенциала

14.24. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует: внедрять стратегии и механизмы управления, такие, как бухгалтерский учет и ревизии, для организаций сельского населения и институтов, занимающихся вопросами развития людских ресурсов; и делегировать административные и финансовые полномочия, связанные с процессом принятия решений, мобилизацией финансовых средств и ассигнованиями.

С. Совершенствование сельскохозяйственного производства и систем ведения сельского хозяйства путем диверсификации сельскохозяйственной и несельскохозяйственной занятости, а также развития инфраструктуры
Основа для деятельности

14.25. Для удовлетворения в будущем спроса на сырьевые товары и для того, чтобы избежать распространения сельскохозяйственной деятельности на маргинальные земли и уязвимые экосистемы, необходима интенсификация сельского хозяйства. Более широкое использование вводимых факторов и развитие специализированных производственных систем приводит к повышению уязвимости по отношению к экологическим стрессам и колебаниям рынка. Поэтому существует необходимость интенсификации сельского хозяйства путем диверсификации производственных систем с целью достижения максимальной эффективности при использовании местных ресурсов при сведении в то же время к минимуму экологических и экономических рисков. Там, где невозможна интенсификация систем ведения сельского хозяйства, следует выявлять и развивать другие возможности надомного производства, использования ресурсов дикой природы, аквакультуры и рыболовства и такие несельскохозяйственные виды деятельности, как, например, производство изделий легкой промышленности, обработка сельскохозяйственного сырья, агробизнес, отдых и туризм и т.д.

Цели

14.26. Целями в данной программной области являются:

  1. повышение продуктивности сельского хозяйства на устойчивой основе, а также его дальнейшая диверсификация, повышение эффективности, обеспечение продовольственной безопасности и доходов в сельских районах при одновременном сведении к минимуму угрозы для экосистемы;
  2. содействие самообеспечиваемости фермеров в деле создания и совершенствования инфраструктуры сельских районов и содействие передаче экологически безопасных технологий для комплексных систем производства и ведения сельского хозяйства, в частности местных технологий и методов рационального использования биологических и экологических процессов, включая агролесоводство, сохранение и рациональное использование дикой природы, аквакультуру, внутреннее рыболовство и животноводство;
  3. создание рабочих мест в сельскохозяйственном и несельскохозяйственном секторах, особенно для бедных слоев населения и лиц, проживающих на маргинальных землях, с учетом предложений об альтернативных источниках средств к существованию, в частности на засушливых землях.

Деятельность

а) Вопросы управления

14.27. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. разрабатывать и распространять среди сельских домашних хозяйств комплексную технологию ведения сельского хозяйства, такую, как севооборот, внесение органических удобрений и другие методы, требующие менее широкого использования сельскохозяйственных химикатов, различные методы получения питательных веществ и эффективного использования внешних факторов при одновременном совершенствовании технологии использования отходов и побочных продуктов и предотвращения потерь до и после уборки урожая с уделением особого внимания роли женщин;
  2. создавать рабочие места в несельскохозяйственном секторе путем организации мелких частных предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, сельских центров обслуживания и совершенствования смежной инфраструктуры;
  3. содействовать созданию и укреплять финансовые службы в сельских районах, использующие мобилизованный на местном уровне инвестиционный капитал;
  4. создавать необходимую инфраструктуру сельских районов, обеспечивающую доступ к сельскохозяйственным факторам производства и услугам, а также национальным и местным рынкам, и сократить потери продовольствия;
  5. разрабатывать и осуществлять сельскохозяйственные обзоры, опробование надлежащих технологий на фермах и вести диалог с сельскими общинами в целях выявления и устранения проблем и препятствий;
  6. анализировать и выявлять возможности для экономической интеграции при осуществлении мероприятий в области сельского и лесного хозяйства, а также водного хозяйства и рыболовства; и принимать эффективные меры по поощрению участия фермеров в рациональном использовании лесов и выращивании деревьев (фермерское лесоводство) в качестве возможного варианта восстановления ресурсов.

b) Данные и информация

14.28. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. анализировать последствия технического прогресса и стимулирующих факторов на доходы и благосостояние сельских домашних хозяйств;
  2. разрабатывать и проводить на фермах и вне их программы по сбору местного опыта и составлению на его основе соответствующей документации.

с) Международное и региональное сотрудничество и координация

14.29. Таким международным учреждениям, как ФАО, МФСР, международным центрам сельскохозяйственных исследований, таким, как КГМИСХ, а также региональным центрам следует проводить оценку состояния крупнейших мировых агроэкосистем, их развития, экологических и социально-экономических характеристик, подверженности деградации и производственного потенциала. Это могло бы послужить основой для разработки и обмена технологией и регионального сотрудничества в области исследовательской деятельности.

Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

14.30. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 10 млрд. долл. США, включая примерно 1,5 млрд. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Научно-технические средства

14.31. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует активизировать исследовательскую деятельность в области систем сельскохозяйственного производства в районах с различным потенциалом и агроэкологических зонах и, в частности, проводить сравнительный анализ интенсификации и диверсификации, а также различных уровней внешних и внутренних факторов.

с) Развитие людских ресурсов

14.32. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. содействовать формальному и неформальному обучению и профессиональной подготовке фермеров и представителей сельских общин;
  2. проводить информационные и учебные программы для предпринимателей, управляющих, банкиров и торговцев по вопросам обслуживания сельских районов и методов переработки сельскохозяйственной продукции на мелких предприятиях.

d) Создание потенциала

14.33. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. совершенствовать свой организационный потенциал в целях решения вопросов, касающихся работы вне ферм и промышленного развития сельских районов;
  2. расширять механизмы кредитования и сельскую инфраструктуру, связанную с переработкой, транспортировкой и сбытом продукции.
D. Планирование, информация и просвещение по вопросам использования земельных ресурсов в сельском хозяйстве
Основа для деятельности

14.34. Неправильное и неконтролируемое землепользование является основной причиной деградации и истощения земельных ресурсов. При практикуемом в настоящее время землепользовании часто не принимаются в учет фактические потенциальные возможности, продуктивность и факторы, ограничивающие использование земельных ресурсов, а также их пространственное разнообразие. Ожидается, что население мира, составляющее сейчас 5,4 млрд. человек, к концу века достигнет 6,25 млрд. человек. Необходимость увеличения производства продовольствия в целях удовлетворения растущих потребностей обусловливает огромную нагрузку на природные ресурсы, включая земельные ресурсы.

14.35. Во многих регионах нищета и недоедание уже превратились в хроническую проблему. Одной из основных опасностей является разрушение и деградация сельскохозяйственных и экологических ресурсов. Хотя методы наращивания производства и сохранения земельных и водных ресурсов уже разработаны, они не находят широкого или систематического применения. Необходим систематический подход к определению таких форм землепользования и производственных систем, которые были бы устойчивыми для каждого конкретного типа почвы и климатической зоны, включая создание экономических, социальных и организационных механизмов их осуществления3.

Цели

14.36. Целями в данной программной области являются:

  1. согласование процедур планирования, привлечения работников сельского хозяйства к процессу планирования, сбор данных о земельных ресурсах, разработка и создание баз данных, определение земель с аналогичной продуктивностью, выявление проблем с ресурсами и факторов, которые необходимо принимать во внимание при создании механизмов, способствующих эффективному и экологически безопасному использованию ресурсов;
  2. создание органов сельскохозяйственного планирования на национальном и местном уровнях в целях определения приоритетов, распределения ресурсов и осуществления программ.

Деятельность

а) Вопросы управления

14.37. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. обеспечивать и совершенствовать планирование, управление, просвещение и информационную деятельность на национальном и местном уровнях в области сельскохозяйственного землепользования и земельных ресурсов;
  2. создавать и поддерживать районные и сельские группы планирования, рационального использования и сохранения сельскохозяйственных земельных ресурсов в целях содействия выявлению проблем, поиску технических управленческих решений, а также осуществлению проектов.

b) Данные и информация

14.38. Правительствам на надлежащем уровне и при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. там, где это возможно, собирать, постоянно контролировать, обновлять и распространять информацию об использовании природных ресурсов и условиях проживания, климате, водных ресурсах и почвах, а также о землепользовании, распределении растительного покрова и распространении видов животных, использовании диких растений, производственных системах и урожайности, издержках и ценах, социальных и культурных факторах, оказывающих влияние на сельскохозяйственное и связанное с ним землепользование;
  2. разрабатывать программы обеспечения информацией, содействовать обсуждениям и поощрять создание управленческих групп.

с) Международное и региональное сотрудничество и координация

14.39. Соответствующим учреждениям Организации Объединенных Наций и региональным организациям следует:

  1. укреплять или создавать международные, региональные и субрегиональные технические рабочие группы, имеющие конкретный круг ведения и бюджет, с тем чтобы содействовать комплексному использованию земельных ресурсов в сельском хозяйстве, в частности в области планирования, сбора данных, внедрения имитационных моделей производства и распространения информации;
  2. разрабатывать международно признанные методологии создания баз данных, описания видов землепользования и оптимизации комплексных задач.

Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

14.40. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 1,7 млрд. долл. США, включая примерно 250 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Научно-технические средства

14.41. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. разработать базы данных и системы географической информации для хранения и воспроизведения информации о физических, социальных и экономических аспектах сельского хозяйства, а также определять экологические зоны и области развития;
  2. выбрать сочетание таких форм землепользования и производственных систем, которые бы соответствовали типам земельных участков, на основе процедур оптимизации комплексных задач и укрепить оперативные системы и обеспечить более активное участие местных общин;
  3. поощрять комплексное планирование на уровне водосборного бассейна или ландшафта, с тем чтобы уменьшить деградацию почв и защитить поверхностные ресурсы и ресурсы грунтовых вод от загрязнения химическими веществами.

с) Развитие людских ресурсов

14.42. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. осуществлять подготовку специалистов и сотрудников групп планирования на национальном, районном и сельском уровнях на базе формальных и неформальных курсов подготовки программ для средств массовой информации, организации конференций и семинаров;
  2. на всех уровнях проводить обсуждение вопросов политики, развития и экологии, связанных с сельскохозяйственным землепользованием и управлением, путем подготовки программ для средств массовой информации, организации конференций и семинаров.

d) Создание потенциала

14.43. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. создавать подразделения картографии и планирования земельных ресурсов на национальном, районном и сельском уровнях, которые должны стать координационными центрами и связующими звеньями между различными учреждениями и направлениями деятельности, а также между правительствами и населением;
  2. создавать или укреплять правительственные и международные учреждения, отвечающие за контроль, рациональное использование и освоение сельскохозяйственных ресурсов; рационализировать и укреплять правовую базу, а также предоставлять оборудование и техническую помощь.
Е. Сохранение и восстановление земель
Основа для деятельности

14.44. Деградация земель является наиболее важной экологической проблемой, затрагивающей обширные районы как в развитых, так и в развивающихся странах. Проблема эрозии почв особенно остро стоит в развивающихся странах, в то время как проблемы засоления, заболачивания, загрязнения почв и потери их продуктивности возрастают во всех странах. Проблема деградации земель является серьезной, поскольку производительность огромных площадей земель снижается именно тогда, когда происходит быстрый рост населения и увеличивается спрос на производимые на земле продовольствие, волокна и топливо. Усилия по борьбе с деградацией земель, особенно в развивающихся странах, пока имели лишь ограниченный успех. В настоящее время необходимы хорошо спланированные долгосрочные национальные и региональные программы по сохранению и восстановлению земель, сопровождающиеся серьезной политической поддержкой и надлежащим финансированием. В то время как планирование землепользования и зонирование земель призваны обеспечить долгосрочные решения проблем деградации земель, неотложная задача состоит в том, чтобы остановить деградацию земель и начать осуществление программ по сохранению и восстановлению земель в большинстве серьезно затронутых или уязвимых районов.

Цели

14.45. Целями в этой программной области являются:

  1. изучение и, по мере необходимости, проведение к 2000 году национальных обзоров земельных ресурсов с подробным указанием районов, масштабов и степени деградации земель;
  2. разработка и проведение в жизнь комплексной политики и программ по восстановлению плодородия деградированных земель и их сохранению во всех зонах риска, а также улучшение общего планирования, регулирования и использования земельных ресурсов и сохранение плодородия почв для целей устойчивого сельскохозяйственного развития.

Деятельность

а) Вопросы управления

14.46. Правительствам на надлежащем уровне и при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. разрабатывать и осуществлять программы по устранению физических, социальных и экономических причин деградации земель, таких, как структура землевладения, соответствующие системы торговли и структура ценообразования в области сельского хозяйства, которые приводят к нерациональному землепользованию;
  2. обеспечивать стимулы и, по мере возможности в соответствующих случаях, ресурсы для участия местных общин в процессе планирования, осуществления и обеспечения реализации их собственных программ в области сохранения и восстановления плодородия земель;
  3. разрабатывать и осуществлять программы восстановления земель, состояние которых ухудшилось в результате заболачивания и засоления;
  4. разрабатывать и осуществлять программы устойчивого постепенного освоения необрабатываемых земель, которые могут быть использованы в сельскохозяйственных целях.

b) Данные и информация

14.47. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. проводить периодические обзоры в целях оценки масштабов и состояния своих земельных ресурсов;
  2. укреплять и создавать банки данных о земельных ресурсах, в частности, выявлять районы, масштабы и степень происходящей в настоящее время деградации земель, а также районов риска, и оценивать прогресс в деле осуществления начатых в этой связи программ сохранения и восстановления земельных ресурсов;
  3. собирать и регистрировать информацию о местной практике сохранения и восстановления земельных ресурсов, а также о системах ведения сельского хозяйства как основы для разработки программ исследований и сельскохозяйственной пропаганды.

с) Международное и региональное сотрудничество и координация

14.48. Соответствующим учреждениям Организации Объединенных Наций, региональным организациям и неправительственным организациям следует:

  1. разрабатывать приоритетные программы сохранения и восстановления земельных ресурсов, а также оказывать консультативные услуги правительствам и региональным организациям;
  2. создавать региональные и субрегиональные сети, позволяющие ученым и техническим специалистам обмениваться опытом, разрабатывать совместные программы и распространять успешно опробованные технологии сохранения и восстановления земель.

Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

14.49. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 5 млрд. долл. США, включая примерно 800 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Научно-технические средства

14.50. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует оказывать помощь общинам сельских домашних хозяйств в деле изучения и содействия внедрению технологий и систем ведения сельского хозяйства, которые обеспечивают сохранение и восстановление земель и в то же время позволяют увеличить объем производства сельскохозяйственной продукции, в частности противоэрозийной агролесомелиорации, террасирования и выращивания смешанных культур.

с) Развитие людских ресурсов

14.51. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует обучать персонал на местах и землепользователей местным и современным методам сохранения и восстановления земель, а также создавать учебные заведения для сельскохозяйственных консультантов и землепользователей.

d) Создание потенциала

14.52. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. расширять и укреплять национальный исследовательский потенциал в целях выявления и применения эффективной практики сохранения и восстановления земель, которая отвечала бы существующим социально-экономическим и физическим условиям землепользования;
  2. координировать все меры, стратегии и программы по сохранению и восстановлению земель с такими осуществляемыми в настоящее время связанными с ними программами, как национальные экологические планы действий, План действий в области тропического лесоводства и национальные программы развития.
F. Водные ресурсы для обеспечения устойчивого производства продуктов питания и развития сельских районов

14.53. Эта программная область включена вглаву 18 (Сохранение качества и запасов ресурсов пресной воды),программная область F.

G. Сохранение и рациональное использование генетических ресурсов растений для обеспечения продовольствием и устойчивого сельского хозяйства
Основа для деятельности

14.54. Генетические ресурсы растений для обеспечения развития сельского хозяйства (ГРРПСХ) являются важным источником для удовлетворения в будущем потребностей в продовольствии. Угроза безопасности этих ресурсов возрастает, а на осуществление мер по сохранению, развитию и использованию генетического разнообразия выделяется недостаточно средств и персонала. Во многих случаях существующие банки генов не обеспечивают достаточной безопасности, а в некоторых случаях потери генетического разнообразия растений в банках генов столь же велики, как и в естественных условиях.

14.55. Первоочередная задача заключается в охране мировых генетических ресурсов, при этом сохраняя их для рационального использования. Это включает в себя разработку мер, содействующих сохранению и использованию генетических ресурсов растений, создание сети охраняемых территорий в местах распространения и использование таких средств, как коллекции вне мест распространения и банков зародышевой плазмы. Особое внимание, возможно, следовало бы уделить созданию местного потенциала для систематизации, оценки и использования ГРРПСХ, особенно для второстепенных культур и других мало используемых или неиспользуемых продовольственных и сельскохозяйственных культур, включая виды деревьев для агролесомелиорации. Последующие действия, возможно, следовало бы направить на укрепление и эффективное управление сетью охраняемых территорий в местах распространения и использование таких средств, как коллекции вне мест распространения и банки зародышевой плазмы.

14.56. Для существующих национальных и международных механизмов характерны серьезные недостатки и упущения в том, что касается оценки, изучения, контроля и использования генетических ресурсов растений для целей наращивания производства продовольствия. Существующий организационный потенциал, структуры и программы в целом не отвечают соответствующим требованиям, а объем средств, выделяемых на их функционирование, в значительной степени недостаточен. Происходит ухудшение генетических свойств ценнейших видов культур. Существующее разнообразие сельскохозяйственных культур используется не в полной мере для обеспечения устойчивого наращивания производства продовольствия4.

Цели

14.57. Целями в данной программной области являются:

  1. завершить в кратчайшие сроки первое восстановление и безопасную дубликацию существующих коллекций видов вне мест их распространения на глобальной основе;
  2. осуществлять сбор и изучение образцов растений, которые могут быть использованы для наращивания производства продовольствия, путем проведения совместных мероприятий, включая профессиональную подготовку, в рамках сетей сотрудничающих учреждений;
  3. не позднее 2000 года принять политику и укрепить или создать программы для сохранения и рационального использования в местах распространения, хозяйствах и вне мест распространения генетических ресурсов растений для обеспечения продовольствием и развития сельского хозяйства, интегрированные в стратегии и программы в области устойчивого развития сельского хозяйства;
  4. принять надлежащие меры по обеспечению справедливого и равноправного распределения выгод и результатов научных исследований и разработок в области селекции растений между владельцами и пользователями генетических ресурсов растений.

Деятельность

а) Вопросы управления

14.58. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. развивать и укреплять организационный потенциал, структуры и программы в целях сохранения и использования ГРРПСХ;
  2. углублять и проводить исследования в государственном секторе по вопросам оценки и использования ГРРПСХ в целях обеспечения устойчивого сельского хозяйства и развития сельских районов;
  3. расширять круг средств по размножению/выращиванию, обмену и распространению ГРРПСХ (семян и посевного материала), особенно в развивающихся странах; и осуществлять мониторинг, контроль и оценку интродукции новых видов растений;
  4. разработать планы или программы первоочередных действий по сохранению и рациональному использованию ГРРПСХ на основе, при необходимости, результатов страновых исследований по вопросам ГРРПСХ;
  5. содействовать диверсификации культур в сельскохозяйственных системах там, где это целесообразно, включая интродукцию новых видов растений, представляющих потенциальную ценность в качестве продовольственных культур;
  6. содействовать использованию малоизвестных, но потенциально полезных растений и культур, а также проведению касающихся их научных исследований там, где это целесообразно;
  7. укреплять национальный потенциал по использованию возможностей ГРРПСХ, селекции растений и производства семян как специализированными учреждениями, так и фермерскими общинами.

b) Данные и информация

14.59. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. разработать стратегии по созданию сети охраняемых территорий в местах распространения и использования таких средств, как коллекции в естественных условиях вне мест распространения, банки зародышевой плазмы, и связанных с этим технологий;
  2. создавать сети базовых коллекций вне мест распространения;
  3. проводить периодические обзоры и готовить доклады о положении в отношении ГРРПСХ с использованием существующих систем и процедур;
  4. систематизировать и оценивать собранные по ГРРПСХ материалы; распространять информацию в целях содействия использованию коллекций ГРРПСХ и оценивать генетические изменения в коллекциях.

с) Международное и региональное сотрудничество и координация

14.60. Соответствующим учреждениям Организации Объединенных Наций и региональным организациям следует:

  1. укреплять Глобальную систему по сохранению и рациональному использованию ГРРПСХ путем, в частности, ускорения разработки Глобальной системы информации и раннего предупреждения с целью содействия обмену информацией; разработки путей содействия передаче экологически безопасных технологий, прежде всего развивающимся странам; и принятия дальнейших мер, направленных на осуществление прав фермеров;
  2. создавать субрегиональные, региональные и глобальные сети охраняемых территорий в местах распространения ГРРПСХ;
  3. готовить периодические доклады о положении в мире в области ГРРПСХ;
  4. разработать гибкий глобальный совместный план действий в области ГРРПСХ;
  5. содействовать проведению в 1994 году четвертой Международной технической конференции по вопросам сохранения и рационального использования ГРРПСХ с целью принятия первого доклада о положении в мире в этой области и первого глобального плана действий по сохранению и рациональному использованию ГРРПСХ;
  6. скорректировать Глобальную систему по сохранению и рациональному использованию ГРРПСХ с учетом результатов обсуждения конвенции по биологическому разнообразию.

Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

14.61. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 600 млн. долл. США, включая примерно 300 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Научно-технические средства

14.62. Правительствам на надлежащем уровне и при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  • проводить фундаментальные научные исследования в таких областях, как таксономия и география растений, с использованием последних достижений в таких дисциплинах, как информатика, молекулярная генетика и криогенные методы сохранения in vitro;
  • разрабатывать крупные совместные проекты, охватывающие исследовательские программы в развитых и развивающихся странах, прежде всего в целях расширения использования малоизвестных или недостаточно используемых культур;
  • содействовать внедрению рентабельных технологий для сохранения дубликатов коллекций видов вне мест их распространения (которые также могут использоваться местными общинами);
  • обеспечивать дальнейшее развитие научных методов сохранения видов в том, что касается сохранения видов в местах их распространения, а также технических средств, которые бы содействовали увязыванию этой деятельности с усилиями по сохранению видов вне мест их распространения.

с) Развитие людских ресурсов

14.63. Правительствам на надлежащем уровне и при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. содействовать осуществлению учебных программ на уровне университетов и аспирантур в целях подготовки специалистов в области научных методов сохранения видов для работы на объектах, связанных с ГРРПСХ, а также для разработки и осуществления национальных программ в области ГРРПСХ;
  2. повышать информированность служб пропаганды сельскохозяйственных знаний в целях увязывания деятельности в области ГРРПСХ с потребностями общин- пользователей;
  3. разрабатывать учебные материалы, с тем чтобы содействовать сохранению и использованию ГРРПСХ на местном уровне.

d) Создание потенциала

14.64. Правительствам на надлежащем уровне и при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует разрабатывать национальную политику, направленную на обеспечение правового статуса и укрепление правовых аспектов ГРРПСХ, включая обеспечение гарантий долгосрочного финансирования на цели создания коллекций зародышевой плазмы и осуществления деятельности в области ГРРПСХ.

Н. Сохранение и рациональное использование генетических ресурсов животных для устойчивого ведения сельского хозяйства
Основа для деятельности

14.65. Необходимость увеличения количества и повышения качества продуктов животноводства и потребность в рабочем скоте обязывают сохранять существующее многообразие пород животных для удовлетворения будущих потребностей, в том числе и для использования в биотехнологии. В дополнение к своей социально- культурной ценности некоторые местные породы животных обладают уникальными способностями к адаптации, устойчивостью к болезням и возможностями для конкретных видов использования, которые должны быть сохранены. Этим местным породам грозит вымирание в результате внедрения чужеземных пород и изменений в системах ведения животноводства.

Цели

14.66. Целями в этой программной области являются:

  1. составить возможно более широкие перечни с описанием всех пород скота, используемых в животноводстве, и приступить к осуществлению десятилетней программы действий;
  2. разработать и осуществить программы действий по выявлению пород, находящихся под угрозой исчезновения, с указанием характера этой угрозы и соответствующих мер по их сохранению;
  3. разработать и осуществить программы развития для местных пород, с тем чтобы обеспечить их сохранение, избегая при этом опасности их замещения на основе внедрения других пород или программы кроссбридинга.

Деятельность

а) Вопросы управления

14.67. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. разрабатывать планы сохранения пород для находящихся в опасности популяций, включая сбор и хранение спермы/эмбрионов, охрану местных пород на животноводческих фермах и сохранение пород в местах их распространения;
  2. планировать и проводить в жизнь стратегии разведения пород;
  3. отобрать местные популяции с учетом их региональной значимости и генетической уникальности для осуществления десятилетней программы с последующим отбором дополнительной когорты коренных пород для их разведения.

b) Данные и информация

14.68. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует подготовить и завершить составление национальных перечней имеющихся генетических ресурсов животных. Методу криогенного хранения можно было бы отдавать предпочтение по сравнению с методом выявления отличительных признаков и оценки. Особое внимание следует уделять обучению национальных специалистов способам сохранения и оценки.

с) Международное и региональное сотрудничество и координация

14.69. Соответствующим учреждениям Организации Объединенных Наций и другим международным и региональным учреждениям следует:

  1. содействовать созданию региональных банков генов в той мере, в которой эта деятельность является оправданной, основываясь на принципах технического сотрудничества между развивающимися странами;
  2. обрабатывать, хранить и анализировать генетические данные животных на глобальном уровне, включая подготовку перечня для ведения глобального мониторинга и создание системы раннего оповещения о возникновении угрозы для каких-либо пород; глобальную оценку научного и межправительственного руководства программой и обзор региональной и национальной деятельности; разработку методологий, норм и стандартов (включая международные соглашения), контроль за ходом их внедрения и техническую и финансовую помощь в этой области;
  3. подготовить и опубликовать всеобъемлющую базу данных генетических ресурсов животных с подробным описанием каждой породы, ее происхождения и взаимосвязи с другими породами, указанием фактической численности популяции и сжатого перечня биологических признаков и показателей продуктивности;
  4. подготовить и опубликовать перечень подлежащих глобальному мониторингу видов сельскохозяйственных животных, находящихся под угрозой исчезновения, с тем чтобы дать возможность национальным органам управления принимать меры для сохранения находящихся в опасности пород, и, в случае необходимости, запрашивать техническую помощь.

Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

14.70. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 200 млн. долл. США, включая примерно 100 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Научно-технические средства

14.71. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. использовать компьютеризованные банки данных и вопросники для подготовки перечня глобальных запасов/глобального мониторинга;
  2. используя криогенное хранение зародышевой плазмы, сохранять породы, находящиеся под серьезной угрозой исчезновения, а также другой материал, который может использоваться для реконструирования генов.

с) Развитие людских ресурсов

14.72. Правительствам на надлежащем уровне и при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. организовывать учебные курсы для граждан своих государств, с тем чтобы они приобретали необходимый опыт в сборе и обработке данных, а также во взятии образцов генетического материала;
  2. обеспечивать научным и управленческим работникам необходимые условия для создания информационной базы по местным породам скота и содействовать осуществлению программ по формированию запасов и сохранению важнейшего генетического материала в области животноводства.

d) Создание потенциала

14.73. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. создавать в своих странах необходимые условия для организации центров искусственного осеменения, а также племенных хозяйств по разведению пород в местах их распространения;
  2. содействовать осуществлению национальных программ и развитию соответствующей физической инфраструктуры, необходимых для сохранения пород скота и племенной работы, а также для укрепления национальных возможностей по предотвращению исчезновения находящихся под угрозой вымирания пород.
I. Комплексная борьба с сельскохозяйственными вредителями
Основа для деятельности

14.74. Согласно прогнозам, спрос на продовольствие в мире возрастет к 2000 году на 50 процентов и еще раз более чем удвоится к 2050 году. По скромным оценкам, предуборочные и послеуборочные потери урожая, вызываемые вредителями, составляют от 25 до 50 процентов. Паразиты, вызывающие заболевания животных, также приводят к значительным потерям и во многих районах препятствуют развитию животноводства. Доминирующее положение в сельском хозяйстве занимают химические методы борьбы с сельскохозяйственными вредителями, однако их чрезмерное использование оказывает отрицательное воздействие на финансовое положение ферм, здоровье людей и окружающую среду, а также на международную торговлю. Продолжают возникать новые проблемы, связанные с сельскохозяйственными вредителями. Комплексная борьба с вредителями, сочетающая биологические методы, повышение генетической сопротивляемости растений и надлежащую практику ведения сельского хозяйства при сведении к минимуму использования пестицидов, является наилучшим возможным вариантом деятельности для будущего, поскольку она гарантирует урожай, уменьшает издержки, является экологически безопасной и содействует устойчивому ведению сельского хозяйства. Комплексную борьбу с вредителями следует осуществлять параллельно с организацией надлежащего использования пестицидов, предусматривающего регулирование и контроль в отношении пестицидов, включая торговлю, безопасное применение и удаление пестицидов, особенно тех, которые являются высокотоксичными и стойкими.

Цели

14.75. Целями в этой программной области являются:

  1. совершенствование и создание, не позднее 2000 года, служб защиты растений и охраны здоровья животных, в частности механизмов контроля за распределением и использованием пестицидов; а также разработка международного кодекса поведения при распределении и использовании пестицидов;
  2. совершенствование и осуществление программ, направленных на то, чтобы сделать методы комплексной борьбы с сельскохозяйственными вредителями доступными для фермеров через фермерские сети, службы сельскохозяйственной пропаганды и исследовательские учреждения;
  3. создание, не позднее 1998 года, оперативных и интерактивных сетей фермерских хозяйств, исследовательских учреждений и служб сельскохозяйственной пропаганды в целях стимулирования и расширения комплексной борьбы с вредителями.

Деятельность

а) Вопросы управления

14.76. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. проводить обзоры и совершенствовать национальную политику и механизмы, которые обеспечили бы безопасное и надлежащее использование пестицидов, например, механизмы ценообразования в отношении пестицидов, группы контроля за сельскохозяйственными вредителями, ценовую структуру факторов производства и произведенной продукции, а также комплексную политику борьбы с вредителями и планы действий;
  2. разрабатывать и внедрять эффективные системы управления для контроля и наблюдения за случаями появления вредителей и заболеваний в сельском хозяйстве, а также в целях распределения и использования пестицидов на уровне страны;
  3. поощрять исследования и разработки в отношении пестицидов, ориентированных на уничтожение конкретных вредителей и в которые быстро разлагаются на безвредные составляющие части после использования;
  4. обеспечивать, чтобы этикетки на упаковке пестицидов содержали понятную фермерам информацию относительно безопасного обращения с пестицидами, их использования и удаления.

b) Данные и информация

14.77. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. сводить воедино и согласовывать имеющуюся информацию и программы по использованию пестицидов, применение которых было запрещено или серьезно ограничено в различных странах;
  2. сводить воедино, документально подтверждать и распространять информацию о средствах биологического контроля и органических пестицидах, а также о традиционных и других соответствующих знаниях и навыках в отношении альтернативных методов борьбы с вредителями без использования химических средств;
  3. проводить национальные обследования в целях получения справочной информации об использовании пестицидов в каждой стране и побочных последствиях их применения для здоровья человека и окружающей среды, а также осуществлять соответствующую просветительскую деятельность.

с) Международное и региональное сотрудничество и координация

14.78. Соответствующим учреждениям Организации Объединенных Наций и региональным организациям следует:

  1. создать систему для сбора, анализа и распространения данных о качестве и количестве ежегодно применяемых пестицидов и их воздействии на здоровье человека и окружающую среду;
  2. укреплять региональные межотраслевые проекты и создавать сети комплексной борьбы с вредителями, с тем чтобы продемонстрировать социальные, экономические и экологические преимущества комплексной борьбы с вредителями для производства продуктов питания и выращивания сельскохозяйственных товарных культур;
  3. разработать надлежащую систему комплексной борьбы с вредителями, включая селекционную работу и методы биологической и физической борьбы и соответствующие сельскохозяйственные меры, а также методы химического контроля с учетом конкретных региональных условий.

Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

14.79. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 1,9 млрд. долл. США, включая примерно 285 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Научно-технические средства

14.8О. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует проводить исследования на сельскохозяйственных предприятиях в целях разработки альтернативных технологий борьбы с вредителями без применения химикатов.

с) Развитие людских ресурсов

14.81. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. разрабатывать и проводить учебные программы в области путей и методов комплексной борьбы с вредителями, а также контроля за использованием пестицидов в целях повышения осведомленности директивных органов, научно- исследовательских кадров, НПО и фермеров;
  2. осуществлять подготовку сотрудников служб сельскохозяйственной пропаганды и привлекать фермеров и группы женщин к работе по борьбе с заболеваниями сельскохозяйственных культур и разработке альтернативных методов борьбы с сельскохозяйственными вредителями без использования химикатов.

d) Создание потенциала

14.82. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует укреплять национальные органы государственного управления и регулирования в целях контроля за использованием пестицидов и передачи технологии для комплексной борьбы с вредителями.

J. Устойчивое питание растений в целях наращивания производства продуктов питания
Основа для деятельности

14.83. Истощение содержащихся в почве питательных веществ для растений является серьезной проблемой, приводящей к снижению плодородия почвы, особенно в развивающихся странах. Определенную помощь в поддержании продуктивности почв могла бы принести программа ФАО по устойчивому питанию растений. В районе Африки к югу от Сахары выход питательных веществ из всех источников в настоящее время превышает их поступление в три или четыре раза, при этом, согласно оценкам, чистые потери составляют около 10 млн. метрических тонн в год. В результате этого все больше маргинальных земель и уязвимых природных экосистем вовлекается в процесс сельскохозяйственного производства, что ведет к дальнейшей деградации земли и возникновению других экологических проблем. Комплексный подход к питанию растений направлен на обеспечение устойчивого снабжения растений питательными веществами в целях увеличения будущих урожаев, не нанося ущерб окружающей среде и продуктивности почв.

14.84. Во многих развивающихся странах ежегодные темпы роста численности населения превышают 3 процента, и объем национального сельскохозяйственного производства не покрывает спроса на продукты питания. Цель этих стран должна заключаться в повышении ежегодных темпов роста сельскохозяйственного производства, по крайней мере на 4 процента, без сокращения плодородия почв. Это потребует увеличения объема сельскохозяйственного производства в районах с высоким аграрным потенциалом за счет эффективного использования факторов производства. Подготовка рабочей силы, энергоснабжение, адаптация орудий труда и технологии, обеспечение питательных веществ для растений и повышение плодородия почвы - все это будет играть важную роль.

Цели

14.85. Целями в этой программной области являются:

  1. разработка и применение, не позднее 2000 года, во всех странах комплексного подхода к питанию растений и создание оптимальных условий в области наличия удобрений и других источников питательных веществ для растений;
  2. создание и использование, не позднее 2000 года, организационной и кадровой инфраструктуры, необходимой для более эффективного принятия решений по вопросам повышения плодородия почв;
  3. развитие и распространение национальных и международных знаний и опыта, с тем чтобы информировать фермеров, сотрудников служб сельскохозяйственной пропаганды и плановые и директивные органы об экологически безопасных новых и существующих технологиях и стратегиях повышения плодородия почв для использования в рамках деятельности по обеспечению устойчивого ведения сельского хозяйства.

Деятельность

а) Вопросы управления

14.86. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. разрабатывать и применять стратегии, ведущие к расширению деятельности по сохранению плодородия почв, в целях обеспечения устойчивого сельскохозяйственного производства, и вносить необходимые изменения в соответствующие документы, регулирующие политику в области сельского хозяйства;
  2. объединять в систему органические и неорганические источники питательных веществ для растений в целях поддержания плодородия почв, а также выявлять потребности в минеральных удобрениях;
  3. определять потребности и стратегии в области обеспечения растений питательными веществами, а также, по мере необходимости, оптимизировать использование как органических, так и неорганических источников в целях повышения эффективности и продуктивности сельского хозяйства;
  4. разрабатывать и стимулировать процессы, направленные на утилизацию органических и неорганических отходов при формировании структуры почвы без ущерба для окружающей среды, роста растений и здоровья человека.

b) Данные и информация

14.87. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. анализировать "национальные счета" по питательным веществам для растений, включая снабжение (ввод) и потери (выход), подготавливать балансы и прогнозы в разбивке по системам возделываемых культур;
  2. проводить обзор технического и экономического потенциала источников питательных веществ для растений, в частности с учетом национальных запасов, совершенствования снабжения органическими веществами, рециркулирования, отходов, образования верхнего слоя земли из органических остатков и биологического связывания азота.

с) Международное и региональное сотрудничество и координация

14.88. Соответствующим учреждениям Организации Объединенных Наций, таким, как ФАО, международным институтам сельскохозяйственных исследований и НПО следует сотрудничать при проведении информационных и рекламных кампаний в целях пропаганды комплексных подходов обеспечения растений питательными веществами, повышения продуктивности использования почвы и производительности труда и взаимосвязи этих мер с экологическими вопросами.

Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

14.89. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 3,2 млрд. долл. США, включая примерно 475 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Научно-технические средства

14.9О. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. разрабатывать технологии, отвечающие требованиям конкретной местности на экспериментальных участках и сельскохозяйственных полях, которые удовлетворяли бы существующим социально-экономическим и экологическим условиям, путем проведения исследований в тесном сотрудничестве с местным населением;
  2. развивать межотраслевую международную исследовательскую деятельность и передачу технологии возделывания сельскохозяйственных культур, а также исследования в области систем ведения сельского хозяйства, усовершенствованных методов производства биомассы в местах ее распространения, технологий использования органических остатков и агролесомелиорации.

с) Развитие людских ресурсов

14.91. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. обучать сотрудников служб сельскохозяйственной пропаганды и научно- исследовательский персонал методам рационального использования питательных веществ для растений, системам возделывания культур и ведения сельского хозяйства, а также методам экономической оценки последствий применения питательных веществ для растений;
  2. обучать фермеров и группы женщин методам рационального использования питательных веществ для растений с уделением особого внимания сохранению верхнего слоя почвы и производственным аспектам.

d) Создание потенциала

14.92. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. развивать устойчивые организационные механизмы разработки политики по контролю и регулированию осуществления комплексных программ обеспечения растений питательными веществами на основе интерактивного процесса с участием фермеров, научно-исследовательских учреждений, служб сельскохозяйственной пропаганды и представителей других секторов общества;
  2. по мере необходимости укреплять существующие консультационные службы и осуществлять подготовку персонала, разрабатывать и испытывать новые технологии и оказывать содействие внедрению практики повышения и полного сохранения плодородия почв.
К. Перестройка систем энергоснабжения сельских районов в целях повышения производительности
Основа для деятельности

14.93. Энергоснабжение во многих странах несоразмерно с их потребностями в области развития, связано с высокими затратами и нестабильно. В сельских районах развивающихся стран главными источниками энергии являются топливная древесина, растительные остатки и навоз, а также энергия животных и людей. Для повышения производительности труда людей и роста доходов требуется более интенсивное снабжение энергией. С этой целью энергетическая политика и технология для сельских районов должны способствовать использованию сочетания рентабельных источников энергии, работающих на ископаемых видах топлива, и возобновляемых источников энергии, которое являлось бы устойчивым само по себе и обеспечивающим устойчивое сельскохозяйственное развитие. В сельских районах снабжение энергией обеспечивается за счет использования древесины. Пока еще потенциал сельского хозяйства и агролесного хозяйства, а также ресурсов, являющихся общим достоянием, как источников возобновляемой энергии используется далеко не полностью. Достижение устойчивого развития сельских районов самым тесным образом связано со структурами спроса на энергию и ее предложения5.

Цели

14.94. Целями в этой программной области являются:

  1. осуществление и стимулирование, не позднее 2000 года, процесса экологически безопасной перестройки системы энергоснабжения сельских общин, предполагающей переход от таких ненадежных источников энергии, как древесное топливо, к диверсифицированным и структурированным источникам энергии путем обеспечения альтернативных новых и возобновляемых источников энергии;
  2. увеличение объема энергоресурсов для удовлетворения нужд сельских домашних хозяйств и агропромышленного комплекса путем планирования, а также передачи и разработки соответствующей технологии;
  3. осуществление самостоятельных программ в сельских районах, ориентированных на обеспечение устойчивого развития возобновляемых источников энергии и повышение эффективности использования энергии.

Деятельность

а) Вопросы управления

14.95. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. содействовать осуществлению экспериментальных планов и проектов в области электрической, механической и термальной энергии (газификаторы, биомасса, сушилки с использованием солнечной энергии, насосы с приводом от ветродвигателя и системы сгорания), отвечающих необходимым требованиям и удобных в эксплуатации;
  2. проводить и пропагандировать национальные энергетические программы для сельских районов, подкрепляемые подготовкой технических кадров, банковским финансированием и услугами смежной инфраструктуры;
  3. активизировать исследования и разработки, диверсификацию источников и мероприятия по сохранению энергии, принимая во внимание необходимость эффективного использования энергии и разработки экологически безопасной технологии.

b) Данные и информация

14.96. Правительствам на надлежащем уровне и при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. собирать и распространять данные об энергоснабжении сельских районов и структуре спроса, касающиеся потребностей домашних хозяйств, сельскохозяйственного сектора и агропромышленного комплекса в энергии;
  2. анализировать секторальные энергетические и производственные данные в целях выявления энергетических потребностей сельских районов.

с) Международное и региональное сотрудничество и координация

14.97. Соответствующим учреждениям Организации Объединенных Наций и региональным организациям следует, используя опыт и имеющуюся информацию НПО в этой области, обмениваться опытом отдельных стран и регионов в области методологии и планирования энергоснабжения сельских районов в целях содействия эффективному планированию и выбору рентабельных технологий.

Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

14.98. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 1,8 млрд. долл. США, включая примерно 265 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Научно-технические средства

14.99. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. активизировать исследовательскую деятельность в государственном и частном секторах развивающихся и промышленно развитых стран по вопросам использования возобновляемых источников энергии в сельском хозяйстве;
  2. проводить исследования и осуществлять передачу энерготехнологии, касающуюся использования биомассы и солнечной энергии для сельскохозяйственного производства и проведения мероприятий после завершения страды.

c) Развитие людских ресурсов

14.100. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует повышать информированность общественности об энергетических проблемах в сельских районах, подчеркивая при этом экономические и экологические преимущества использования возобновляемых источников энергии.

d) Создание потенциала

14.101. Правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  • создавать национальные организационные механизмы для планирования и регулирования энергоснабжения в сельских районах, которые способствовали бы повышению продуктивности сельского хозяйства и обеспечивали энергоснабжение на уровне сел и домашних хозяйств;
  • укреплять службы сельскохозяйственной пропаганды и местные организации для осуществления планов и программ использования новых и возобновляемых источников энергии на сельском уровне.
L. Оценка воздействия ультрафиолетового излучения на растительный и животный мир в результате истощения стратосферного озонового слоя
Основа для деятельности

14.102. Повышение уровня ультрафиолетового излучения в результате истощения стратосферного озонового слоя отмечается в различных регионах мира, особенно в южном полушарии. Отсюда вытекает важность проведения оценки воздействия этого явления на растительный и животный мир, а также его последствий для устойчивого развития сельского хозяйства.

Цель

14.103. Целью в этой программной области является проведение исследований, направленных на определение последствий повышения уровня ультрафиолетового излучения вследствие истощения стратосферного озонового слоя для земной поверхности и растительного и животного мира в затрагиваемых регионах и его влияния на развитие сельского хозяйства, а также разработка, при необходимости, стратегий смягчения отрицательных последствий этого излучения.

Деятельность

а) Вопросы управления

14.104. В затрагиваемых регионах правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует принять на основе организационного сотрудничества необходимые меры, с тем чтобы содействовать проведению научных исследований и оценки в отношении последствий повышения уровня ультрафиолетового излучения для растительного и животного мира, а также для сельскохозяйственной деятельности, и рассмотреть вопрос о принятии соответствующих мер по исправлению положения.

ПРИМЕЧАНИЯ
    1 Некоторые аспекты этой программной области представлены вглаве 3 (Борьба с нищетой).
    2 Некоторые аспекты этой программной области обсуждаются вглаве 8 (Комплексный учет вопросов окружающей среды и развития в процессе принятия решений) иглаве 37 (Национальные механизмы и международное сотрудничество в создании потенциала в развивающихся странах).
    3 Некоторые вопросы рассматриваются вглаве 10 (Комплексный подход к планированию и рациональному использованию земельных ресурсов).
    4 Мероприятия в этой программной области связаны с некоторыми видами деятельности, предусмотренными вглаве 15 (Сохранение биологического разнообразия).
    5 Мероприятия в этой программной области связаны с некоторыми видами деятельности, предусмотренными вглаве 9 (Защита атмосферы).
Предидущий документ Повестка Дня на XXI век Следующий документ
Ищу друга
[Начало] [Законодательство] [Методические материалы] [Экологические организации] [Образование] [Ссылки] [Мнение народа] [Структура сервера] [Наши координаты]
© EcoLife 2001 [webmaster@ecolife.org.ua]