 |
Повестка Дня на XXI век |
 |
Глава 8. Учет вопросов окружающей среды и развивти в процессе принятия решений
Введение
8.1. Настоящая глава содержит следующие программные области:
- учет вопросов окружающей среды и развития на уровнях политики,
планирования и управления;
- создание эффективной правовой и нормативной структуры;
- обеспечение эффективного использования экономических механизмов и
рыночных и других стимулов;
- создание систем для комплексного учета экологических и экономических
факторов;
Программные области
А. Учет вопросов окружающей среды и развития на уровнях политики,
планирования и управления
Основа для деятельности
8.2. Во многих странах в рамках наиболее распространенных систем принятия
решений на уровнях политики, планирования и управления наблюдается тенденция
разделения экономических, социальных и экологических факторов. Это оказывает
влияние на деятельность всех общественных групп, в том числе правительств,
промышленных кругов и частных лиц, и имеет серьезные последствия для
эффективности и устойчивости развития. Перестройка или даже коренное
преобразование процесса принятия решений, в свете конкретных условий той или
иной страны, могут оказаться необходимыми для того, чтобы вопросы окружающей
среды и развития оказались в центре процесса принятия решений в экономической и
политической областях, что по сути будет предполагать всесторонний учет этих
факторов. В последние годы некоторые правительства приступили также к проведению
существенных преобразований в рамках организационных структур управления,
стремясь обеспечить более систематический учет вопросов окружающей среды при
принятии решений по экономическим, социальным, финансовым вопросам, по вопросам
энергетики, сельского хозяйства, транспорта, торговли и другим, а также
экологических последствий политики в этих областях. В целях более эффективной
интеграции между государственными и местными органами управления, промышленными
и научными кругами, группами защитников окружающей среды и общественностью в
процессе разработки эффективных подходов к окружающей среде и развитию возникают
новые формы диалога. Ответственность за проведение преобразований лежит на
правительствах и сотрудничающих с ними частном секторе и местных органах
управления, которые действуют в сотрудничестве с национальными, региональными и
международными организациями, в том числе, в частности, с ЮНЕП, ПРООН и
Всемирным банком. Обмен опытом между странами может также быть значительным.
Национальные планы, цели и задачи, национальные правила, положения и законы; и
конкретное положение, в котором находится та или иная страна, являются общими
рамками, в которых должна проходить подобная интеграция. В этом контексте
следует учитывать, что экологические стандарты могут привести к значительным
экономическим и социальным издержкам, если они будут единообразно применяться в
развивающихся странах.
Основа для деятельности
Цели
8.3. Общая цель состоит в совершенствовании или перестройке процесса принятия
решений таким образом, чтобы обеспечить в его рамках полный учет социально-
экономических и экологических вопросов, а также более широкое участие
общественности. С учетом того, что страны будут устанавливать свои собственные
приоритеты в соответствии с характерными для них условиями, потребностями,
национальными планами, политикой и программами, предлагаются следующие цели:
- провести национальный обзор экономической, секторальной и экологической
политики, стратегии и планов в целях обеспечения прогрессивного учета
вопросов окружающей среды и развития;
- укрепить организационные структуры на всех уровнях процесса принятия
решений в целях обеспечения полного учета вопросов окружающей среды и
развития;
- разработать или усовершенствовать механизмы, которые содействуют
вовлечению заинтересованных частных лиц, групп и организаций в процесс
принятия решений на всех уровнях;
- разработать определяемые внутренними условиями процедуры, обеспечивающие
учет вопросов окружающей среды и развития в процессе принятия решений.
Основа для деятельности
Мероприятия
а) Совершенствование процессов принятия решений
8.4. Основная задача заключается в интеграции процессов принятия решений в
области окружающей среды и развития. В этих целях правительства должны провести
национальный обзор и, при необходимости, усовершенствовать процессы принятия
решений, с тем чтобы добиться прогрессивного учета экономических, социальных и
экологических вопросов в процессе такого развития, которое является экономически
эффективным, социально справедливым и надежным, а также экологически
рациональным. Страны будут устанавливать свои собственные приоритеты в
соответствии со своими национальными планами, политикой и программами в
отношении следующих мероприятий:
- обеспечение учета экономических, социальных и экологических соображений
в процессе принятия решений на всех уровнях и во всех министерствах;
- принятие разработанных на национальном уровне рамок политики, которые
отражают долгосрочную перспективу и межсекторальный подход в качестве основы
для принятия решений, с учетом связей между различными политическими,
экономическими, социальными и экологическими вопросами, затрагиваемыми в
процессе развития, а также в рамках этих вопросов;
- определение на основе существующих внутри страны условий путей и средств
обеспечения согласованности секторальной, экономической, социальной и
экологической политики, планов и политических документов, включая меры в
области финансов и бюджет; эти механизмы должны применяться на различных
уровнях и объединять тех, кто заинтересован в процессе развития;
- систематический контроль и оценка процесса развития, проведение
регулярных обзоров состояния развития людских ресурсов, экономических и
социальных условий и тенденций, состояния окружающей среды и природных
ресурсов; в дополнение к этому можно было бы проводить ежегодные обзоры в
области окружающей среды и развития в целях оценки достижений различных
секторов и департаментов правительства в области устойчивого развития;
- обеспечение транспарентности и отчетности в связи с экологическими
последствиями экономической и секторальной политики;
- обеспечение доступа общественности к соответствующей информации,
способствующего учету взглядов общественности и позволяющего обеспечить ее
эффективное участие.
b) Совершенствование систем планирования и управления
8.5. В целях содействия более комплексному подходу к принятию решений может
оказаться необходимым усовершенствовать системы данных и аналитические методы,
используемые для обеспечения таких процессов принятия решений. Правительствам в
сотрудничестве, где это целесообразно, с национальными и международными
организациями следует рассматривать состояние системы планирования и управления
и при необходимости модифицировать и укреплять соответствующие процедуры, с тем
чтобы облегчить комплексное рассмотрение социальных, экономических и
экологических вопросов. Страны будут устанавливать свои собственные приоритеты в
соответствии со своими национальными планами, политикой и программами в
отношении следующих мероприятий:
- совершенствование использования данных и информации на всех этапах
планирования и управления, систематическое и параллельное использование
данных в социальной, экономической областях, в области развития, а также в
экологической области и в области окружающей среды; в рамках анализа следует
уделять особое внимание взаимодействию и взаимосвязи; следует поощрять
использование широкого круга методов анализа в целях ознакомления с
различными точками зрения;
- принятие всеобъемлющих аналитических процедур в целях заблаговременной и
параллельной оценки последствий решений, включая последствия в
экономической, социальной и экологической сферах, а также последствия,
затрагивающие связи между этими сферами; эти процедуры следует использовать
не только на проектном уровне, но и на уровне политики и программ; анализ
должен также включать в себя оценку затрат, выгод и рисков;
- принятие гибких и нацеленных на комплексное решение проблем подходов к
планированию, которые позволят учитывать различные цели и дадут возможность
вносить коррективы в связи с изменяющимися потребностями; достижению этой
цели могут способствовать нацеленные на комплексное решение проблем
зональные подходы на уровне экосистемы или водного бассейна;
- принятие комплексных систем управления, в частности в деятельности по
использованию природных ресурсов; следует изучать и рассматривать
традиционные или сложившиеся в странах методы во всех случаях, когда их
эффективность не вызывает сомнений; в результате внедрения новых систем
управления традиционная роль женщин не должна маргинализироваться;
- принятие комплексных подходов к устойчивому развитию на региональном
уровне, включая трансграничные области, при условии выполнения требований,
возникающих в связи с особыми обстоятельствами или потребностями;
- использование программных документов (правовых/регулирующих и
экономических) в качестве инструмента планирования и управления, с тем чтобы
отражать критерии эффективности в принимаемых решениях; следует регулярно
проводить обзор и пересмотр документов в целях обеспечения их эффективности
на постоянной основе;
- делегирование полномочий в области планирования и управления на как
можно более низкий уровень государственной власти исходя из соображений
эффективности деятельности; в частности, следует обсудить вопрос о
преимуществах создания эффективных и справедливых возможностей для участия
женщин;
- разработка процедур по вовлечению местных общин в процесс чрезвычайного
планирования на случай экологических катастроф или промышленных аварий и
поддержание открытого обмена информацией о существующих на местах
опасностях.
с) Данные и информация
8.6. Страны могли бы разработать системы мониторинга и оценки прогресса в
деятельности на пути к достижению устойчивого развития, установив показатели,
которые позволяют определить масштабы изменений в экономической, социальной и
экологической областях.
d) Принятие национальной стратегии устойчивого развития
8.7. Правительствам в сотрудничестве, при необходимости, с международными
организациями следует принять национальную стратегию устойчивого развития на
основе осуществления решений, принятых на Конференции, в частности в отношении
Повестки дня на ХХI век. Такая стратегия должна разрабатываться на основе
различных секторальных экономических, социальных и экологических политики и
планов, которые реализуются в стране, и должна обеспечивать их согласованность.
Опыт, приобретенный в результате проведения традиционных мероприятий по
планированию, таких, как подготовка национальных докладов к Конференции,
национальные стратегии охраны окружающей среды и планы деятельности в области
экологии, должны в полной мере использоваться и включаться в стратегию
устойчивого развития, разработанную страной. К числу ее целей должно относиться
обеспечение социально надежного экономического развития, при котором
осуществляются мероприятия по охране базы ресурсов и окружающей среды в
интересах будущих поколений. Она должна разрабатываться при самом широком
участии всех слоев общества. Она должна основываться на тщательной оценке
нынешней ситуации и инициатив.
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
8.8. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных
расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы
составит около 50 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом в
виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь
ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась
правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые
нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и
программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.
b) Изучение взаимосвязей между окружающей средой и развитием
8.9. Правительства в сотрудничестве с национальными и международными научными
кругами и международными организациями, при необходимости, должны активизировать
усилия по более четкому определению взаимосвязей между социальной, экономической
и экологической областями, а также в рамках этих областей. Следует провести
исследования, которые преследовали бы ясно выраженную цель оказания содействия в
принятии решений в области политики и представления рекомендаций в отношении
совершенствования практических методов управления.
с) Повышение эффективности образования и подготовки кадров
8.10. Странам в сотрудничестве, при необходимости, с национальными,
региональными или международными организациями следует обеспечить наличие или
развитие ключевых людских ресурсов в целях комплексного учета вопросов
окружающей среды и развития на различных этапах процесса принятия решений и
осуществления. В этих целях они должны повысить эффективность образования и
подготовки технических кадров, в особенности из числа женщин и девушек, путем
включения междисциплинарных подходов, где это необходимо, в учебные программы
учебных заведений технического профиля, профессионально-технических училищ,
университетов и других учебных заведений. Они должны также осуществлять
системную профессиональную подготовку сотрудников правительственных органов,
специалистов по планированию и менеджеров на регулярной основе, уделяя
первоочередное внимание тем необходимым комплексным подходам и методам
планирования и управления, которые соответствуют конкретным условиям страны.
d) Расширение осведомленности общественности
8.11. Странам в сотрудничестве с национальными институтами и группами,
средствам массовой информации и международному сообществу следует содействовать
расширению осведомленности общественности в целом и ее конкретных групп о важном
значении комплексного рассмотрения вопросов окружающей среды и развития, а также
следует создавать механизмы, содействующие прямому обмену информацией и мнениями
с общественностью. Приоритетным должно быть освещение обязанностей и
потенциального вклада различных социальных групп.
е) Укрепление национального организационного потенциала
8.12. Правительствам в сотрудничестве, при необходимости, с международными
организациями следует укреплять национальный организационный потенциал и
возможности в целях обеспечения комплексного учета социальных, экономических и
экологических вопросов, а также вопросов развития на всех уровнях процесса
принятия решений и осуществления. Следует уделять внимание отходу от узких
секторальных подходов и постепенному переходу к полномасштабной межсекторальной
координации и сотрудничеству.
В. Создание эффективной правовой и нормативной структуры
Основа для деятельности
8.13. Законы и постановления, соответствующие конкретным условиям той или
иной страны, относятся к числу наиболее важных средств воплощения политики в
области окружающей среды и развития в конкретные действия, причем не только
потому, что они создают основу для применения "административно-командных
методов", но и потому, что они создают нормативно-правовую основу для
экономического планирования и функционирования рыночных механизмов. Однако,
несмотря на то, что количество правовых документов в этой области неуклонно
растет, законотворческая деятельность во многих странах осуществляется
спорадически и несогласованно или в отсутствие необходимых организационных
механизмов и органов, призванных обеспечивать выполнение законов и их
своевременную корректировку.
8.14. Хотя постоянная необходимость в совершенствовании правовой системы
ощущается во всех странах, многие развивающиеся страны страдают из-за
несовершенства существующих законов и постановлений. Для эффективного
комплексного учета вопросов окружающей среды и развития в рамках политики и
практики каждой страны чрезвычайно важно разрабатывать и реализовывать
комплексные, обеспеченные правовой санкцией и эффективные законы и
постановления, которые основаны на рациональных социальных, экологических,
экономических и научных принципах. Чрезвычайно важно также разрабатывать
действенные программы по обзору и обеспечению соблюдения законов, постановлений
и стандартов, которые принимаются. Для достижения этих целей многим странам
может понадобиться техническая поддержка. К числу потребностей в рамках
технического сотрудничества в этой области относятся информация по правовым
вопросам, консультативные услуги и специальная подготовка и создание потенциала
в области организационного строительства.
8.15. Принятие и обеспечение выполнения законов и постановлений (на
региональном и национальном уровнях, а также на уровне штата/провинции или на
местном/муниципальном уровне) также имеют крайне важное значение для
осуществления большинства международных соглашений в области окружающей среды и
развития, примером чему является наличие во многих случаях в договорных
документах обязательства представлять информацию о принятии мер законодательного
порядка. Обследование существующих соглашений, проведенное в контексте работы по
подготовке к Конференции, выявило проблемы, связанные с соблюдением этого
обязательства, и необходимость в более строгом соблюдении его на национальном
уровне, а также, когда это целесообразно, в соответствующей технической помощи.
При определении своих национальных приоритетов страны должны учитывать свои
международные обязательства.
Цели
8.16. Общая цель состоит в содействии интеграции политики в области
окружающей среды и в области развития с учетом конкретных условий той или иной
страны и за счет соответствующих правовых и регламентационных политики и
документов, а также соответствующих механизмов правоприменения на национальном
уровне, на уровне штатов, провинций и на местном уровне. С учетом того, что
страны будут устанавливать собственные приоритеты в соответствии со своими
потребностями и национальными, а при необходимости и региональными, планами,
политикой и программами, предлагаются следующие цели:
- распространение информации об эффективных новшествах в нормативно-
правовой сфере в области окружающей среды и развития, включая
соответствующие документы и стимулы к их выполнению, в целях поощрения их
более широкого использования и принятия на национальном уровне, на уровне
штатов, провинций и на местном уровне;
- оказание помощи тем странам, которые просят о ней, в их усилиях по
совершенствованию и укреплению их политической и правовой основы для
управления процессом устойчивого развития с должным учетом местных
социальных ценностей и инфраструктур;
- поощрение разработки и осуществления программ на национальном уровне, на
уровне штатов, провинций и на местном уровне, которые связаны с оценкой
соблюдения, содействием ему и с реализацией соответствующих мер в случае
несоблюдения.
Мероприятия
а) Повышение эффективности законов и постановлений
8.17. Правительствам при поддержке, при необходимости, компетентных
международных организаций следует на регулярной основе проводить оценку принятых
законов и постановлений и соответствующих организационных/административных
механизмов, созданных на национальном уровне, на уровне штатов, на местном или
муниципальном уровнях, в области окружающей среды и устойчивого развития в целях
обеспечения их эффективности на практике. В этих целях программы могли бы
предусматривать содействие информированию общественности, подготовку и
распространение инструктивных материалов, специальную подготовку, включая
семинары, практикумы, учебные программы и конференции для государственных
служащих, которые разрабатывают и реализуют законы и постановления, а также
занимаются контролем за их соблюдением и обеспечением их соблюдения.
b) Разработка судебных и административных процедур
8.18. Правительства и законодатели при поддержке, когда это необходимо,
компетентных международных организаций должны разрабатывать судебные и
административные процедуры в целях устранения или исправления с помощью правовых
актов действий, влияющих на окружающую среду и развитие, которые могут быть
незаконными или представлять собой посягательство на права в соответствии с
законом, и должны обеспечивать доступ отдельных лиц, групп и организаций,
которые, по общему мнению, имеют интерес к правовым проблемам.
с) Оказание услуг по предоставлению справочной информации по правовым
вопросам и обеспечение помощи в этой области
8.19. Компетентные межправительственные и неправительственные организации
могли бы сотрудничать в целях предоставления правительствам и законодателям по
их просьбе комплексной программы оказания юридических услуг в области окружающей
среды и развития (право в области устойчивого развития), которая была бы
тщательно адаптирована применительно к конкретным потребностям тех правовых и
административных систем, которые являются ее получателями. В такие системы можно
было бы с пользой включить мероприятия по оказанию помощи в подготовке
всеобъемлющих перечней и обзоров национальных правовых систем. Опыт прошлых лет
продемонстрировал полезность сочетания услуг по предоставлению специальной
правовой информации с услугами юристов. В рамках системы Организации
Объединенных Наций более тесное сотрудничество между всеми заинтересованными
учреждениями помогло бы избежать дублирования баз данных и содействовало бы
"разделению труда". Эти учреждения могли бы изучить возможность и
определить достоинства проведения обзоров специально выбранных национальных
правовых систем.
d) Создание совместной системы профессиональной подготовки по вопросам
законодательства в области устойчивого развития
8.20. Компетентные международные и научные учреждения могли бы - в
согласованных рамках - сотрудничать в целях создания, особенно для слушателей из
развивающихся стран, согласованных программ аспирантской подготовки и создания
возможностей для профессиональной подготовки без отрыва от производства по
вопросам права в области окружающей среды и развития. Такая подготовка должна
охватывать вопросы как эффективного применения, так и прогрессивного
совершенствования применяемых законов, соответствующие навыки в ведении
переговоров, составлении документов и посредничестве, а также профессиональную
подготовку преподавателей. Межправительственные и неправительственные
организации, которые уже активно работают в этой области, могли бы сотрудничать
с соответствующими программами университетов в целях согласования деятельности
по составлению учебных программ, а также в целях предоставления заинтересованным
правительствам и потенциальным спонсорам оптимального комплекса возможных
вариантов.
е) Разработка эффективных национальных программ обзора и обеспечения
соблюдения законов в области окружающей среды и развития, действующих на
национальном уровне, на уровне штатов, провинций и на местном уровне
8.21. При содействии со стороны международных организаций и, при
необходимости, других стран каждая страна должна разрабатывать комплексные
стратегии по обеспечению максимально полного соблюдения ее законов и
постановлений, касающихся устойчивого развития. Стратегии должны включать:
- обеспеченные правовой санкцией эффективные законы, постановления и
стандарты, которые основаны на рациональных экономических, социальных и
экологических принципах и соответствующей оценке риска, включающие санкции,
которые предусмотрены для наказания в случае нарушений, обеспечения
возмещения и предотвращения нарушений в будущем;
- механизмы обеспечения соблюдения;
- организационный потенциал для сбора данных о выполнении, проведения на
регулярной основе обзоров выполнения, выявления нарушений, установления
приоритетов в области правоприменения, осуществления эффективных мер по
обеспечению соблюдения, а также для проведения периодических оценок
эффективности программ по обеспечению соблюдения и правоприменению;
- механизмы обеспечения должного участия отдельных лиц и групп в
разработке законов и постановлений в области окружающей среды и развития, а
также в деятельности по обеспечению соблюдения этих законов и постановлений.
f) Национальный контроль за мерами правового характера, принимаемыми в целях
осуществления международных документов
8.22. Стороны, подписавшие международные соглашения, в консультации с
соответствующими секретариатами тех или иных международных конвенций, при
необходимости, должны совершенствовать практические методы и процедуры в
отношении сбора информации о предпринятых мерах правового и нормативного
характера. Подписавшие международные соглашения стороны могли бы проводить
показательные обзоры национальных мер по обеспечению соблюдения, при условии
согласия на это заинтересованных суверенных государств.
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
8.23. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных
расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программной
области составит около 6 млн. долл. США, предоставляемых международным
сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит
лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась
правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые
нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и
программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.
b) Научно-технические средства
8.24. Эта программа сводится главным образом к продолжению проводимой в
настоящее время работы по сбору, обработке и оценке данных по правовым вопросам.
Можно рассчитывать на то, что более тесное сотрудничество между существующими
базами данных приведет к лучшему "разделению труда" (например, в том,
что касается географического охвата национальных законодательных изданий и
других справочных источников), а также к более качественной стандартизации и
сопоставимости данных, при необходимости.
с) Развитие людских ресурсов
8.25. Ожидается, что участие в деятельности по профессиональной подготовке
принесет пользу специалистам-практикам из развивающихся стран, а также расширит
возможности профессиональной подготовки женщин. Как известно, потребность в этом
виде аспирантской подготовки и профессиональной подготовки без отрыва
производства очень велика. Семинары, практикумы и конференции по вопросам
проведения обзоров и правоприменения, которые были проведены до настоящего
времени, были очень успешными и собирали большое число слушателей. Цель этих
мероприятий заключается в развитии ресурсов (как людских, так и организационных)
для разработки и осуществления эффективных программ в целях проведения на
постоянной основе обзора и обеспечения применения национальных и местных
законов, постановлений и стандартов в области устойчивого развития.
d) Укрепление правового и организационного потенциала
8.26. Значительная часть программы должна быть нацелена на расширение
возможностей стран в организационно-правовой области, что позволило бы им решать
национальные проблемы реализации законов и постановлений и эффективного
законотворчества и законоприменения в области окружающей среды и устойчивого
развития. Следует выявлять и поддерживать региональные центры передового опыта в
целях создания специализированных баз данных, а также создания возможностей для
профессиональной подготовки групп слушателей, принадлежащих к одной культуре или
говорящих на одном языке, той или иной правовой системы.
С. Обеспечение эффективного использования экономических механизмов и
рыночных и других стимулов
Основа для деятельности
8.27. Право окружающей среды и соответствующие регулирующие механизмы имеют
важное значение, однако нельзя ожидать, что они сами по себе позволят решить
проблемы окружающей среды и развития. Дополнительное значение для формирования
подходов и поведения в отношении окружающей среды имеют цены, рынки и
правительственная бюджетно-финансовая и экономическая политика.
8.28. В течение последних нескольких лет правительства многих стран, главным
образом промышленно развитых стран, а также стран Центральной и Восточной Европы
и развивающихся стран во все большей степени использовали экономические подходы,
включая подходы, ориентированные на рыночные отношения. В качестве примеров
можно привести применение принципа "загрязнитель платит" и более
современной концепции "платит пользователь природных ресурсов".
8.29. При наличии благоприятных международных и национальных экономических
условий, а также необходимых правовых и регулирующих рамок применение
экономических и рыночных подходов может во многих случаях расширить возможности
для решения проблем окружающей среды и развития. Этого можно достигнуть путем
нахождения эффективных с точки зрения затрат решений, применения комплексной
системы по предотвращению загрязнения и борьбе с ним, содействия внедрению
технологических новшеств и воздействия на экологическое поведение, а также путем
предоставления финансовых ресурсов в интересах достижения целей устойчивого
развития.
8.30. Необходимо предпринять соответствующие усилия для изучения, повышения
эффективности и широкомасштабного применения экономических и рыночных подходов в
общем контексте политики, правовых и регулирующих норм в области развития и с
учетом конкретных страновых условий в рамках общего перехода к такой
экономической политике и политике в области окружающей среды, которые дополняли
и усиливали бы друг друга.
Цели
8.31. Учитывая, что страны разработают свои собственные приоритетные задачи в
соответствии со своими потребностями и национальными планами, политикой и
программами, в предстоящие годы необходимо добиться значительного прогресса в
достижении трех основополагающих целей:
- обеспечении учета экологических расходов в процессе принятия решений
производителями и потребителями, обращении вспять тенденции к обращению с
окружающей средой как с "бесплатным товаром" и перекладыванию этих
расходов на другие слои общества, другие страны или будущие поколения;
- более полного учета социальных и экологических издержек в экономической
деятельности, с тем чтобы цены соответствующим образом отражали
относительную нехватку и полную стоимость ресурсов и способствовали
предотвращению ухудшения состояния окружающей среды;
- использования, по мере возможности, рыночных принципов в разработке
экономических механизмов и политики, направленных на обеспечение устойчивого
развития.
Мероприятия
а) Совершенствование или переориентация правительственной политики
8.32. В ближайшее время правительствам следует приступить к постепенному
накапливанию опыта в области применения экономических и рыночных механизмов
путем переориентации своей политики с учетом национальных планов, приоритетов и
целей, с тем чтобы:
- обеспечить эффективное сочетание экономических, нормативных и
добровольных (основанных на саморегулировании) подходов;
- прекратить или сократить такое субсидирование, которое не способствует
достижению целей устойчивого развития;
- реформировать или преобразовать существующие системы экономического и
бюджетно-финансового стимулирования в интересах достижения целей окружающей
среды и развития;
- проводить такую политику, которая способствовала бы созданию новых
рынков в области борьбы с загрязнением и более безопасного с экологической
точки зрения освоения ресурсов;
- перейти к такому ценообразованию, которое способствовало бы достижению
целей устойчивого развития.
8.33. Правительствам следует, в частности, рассмотреть, по мере
необходимости, сотрудничестве с деловыми кругами и промышленностью возможности
эффективного использования экономических и рыночных механизмов в таких областях,
как:
- энергетика, транспорт, сельское и лесное хозяйства, водоснабжение,
удаление отходов, здравоохранение, туризм и сфера услуг;
- решение глобальных и трансграничных проблем;
- разработка и внедрение экологически безопасной технологии и ее
адаптация, распространение и передача развивающимся странам в соответствии с
главой 34.
b) Учет особых условий развивающихся стран и стран, экономика которых
переживает переходный период
8.34. При содействии региональных и международных экономических и
экологических организаций, а также соответствующих неправительственных
научно-исследовательских учреждений следует предпринять особые усилия для
разработки методов использования экономических и рыночных механизмов,
ориентированных на конкретные потребности развивающихся стран и стран, экономика
которых переживает переходный период, путем:
- оказания технической поддержки этим странам в вопросах, связанных с
использованием экономических и рыночных механизмов;
- поощрения проведения региональных семинаров и, возможно, создания
региональных консультативных центров.
с) Составление перечня эффективных методов использования экономических и
рыночных механизмов
8.35. Учитывая, что экономические и рыночные механизмы стали применяться
относительно недавно, следует активно поощрять обмен информацией об опыте
различных стран в применении таких подходов. В этой связи правительствам следует
поощрять использование существующих каналов обмена информацией с целью выявления
эффективных путей использования экономических механизмов.
d) Углубление понимания роли экономических и рыночных механизмов
8.36. При содействии и поддержке региональных и международных экономических и
экологических организаций, а также неправительственных научно-исследовательских
учреждений правительствам следует поощрять проведение исследований и анализа
эффективных методов использования экономических механизмов и стимулирования,
уделяя при этом особое внимание таким ключевым вопросам, как:
- роль экологического налогообложения с учетом национальных условий;
- последствия использования экономических механизмов и стимулирования для
конкурентоспособности и международной торговли и потенциальные потребности
соответствующей будущей деятельности в области международного сотрудничества
и координации;
- возможные последствия использования различных механизмов в социальной
области и сфере распределения.
е) Уделение особого внимания политике ценообразования
8.37. Более глубокое понимание теоретических преимуществ использования
ценообразовательной политики необходимо сочетать с более широким осознанием
важности принятия значимых мер в этом направлении. В этой связи как на
национальном, так и на международном уровнях, по мере необходимости, в
сотрудничестве с деловыми кругами, промышленностью, крупными предприятиями,
транснациональными корпорациями, а также другими социальными группами, следует
приступить к рассмотрению:
- практических последствий перехода к более широкому использованию
экологически оправданного ценообразования в интересах содействия достижению
целей в области устойчивого развития;
- последствий установления цен на ресурсы для стран-экспортеров ресурсов,
в том числе последствий такой ценообразовательной политики для развивающихся
стран;
- методологий, применяемых при оценке экологических затрат.
f) Углубление понимания экономики устойчивого развития
8.38. Возросший интерес к экономическим механизмам, в том числе рыночным
механизмам, также требует осуществления согласованных усилий по углублению
понимания экономики устойчивого развития путем:
- содействия высшим учебным заведениям в пересмотре их учебных планов и
расширении преподавания экономики устойчивого развития;
- содействия региональным и международным экономическим организациям и
неправительственным научно-исследовательским учреждениям, обладающим опытом
в этой области, в проведении учебных сессий и семинаров для
правительственных должностных лиц;
- содействия деловым кругам и промышленности, в том числе крупным
промышленным предприятиям и транснациональным корпорациям, обладающим опытом
в природоохранных вопросах, в организации программ профессиональной
подготовки для частного сектора и других групп.
Средства осуществления
8.39. Эта программа предусматривает корректировку или переориентацию
правительствами своей политики. Она охватывает также международные и
региональные экономические и экологические организации и учреждения, обладающие
опытом в этой области, включая транснациональные корпорации.
а) Финансирование и оценка расходов
8.40. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных
расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программной
области составит около 5 млн. долл. США, предоставляемых международным
сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит
лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась
правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые
нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и
программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.
D. Создание систем для комплексного учета экологических и
экономических факторов
Основа для деятельности
8.41. Одним из первых шагов к включению фактора устойчивости в систему
экономического управления является разработка более эффективного способа оценки
существенно важной роли окружающей среды как источника природного капитала и
приемника побочных продуктов, сопутствующих производству антропогенного капитала
и прочей человеческой деятельности. Поскольку процесс устойчивого развития
охватывает социальные, экономические и экологические аспекты, важно также не
ограничивать национальные процедуры учета оценкой процесса производства таких
товаров и услуг, которые традиционно имели определенную стоимость. Необходимо
разработать общие рамки, с помощью которых во вспомогательных счетах в той мере,
в которой это обосновано с теоретической и практической точек зрения, будет
учитываться вклад, который вносится всеми слоями и сферами деятельности общества
и не учитывается в обычных национальных счетах. Предлагается программа для
разработки национальных систем комплексного экологического и экономического
учета во всех странах.
Цели
8.42. Главной целью является расширение существующих систем национальных
экономических счетов с целью включения экологических и социальных аспектов в
процедуры учета, охватывающие по меньшей мере вспомогательные системы учета
природных ресурсов во всех государствах-членах. Создаваемые тем самым системы
комплексного экологического и экономического учета (КЭЭУ), которые должны быть
как можно скорее введены во всех государствах-членах, следует рассматривать в
качестве дополнения, а не замены традиционной практики национального учета на
обозримое будущее. КЭЭУ должны стать составной частью процесса принятия решений
в области развития на национальном уровне. Национальным учетным учреждениям
следует работать в тесном сотрудничестве с управлениями национальной
экологической статистики и департаментами географии и природных ресурсов. Можно
расширить сферу понятия "экономически активный", включив в нее лиц,
выполняющих производственные, но не оплачиваемые функции во всех странах. Это
позволит надлежащим образом оценивать и учитывать их вклад в процессе принятия
решений.
Мероприятия
а) Укрепление международного сотрудничества
8.43. Статистическому управлению Секретариата Организации Объединенных Наций
следует:
- распространять среди всех государств-членов методологии, содержащиеся в
"Пособии по комплексному экологическому и экономическому учету в
СНС";
- в сотрудничестве с другими соответствующими организациями Организации
Объединенных Наций стремиться к дальнейшей разработке, испытанию,
совершенствованию и последующей стандартизации таких предварительных
концепций и методов, которые предложены в "Пособии по СНС",
постоянно информируя государства-члены о ходе работы в течение всего этого
процесса;
- координировать в тесном сотрудничестве с другими международными
организациями деятельность по подготовке национальных бухгалтеров,
специалистов по экологической статистике и национальных технических
сотрудников небольшими группами в интересах создания, адаптации и
совершенствования национальных КЭЭУ.
8.44. Департаменту по вопросам экономического и социального развития
Секретариата Организации Объединенных Наций следует в тесном сотрудничестве с
другими соответствующими организациями Организации Объединенных Наций:
- содействовать во всех государствах-членах использованию показателей
устойчивого развития в рамках деятельности по национальному экономическому и
социальному планированию и принятию решений с целью обеспечения
практического применения КЭЭУ в планировании экономического развития на
национальном уровне;
- содействовать повышению эффективности сбора экологических и
социально-экономических данных.
b) Укрепление систем национальных счетов
8.45. На национальном уровне эта программа может быть принята главным образом
учреждениями, занимающимися вопросами национальных счетов, в тесном
сотрудничестве с управлениями экологической статистики и департаментами
природных ресурсов в целях оказания помощи специалистам, занимающимся анализом
национальной экономики, и работникам директивных органов, отвечающим за
планирование национальной экономики. Национальные учреждения должны сыграть
решающую роль не только в создании этой системы, но и в обеспечении ее
приспособления к местным условиям, распространения и непрерывного использования.
Во вспомогательные и национальные счета и экономическую статистику следует
включать, по мере возможности, неоплачиваемые виды производственной
деятельности, такие, как ведение домашнего хозяйства и уход за детьми. Одним из
первых шагов в разработке таких вспомогательных счетов могли бы послужить
обследования количества времени, затрачиваемого на такие виды занятости.
с) Создание механизма оценки
8.46. На международном уровне Статистической комиссии следует накапливать и
изучать опыт и консультировать государства-члены по техническим и
методологическим вопросам, связанным с дальнейшей разработкой и внедрением КЭЭУ
в государствах-членах.
8.47. Правительствам следует стремиться определить и рассмотреть по
ликвидации диспропорций ценообразования, которые возникают в связи с
природоохранными программами, затрагивающими земельные, водные, энергетические и
другие природные ресурсы.
8.48. Правительствам следует содействовать корпорациям в:
- предоставлении соответствующей экологической информации путем
представления транспарентной отчетности владельцам акций, кредиторам,
служащим, правительственным властям, потребителям и общественности;
- разработке и внедрении методов и норм учета различных аспектов
устойчивого развития.
d) Повышение эффективности сбора данных и информации
8.49. В целях создания национальных ККЭУ для практического укрепления системы
рационального экономического управления национальным правительствам необходимо
повысить эффективность сбора данных. следует предпринять активные усилия для
расширения возможностей по сбору и анализу экологических данных и информации и
сопоставлению их с экономическими данными, включая дезагрегированные данные по
полам. Следует также предпринять усилия для разработки счетов по физическим
аспектам окружающей среды. Международным учреждениям-донорам следует рассмотреть
возможность финансирования деятельности по разработке межсекторальных банков
данных для обеспечения того, чтобы процесс национального планирования
устойчивого развития основывался на точной, надежной и своевременной информации
и осуществлялся с учетом национальных условий.
е) Укрепление технического сотрудничества
8.50. Статистическому управлению Секретариата Организации Объединенных Наций
в тесном сотрудничестве с соответствующими организациям Организации Объединенных
Наций следует укреплять существующие механизмы технического сотрудничества между
странами. При этом следует также обеспечить обмен опытом по созданию КЭЭУ,
особенно в связи с оценкой нерыночных природных ресурсов и стандартизацией сбора
данных. Следует также стремиться к сотрудничеству с деловыми кругами и
промышленностью, в том числе с крупными промышленными предприятиями и
транснациональными корпорациями, обладающими опытом в оценке таких ресурсов.
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
8.51. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных
расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программной
области составит около 2 млн. долл. США, предоставляемых международным
сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит
лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась
правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые
нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и
программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.
b) Укрепление учреждений
8.52. Для обеспечения внедрения КЭЭУ:
- могут быть укреплены национальные учреждения в развивающихся странах,
что позволит эффективно учитывать факторы окружающей среды и развития при
планировании и принятии решений;
- Статистическому управлению следует оказывать необходимую техническую
поддержку государствам-членам в тесном взаимодействии с механизмом
проведения оценок, который будет создан Статистической комиссией;
Статистическому управлению следует предоставить надлежащую помощь в создании
КЭЭУ в сотрудничестве с соответствующими учреждениями Организации
Объединенных Наций.
с) Повышение эффективности использования информационной технологии
8.53. Можно разработать и согласовать руководящие принципы и механизмы для
адаптации и распространения информационных технологий в развивающихся странах.
Для наиболее эффективного и широкого использования КЭЭУ следует брать на
вооружение самые совершенные технологии обработки данных.
d) Укрепление национального потенциала
8.54. Правительствам при содействии международного сообщества следует
укреплять национальный организационный потенциал в области сбора, хранения,
упорядочения, оценки и использования данных в процессе принятия решений.
Потребуется организовать подготовку кадров во всех областях, связанных с
созданием КЭЭУ, и на всех уровнях, особенно в развивающихся странах. Она должна
включать техническую подготовку работников, занимающихся экономическим и
экологическим анализом, сбором данных и национальным учетом, а также подготовку
управленческих кадров, с тем чтобы они могли использовать такую информацию в
практических и надлежащих целях.
 |
Повестка Дня на XXI век |
 |
|