Общественный экологический Internet-проект EcoLife
[Начало] [Законодательство] [Методические материалы] [Экологические организации] [Образование] [Ссылки] [Мнение народа] [Структура сервера] [Наши координаты]
Образование
Предидущий документ Повестка Дня на XXI век Следующий документ

Глава 12. Рациональное использование уязвимых экосистем: борьба с опустыниванием и засухой
Введение

12.1. Уязвимые экосистемы являются важными экосистемами, обладающими уникальными особенностями и ресурсами. Уязвимые экосистемы включают пустыни, полузасушливые земли, горы, увлажненные земли, небольшие острова и некоторые прибрежные районы. Большинство этих экосистем являются региональными по масштабу и выходят за рамки национальных границ. В данной главе рассматриваются вопросы земельных ресурсов в пустынях, а также в засушливых, полузасушливых и сухих субгумидных районах. Устойчивое развитие горных районов рассматривается вглаве 13; вопрос о небольших островах и прибрежных районах обсуждается вглаве 17.

12.2. Опустынивание представляет собой процесс деградации земли в засушливых, полузасушливых и сухих субгумидных районах, происходящее в результате воздействия различных факторов, в том числе изменения климата и деятельности человека. Последствия процесса опустынивания испытывает на себе примерно одна шестая часть населения земного шара, ему подвержены 70 процентов всех засушливых земель с общей площадью 3,6 млрд. га, или одна четвертая часть всего земельного массива на земном шаре. Наиболее очевидным следствием опустынивания, помимо быстрого обнищания широких слоев населения, является деградация в общей сложности 3,3 млрд. га пастбищных угодий, что составляет 73 процента пастбищных угодий с низким потенциалом обеспечения жизни людей и разведения скота; снижение плодородия почвы и ухудшение структуры почвы на примерно 47 процентах площадей засушливых земель, которые представляют маргинальные неорошаемые пахотные земли; а также деградация орошаемых пахотных земель, площадь которых достигает 30 процентов от площади засушливых земель с высокой плотностью населения и большим сельскохозяйственным потенциалом.

12.3. Основным приоритетом в области борьбы с опустыниванием должно быть осуществление профилактических мер в отношении земель, которые еще не деградировали или которые деградировали лишь в незначительной степени. Однако сильно деградировавшие земли не следует оставлять без внимания. В рамках борьбы с опустыниванием и засухой важнейшее значение имеет участие местных общин, сельских организаций, национальных правительств, неправительственных организаций, а также международных и региональных организаций.

12.4. Настоящей главой охватываются следующие программные области:

  1. укрепление базы знаний и разработка систем информации и мониторинга в отношении регионов, подверженных опустыниванию и засухам, включая экономические и социальные аспекты этих экосистем;
  2. борьба с деградацией земель путем, в частности, интенсификации деятельности по сохранению почвенных ресурсов, облесению и лесовосстановлению;
  3. разработка и укрепление комплексных программ в области искоренения нищеты и содействия развитию альтернативных источников средств к существованию в районах, подверженных опустыниванию;
  4. разработка и учет комплексных программ по борьбе с опустыниванием в национальных планах развития и в процессе планирования природоохранных мероприятий на национальном уровне;
  5. разработка комплексных планов обеспечения готовности к засухам и ликвидации их последствий, включая меры по организации самопомощи, для районов, подверженных засухе, и разработка программ по решению проблем экологических беженцев;
  6. поощрение и стимулирование участия населения и экологического просвещения с упором на борьбу с опустыниванием и ликвидацию последствий засухи.
Программные области
А. Укрепление базы знаний и разработка систем информации и мониторинга в отношении регионов, подверженных опустыниванию и засухам, включая экономические и социальные аспекты этих систем
Основа для деятельности

12.5. Глобальные оценки состояния и темпов опустынивания, проведенные Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) в 1977, 1984 и 1991 годах, выявили недостаточность базовых знаний относительно процессов опустынивания, обусловленных деятельностью человека, и их взаимосвязи с колебаниями климата и периодическими засухами в засушливых районах земного шара. Надлежащие всемирные системы систематического наблюдения способствуют разработке и осуществлению эффективных программ борьбы с опустыниванием. Возможности существующих международных, региональных и национальных учреждений, в особенности в развивающихся странах, по сбору и обмену соответствующей информацией являются ограниченными. Для понимания динамики процессов опустынивания и развития засухи существенно важное значение имеет наличие комплексной и скоординированной системы информации и систематического наблюдения, в основе которой лежит соответствующая технология и которая охватывает глобальный, региональный, национальный и местный уровни. Это также имеет важное значение для разработки надлежащих мер по борьбе с опустыниванием и засухой, а также для улучшения социально-экономических условий.

Цели

12.6. Целями данной программной области являются:

  1. содействие созданию и/или укреплению национальных информационно- координационных центров по вопросам окружающей среды, которые будут координировать деятельность правительств на уровне отраслевых министерств и обеспечивать необходимую стандартизацию и поддержку; обеспечение также объединения национальных систем экологической информации по вопросам опустынивания и засухи путем создания сетей на субрегиональном, региональном и межрегиональном уровнях;
  2. укрепление региональных и глобальных сетей систематического наблюдения в увязке с развитием национальных систем для наблюдения за деградацией земельных ресурсов и опустыниванием, вызываемыми климатическими колебаниями и деятельностью человека, и определение приоритетных направлений деятельности;
  3. создание на национальном и международном уровнях постоянно действующей системы наблюдения за опустыниванием и деградацией земельных ресурсов в целях улучшения условий жизни людей в районах, затрагиваемых этими процессами.

Деятельность

а) Деятельность, связанная с управлением

12.7. Органам управления на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. создать и/или укрепить информационные системы по вопросам охраны окружающей среды на национальном уровне;
  2. укрепить механизмы оценки на национальном уровне, на уровне штатов и провинций и на местном уровне и обеспечить сотрудничество/создание совместных сетей между существующими системами сбора информации и мониторинга окружающей среды такими, как Земной патруль и Сахаро-Сахелианская обсерватория;
  3. укрепить потенциал национальных учреждений в области анализа данных об окружающей среде, с тем чтобы на национальном уровне на постоянной основе можно было вести наблюдение за экологическими изменениями и получать информацию о состоянии окружающей среды.

b) Данные и информация

12.8. Органам управления на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. провести обзор и изучение средств определения экологических, экономических и социальных последствий опустынивания и деградации земельных ресурсов, а на международном уровне обеспечить использование результатов этих исследований в практике оценки процессов опустынивания и деградации земельных ресурсов;
  2. провести обзор и изучение взаимосвязи социально-экономических последствий изменения климата, засухи и опустынивания и использовать результаты этих исследований с целью обеспечения принятия конкретных мер.

12.9. Органам управления на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. оказывать содействие комплексной деятельности по сбору данных и проведению исследований в рамках программ, занимающихся проблемами опустынивания и засухи;
  2. оказывать содействие национальным, региональным и глобальным программам комплексного сбора данных и научно-исследовательским службам, осуществляющим оценку деградации почвенных и земельных ресурсов;
  3. укрепить национальные и региональные метеорологические и гидрологические службы и системы мониторинга с целью обеспечения надлежащего сбора основной информации и связи между национальными, региональными и международными центрами.

с) Международное и региональное сотрудничество и координация

12.10. Органам управления на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. укреплять региональные программы и расширять международное сотрудничество в рамках, например, Постоянного межгосударственного комитета по борьбе с засухой в Сахеле (СИЛСС), Межправительственного органа по вопросам засухи и развития (МОЗР), Конференции по координации экономического развития юга Африки (ККЭРЮА), Союза арабского Магриба, а также таких других организаций, как Сахаро-Сахелианская обсерватория;
  2. создать и/или разработать всеобъемлющую базу данных об опустынивании, деградации земли и условиях жизни людей как компонента, включающего физические и социально-экономические параметры. Это должно быть основано на использовании имеющихся и, при необходимости, дополнительных возможностей, таких, как возможности Земного патруля и других информационных систем международных, региональных и национальных учреждений, укрепленных для этой цели;
  3. определить базисные показатели и показатели прогресса, которые облегчают работу местных и региональных организаций по наблюдению за прогрессом в борьбе с опустыниванием. Особое внимание следует уделить показателям местного участия.

Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

12.11. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 350 млн. долл. США, в том числе порядка 175 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Научно-технические средства

12.12. Органам управления на надлежащем уровне и при поддержке соответствующих международных и региональных организаций, занимающихся проблемами опустынивания и засухи, следует:

  1. произвести оценку и обновление существующих кадастров природных ресурсов, например энергии, воды, почвы, полезных ископаемых, цепочки питания для растительного и животного мира, а также других ресурсов, как, например, жилья, занятости, здравоохранения, образования и распределения народонаселения во времени и пространстве;
  2. разработать комплексные информационные системы для мониторинга окружающей среды, учета экологических факторов и оценки воздействия на окружающую реду;
  3. международным органам следует сотрудничать с национальными правительствами в целях облегчения приобретения и разработки соответствующей технологии для мониторинга и борьбы с засухой и опустыниванием.

с) Развитие людских ресурсов

12.13. Органам управления на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций, занимающихся проблемами опустынивания и засухи, следует развивать технические и профессиональные навыки людей, участвующих в осуществлении мониторинга и оценки в отношении опустынивания и засухи.

d) Создание потенциала

12.14. Органам управления на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций, занимающихся проблемами опустынивания и засухи, следует:

  1. укреплять учреждения на национальном и местном уровнях путем укомплектования их надлежащим персоналом и выделения надлежащих технических и финансовых средств для осуществления оценки опустынивания;
  2. содействовать вовлечению местного населения, особенно женщин и молодежи, в сбор и использование экологической информации посредством просвещения и повышения уровня информированности.
В. Борьба с деградацией земель путем, в частности, интенсификации деятельности по сохранению почвенных ресурсов, облесению и лесовосстановлению
Основа для деятельности

12.15. Опустыниванию подвержено примерно 3,6 млрд. га, что составляет около 70 процентов всех засушливых земель на земле, или почти одну четвертую часть всего земельного массива на планете. При ведении борьбы с опустыниванием пастбищных угодий, неорошаемых пахотных земель и орошаемых пахотных земель необходимо принимать превентивные меры в районах, еще не подвергшихся или подвергшихся этому процессу лишь в незначительной степени; следует принимать меры для исправления сложившегося положения в целях сохранения продуктивности засушливых земель, подвергшихся умеренному опустыниванию; а также следует принимать меры по рекультивации серьезно или очень серьезно пострадавших от опустынивания засушливых земель.

12.16. Увеличение растительного покрова способствовало бы стабилизации гидрологического баланса в районах засушливых земель и сохранению качества и продуктивности земли. Предотвращение опустынивания еще не деградировавших земель и осуществление мер по исправлению положения и рекультивации засушливых земель, подвергшихся умеренной и серьезной деградации, включая районы, пострадавшие в результате движения дюн, путем внедрения экологически щадящих, социально приемлемых, справедливых и экономически осуществимых систем землепользования. Это приведет к повышению продуктивности земель и сохранению биотических ресурсов в уязвимых экосистемах.

Цели

12.17. Целями данной программной области являются:

  1. что касается районов, еще не подвергшихся опустыниванию или подвергшихся этому процессу лишь в незначительной степени, то необходимо обеспечить должное рациональное использование существующих природных экосистем (включая леса) в целях сохранения биологического многообразия, защиты районов водосбора, обеспечения устойчивости производства и сельскохозяйственного развития и в других целях при всестороннем участии коренного населения;
  2. восстановление умеренно и серьезно пострадавших от опустынивания засушливых земель с целью их продуктивного использования и поддержания их продуктивности для освоения пастбищных/агролесоводческих угодий на основе, в частности, охраны почвенных и водных ресурсов;
  3. увеличение растительного покрова и содействие рациональному использованию биотических ресурсов в районах, подвергшихся или подверженных опустыниванию и засухе, в частности, на основе таких мероприятий, как облесение/лесовосстановление, агролесоводство и общинное лесоводство, а также программ сохранения растительного покрова;
  4. совершенствование методов рационального использования лесных ресурсов, включая использование топливной древесины, и сокращение потребления топливной древесины за счет ее более эффективного использования и сохранения, а также совершенствование, освоение и использование других источников энергии, включая альтернативные источники энергии.

Деятельность

а) Деятельность, связанная с управлением

12.18. Органам управления на надлежащем уровне и при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. безотлагательно осуществлять непосредственные профилактические меры на засушливых землях, пока еще не подвергшихся опустыниванию, но являющихся уязвимыми для этого процесса или подвергшихся опустыниванию лишь в незначительной степени, путем внедрения:
    1. более совершенной политики и практики землепользования с целью повышения устойчивой продуктивности земельных ресурсов;
    2. соответствующих экологически обоснованных и экономически осуществимых методов ведения сельского хозяйства и пастбищного животноводства; и
    3. усовершенствованных методов рационального использования почвенных и водных ресурсов;
  2. осуществлять ускоренными темпами программы облесения и лесовосстановления, используя засухоустойчивые и быстрорастущие виды растений, в частности местные сорта, в том числе бобовых и других видов, в сочетании с общинными программами агролесоводства. В этой связи следует рассмотреть возможность создания крупномасштабных программ лесовосстановления и облесения, в частности в рамках создания зеленых поясов с учетом многих выгод, получаемых в результате таких мер;
  3. осуществлять неотложные непосредственные меры по исправлению положения на засушливых землях, подвергшихся умеренному или сильному опустыниванию, в дополнение к мерам, перечисленным в пункте 12.18а выше, с целью восстановления и поддержания их продуктивности;
  4. содействовать разработке более совершенных систем рационального использования земли/водных ресурсов/сельскохозяйственных культур, что позволит бороться с засолением имеющихся орошаемых пахотных угодий; и добиться стабилизации неорошаемых пахотных земель и внедрить в практику землепользования более совершенные системы рационального использования почв/сельскохозяйственных культур;
  5. содействовать широкому участию населения в рациональном использовании природных ресурсов, включая пастбищные угодья, с целью удовлетворения потребностей сельского населения и достижения цели сохранения природных ресурсов на основе новых или адаптированных местных технологий;
  6. содействовать защите и сохранению на местах особых экологических районов на основе принятия законодательных и других мер в целях борьбы с опустыниванием, одновременно обеспечивая охрану биологического многообразия;
  7. стимулировать и поощрять капиталовложения в развитие лесоводства на засушливых землях за счет применения различных стимулов, включая законодательные меры;
  8. содействовать освоению и использованию источников энергии, которые уменьшат нагрузку на древесные ресурсы, включая альтернативные источники энергии и усовершенствованные печи.

b) Данные и информация

12.19. Органам управления на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. разработать модели землепользования, основанные на местной практике, с целью ее совершенствования с упором на предотвращение деградации земельных ресурсов. Эти модели должны обеспечить более четкое понимание различных естественных и антропогенных факторов, которые могут приводить к опустыниванию. В рамках этих моделей необходимо учесть взаимодействие между новой, а также традиционной практикой предотвращения деградации земельных ресурсов и отразить гибкость всей экологической и социальной системы;
  2. вывести, испытать и внедрить с должным учетом соображений экологической безопасности засухоустойчивые, быстрорастущие и продуктивные виды растений, адаптированные к экологической обстановке в соответствующих районах.

с) Международное и региональное сотрудничество и координация

12.20. Соответствующим учреждениям Организации Объединенных Наций, международным и региональным организациям, неправительственным организациям и двусторонним учреждениям следует:

  1. координировать свою деятельность в области борьбы с деградацией земельных ресурсов и содействия лесовосстановлению, агролесоводству и системам рационального использования земель в пострадавших странах;
  2. оказывать содействие региональной и субрегиональной деятельности по разработке и распространению технологии, профессиональной подготовке и осуществлению программ с целью остановить деградацию засушливых земель.

12.21. Заинтересованным национальным правительствам, соответствующим учреждениям Организации Объединенных Наций и двусторонним учреждениям следует укрепить координационную роль субрегиональных межправительственных организаций, созданных для осуществления деятельности по борьбе с деградацией засушливых земель, в частности СИЛСС, МОЗРД, ККЭРЮА и Союза арабского Магриба.

Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

12.22. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 6 млрд. долл. США, в том числе порядка 3 млрд. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Научно-технические средства

12.23. Органам управления на надлежащем уровне и местным общинам при поддержке международных и региональных организаций следует:

  1. использовать местные знания в отношении лесов, лесных территорий, пастбищных угодий и естественной растительности в рамках исследовательской деятельности по проблемам опустынивания и засухи;
  2. содействовать осуществлению комплексных исследовательских программ по защите, восстановлению и сохранению водных и земельных ресурсов, а также по рациональным методам землепользования, основанных на использовании, где это возможно, традиционных подходов.

с) Развитие людских ресурсов

12.24. Органам управления на надлежащем уровне и местным общинам при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. создать механизмы, которые обеспечивают условия, при которых землепользователи, как женщины, так и мужчины, играют основную роль в деле внедрения усовершенствованных методов землепользования, в том числе агролесохозяйственных систем, в целях борьбы с деградацией земель;
  2. укреплять существующие службы пропаганды сельскохозяйственных знаний в районах, подверженных опустыниванию и засухам, в особенности в целях обучения земледельцев и скотоводов применению более совершенных методов рационального использования земельных и водных ресурсов на засушливых землях.

d) Создание потенциала

12.25. Органам управления на надлежащем уровне и местным общинам при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. разработать и принять, в рамках соответствующего национального законодательства, новую и экологически обоснованную политику землепользования, ориентированную на цели развития, а также обеспечить организационный механизм ее осуществления;
  2. оказывать помощь организациям населения на уровне общин, в особенности организациям земледельцев и скотоводов.
С. Разработка и укрепление комплексных программ в области искоренения нищеты и содействия развитию альтернативных источников средств к существованию в районах, подверженных опустыниванию
Основа для деятельности

12.26. Существующие в настоящее время источники средств к существованию и системы использования ресурсов не могут обеспечить поддержание жизненного уровня населения в районах, подверженных опустыниванию и засухам. На многих засушливых и полузасушливых землях имеющиеся источники средств к существованию, в основе которых лежат главным образом ведение сельского хозяйства и получение продукции животноводства, непригодны для использования на устойчивой основе, особенно ввиду воздействия засухи и демографического давления. Одним из основных факторов ускорения темпов деградации и опустынивания является нищета. Поэтому необходимы меры для восстановления и улучшения сельскохозяйственных систем в целях устойчивого и рационального использования пастбищных угодий, а также альтернативных систем жизнеобеспечения.

Цели

12.27. Целями данной программной области являются:

  1. создание возможностей для принятия сельскими общинами и группами скотоводов самостоятельных решений относительно своего развития и рационального использования своих земельных ресурсов на справедливой с социальной точки зрения и экологически безопасной основе;
  2. совершенствование производственных систем с целью повышения производительности в рамках утвержденных программ сохранения национальных ресурсов и в соответствии с комплексным подходом к развитию сельских районов;
  3. предоставление альтернативных источников средств к существованию в качестве основы для сокращения нагрузки на земельные ресурсы и в то же время предоставление дополнительных ресурсов для получения доходов, особенно сельским населением, содействуя таким образом повышению его уровня жизни.

Деятельность

а) Деятельность, связанная с управлением

12.28. Органам управления на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. проводить на национальном уровне политику, основанную на децентрализованном подходе к управлению земельными ресурсами, делегируя полномочия сельским организациям;
  2. создавать или укреплять сельские организации, отвечающие за рациональное использование общинных и пастбищных угодий;
  3. создавать и развивать местные, национальные и межсекторальные механизмы для рассмотрения связанных с землевладением экологических последствий и последствий для экономического развития с точки зрения землепользования и владения землей. Особое внимание следует уделять защите прав собственности женщин, а также групп скотоводов и кочевых групп, проживающих в сельских районах;
  4. создавать или укреплять сельские ассоциации, основное внимание которых сосредоточено на экономической деятельности, представляющей общий интерес для сельской общины (товарное садоводство, переработка сельскохозяйственной продукции, животноводство, пастбищное скотоводство и т.д.);
  5. содействовать предоставлению кредитов сельскому населению и мобилизации его сбережений путем создания сельских банковских систем;
  6. развивать инфраструктуру и потенциал для местного производства и сбыта путем привлечения местного населения к деятельности по развитию альтернативных источников средств к существованию и сокращению масштабов нищеты;
  7. создать оборотный фонд для кредитования сельских предпринимателей и местных групп в целях содействия организации надомного производства/экономических предприятий и предоставления кредитов, направляемых на цели сельскохозяйственной деятельности.

b) Данные и информация

12.29. Органам управления на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. провести базовые социально-экономические исследования с целью получить четкое представление о положении в этой программной области в том, что касается, в частности, наличия ресурсов и вопросов землевладения, традиционной практики использования земельных ресурсов и характерных черт производственных систем;
  2. провести инвентаризацию природных ресурсов (почвенные и водные ресурсы и растительный покров), а также степени их деградации на основе главным образом знаний местного населения (т.е. провести оперативную оценку сельскохозяйственного сектора);
  3. распространить информацию о пакетах технических средств, адаптированных к социально-экономическим и экологическим условиям, характерным для каждой группы;
  4. содействовать обмену информацией о развитии альтернативных источников средств к существованию с другими агроэкологическими регионами и передаче такой информации.

с) Международное и региональное сотрудничество и координация

12.30. Органам управления на надлежащем уровне и при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. содействовать сотрудничеству и обмену информацией между научно- исследовательскими учреждениями, занимающимися проблемами засушливых и полузасушливых земель, о методах и технологиях повышения производительности земель и труда, а также о жизнеспособных производственных системах;
  2. координировать и согласовывать осуществление программ и проектов, финансируемых международным сообществом и неправительственными организациями, которые направлены на сокращение масштабов нищеты и развитие альтернативных источников средств к существованию.

Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

12.31. Секретариат Конференции оценил расходы по осуществлению этой программной области в главе 3 (Борьба с нищетой) и в главе 14 (Содействие устойчивому ведению сельского хозяйства и развитию сельских районов).

b) Научно-технические средства

12.32. Органам управления на надлежащем уровне и при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. заниматься проведением прикладных научных исследований в области землепользования при поддержке местных научно-исследовательских учреждений;
  2. содействовать поддержанию регулярных связей на национальном, региональном и межрегиональном уровнях и обмену информацией и опытом между сотрудниками по вопросам сельскохозяйственной пропаганды и научными работниками;
  3. поддерживать и поощрять внедрение и использование технологий в целях создания альтернативных источников доходов.

с) Развитие людских ресурсов

12.33. Органам управления на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. осуществлять подготовку членов сельских организаций в целях развития у них управленческих навыков, а также обучение фермеров-скотоводов таким специальным методам, как методы сохранения почв и водных ресурсов, добывания воды, агролесомелиорации, малой ирригации;
  2. осуществлять подготовку работников и сотрудников по распространению сельскохозяйственных знаний по вопросам участия в комплексном управлении земельными ресурсами.

d) Создание потенциала

12.34. Органам управления на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует создать и поддерживать механизмы, обеспечивающие включение в секторальные и национальные планы и программы развития стратегий борьбы с нищетой среди населения, проживающего на подверженных опустыниванию землях.

D. Разработка комплексных программ по борьбе с опустыниванием и их включение в национальные планы развития и в процесс планирования природоохранных мероприятий на национальном уровне
Основа для деятельности

12.35. В ряде развивающихся стран, подвергшихся опустыниванию, база природных ресурсов является той основной базой ресурсов, на которую должен опираться процесс развития. Взаимосвязь между социальными системами и земельными ресурсами еще больше усложняет данную проблему и вызывает необходимость в комплексном подходе к планированию и рациональному использованию земельных ресурсов. Планы действий по борьбе с опустыниванием и засухой должны охватывать управленческие аспекты охраны окружающей среды и процесса развития, соответствуя подходу, заключающемуся в объединении национальных планов развития и национальных планов действий в области охраны окружающей среды.

Цели

12.36. Целями данной программной области являются:

  1. укрепление национального организационного потенциала для разработки надлежащих программ по борьбе с опустыниванием и учета их в процессе национального планирования развития;
  2. разработка рамок стратегического планирования в области освоения, охраны и рационального использования природных ресурсов в засушливых районах и включение их в национальные планы развития, в том числе в национальные планы по борьбе с опустыниванием и в планы действий в области охраны окружающей среды в странах, в наибольшей степени подверженных опустыниванию;
  3. начало реализации долгосрочного процесса осуществления и мониторинга стратегий, связанных с рациональным использованием природных ресурсов;
  4. укрепление регионального и международного сотрудничества в целях борьбы с опустыниванием, в частности путем принятия правовых и других документов.

Деятельность

а) Деятельность, связанная с управлением

12.37. Органам управления на надлежащем уровне и при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. создать или укрепить национальные и местные органы по борьбе с опустыниванием в рамках правительственных и местных исполнительных органов, а также местные комитеты/ассоциации землепользователей во всех соответствующих сельских общинах в целях налаживания рабочего сотрудничества между всеми заинтересованными сторонами, начиная с низового уровня (земледельцы/скотоводы) и заканчивая более высокими уровнями управления;
  2. разработать национальные планы действий по борьбе с опустыниванием и при необходимости включить их в качестве составных элементов в национальные планы развития и национальные планы действий в области охраны окружающей среды;
  3. осуществлять политику, направленную на совершенствование методов землепользования, на рациональное использование общинных земель, создание стимулов для мелких фермеров и скотоводов, вовлечение женщин и поощрение частных капиталовложений в освоение засушливых земель;
  4. обеспечить координацию между министерствами и учреждениями, занимающимися осуществлением программ в области борьбы с опустыниванием на национальном и местном уровнях.

b) Данные и информация

12.38. Органам управления на надлежащем уровне и при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует содействовать обмену информацией и сотрудничеству в области национального планирования и разработки программ между соответствующими странами, в частности путем создания общих сетей.

с) Международное и региональное сотрудничество и координация

12.39. Соответствующим международным организациям, многосторонним финансовым учреждениям, неправительственным организациям и двусторонним учреждениям следует укреплять свое сотрудничество в оказании помощи в подготовке программ по борьбе с опустыниванием и включении их в национальные стратегии планирования, в создании национальных механизмов координации и систематического наблюдения, а также в установлении региональных и глобальных связей между этими планами и механизмами.

12.40. Следует обратиться к Генеральной Ассамблее на ее сорок седьмой сессии с просьбой учредить под эгидой Генеральной Ассамблеи межправительственный комитет по ведению переговоров для разработки международной конвенции по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезные проблемы в связи с засухой и/или опустыниванием, в частности в Африке, в целях завершения подготовки такой конвенции к июню 1994 года.

Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

12.41. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 180 млн. долл. США, в том числе порядка 90 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Научно-технические средства

12.42. Органам управления на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. разработать и внедрить соответствующие усовершенствованные технологии для обеспечения устойчивого развития сельского хозяйства и животноводства, которые являлись бы социально и экологически приемлемыми и экономически осуществимыми;
  2. провести прикладное исследование по вопросу о включении деятельности в области окружающей среды и развития в национальные планы развития.

с) Развитие людских ресурсов

12.43. Органам управления на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует провести в пострадавших в результате опустынивания странах общенациональные крупные кампании по информированию/подготовке кадров в области борьбы с опустыниванием через существующие национальные средства массовой информации, просветительские сети и вновь созданные или укрепленные службы пропаганды. Это должно обеспечить населению доступ к знаниям относительно опустынивания и засухи, а также к информации о национальных планах действий по борьбе с опустыниванием.

d) Создание потенциала

12.44. Органам управления на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует создать и сохранять механизмы координации деятельности отраслевых министерств и учреждений, в том числе местных учреждений и соответствующих неправительственных организаций, по включению программ по борьбе с опустыниванием в национальные планы развития и национальные планы действий в области охраны окружающей среды.

Е. Разработка комплексных планов обеспечения готовности к засухам и ликвидации их последствий, включая меры по организации самопомощи, для районов, подверженных засухе, и разработка программ по решению проблемы экологических беженцев
Основа для деятельности

12.45. Засуха является природным явлением, которое с различной частотой и в различной степени периодически повторяется во многих развивающихся странах, особенно в Африке. Помимо человеческих жертв (согласно оценкам, к середине 80-х годов в странах к югу от Сахары в результате засухи погибло 3 млн. человек), также весьма значительным является экономический ущерб от бедствий, обусловленных засухой, который выражается в резком снижении продуктивности, в напрасно затраченных средствах и в отвлечении ресурсов, предназначенных для целей развития.

12.46. Наличие систем раннего оповещения для прогнозирования засух позволит добиться осуществления планов обеспечения готовности к засухам. Реализация таких комплексных мер в масштабах хозяйств и водосборного бассейна, как применение стратегий выращивания альтернативных сельскохозяйственных культур, охрана и рациональное использование почв и водных ресурсов, а также содействие применению методов сбора поверхностного стока, могли бы повысить производительный потенциал земельных ресурсов в целях решения проблемы засухи и создания условий для обеспечения предметами первой необходимости, тем самым сводя к минимуму число экологических беженцев и необходимость оказания чрезвычайной помощи в результате засухи. В то же время необходимы механизмы оказания помощи в непредвиденных обстоятельствах в периоды возникновения острого дефицита.

Цели

12.47. Целями данной программной области являются:

  1. разработка национальных стратегий готовности к засухе как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективах с целью уменьшить уязвимость производственных систем от засухи;
  2. расширение объема информации раннего оповещения, предоставляемой директивным органам и землепользователям, с тем чтобы позволить странам осуществлять стратегии в целях предупреждения засухи;
  3. разработка планов оказания помощи в случае засухи и мероприятий для решения проблемы экологических беженцев и включение этих планов и мероприятий в национальные и региональные планы развития.

Деятельность

а) Деятельность, связанная с управлением

12.48. Во всех районах, подверженных засухе, органам управления, правительствам на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. разработать стратегии по решению проблем, связанных с нехваткой продуктов питания на национальном уровне в периоды снижения объема производства. Эти стратегии должны касаться вопросов хранения и создания запасов, импорта, портового оборудования, а также хранения, транспортировки и распределения пищевых продуктов;
  2. расширять национальные и региональные возможности агрометеорологии и планирования возделывания сельскохозяйственных культур на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств. Агрометеорология увязывает частоту составления, содержание и региональный охват прогнозов погоды с потребностями планирования возделывания сельскохозяйственных культур и сельскохозяйственной пропаганды;
  3. подготовить проекты в сельской местности для обеспечения краткосрочной занятости членов сельских домашних хозяйств, пострадавших от засухи. Утрата доходов и возможности получать продукты питания является типичной причиной бедственного положения в период засухи. Создание рабочих мест в сельской местности содействует получению бедными домашними хозяйствами доходов, необходимых для приобретения продуктов питания;
  4. подготовить в случае необходимости планы чрезвычайных мер по распределению продовольствия и фуража и обеспечению водоснабжения;
  5. создать бюджетные механизмы для предоставления на неотложной основе ресурсов, необходимых для оказания чрезвычайной помощи в связи с засухой;
  6. создать "страховочные сети" для наиболее уязвимых домашних хозяйств.

b) Данные и информация

12.49. Органам управления пострадавших в результате засухи стран на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. провести исследование по проблеме сезонных прогнозов в целях усовершенствования планирования на случай чрезвычайных ситуаций и операций по ликвидации последствий, а также разрешить осуществление на уровне фермерских хозяйств таких профилактических мер, как выбор соответствующих сортов и агротехнических методов в периоды засухи;
  2. оказывать помощь в проведении прикладных исследований, касающихся способов уменьшения потерь воды из почв, повышения поглотительной способности почв, а также методов сбора поверхностного стока в районах, подверженных засухе;
  3. укреплять национальные системы раннего оповещения, уделяя особое внимание таким областям, как составление карт районов, подверженных наибольшей опасности, дистанционное зондирование, агрометеорологическое моделирование, комплексные многодисциплинарные методы прогнозирования урожаев и автоматизированный анализ спроса/предложения в отношении продуктов питания.

с) Международное и региональное сотрудничество и координация

12.50. Органам управления на надлежащем уровне и при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. создать систему резервных возможностей в виде запасов продуктов питания, материально-технического обеспечения, персонала и финансовых средств, необходимых для оперативного принятия мер на международном уровне в случае чрезвычайных ситуаций, связанных с засухой;
  2. оказывать помощь в осуществлении программ Всемирной метеорологической организации (ВМО) по агрогидрологии и метеорологии, Программы Регионального учебного центра по агрометеорологии и оперативной гидрологии и их прикладному использованию (АГРГИМЕТ), программ центров по контролю за засухой и Африканского центра по использованию метеорологических данных в целях развития (АКМАД), а также поддерживать усилия Постоянного межгосударственного комитета по борьбе с засухой в Сахеле (СИЛСС) и Межправительственного органа по вопросам засухи и развития (МОВЗР);
  3. оказывать помощь в осуществлении программ ФАО и других программ по разработке национальных систем раннего оповещения и планов оказания помощи в обеспечении продовольственной безопасности;
  4. укреплять и расширять рамки существующих региональных программ, мероприятий соответствующих органов и учреждений Организации Объединенных Наций, таких, как Мировая продовольственная программа (МПП), Управление Координатора Организации Объединенных Наций по оказанию помощи в случае стихийных бедствий (ЮНДРО) и Бюро Организации Объединенных Наций по вопросам Судано-Сахелианского района (ЮНСО), а также неправительственных организаций, направленных на смягчение последствий засухи и чрезвычайных обстоятельств.

Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

12.51. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 1,2 млрд. долл. США, в том числе порядка 1,1 млрд. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Научно-технические средства

12.52. Органам управления на надлежащем уровне и общинам в районах, подверженных засухе, при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. использовать традиционные механизмы для решения проблем голода в качестве одного из средств оказания помощи по ликвидации его последствий, а также помощи в целях развития;
  2. укреплять и расширять национальные, региональные и местные междисциплинарные научно-исследовательские возможности и возможности в области подготовки специалистов для осуществления стратегий по предупреждению засухи.

с) Развитие людских ресурсов

12.53. Органам управления на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. содействовать подготовке лиц, отвечающих за принятие решений, и землепользователей в деле эффективного использования информации, получаемой в рамках системы раннего оповещения;
  2. укреплять научно-исследовательский и национальный учебный потенциал для оценки воздействия засухи, а также для разработки методов прогнозирования засухи.

d) Создание потенциала

12.54. Органам управления на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. совершенствовать и поддерживать механизмы, укомплектованные надлежащим персоналом, оснащенные надлежащим оборудованием и располагающие достаточными средствами для мониторинга параметров засухи с целью осуществления профилактических мер на региональном, национальном и местном уровнях;
  2. наладить межминистерские связи и создать координационные подразделения для мониторинга засухи, оценки ее воздействия, а также руководства осуществлением планов ликвидации последствий засухи.
F. Поощрение и стимулирование участия населения и экологического просвещения с упором на борьбу с опустыниванием и ликвидацию последствий засухи
Основа для деятельности

12.55. Накопленный к настоящему времени опыт в том, что касается успешного и менее успешного осуществления программ и проектов, указывает на необходимость поддержки населением мероприятий по обеспечению постоянной борьбы с опустыниванием и засухой. Однако следует идти дальше теоретической идеи участия населения и сосредоточить внимание на достижении фактического активного вовлечения населения на основе концепции партнерства. Это предполагает общую ответственность и взаимное участие всех сторон. В этом контексте данная программная область должна рассматриваться как важный вспомогательный компонент всех мероприятий по борьбе с опустыниванием и засухой.

Цели

12.56. Целями данной программной области являются:

  1. обеспечение и повышение информированности общественности об опустынивании и засухе, в том числе включение вопросов экологического просвещения в учебные программы начальной и средней школ;
  2. установление и поощрение подлинно партнерских отношений между правительственными органами на национальном и местном уровнях, другими учреждениями-исполнителями, неправительственными организациями и землепользователями, пострадавшими в результате засухи и опустынивания, при отведении землепользователям важной роли в процессе планирования и осуществления, с тем чтобы они могли в полной мере получать выгоды от проектов в области развития;
  3. обеспечение понимания партнерами потребностей, целей и позиций других сторон с помощью таких средств, как подготовка кадров, информирование общественности и открытый диалог;
  4. оказание помощи местным общинам в их собственных усилиях по борьбе с опустыниванием и использованием знаний и опыта соответствующих групп населения при обеспечении полного участия женщин и коренного населения.

Деятельность

а) Деятельность, связанная с управлением

12.57. Органам управления на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. разработать политику и создать административные структуры с целью обеспечения более децентрализованного процесса принятия решений и их осуществления;
  2. создать и использовать механизмы проведения консультаций с землепользователями и обеспечения их участия, а также расширения возможностей на низовом уровне в области определения и/или содействия определению и планированию мер;
  3. определить конкретные цели программ/проектов в сотрудничестве с местными общинами; разработать местные планы управления, которые включали бы такие прогрессивные меры, что даст возможность по мере необходимости изменять концепцию проекта или методы управления;
  4. принять законодательные, институциональные/организационные и финансовые меры с целью обеспечения участия землепользователей и доступа к земельным ресурсам;
  5. создать и/или развивать благоприятные условия для предоставления услуг, включая возможности для получения кредитов и обеспечение рынков сбыта для сельского населения;
  6. разработать учебные программы с целью повышения уровня образования и участия населения, особенно женщин и коренных групп, в частности путем ликвидации неграмотности и развития технических навыков;
  7. создать сельские банковские системы с целью содействия доступу к кредитам для сельского населения, особенно женщин и коренных групп, а также увеличения сбережений сельского населения;
  8. разработать надлежащую политику, стимулирующую частные и государственные капиталовложения.

b) Данные и информация

12.58. Органам управления на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. изучать, накапливать и распространять дезагрегированную по признаку пола информацию, профессиональный опыт и "ноу-хау" на всех уровнях по вопросам организации и поощрения участия населения;
  2. ускорять развитие технического "ноу-хау" с упором на соответствующую и промежуточную технологию;
  3. распространять знания о результатах прикладных исследований по вопросам почвы и водных ресурсов, надлежащих видов животных и растений, сельскохозяйственных методов и технического "ноу-хау".

с) Международное и региональное сотрудничество и координация

12.59. Органам управления на надлежащем уровне и при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. разработать программы поддержки региональных организаций, таких, как СИЛСС, МОВЗР, ККЭРЮА и Союз арабского Магриба и другие межправительственные организации в Африке и в других частях мира, в целях расширения охвата программ и активизации участия неправительственных организаций наряду с сельским населением;
  2. разработать механизмы содействия сотрудничеству в области технологий и развивать такое сотрудничество в качестве элемента всей внешней помощи и мероприятий в рамках проектов технической помощи государственного или частного секторов;
  3. содействовать сотрудничеству между различными участниками программ в области окружающей среды и развития;
  4. поощрять создание представительных организационных структур для развития и укрепления межорганизационного сотрудничества.

Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

12.60. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 1 млрд. долл. США, в том числе порядка 500 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Научно-технические средства

12.61. Органам управления на надлежащем уровне при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует поощрять развитие местного "ноу-хау" и передачу технологии.

с) Развитие людских ресурсов

12.62. Органам управления на надлежащем уровне и при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует:

  1. поддерживать и/или укреплять учреждения, занимающиеся вопросами просвещения населения, включая местные средства массовой информации, школы и общинные группы;
  2. повысить уровень просвещения населения.

d) Создание потенциала

12.63. Органам управления на надлежащем уровне и при поддержке соответствующих международных и региональных организаций следует оказывать содействие членам местных сельских организаций и обучать и назначать большее количество сотрудников по вопросам сельскохозяйственной пропаганды, работающих на местном уровне.

Предидущий документ Повестка Дня на XXI век Следующий документ
Ищу друга
[Начало] [Законодательство] [Методические материалы] [Экологические организации] [Образование] [Ссылки] [Мнение народа] [Структура сервера] [Наши координаты]
© EcoLife 2001 [webmaster@ecolife.org.ua]