Общественный экологический Internet-проект EcoLife
[Начало] [Законодательство] [Методические материалы] [Экологические организации] [Образование] [Ссылки] [Мнение народа] [Структура сервера] [Наши координаты]
Образование
Предидущий документ Повестка Дня на XXI век Следующий документ

Глава 11. Борьба с обезлесением
Программные области
  1. Сохранение многогранной роли и разнообразных функций всех видов лесов, лесных угодий и лесных массивов
  2. Совершенствование мероприятий по охране, рациональному использованию и сохранению всех лесов и озеленению подвергшихся деградации районов посредством лесовосстановления, облесения, лесовозобновления и других восстановительных мер
  3. Содействие эффективному использованию и проведению оценки в целях определения полной стоимости товаров и услуг, получаемых за счет использования лесов, лесных угодий и лесных массивов
  4. Создание и/или укрепление потенциала в области планирования, оценки и систематического обзора соответствующих программ, прогресса, мероприятий, включая коммерческую торговлю, и процессов, связанных с лесными ресурсами
Программные области
А. Сохранение многогранной роли и разнообразных функций всех видов лесов, лесных угодий и лесных массивов
Основа для деятельности

11.1. Политика, методы и механизмы, используемые для сохранения и развития разнообразных экологических, экономических, социальных и культурных функций посадок, лесов и лесных угодий, характеризуются наличием крупных недостатков. Многие развитые страны сталкиваются с проблемами, которые вызваны ущербом, наносимым лесам в результате загрязнения воздуха и пожаров. На национальном уровне зачастую возникает потребность в более эффективных мерах и подходах для улучшения и согласования процесса разработки политики, планирования и программирования; законодательных мер и механизмов; тенденций в области развития; расширения участия широкой общественности, особенно женщин и коренного населения; привлечения молодежи; повышения роли частного сектора, местных организаций, неправительственных организаций, кооперативов; приобретения технических и многодисциплинарных навыков и повышения качества людских ресурсов; организации пропагандистских мероприятий и просвещения общественности в области лесного хозяйства; создания исследовательского потенциала и оказания поддержки; совершенствования административных структур и механизмов, включая межсекторальную координацию, децентрализацию и системы распределения ответственности и стимулирования; и распространения информации и деятельности по связям с общественностью. Это имеет особенно важное значение для обеспечения целостного и рационального подхода к устойчивому и экологически безопасному развитию лесного хозяйства. Необходимость сохранения разнообразных функций лесов и лесных угодий посредством укрепления надлежащих и соответствующих организационных структур неоднократно подчеркивалась во многих докладах, решениях и рекомендациях ФАО, МОТД, ЮНЕП, Всемирного банка, МСОП и других организаций.

Цели

11.2. Цели настоящей программной области заключаются в следующем:

  1. укреплять национальные учреждения, занимающиеся проблемами лесов, расширять масштабы и повышать эффективность мероприятий в области рационального использования, сохранения и устойчивого освоения лесов и принимать эффективные меры для обеспечения рационального использования и устойчивого производства лесных товаров и услуг как в развитых, так и в развивающихся странах; к 2000 году укрепить потенциал и возможности национальных учреждений, с тем чтобы они могли приобрести необходимые навыки в деле защиты и сохранения лесов, а также расширить охват и одновременно повысить эффективность программ и мероприятий, связанных с рациональным использованием и освоением лесов;
  2. развивать и улучшать технические и профессиональные навыки, а также специальные знания и способности с целью эффективной разработки и осуществления политики, планов, программ, исследований и проектов по вопросам рационального использования, сохранения и устойчивого освоения всех видов лесов и лесных ресурсов, включая лесные угодья, а также других областей, где можно получить блага в результате освоения лесных ресурсов.

Деятельность

а) Деятельность в области управления

11.3. Правительствам на соответствующем уровне и при поддержке региональных, субрегиональных и международных организаций следует при необходимости наращивать организационный потенциал для стимулирования многогранной роли и разнообразных функций всех видов лесов и растительности, включая другие смежные земельные и лесные ресурсы, в деле поддержки устойчивого развития и охраны окружающей среды во всех секторах. Для этого следует там, где это возможно и необходимо, укреплять и/или изменять существующие структуры и механизмы и улучшать сотрудничество и координацию их соответствующих функций. Некоторые из основных мероприятий в этой области предусматривают следующее:

  1. рационализацию и укрепление административных структур и механизмов, включая обеспечение надлежащей укомплектованности штатов и распределение обязанностей, децентрализацию процесса принятия решений, обеспечение инфраструктуры и предоставление оборудования, развитие межсекторальной координации и создание эффективной системы связи;
  2. поощрение участия частного сектора, профсоюзов, сельских кооперативов, местных общин, коренного населения, молодежи, женщин, групп пользователей и неправительственных организаций в мероприятиях, касающихся лесов, и обеспечение доступа к информации и программам профессиональной подготовки на национальном уровне;
  3. обзор и, при необходимости, пересмотр мер и программ, касающихся всех видов лесов и растительности, включая другие смежные земельные и лесные ресурсы, и увязку их с другими видами землепользования и политикой и законодательством в области развития; стимулирование разработки надлежащего законодательства и других мер в качестве основы для борьбы с бесконтрольным переходом к другим видам землепользования;
  4. разработку и осуществление планов и программ, включая постановку национальных и, при необходимости, региональных и субрегиональных целей и разработку программ и критериев для их осуществления и последующего улучшения;
  5. создание, разработку и применение эффективной системы пропаганды знаний и просвещения общественности в области лесного хозяйства с целью повышения уровня информированности и понимания и более рационального использования лесов с точки зрения многогранной роли и ценностей лесопосадок, лесов и лесных угодий;
  6. создание и/или укрепление институтов для обучения и профессиональной подготовки в области лесоводства, а также лесного хозяйства, с тем чтобы располагать на профессиональном, техническом и учебно-производственном уровнях хорошо подготовленными, квалифицированными кадрами с особым упором на молодежь и женщин;
  7. создание и укрепление потенциала для проведения исследований по различным, связанным с проблемой лесов и лесной продукцией вопросам, например, исследования в таких областях, как рациональное использование лесов, биологическое разнообразие, влияние атмосферных загрязнителей, традиционные методы использования лесных ресурсов местным и коренным населением и увеличение рыночной прибыли и другой нерыночной стоимости в результате рационального использования лесов.

b) Данные и информация

11.4. Правительствам на соответствующем уровне, когда это целесообразно, при поддержке и в сотрудничестве с международными, региональными, субрегиональными и двусторонними учреждениями следует разрабатывать надлежащие базы данных и собирать исходную информацию, необходимые для планирования и оценки программ. К числу более конкретных мероприятий в этой области относятся:

  1. сбор, обобщение и регулярное обновление и распространение информации о классификации земель и землепользовании, включая данные о лесном покрове, участках, пригодных для облесения, об исчезающих видах, экологической ценности, традиционных/используемых коренным населением методов землепользования, биомассе и продуктивности, согласование демографической и социально-экономической информации и данных о лесных ресурсах на микро- и макроуровнях и проведение периодического анализа программ в области лесных ресурсов;
  2. налаживание связей с другими системами и источниками данных, касающихся содействия рациональному использованию, сохранению и освоению лесов при одновременном развитии или укреплении, при необходимости, существующих систем, таких, как географические информационные системы;
  3. создание механизмов обеспечения доступа общественности к такой информации.

с) Международное и региональное сотрудничество и координация

11.5. Правительствам на соответствующем уровне и учреждениям следует сотрудничать в предоставлении специальных знаний и иной помощи и содействовать проведению международных исследований, в частности с целью укрепления процесса передачи технологии и организации специализированной подготовки, и обеспечивать доступ к накопленному опыту и результатам научных исследований. Существует необходимость укрепления координации и улучшения функционирования существующих международных организаций, связанных с вопросами освоения лесов, в деле обеспечения технического сотрудничества и поддержки для заинтересованных стран в области рационального использования, сохранения и устойчивого освоения лесных ресурсов.

Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

11.6. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 2,5 млрд. долл. США, включая примерно 860 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Научно-технические средства

11.7. Указанные мероприятия в области планирования, научных исследований и подготовки кадров будут являться научными и техническими средствами осуществления настоящей программы и определять ее результативность. Созданные в рамках реализации этой программы системы, методология и "ноу-хау" будут способствовать повышению эффективности. Некоторые из конкретных мер должны включать:

  1. анализ достижений, препятствий и социальных аспектов для содействия разработке и осуществлению программ;
  2. анализ проблем и потребностей в области исследований, планирования научно-исследовательской деятельности и осуществления конкретных научно- исследовательских проектов;
  3. оценка потребностей в людских ресурсах, повышение квалификации и подготовка кадров;
  4. разработка, испытание и применение соответствующих методологий/подходов в области осуществления лесохозяйственных программ и планов.

с) Развитие людских ресурсов

11.8. Приводимые ниже конкретные элементы мероприятий в области обучения и подготовки по вопросам лесного хозяйства будут в значительной мере способствовать развитию людских ресурсов. Они включают:

  1. осуществление программ специализации исследований для выпускников высших учебных заведений и аспирантов;
  2. укрепление программ подготовки до поступления на работу и подготовки без отрыва от производства, а также подготовки в области информационно- просветительской деятельности на техническом и учебно-производственном уровне, включая подготовку инструкторов/преподавателей и разработку программ обучения и учебных материалов/методов;
  3. специальную подготовку сотрудников национальных организаций, занимающихся вопросами лесного хозяйства, по таким аспектам, как разработка проектов, их оценка и контроль за их осуществлением.

d) Создание потенциала

11.9. Эта программная область конкретно касается создания потенциала в лесном секторе, и осуществление всех указанных программных мероприятий будет способствовать достижению этой цели. При создании нового, более совершенного потенциала следует в полной мере использовать имеющиеся системы и накопленный опыт.

В. Совершенствование мероприятий по охране, рациональному использованию и сохранению всех лесов и озеленению подвергшихся деградации районов посредством лесовосстановления, облесения, лесовозобновления и других восстановительных мер
Основа для деятельности

11.10. В настоящее время над лесными угодьями мира нависла угроза неконтролируемой деградации и преобразования лесов в другие виды земель, что обусловлено ростом потребностей людей; расширением сельскохозяйственной деятельности; и нерациональным использованием окружающей среды, включая, например, отсутствие надлежащих механизмов борьбы с лесными пожарами и мер по борьбе с браконьерством, нерациональные коммерческие лесозаготовки, чрезмерный и нерегулируемый выпас скота в лесах, вредное воздействие загрязнения воздуха, мер по стимулированию развития экономики и других мер, которые принимаются в других секторах экономики. Воздействие сокращения площади лесов и их деградации проявляются в виде эрозии почв, сокращения биологического разнообразия, нанесения ущерба среде обитания диких животных и деградации водосборных районов, снижения качества жизни и ограничения возможностей в области развития.

11.11. Сложившаяся в настоящее время ситуация требует принятия срочных и согласованных мер по сохранению и рациональному использованию лесных ресурсов. Озеленение пригодных для этого районов со всеми связанными с этим мероприятиями служит одним из эффективных способов расширения информированности населения и обеспечения его участия в деятельности по охране и рациональному использованию лесных ресурсов. В рамках политики в этой области необходимо учитывать тенденции в области землепользования и землевладения и местные потребности, а также разработать и уточнить конкретные цели различных видов мероприятий по озеленению.

Цели

11.12. Цели настоящей программной области заключаются в следующем:

  1. сохранение существующих лесов посредством их охраны и рационального использования, а также сохранение и расширение лесного и растительного покрова в пригодных для этого районах как развитых, так и развивающихся стран посредством охраны естественных лесов и их сохранения, лесовосстановления, облесения, закладки насаждений и лесовозобновления с целью сохранения или восстановления экологического равновесия и расширения вклада лесов в удовлетворение потребностей человека и обеспечение его благосостояния;
  2. разработка и осуществление по мере необходимости национальных программ действий в области лесного хозяйства и/или планов в области рационального использования, сохранения и устойчивого развития лесных ресурсов. Такие программы и/или планы следует увязывать с другими мероприятиями в области землепользования. В этой связи следует отметить, что в настоящее время более 80 стран осуществляют при поддержке международного сообщества национальные программы действий в области лесного хозяйства и/или плана в рамках Программы действий в области тропического лесоводства;
  3. обеспечение рационального использования и, по мере необходимости, сохранения существующих и новых лесных ресурсов;
  4. сохранение и повышение роли лесных ресурсов в таких областях, как экология, биология, климатология, социально-культурное и экономическое развитие;
  5. облегчение и поддержка эффективного осуществления положений принятого Конференцией Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию авторитетного заявления о принципах, которые не являются юридически обязательными, для достижения глобального консенсуса в области рационального использования, сохранения и устойчивого развития всех видов лесов, и на основе осуществления этих принципов рассмотрение необходимости и возможности разработки всех видов согласованных на международном уровне соответствующих соглашений, направленных на поощрение международного сотрудничества в области рационального использования, сохранения и устойчивого развития всех типов лесов, включая лесовосстановление, облесение и лесовозобновление.

Деятельность

а) Деятельность в области управления

11.13. Правительствам в рамках долгосрочной политики по сохранению и рациональному использованию лесов следует признать важное значение классификации лесов на различные их виды и создать устойчивые механизмы в каждом регионе/водоразделе с целью обеспечения охраны лесов. Правительствам при участии частного сектора, неправительственных организаций, местных общинных групп, коренного населения, местных органов управления и широкой общественности следует принимать меры по увеличению и расширению существующего растительного покрова в районах, где это приемлемо с экологической, социальной и экономической точек зрения, посредством технического сотрудничества и других форм поддержки. К числу основных видов деятельности относятся:

  1. обеспечение устойчивого освоения всех лесных экосистем и лесонасаждений путем улучшения соответствующих механизмов планирования и управления и своевременного осуществления лесокультурных операций, включая проведение таксации и соответствующих исследований, а также восстановление подвергшихся деградации естественных лесов с целью восстановления их продуктивности и экологических функций с уделением особого внимания потребностям человека в области экономического развития и экологии, развития энергетики на базе древесины, развития агролесного хозяйства, недревесной продукции леса и услуг, охраны водоразделов и почв, рационального использования ресурсов дикой природы и генетических ресурсов леса;
  2. создание, расширение и управление, в соответствии с потребностями на национальном уровне, системами охраняемых территорий, что включает системы природоохранных механизмов с целью сохранения их экологических, социальных и духовных функций и ценностей, включая сохранение лесов в репрезентативных экологических системах и ландшафтах, первичных старых лесов, сохранение и рациональное использование ресурсов дикой природы, определение, по мере необходимости, объектов, являющихся частью мирового наследия в соответствии с Конвенцией о мировом наследии, сохранение генетических ресурсов, включая осуществление мер in situ и ex situ, и проведение вспомогательных мероприятий для обеспечения устойчивого использования биологических ресурсов и сохранения биологического разнообразия и традиционных лесных мест проживания коренного населения, жителей лесных районов и местных общин;
  3. осуществление и поощрение мероприятий по рациональному использованию буферных и переходных зон;
  4. проведение мероприятий по закладке насаждений в соответствующих горных районах, в гористой местности, на пустошах, на подвергшихся деградации сельскохозяйственных землях, на засушливых и полузасушливых землях и в прибрежных районах в целях борьбы с опустыниванием и предотвращения эрозии, а также для осуществления других защитных функций и национальных программ по восстановлению подвергшихся деградации земель, включая общинное и общественное лесоводство, агролесомелиорацию и лесопастбищное хозяйство, учитывая при этом роль лесов как накопителей и поглотителей углерода в национальном масштабе;
  5. расширение площади закладки лесонасаждений промышленного и непромышленного назначения с целью оказания поддержки и стимулирования национальных программ в области экологически безопасного облесения и лесовосстановления/лесовозобновления в пригодных для этого районах, включая улучшение состояния существующих лесонасаждений промышленного, непромышленного и коммерческого назначения, для увеличения их вклада в удовлетворение потребностей человека и компенсацию давления на первичные/старые леса. Необходимо принять меры по стимулированию и обеспечению выхода древесины при рубках промежуточного пользования и повышению коэффициента выхода древесины на единицу капиталовложений в лесонасаждения посредством дополнительных посадок и посадок под пологом леса ценных культур;
  6. разработка/укрепление национального и/или генерального плана лесопосадок в качестве первоочередной задачи с указанием, в частности, месторасположения, масштабов и пород и района существующих посадок, требующих восстановления, принимая во внимание экономические аспекты, для разработки мероприятий по закладке лесонасаждений в будущем с упором на местные породы;
  7. расширение мероприятий по охране лесов от загрязнителей, пожаров, нашествий насекомых-вредителей и заболеваний и других антропогенных факторов, таких, как браконьерство, беспорядочное лесопользование и сменная обработка земель, неконтролируемое внедрение экзотических видов растений и животных, а также развитие и ускорение исследований с целью лучшего понимания проблем, связанных с рациональным использованием и восстановлением всех видов лесов. Укрепление и/или организация соответствующих мер по оценке или пресечению трансграничной перевозки растений и соответствующих материалов;
  8. стимулирование развития городского лесного хозяйства в целях озеленения городских и пригородных районов и сельских населенных пунктов для организации отдыха, а также в производственных и эстетических целях и для защиты насаждений и рощ;
  9. создание или улучшение условий для участия всех слоев населения, включая молодежь, женщин, коренное население и местные общины, в процесс разработки, планирования и осуществления программ и других мероприятий, связанных с лесным хозяйством, с должным учетом местных потребностей и культурных ценностей;
  10. ограничение и принятие мер по приостановлению мероприятий по деструктивной сменной обработке земель путем изучения лежащих в ее основе социальных и экологических причин.

b) Данные и информация

11.14. Мероприятия в области управления должны включать меры по сбору, обобщению и анализу данных/информации, включая проведение базовых обследований. Ниже приводятся некоторые из конкретных мероприятий:

  1. проведение обследований и разработка и осуществление планов землепользования с целью реализации соответствующих мероприятий по озеленению/ закладке лесонасаждений/облесению/лесовосстановлению/лесовозобновлению;
  2. обобщение и обновление данных в области землепользования, таксации лесов и их рационального использования с целью управления и планирования с точки зрения землепользования древесных и недревесных ресурсов, включая информацию о залежной системе земледелия и других факторах, способствующих сведению лесов;
  3. обобщение информации о генетических ресурсах и связанной с ними биотехнологии, включая проведение, при необходимости, обследований и исследований;
  4. проведение обследований и исследований о местном опыте/опыте коренного населения в плане знаний о лесопосадках и лесах и методах их использования с целью улучшения планирования и осуществления мероприятий по рациональному использованию лесов;
  5. сбор и анализ данных исследований о взаимосвязях пород, используемых при закладке лесонасаждений, и лесорастительных условий и оценка потенциального воздействия изменения климата на лесные массивы, а также воздействия лесов на климат, и организация углубленных исследований в области углеродного цикла в привязке к различным видам лесов с целью предоставления научных консультаций и оказания технической поддержки;
  6. установление связей с другими источниками данных/информации, касающихся рационального ведения лесного хозяйства и использования лесов, и расширение доступа к таким данным и информации;
  7. организация и активизация исследований для расширения знаний и углубления понимания проблем и природных механизмов, связанных с рациональным использованием и восстановлением лесов, включая исследования в области фауны и ее взаимодействия с лесопосадками;
  8. обобщение информации о состоянии лесов и о выбросах и загрязнениях, влияющих на лесорастительные условия.

с) Международное и региональное сотрудничество и координация

11.15. Озеленение соответствующих районов является задачей, реализация которой имеет глобальное значение и последствия. Международному и региональному сообществу следует в рамках этой программной области осуществлять техническое сотрудничество и другие виды деятельности. К конкретным мероприятиям международного характера в поддержку деятельности на национальном уровне относятся следующие:

  1. расширение совместных действий в целях сокращения выбросов загрязнителей и трансграничного воздействия, имеющего негативные последствия для состояния деревьев и лесов и сохранения репрезентативных экосистем;
  2. координация региональных и субрегиональных исследований по вопросам поглощения углерода, загрязнения воздуха и другим экологическим вопросам;
  3. регистрация информации/опыта и обмен ими в целях их использования странами, перед которыми стоят аналогичные проблемы и перспективы;
  4. укрепление координации и расширение потенциала и возможностей межправительственных организаций, таких, как ФАО, МОТД, ЮНЕП, ЮНЕСКО, по предоставлению технической помощи в области рационального использования, охраны и устойчивого развития лесных ресурсов, включая поддержку пересмотра Международного соглашения в области тропической древесины 1983 года, который должен состояться в 1992/93 году.

Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

11.16. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 10 млрд. долл. США, включая примерно 3,7 млрд. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Научно-технические средства

11.17. Анализ данных, планирование, проведение исследований, передача/разработка технологий и/или профессиональная подготовка представляют собой составные части мероприятий по этой программе и являются научно- техническими средствами осуществления. Национальным учреждениям следует:

  1. провести технико-экономическое обоснование и оперативное планирование, связанные с основными видами деятельности в области лесных ресурсов;
  2. разрабатывать и применять экологически безопасную технологию в связи с различными перечисленными мероприятиями;
  3. расширить деятельность, касающуюся улучшения генетического фонда и применения биотехнологии, в целях повышения продуктивности и устойчивости к факторам экологического стресса, в том числе, например, выращивание саженцев деревьев, технология обработки семян, создание сетей закупки семян, фондов зародышевой плазмы, методы искусственного разведения и меры по сохранению ресурсов in situ и ex situ.

с) Развитие людских ресурсов

11.18. Важными средствами эффективного осуществления этих мероприятий являются профессиональная подготовка и развитие соответствующих навыков, создание необходимой организационной базы и услуг, обеспечение заинтересованности населения и расширение его информированности. К числу конкретных мероприятий относятся:

  1. организация специализированной профессиональной подготовки по вопросам планирования, управления, охраны окружающей среды, биотехнологии и т.д.;
  2. создание показательных участков, которые могут служить типовыми моделями и использоваться в целях профессиональной подготовки;
  3. поддержка местных организаций, общин, неправительственных организаций, частных землевладельцев, в частности женщин, молодежи, фермеров и коренного населения, земледельцев, применяющих систему сменной обработки, путем ведения агропропаганды и предоставления необходимого материала и профессиональной подготовки.

d) Создание потенциала

11.19. Национальным правительствам, частному сектору, местным организациям/общинам, коренному населению, профсоюзам и неправительственным организациям следует при соответствующей поддержке международных организаций создавать потенциал, необходимый для осуществления указанных мероприятий по программам. Такой потенциал необходимо создавать и укреплять в соответствии с мероприятиями по осуществлению этой программы. Деятельность в этой области подразумевает создание политической и законодательной основы, создание национальной организационной структуры, развитие людских ресурсов, проведение исследований и разработку технологий, развитие инфраструктуры и расширение информированности населения и т.д.

С. Содействие эффективному использованию и проведению оценки в целях определения полной стоимости товаров и услуг, получаемых за счет использования лесов, лесных угодий и лесных массивов
Основа для деятельности

11.20. Огромный потенциал лесов и лесных угодий как одного из основных ресурсов развития пока полностью не изучен. Более эффективное использование лесов может позволить увеличить объем производства товаров и услуг, в частности древесины и "недревесной лесной продукции", и таким образом содействовать созданию новых рабочих мест и доходов, повышению стоимости продукции путем ее обработки и расширению торговли лесной продукцией, увеличению доходов в иностранной валюте и прибыли на инвестированный капитал. Будучи возобновляемыми, лесные ресурсы могут использоваться на устойчивой основе, что соответствует целям охраны природы. При разработке политики лесоводства следует в полной мере учитывать последствия использования одних лесных ресурсов для других. Кроме того, ценность лесов можно повысить путем их экологически безопасного использования, например, в таких целях, как экотуризм и получение на регулярной основе генетических материалов. Необходимо принятие согласованных мер в целях обеспечения более глубокого понимания населением значения лесов и тех благ, которые можно получить в результате их использования. Сохранение лесов и их дальнейший вклад в обеспечение благосостояния человечества в значительной степени зависят от успешного осуществления этой деятельности.

Цели

11.21. Цели настоящей программной области заключаются в следующем:

  1. содействие признанию социально-экономического и экологического значения деревьев, лесов и лесных угодий, в том числе последствий ущерба, вызываемого отсутствием лесов; содействие разработке методологии в целях включения ценности деревьев, лесов и лесных угодий с социально-экономической и экологической точек зрения в системы национального экономического учета; обеспечение их рационального использования в соответствии с целями землепользования, экологическими соображениями и потребностями в области развития;
  2. содействие эффективному, рациональному и устойчивому использованию всех видов лесов и растительного покрова, в том числе других соответствующих земель и лесных ресурсов, путем развития эффективной лесоперерабатывающей промышленности, обеспечивающей повышение стоимости вторичной обработки и торговли лесной продукцией на основе рационального использования лесных ресурсов и в соответствии с планами, учитывающими стоимость всей древесины и недревесной лесной продукцией;
  3. содействие более эффективному и рациональному использованию лесов и деревьев в качестве топлива и источника энергии;
  4. содействие более комплексному использованию и повышению экономической отдачи от лесных массивов в экономических целях путем включения экотуризма в число видов рационального использования и планирования в области лесных ресурсов.

Деятельность

а) Деятельность в области управления

11.22. Правительствам, когда это целесообразно, при поддержке частного сектора, научных учреждений, неправительственных организаций, кооперативов и предпринимателей следует осуществить следующие мероприятия, которые необходимо должным образом координировать на национальном уровне и проводить при технической и финансовой поддержке со стороны международных организаций:

  1. проведение подробных исследований в области капиталовложений, согласование спроса и предложения и анализ воздействия на окружающую среду в целях рационализации и повышения эффективности использования деревьев и лесов и разработки и внедрения соответствующих систем стимулирования и регламентирующих мер, в том числе в области землевладения, для создания благоприятных условий для капиталовложений и содействия более эффективному управлению;
  2. разработка научно обоснованных критериев и руководящих указаний в области рационального использования, сохранения и обеспечения устойчивого освоения всех видов лесов;
  3. совершенствование экологически безопасных методов и практики лесозаготовки, которые были бы приемлемыми с экологической точки зрения и экономически эффективными, включая планирование и управление, более эффективное использование оборудования, хранение и транспортировку, с целью сокращения объема отходов и по возможности их максимального использования и повышения ценности как древесины, так и недревесной лесной продукции;
  4. содействие более эффективному использованию и освоению природных лесов и лесных массивов, включая лесонасаждения, путем проведения, по мере возможности, соответствующих экологически обоснованных и экономически эффективных мероприятий, в том числе практики лесоводства и рационального использования других видов растений и животных;
  5. поощрение и поддержка дальнейшей обработки лесной продукции в целях увеличения остаточной стоимости и получения других выгод;
  6. продвижение/реклама недревесной лесной продукции и других форм лесных ресурсов помимо топливной древесины (например, лечебные растения, красители, волокна, камедь, смола, кормовые растения, ремесленные поделки, изделия из ротанга, бамбука) путем проведения программ и мероприятий по общественному лесоводству/привлечению широких слоев населения к этой деятельности, включая проведение исследований в области их переработки и использования;
  7. развитие, расширение и/или повышение эффективности работы предприятий лесоперерабатывающей промышленности, выпускающих как древесную, так и недревесную продукцию, включая такие аспекты, как внедрение эффективной технологии обработки и повышение эффективности рационального использования отходов, образующихся при лесозаготовке и обработке; стимулирование использования менее известных пород, произрастающих в естественных лесах, путем проведения исследований и рекламно-демонстрационной деятельности; содействие развитию обеспечивающей повышение стоимости товаров вторичной обработки с целью увеличения занятости, доходов и нераспределенной прибыли; и содействие развитию/расширению рынков лесных товаров и торговли ими через посредство соответствующих учреждений, разработки политики и создания условий;
  8. оказание помощи и содействия в деле рационального использования диких животных, включая их разведение, а также развитие экотуризма и поддержка и поощрение практики искусственного разведения диких видов животных в целях увеличения доходов и занятости в сельских районах, получения социально- экономических выгод без ущерба для окружающей среды;
  9. содействие развитию соответствующих мелких лесохозяйственных предприятий для обеспечения развития сельских районов и местного предпринимательства;
  10. совершенствование и поощрение применения методологий проведения комплексной оценки, позволяющей определить полную стоимость лесов, с тем чтобы учесть эту стоимость в рыночной структуре ценообразования в том, что касается древесной и недревесной продукции;
  11. согласование политики в области рационального освоения лесов с национальными потребностями в области развития и политикой в области торговли в целях обеспечения экологически обоснованного использования лесных ресурсов на основе, например, руководящих указаний МОТД в отношении рационального использования тропических лесов;
  12. разработка, принятие и укрепление национальных программ учета экономической и неэкономической ценности лесов.

b) Данные и информация

11.23. Для достижения целей и осуществления мероприятий в области управления необходимо проводить анализ данных и информации, исследования осуществимости этих мероприятий, обследования рынков и обзор технической информации. К числу некоторых из этих мероприятий относятся:

  1. проведение анализа предложения и спроса в области лесных товаров и услуг с целью обеспечения по мере необходимости их эффективного использования;
  2. проведение анализа в области капиталовложений и оценки целесообразности их осуществления, включая оценку воздействия на окружающую среду, в целях создания предприятий лесоперерабатывающей промышленности;
  3. исследование менее известных в настоящее время пород для содействия их использованию в коммерческих целях;
  4. поддержка проведения обследований рынков лесной продукции в целях содействия развитию торговли и получению коммерческой информации;
  5. содействие предоставлению соответствующей технической информации в качестве меры, обеспечивающей повышение эффективности использования лесных ресурсов.

с) Международное и региональное сотрудничество и координация

11.24. Сотрудничество и помощь международных организаций и международного сообщества в таких областях, как передача технологии, специализация, создание благоприятных условий для развития торговли и отказ от применения односторонних ограничений и/или запретов на лесную продукцию вопреки соглашениям в рамках ГАТТ и другим многосторонним торговым соглашениям, применение надлежащих рыночных механизмов и стимулов будут содействовать решению глобальных экологических проблем. Еще одним конкретным видом деятельности является совершенствование координации и повышение эффективности деятельности существующих международных организаций, и в частности ФАО, ЮНИДО, ЮНЕСКО, ЮНЕП, МТЦ/ЮНКТАД/ГАТТ, МОТД и МОТ, по предоставлению технической помощи и руководству мероприятиями в рамках этой программной области.

Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

11.25. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 18 млрд. долл. США, включая примерно 880 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Научно-технические средства

11.26. Деятельность в рамках этой программы предполагает проведение крупных исследовательских мероприятий, а также совершенствование технологии. Национальным правительствам в сотрудничестве с соответствующими международными организациями и учреждениями и при их поддержке следует координировать эту деятельность. К числу некоторых конкретных элементов относятся:

  1. изучение свойств древесной и недревесной продукции и видов ее использования с целью содействия повышению эффективности ее применения;
  2. разработка и применение экологически обоснованной и малоотходной технологии использования лесных ресурсов;
  3. разработка моделей и методов перспективного анализа и планирования развития;
  4. проведение научных исследований в области разработки и использования недревесной лесной продукции;
  5. разрботка соответствующих методологий и проведение комплексной таксации лесов.

с) Развитие людских ресурсов

11.27. Успех и эффективность этой программной области зависят от наличия квалифицированных кадров. В этой связи важным фактором является организация специализированной профессиональной подготовки. Особое внимание следует уделять привлечению женщин. Меры по развитию людских ресурсов, которые необходимо осуществить для реализации этой программы как с количественной, так и с качественной точки зрения, должны включать:

  1. разработку необходимой специализированной профессиональной подготовки для осуществления этой программы, включая создание специальных учебных объектов на всех уровнях;
  2. введение/укрепление курсов профессиональной переподготовки, включая предоставление стипендий и организацию ознакомительных поездок, в целях повышения квалификации, расширения технических знаний и повышения производительности труда;
  3. укрепление потенциала для проведения исследований, планирования, экономического анализа, периодического обзора и оценки с целью повышения эффективности использования лесных ресурсов;
  4. содействие повышению эффективности и укрепление потенциала частного и кооперативного секторов путем предоставления им соответствующих технических средств и стимулов.

d) Создание потенциала

11.28. Мероприятия по осуществлению этой программы предусматривают создание потенциала, в том числе укрепление имеющегося потенциала. Важными элементами мероприятий по созданию потенциала являются меры по повышению эффективности управления, политики и планов, национальных учреждений, людских ресурсов, научно- исследовательской деятельности, разработки технологии, а также периодических обзоров и оценки.

D. Создание и/или укрепление потенциала в области планирования, оценки и систематического обзора соответствующих программ, прогресса, мероприятий, включая коммерческую торговлю, и процессов, связанных с лесными ресурсами
Основа для деятельности

11.29. Оценка и систематический обзор являются важными компонентами долгосрочного планирования в целях проведения оценки количественных и качественных аспектов воздействия и устранения существующих недостатков. Однако в рамках мероприятий по рациональному использованию, сохранению и освоению лесных ресурсов этому механизму зачастую не уделяется должного внимания. Во многих случаях отсутствует даже базовая информация, касающаяся площади и вида лесов, имеющегося потенциала и фактического объема лесозаготовок и т.д. Во многих развивающихся странах отсутствуют структуры и механизмы, необходимые для осуществления этих функций. Для обеспечения более глубокого понимания роли и значения лесов и составления реалистичных планов осуществления эффективной деятельности по сохранению лесных ресурсов и их рациональному использованию, восстановлению и устойчивому освоению в незамедлительном порядке необходимо принять меры по исправлению существующего положения.

Цели

11.30. Цели настоящей программной области заключаются в следующем:

  1. укрепление или создание систем оценки и систематического обзора состояния лесов и лесных угодий в целях анализа воздействия программ, проектов и мероприятий на качество и объем лесных ресурсов, площадь земель, которые могут использоваться для облесения и системы землевладения, а также использования этих систем в рамках научно-исследовательской деятельности и всестороннего анализа, обеспечивая при этом внесение необходимых изменений и усовершенствований в процесс планирования и принятия решений. Особое внимание необходимо уделить участию сельского населения в этих процессах;
  2. обеспечение экономистов, плановиков, руководителей и местных общин достоверной и полной соответствующей информацией о лесных ресурсах и лесных угодьях.

Деятельность

а) Деятельность в области управления

11.31. Правительствам и учреждениям в случае необходимости в сотрудничестве с соответствующими международными организациями и учреждениями, университетами и неправительственными организациями следует проводить оценку и систематический обзор состояния лесов и соответствующих программ и процессов в целях их постоянного совершенствования. Эту деятельность необходимо увязать с соответствующими мероприятиями в области исследований и управления, опираясь по мере возможности на существующие системы. Необходимо рассмотреть возможность проведения следующих основных мероприятий:

  1. проведение на надлежащем национальном уровне оценки и систематического обзора количественных и качественных показателей и изменений лесного покрова и имеющихся лесных ресурсов, включая классификацию земель, землепользование и новые данные о его состоянии, и увязка этой деятельности по мере необходимости с планированием в целях создания основы для разработки политики и программ;
  2. создание национальных систем оценки и систематического обзора, а также оценки результатов программ и процессов, включая разработку и определение стандартов, норм и методов сравнительного анализа, а также потенциала для осуществления мер по исправлению существующего положения, а также совершенствования процесса разработки и осуществления программ и проектов;
  3. проведение оценки влияния деятельности, затрагивающей развитие лесохозяйственной деятельности, и вынесение предложений по сохранению лесных ресурсов в плане таких ключевых переменных показателей, как цели развития, затраты и выгоды, вклад лесных ресурсов в деятельность в других секторах экономики, благосостояние общин, экологические условия и биологическое разнообразие и их воздействие соответственно на местном, региональном и глобальном уровнях, с целью оценки изменения технических и финансовых потребностей стран;
  4. создание национальных систем оценки и учета лесных ресурсов, включая проведение необходимых исследований и анализа данных, в рамках которого, по мере возможности, учитывались бы все древесные и недревесные лесные товары и услуги, и учет результатов этих исследований в планах и стратегиях, а также, если это целесообразно, в системах национальных счетов и планирования;
  5. установление необходимых связей между различными секторами и программами, включая улучшение доступа к информации с целью содействия применению целостного подхода к планированию и программированию.

b) Данные и информация

11.32. Наличие надежных данных и информации имеет чрезвычайно важное значение для осуществления этой программы. Национальным правительствам, при необходимости, в сотрудничестве с соответствующими международными организациями следует, по мере возможности, обеспечивать постоянное повышение качества данных и информации и обеспечивать обмен ими. Необходимо рассмотреть возможность осуществления следующих основных мероприятий:

  1. сбор и обобщение имеющейся информации и обмен ею, а также подготовка базовой информации по различным соответствующим аспектам этой программы;
  2. согласование методологии осуществления программ, касающихся деятельности в области данных и информации, с целью обеспечения точности и сопоставимости;
  3. проведение специальных обзоров, например, по вопросу об имеющихся и пригодных для облесения землях;
  4. расширение помощи в деле проведения исследований и расширение доступа к результатам этих исследований и совершенствование обмена ими.

с) Международное и региональное сотрудничество и координация

11.33. Международному сообществу следует предоставлять заинтересованным правительствам необходимую техническую и финансовую поддержку в деле осуществления этой программной области, в том числе в рассмотрении следующих вопросов:

  1. разработка концептуальной основы и приемлемых критериев, норм и определений для проведения систематического обзора и оценки лесных ресурсов;
  2. создание и укрепление национальных механизмов институциональной координации для проведения мероприятий в области оценки и систематического обзора лесных ресурсов;
  3. укрепление существующих региональных и глобальных сетей для обмена соответствующей информацией;
  4. укрепление потенциала, расширение возможностей и повышение эффективности таких международных организаций, как Консультативная группа по международным исследованиям в области сельского хозяйства (КГМИСХ), ФАО, МОТД, ЮНЕП, ЮНЕСКО и ЮНИДО, по оказанию технической помощи и осуществлению руководства деятельностью в этой программной области.

Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

11.34. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 750 млн. долл. США, включая примерно 230 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

11.35. Меры по ускорению процесса развития предусматривают осуществление упомянутых выше мероприятий в области управления и данных/информации. Меры по решению глобальных экологических вопросов включают меры, обеспечивающие получение глобальной информации для анализа/оценки/решения экологических вопросов на глобальной основе. Укрепление потенциала международных организаций заключается в расширении штата технических сотрудников ряда международных организаций и укреплении их руководящего звена с целью удовлетворения потребностей стран.

b) Научно-технические средства

11.36. Деятельность в области оценки и систематического обзора включает проведение крупных исследований, статистическое моделирование и разработку новых технологий. Эти мероприятия являются составной частью деятельности в области управления, которая в свою очередь будет содействовать совершенствованию научно- технического компонента процесса проведения оценки и периодического обзора. К числу конкретных научно-технических элементов этой деятельности относятся:

  1. разработка технических, экологических и экономических методов и моделей, касающихся периодического обзора и оценки;
  2. развитие систем данных, обработки данных и статистического моделирования;
  3. дистанционное зондирование и наземная съемка;
  4. развитие географических информационных систем (ГИС);
  5. оценка и совершенствование технологии.

11.37. Эти мероприятия необходимо увязать и согласовать с аналогичными мероприятиями и компонентами других программных областей.

с) Развитие людских ресурсов

11.38. Мероприятия по этой программе предполагают и предусматривают проведение деятельности по развитию людских ресурсов, в частности специализацию (например, использование методов дистанционного зондирования, картирования и статистического моделирования), профессиональную подготовку, передачу технологии, предоставление стипендий и демонстрацию на местах.

d) Создание потенциала

11.39. Национальным правительствам в сотрудничестве с соответствующими международными организациями и учреждениями следует создать необходимый потенциал для осуществления этой программной области. Эти меры необходимо согласовать с деятельностью по созданию потенциала в рамках других программных областей. Меры по созданию потенциала должны охватывать такие аспекты, как политика, государственное управление, национальные учреждения, развитие людских ресурсов и повышение квалификации, создание научно-исследовательского потенциала, разработка технологии, информационные системы, оценка программ, межсекторальная координация и международное сотрудничество.

е) Финансирование международного и регионального сотрудничества

11.40. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 750 млн. долл. США, включая примерно 530 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

Предидущий документ Повестка Дня на XXI век Следующий документ
Ищу друга
[Начало] [Законодательство] [Методические материалы] [Экологические организации] [Образование] [Ссылки] [Мнение народа] [Структура сервера] [Наши координаты]
© EcoLife 2001 [webmaster@ecolife.org.ua]