Экологическое законодательство Российской Федерации |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Об отходах производства и потребления
Принят Государственной Думой 22 мая 1998
года
Одобрен Советом Федерации 10 июня 1998 года
Настоящий Федеральный закон определяет
правовые основы обращения с отходами
производства и потребления в целях
предотвращения вредного воздействия отходов
производства и потребления на здоровье человека
и окружающую природную среду, а также вовлечения
таких отходов в хозяйственный оборот в качестве
дополнительных источников сырья.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются
следующие основные понятия:
- отходы производства и потребления (далее -
отходы) - остатки сырья, материалов,
полуфабрикатов, иных изделий или продуктов,
которые образовались в процессе производства
или потребления, а также товары (продукция),
утратившие свои потребительские свойства;
- опасные отходы - отходы, которые содержат
вредные вещества, обладающие опасными
свойствами (токсичностью, взрывоопасностью,
пожароопасностью, высокой реакционной
способностью) или содержащие возбудителей
инфекционных болезней, либо которые могут
представлять непосредственную или
потенциальную опасность для окружающей
природной среды и здоровья человека
самостоятельно или при вступлении в контакт с
другими веществами;
- обращение с отходами - деятельность, в процессе
которой образуются отходы, а также деятельность
по сбору, использованию, обезвреживанию,
транспортированию, размещению отходов;
- размещение отходов - хранение и захоронение
отходов;
- хранение отходов - содержание отходов в
объектах размещения отходов в целях их
последующего захоронения, обезвреживания или
использования;
- захоронение отходов - изоляция отходов, не
подлежащих дальнейшему использованию, в
специальных хранилищах в целях предотвращения
попадания вредных веществ в окружающую
природную среду;
- использование отходов - применение отходов для
производства товаров (продукции), выполнения
работ, оказания услуг или для получения энергии;
- обезвреживание отходов - обработка отходов, в
том числе сжигание и обеззараживание отходов на
специализированных установках, в целях
предотвращения вредного воздействия отходов на
здоровье человека и окружающую природную среду;
- объект размещения отходов - специально
оборудованное сооружение, предназначенное для
размещения отходов (полигон, шламохранилище,
хвостохранилище, отвал горных пород и другое);
- трансграничное перемещение отходов -
перемещение отходов с территории, находящейся
под юрисдикцией одного государства, на
территорию (через территорию), находящуюся под
юрисдикцией другого государства, или в район, не
находящийся под юрисдикцией какого-либо
государства, при условии, что такое перемещение
отходов затрагивает интересы не менее чем двух
государств;
- лимит на размещение отходов - предельно
допустимое количество отходов конкретного вида,
которые разрешается размещать определенным
способом на установленный срок в объектах
размещения отходов с учетом экологической
обстановки на данной территории;
- норматив образования отходов - установленное
количество отходов конкретного вида при
производстве единицы продукции;
- паспорт опасных отходов - документ,
удостоверяющий принадлежность отходов к отходам
соответствующего вида и класса опасности,
содержащий сведения об их составе;
- вид отходов - совокупность отходов, которые
имеют общие признаки в соответствии с системой
классификации отходов.
Статья 2. Правовое регулирование в
области обращения с отходами
1. Правовое регулирование в области обращения с
отходами осуществляется настоящим Федеральным
законом, другими законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, а также
законами и иными нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации.
2. Отношения в области обращения с
радиоактивными отходами, с выбросами вредных
веществ в атмосферу и со сбросами вредных
веществ в водные объекты регулируются
соответствующим законодательством Российской
Федерации.
Статья 3. Основные принципы
государственной политики в области обращения с
отходами
Основными принципами государственной политики
в области обращения с отходами являются:
- охрана здоровья человека, поддержание или
восстановление благоприятного состояния
окружающей природной среды и сохранение
биологического разнообразия;
- научно обоснованное сочетание экологических и
экономических интересов общества в целях
обеспечения устойчивого развития общества;
- использование новейших научно-технических
достижений в целях реализации малоотходных и
безотходных технологий;
- комплексная переработка материально-сырьевых
ресурсов в целях уменьшения количества отходов;
- использование методов экономического
регулирования деятельности в области обращения
с отходами в целях уменьшения количества отходов
и вовлечения их в хозяйственный оборот;
- доступ в соответствии с законодательством
Российской Федерации к информации в области
обращения с отходами;
- участие в международном сотрудничестве
Российской Федерации в области обращения с
отходами.
Статья 4. Отходы как объект права
собственности
1. Право собственности на отходы принадлежит
собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов,
иных изделий или продуктов, а также товаров
(продукции), в результате использования которых
эти отходы образовались.
2. Право собственности на отходы может быть
приобретено другим лицом на основании договора
купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об
отчуждении отходов.
3. Собственник опасных отходов вправе отчуждать
опасные отходы в собственность другому лицу,
передавать ему, оставаясь собственником, право
владения, пользования или распоряжения опасными
отходами, если у этого лица имеется лицензия на
осуществление деятельности в области обращения
с опасными отходами.
4. В случае, если отходы брошены собственником
или иным образом оставлены им с целью отказаться
от права собственности на них, лицо, в
собственности, во владении либо в пользовании
которого находится земельный участок, водоем или
иной объект, где находятся брошенные отходы,
может обратить их в свою собственность,
приступив к их использованию или совершив иные
действия, свидетельствующие об обращении их в
собственность в соответствии с гражданским
законодательством.
ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С
ОТХОДАМИ
Статья 5. Полномочия Российской
Федерации в области обращения с отходами
К полномочиям Российской Федерации в области
обращения с отходами относятся:
- разработка и принятие федеральных законов и
иных нормативных правовых актов Российской
Федерации в области обращения с отходами;
- проведение в Российской Федерации единой
государственной политики в области обращения с
отходами;
- осуществление надзора за исполнением
законодательства Российской Федерации в области
обращения с отходами;
- организация и осуществление государственного
контроля и надзора за деятельностью в области
обращения с отходами;
- определение компетенции специально
уполномоченных федеральных органов
исполнительной власти в области обращения с
отходами;
- разработка, утверждение и реализация
федеральных целевых программ в области
обращения с отходами;
- лицензирование деятельности в области
обращения с опасными отходами;
- установление государственных стандартов,
правил, нормативов и требований безопасного
обращения с отходами;
- осуществление мер по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера, возникших при
осуществлении обращения с отходами;
- организация государственного учета и
отчетности в области обращения с отходами;
- обеспечение населения информацией в области
обращения с отходами;
- определение порядка ведения государственного
кадастра отходов и организация его ведения;
- обеспечение экономических, социальных и
правовых условий для более полного
использования отходов и уменьшения их
образования;
- осуществление международного сотрудничества
Российской Федерации в области обращения с
отходами;
- осуществление иных предусмотренных
законодательством Российской Федерации
полномочий.
Статья 6. Полномочия субъектов
Российской Федерации в области обращения с
отходами
К полномочиям субъектов Российской Федерации в
области обращения с отходами относятся:
- обеспечение проведения государственной
политики в области обращения с отходами;
- осуществление правового регулирования в
области обращения с отходами в соответствии с
законодательством Российской Федерации и
контроль за осуществлением такого
регулирования;
- проектирование и строительство объектов
размещения отходов, а также объектов
использования и обезвреживания отходов;
- определение органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в области
обращения с отходами и компетенции данных
органов;
- организация и осуществление государственного
контроля и надзора за деятельностью в области
обращения с отходами;
- проведение мероприятий по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера, возникших при
осуществлении обращения с отходами;
- разработка и реализация региональных целевых
программ в области обращения с отходами, участие
в разработке и выполнении федеральных целевых
программ в области обращения с отходами;
- обеспечение экономических, социальных и
правовых условий для более полного
использования отходов и уменьшения их
образования;
- обеспечение населения информацией в области
обращения с отходами;
- участие в ведении государственного кадастра
отходов;
- участие в международном сотрудничестве
Российской Федерации в области обращения с
отходами;
- иные полномочия в области обращения с отходами,
не отнесенные к полномочиям Российской
Федерации в области обращения с отходами.
Статья 7. Специально
уполномоченные федеральные органы
исполнительной власти в области обращения с
отходами
Специально уполномоченными федеральными
органами исполнительной власти в области
обращения с отходами являются федеральные
органы исполнительной власти, на которые в
установленном порядке возложено выполнение
задач и функций государственного управления в
области обращения с отходами.
Статья 8. Полномочия органов
местного самоуправления в области обращения с
отходами
Органы местного самоуправления осуществляют
свою деятельность в области обращения с отходами
в пределах полномочий, предоставленных им
законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской
Федерации.
ГЛАВА III. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С
ОТХОДАМИ
Статья 9. Лицензирование
деятельности по обращению с опасными отходами
1. Деятельность по обращению с опасными
отходами подлежит лицензированию.
Обязательным условием лицензирования
деятельности по обращению с опасными отходами
является соблюдение требований охраны здоровья
человека и охраны окружающей природной среды.
2. Порядок лицензирования деятельности по
обращению с опасными отходами определяет
Правительство Российской Федерации.
Статья 10. Требования к
проектированию, строительству, реконструкции,
консервации и ликвидации предприятий, зданий,
строений, сооружений и иных объектов
1. При проектировании, строительстве,
реконструкции, консервации и ликвидации
предприятий, зданий, строений, сооружений и иных
объектов, в процессе эксплуатации которых
образуются отходы, граждане, которые
осуществляют индивидуальную
предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица (далее -
индивидуальные предприниматели), и юридические
лица обязаны:
- соблюдать экологические, санитарные и иные
требования, установленные законодательством
Российской Федерации в области охраны
окружающей природной среды и здоровья человека;
- иметь техническую и технологическую
документацию об использовании, обезвреживании
образующихся отходов.
2. Строительство, реконструкция, консервация и
ликвидация предприятий, зданий, строений,
сооружений и иных объектов, эксплуатация которых
связана с обращением с отходами, допускаются при
наличии положительного заключения
государственной экологической экспертизы.
3. При проектировании жилых зданий, а также
предприятий, зданий, строений, сооружений и иных
объектов, в процессе эксплуатации которых
образуются отходы, необходимо предусматривать
места (площадки) для сбора таких отходов в
соответствии с установленными правилами,
нормативами и требованиями в области обращения с
отходами.
Статья 11. Требования к
эксплуатации предприятий, зданий, строений,
сооружений и иных объектов
Индивидуальные предприниматели и юридические
лица при эксплуатации предприятий, зданий,
строений, сооружений и иных объектов, связанной с
обращением с отходами, обязаны:
- соблюдать экологические, санитарные и иные
требования, установленные законодательством
Российской Федерации в области охраны
окружающей природной среды и здоровья человека;
- разрабатывать проекты нормативов образования
отходов и лимитов на размещение отходов в целях
уменьшения количества их образования;
- внедрять малоотходные технологии на основе
новейших научно-технических достижений;
- проводить инвентаризацию отходов и объектов их
размещения;
- проводить мониторинг состояния окружающей
природной среды на территориях объектов
размещения отходов;
- предоставлять в установленном порядке
необходимую информацию в области обращения с
отходами;
- соблюдать требования предупреждения аварий,
связанных с обращением с отходами, и принимать
неотложные меры по их ликвидации;
- в случае возникновения или угрозы аварий,
связанных с обращением с отходами, которые
наносят или могут нанести ущерб окружающей
природной среде, здоровью или имуществу
физических лиц либо имуществу юридических лиц,
немедленно информировать об этом специально
уполномоченные федеральные органы
исполнительной власти в области обращения с
отходами, органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления.
Статья 12. Требования к объектам
размещения отходов
1. Создание объектов размещения отходов
допускается на основании разрешений, выданных
специально уполномоченными федеральными
органами исполнительной власти в области
обращения с отходами в соответствии со своей
компетенцией.
2. Определение места строительства объектов
размещения отходов осуществляется на основе
специальных (геологических, гидрологических и
иных) исследований в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации, и при
наличии положительного заключения
государственной экологической экспертизы.
3. На территориях объектов размещения отходов и
в пределах их воздействия на окружающую
природную среду собственники объектов
размещения отходов, а также лица, во владении или
в пользовании которых находятся объекты
размещения отходов, обязаны проводить
мониторинг состояния окружающей природной среды
в порядке, установленном специально
уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти в области обращения с
отходами в соответствии со своей компетенцией.
4. Собственники объектов размещения отходов, а
также лица, во владении или в пользовании которых
находятся объекты размещения отходов, после
окончания эксплуатации данных объектов обязаны
проводить контроль за их состоянием и
воздействием на окружающую природную среду и
работы по восстановлению нарушенных земель в
порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
5. Запрещается захоронение отходов на
территориях городских и других поселений,
лесопарковых, курортных,
лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а
также водоохранных зон, на водосборных площадях
подземных водных объектов, которые используются
в целях питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения. Запрещается захоронение отходов
в местах залегания полезных ископаемых и ведения
горных работ в случаях, если возникает угроза
загрязнения мест залегания полезных ископаемых
и безопасности ведения горных работ.
6. Объекты размещения отходов вносятся в
государственный реестр объектов размещения
отходов. Ведение государственного реестра
объектов размещения отходов осуществляется в
порядке, определенном Правительством Российской
Федерации.
Статья 13. Требования к обращению с
отходами на территориях городских и других
поселений
1. Территории городских и других поселений
подлежат регулярной очистке от отходов в
соответствии с экологическими, санитарными и
иными требованиями.
2. Организацию деятельности в области обращения
с отходами на территориях городских и других
поселений осуществляют органы местного
самоуправления в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
3. Порядок сбора отходов на территориях
городских и других поселений, предусматривающий
их разделение на виды (пищевые отходы, цветные и
черные металлы, текстиль, бумага и другие),
определяется органами местного самоуправления и
должен соответствовать экологическим,
санитарным и иным требованиям в области охраны
окружающей природной среды и здоровья человека.
Статья 14. Требования к обращению с
опасными отходами
1. Опасные отходы в зависимости от степени их
вредного воздействия на окружающую природную
среду и здоровье человека подразделяются на
классы опасности в соответствии с критериями,
установленными специально уполномоченными
федеральными органами исполнительной власти в
области обращения с отходами в соответствии со
своей компетенцией.
2. Индивидуальные предприниматели и
юридические лица, в процессе деятельности
которых образуются опасные отходы, обязаны
подтвердить отнесение данных отходов к
конкретному классу опасности в порядке,
установленном специально уполномоченными
федеральными органами исполнительной власти в
области обращения с отходами.
3. На опасные отходы должен быть составлен
паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на
основании данных о составе и свойствах опасных
отходов, оценки их опасности. Порядок
паспортизации определяет Правительство
Российской Федерации.
4. Деятельность индивидуальных
предпринимателей и юридических лиц, в процессе
которой образуются опасные отходы, может быть
ограничена или запрещена в установленном
законодательством Российской Федерации порядке
при отсутствии технической или иной возможности
обеспечить безопасное для окружающей природной
среды и здоровья человека обращение с опасными
отходами.
Статья 15. Требования к
профессиональной подготовке лиц, допущенных к
обращению с опасными отходами
1. Лица, которые допущены к обращению с опасными
отходами, обязаны иметь профессиональную
подготовку, подтвержденную свидетельствами
(сертификатами) на право работы с опасными
отходами.
2. Ответственность за допуск работников к
работе с опасными отходами несет
соответствующее должностное лицо организации.
Статья 16. Требования к
транспортированию опасных отходов
1. Транспортирование опасных отходов должно
осуществляться при следующих условиях:
- наличие паспорта опасных отходов;
- наличие специально оборудованных и снабженных
специальными знаками транспортных средств;
- соблюдение требований безопасности к
транспортированию опасных отходов на
транспортных средствах;
- наличие документации для транспортирования и
передачи опасных отходов с указанием количества
транспортируемых опасных отходов, цели и места
назначения их транспортирования.
2. Порядок транспортирования опасных отходов на
транспортных средствах, требования к
погрузочно-разгрузочным работам, упаковке,
маркировке опасных отходов и требования к
обеспечению экологической и пожарной
безопасности определяются государственными
стандартами, правилами и нормативами,
разработанными и утвержденными специально
уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти в области обращения с
отходами в соответствии со своей компетенцией.
Статья 17. Трансграничное
перемещение отходов
1. Ввоз отходов на территорию Российской
Федерации в целях их захоронения и
обезвреживания запрещается.
2. Ввоз отходов на территорию Российской
Федерации в целях их использования
осуществляется на основании разрешения,
выданного в установленном порядке.
3. Порядок трансграничного перемещения отходов
устанавливается Правительством Российской
Федерации.
ГЛАВА IV. НОРМИРОВАНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ И
ОТЧЕТНОСТЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 18. Нормирование в области
обращения с отходами
1. В целях обеспечения охраны окружающей
природной среды и здоровья человека, уменьшения
количества отходов применительно к
индивидуальным предпринимателям и юридическим
лицам, осуществляющим деятельность в области
обращения с отходами, устанавливаются нормативы
образования отходов и лимиты на их размещение.
2. Лимиты на размещение отходов устанавливают в
соответствии с нормативами предельно допустимых
вредных воздействий на окружающую природную
среду специально уполномоченные федеральные
органы исполнительной власти в области
обращения с отходами в соответствии со своей
компетенцией.
3. Индивидуальные предприниматели и
юридические лица, осуществляющие деятельность в
области обращения с отходами, разрабатывают
проекты нормативов образования отходов и
лимитов на их размещение.
4. Порядок разработки и утверждения нормативов
образования отходов и лимитов на их размещение
определяет Правительство Российской Федерации.
5. При нарушении нормативов образования отходов
и лимитов на их размещение деятельность
индивидуальных предпринимателей и юридических
лиц в области обращения с отходами может быть
ограничена, приостановлена или прекращена в
порядке, предусмотренном законодательством
Российской Федерации.
Статья 19. Учет и отчетность в
области обращения с отходами
1. Индивидуальные предприниматели и
юридические лица, осуществляющие деятельность в
области обращения с отходами, обязаны вести в
установленном порядке учет образовавшихся,
использованных, обезвреженных, переданных
другим лицам или полученных от других лиц, а
также размещенных отходов. Порядок учета в
области обращения с отходами устанавливают
специально уполномоченные федеральные органы
исполнительной власти в области обращения с
отходами в соответствии со своей компетенцией;
порядок статистического учета в области
обращения с отходами - специально уполномоченный
федеральный орган исполнительной власти в
области статистического учета.
2. Индивидуальные предприниматели и
юридические лица, осуществляющие деятельность в
области обращения с отходами, обязаны
представлять отчетность в порядке и в сроки,
которые определены специально уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти в
области статистического учета по согласованию
со специально уполномоченными федеральными
органами исполнительной власти в области
обращения с отходами в соответствии со своей
компетенцией.
3. Индивидуальные предприниматели и
юридические лица, осуществляющие деятельность в
области обращения с отходами, обеспечивают
хранение материалов учета в течение срока,
определенного специально уполномоченными
федеральными органами исполнительной власти в
области обращения с отходами в соответствии со
своей компетенцией.
Статья 20. Государственный кадастр
отходов
1. Государственный кадастр отходов включает в
себя федеральный классификационный каталог
отходов, государственный реестр объектов
размещения отходов, а также банк данных об
отходах и о технологиях использования и
обезвреживания отходов различных видов.
2. Государственный кадастр отходов ведется по
единой для Российской Федерации системе. Порядок
ведения государственного кадастра отходов
определяется Правительством Российской
Федерации.
ГЛАВА V. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ
ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 21. Основные принципы
экономического регулирования в области
обращения с отходами
Основными принципами экономического
регулирования в области обращения с отходами
являются:
- уменьшение количества отходов и вовлечение их в
хозяйственный оборот;
- платность размещения отходов;
- экономическое стимулирование деятельности в
области обращения с отходами.
Статья 22. Программы в области
обращения с отходами
1. В целях планирования мер по уменьшению
количества отходов, их использованию,
обезвреживанию и размещению с учетом состояния
окружающей природной среды, а также уровня
социально-экономического развития территорий
федеральные органы исполнительной власти и
органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации разрабатывают
соответственно федеральные целевые программы и
региональные целевые программы в области
обращения с отходами.
2. Финансирование программ в области обращения
с отходами осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской
Федерации.
Статья 23. Плата за размещение
отходов
1. Плата за размещение отходов взимается с
индивидуальных предпринимателей и юридических
лиц в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
2. Базовые нормативы платы за размещение
отходов определяет Правительство Российской
Федерации.
3. Дифференцированные ставки платы за
размещение отходов устанавливают с учетом
экологической обстановки на соответствующих
территориях на основании базовых нормативов
платы за размещение отходов в соответствии с
законодательством Российской Федерации органы
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации по согласованию со специально
уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти в области обращения с
отходами в соответствии со своей компетенцией.
Статья 24. Экономическое
стимулирование деятельности в области обращения
с отходами
1. Экономическое стимулирование деятельности в
области обращения с отходами осуществляется
посредством:
- понижения размера платы за размещение отходов
индивидуальным предпринимателям и юридическим
лицам, осуществляющим деятельность, в процессе
которой образуются отходы, при внедрении ими
технологий, обеспечивающих уменьшение
количества отходов;
- применения ускоренной амортизации основных
производственных фондов, связанных с
осуществлением деятельности в области обращения
с отходами.
2. Меры экономического стимулирования
деятельности в области обращения с отходами
осуществляются в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
ГЛАВА VI. КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С
ОТХОДАМИ
Статья 25. Государственный контроль
за деятельностью в области обращения с отходами
1. Государственный контроль за деятельностью в
области обращения с отходами осуществляют
специально уполномоченные федеральные органы
исполнительной власти в области обращения с
отходами в соответствии со своей компетенцией и
органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации.
2. Государственный контроль за деятельностью в
области обращения с отходами включает в себя:
- контроль за выполнением экологических,
санитарных и иных требований в области обращения
с отходами;
- контроль за соблюдением требований к
трансграничному перемещению отходов;
- контроль за соблюдением требований пожарной
безопасности в области обращения с отходами;
- контроль за соблюдением условий осуществления
деятельности по обращению с опасными отходами на
основании соответствующих лицензий;
- контроль за соблюдением требований
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, возникающих при обращении с отходами;
- контроль за соблюдением требований и правил
транспортирования опасных отходов;
- контроль за выполнением мероприятий по
уменьшению количества отходов и вовлечению
отходов в хозяйственный оборот в качестве
дополнительных источников сырья;
- контроль за достоверностью предоставляемой
информации в области обращения с отходами и
отчетности об отходах;
- выявление нарушений законодательства
Российской Федерации в области обращения с
отходами и контроль за принятием мер по
устранению таких нарушений;
- привлечение в установленном порядке виновных
индивидуальных предпринимателей и юридических
лиц к ответственности, применение штрафных
санкций, предъявление исков о возмещении ущерба,
причиненного окружающей природной среде и
здоровью человека в результате нарушения
законодательства Российской Федерации в области
обращения с отходами.
3. Решения органов, осуществляющих
государственный контроль за деятельностью в
области обращения с отходами, могут быть
обжалованы в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Статья 26. Производственный
контроль в области обращения с отходами
1. Юридические лица, осуществляющие
деятельность в области обращения с отходами,
организуют и осуществляют производственный
контроль за соблюдением требований
законодательства Российской Федерации в области
обращения с отходами.
2. Порядок осуществления производственного
контроля в области обращения с отходами
определяют юридические лица, осуществляющие
деятельность в области обращения с отходами, по
согласованию со специально уполномоченными
федеральными органами исполнительной власти в
области обращения с отходами.
Статья 27. Общественный контроль в
области обращения с отходами
Общественный контроль в области обращения с
отходами осуществляют граждане или общественные
объединения в порядке, предусмотренном
законодательством Российской Федерации.
ГЛАВА VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ
ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 28. Виды ответственности за
нарушение законодательства Российской
Федерации в области обращения с отходами
Неисполнение или ненадлежащее исполнение
законодательства Российской Федерации в области
обращения с отходами должностными лицами и
гражданами влечет за собой дисциплинарную,
административную, уголовную или
гражданско-правовую ответственность в
соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Статья 29. Исковые требования об
ограничении, о приостановлении или о прекращении
деятельности лиц, осуществляемой с нарушением
законодательства Российской Федерации в области
обращения с отходами
1. Исковые требования об ограничении, о
приостановлении или о прекращении деятельности
юридических лиц, осуществляемой с нарушением
законодательства Российской Федерации в области
обращения с отходами, рассматриваются судом или
арбитражным судом в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
2. Исковые требования об ограничении, о
приостановлении или о прекращении деятельности
индивидуальных предпринимателей,
осуществляемой с нарушением законодательства
Российской Федерации в области обращения с
отходами, рассматриваются судом.
ГЛАВА VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 30. Вступление настоящего
Федерального закона в силу
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со
дня его официального опубликования.
Статья 31. Приведение нормативных
правовых актов в соответствие с настоящим
Федеральным законом
Нормативные правовые акты Российской
Федерации подлежат приведению в соответствие с
настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации
Б.Ельцин
Москва, Кремль 24 июня 1998 года N 89-ФЗ
Экологическое законодательство Российской Федерации |
|