Общественный экологический Internet-проект EcoLife
[Начало] [Законодательство] [Методические материалы] [Экологические организации] [Образование] [Ссылки] [Мнение народа] [Структура сервера] [Наши координаты]
Образование
Доклад о состоянии природной среды в Ростовской области в 1999 году

20. Экологическое образование

В наше время масштабы человеческой деятельности планетарны, но тем не менее они требуют учета всех региональных условий и их изменений, так как локальные изменения могут иметь глобальные последствия. Неверная оценка местных условий хозяйствования приводит не только к потере природных потенциалов целых регионов, но и к деградации культурного и экономического потенциала.

В связи с этим в науке возрастает интерес к проблеме регионализма в разных областях: географии, экономики, экологии, социологии.

Перед обществом стоит задача регионализации проблем преодоления экологической и природно-ресурсной напряженности. Для решения этой задачи предусматривается принятие комплекса мер в разных областях социальной деятельности. В образовательной области, в частности, это - разработка содержания и методов реализации регионального компонента школьного экологического образования.

Как известно, содержание и процесс школьного образования включает два компонента - федеральный, создающий единое образовательное пространство, и национально-региональный, обеспечивающий индивидуальный характер развития школы. В настоящее время, в связи с планетарными масштабами человеческой деятельности, более чем когда это ни было, становится очевидной необходимость и целесообразность интеграции данных компонентов. В школьной дидактике формируется теория, определяющая взаимозависимость федерального и регионального компонентов образования в едином образовательном процессе.

В образовательной области “экология” федеральный и региональный компоненты совместно способствуют достижению единой цели - становлению экологической культуры школьников. При этом федеральный компонент в первую очередь содействует становлению глобального мышления и ориентирован в большей мере на интеллект учащихся.

Региональный компонент строится на местном специфическом материале и способствует достижению цели преимущественно путем практической экологической деятельности школьников. Экологизация сознания школьников происходит не только в результате овладения знаниями, но и - в большей мере - в практически-ориентированной деятельности по изучению реальной экологической ситуации и при посильном участии в ее улучшении. Теоретическая экологическая подготовка учащихся, получаемая при изучении общей экологии, пусть и важное, но промежуточное звено в решении проблем экологического образования (далее - ЭО). Недостаточность роли регионального компонента в ЭО снижает ценность экологических знаний: “Преподавание экологии по федеральным программам оказывается неизбежно оторванным от реальной экологической ситуации той местности, в которой живут и учатся, а в будущем будут работать школьники. В результате овладение научными знаниями и практическими умениями не учитывает естественной связи учебного содержания с экологической реальностью, не позволяет воспринимать экологические проблемы региона своего проживания как личностно значимые”.

Мы считаем, что присутствие регионального компонента наряду с федеральным в содержании школьного экологического образования позволит повысить эффективность ЭО и будет в полной мере способствовать формированию адекватного насущным проблемам времени экологического мировоззрения и становлению экологической культуры школьников.

Под региональным компонентом в первую очередь понимается эколого-краеведческая работа.

В условиях современного экологического кризиса задачей экологического образования является доведение до сознания учеников необходимости спасения окружающей человека природы: гибель Азовского моря, Дона, пыльные бури, загрязнение воздуха, свалки мусора на улицах. Отсюда следует наиболее краткий путь для достижения задач ЭО - включение в его содержание местного и регионального компонентов. Значит, повышению эффективности экологического образования может способствовать усиление роли и значимости эколого-краеведческой работы.

Формирование экологических убеждений - вторая задача ЭО. Доказано, что наличие у личности высокого уровня экологических знаний не ведет автоматически к выработке экологических убеждений. Формирование экологических убеждений школьников может быть осуществлено только в процессе их собственной деятельности по спасению гибнущих объектов природы, то есть организованной на местном и региональном материале. Экологическая деятельность способствует формированию экологических убеждений, перерастающих в экологическое мировоззрение.

В ходе анкетирования выявлено, что у школьников существует потребность в изучении именно региональных проблем экологии, так как они понимают, что состояние окружающей их среды непосредственно влияет на жизнь и здоровье людей. В донском регионе к таким проблемам относятся проблемы загрязнения Азовского моря, реки Дон, экологические проблемы современного южного города, антропогенное изменение региональных экосистем, проблема ухудшения здоровья населения. Основное назначение школьного экологического краеведения заключается в обогащении учащихся опытом творческого экологически целесообразного взаимодействия с окружающей средой.

Задачами экологического краеведения являются: знакомство учащихся с фактическим состоянием экостстем Ростовской области, с экологическими проблемами края и возможными путями их решения, воспитание бережного и ответственного отношения к природе края.

Отдельной, особо важной задачей является создание у школьников устойчивой мотивации к деятельности, направленной на защиту и сохранение среды обитания.

Ростовская область, южный регион России, в настоящее время характеризуется неблагоприятной (которая в перспективе может стать опасной), экологической ситуацией.

Более 80% территории области подвержено сильному антропогенному воздействию. Ухудшение экологической обстановки связано с наличием в пределах области мощного агропромышленного комплекса, а также интенсивным развитием эрозионных процессов, загрязнением природной среды производственными и бытовыми отходами, радиоактивным загрязнением некоторых районов области, например, Матвеев-Курганского, в результате аварии на Чернобыльской АЭС. В перспективе, если состоится пуск Ростовской АЭС, экологическая ситуация в области может обостриться до чрезвычайно опасной.

Одной из важнейших проблем региона является проблема сохранения главного природного ресурса - чернозема. Область теряет это богатство. В результате развития эрозии, нарушения технологии обработки почв, увеличения масштабов добычи полезных ископаемых происходит нарушение почвенного покрова. Применение в течение длительного времени большого количества ядохимикатов и минеральных удобрений, вынос с полей или сжигание почти всех органических остатков способствует загрязнению почв, увеличению дефицита кальция, падению уровня содержания гумуса. Происходит антропогенная деградация черноземов. В связи с ухудшением качества почвы сокращается вдвое и количественное разнообразие растений различных экосистем области. Большой урон экосистемам Ростовской области нанесло гидротехническое строительство. Помимо Цимлянской плотины построены Николаевский гидроузел, шлюзы на Северском Донце, плотина на реке Миус и другое. Эти сооружения изменили водный режим рек, режим грунтовых вод. Повысились отметки базиса эрозии почв, увеличились масштабы водной эрозии. Колоссальные территории оказались подтопленными.

Все более усиливающееся сельскохозяйственное и промышленное производство способствуют интенсификации процессов, приводящих к изменению и деградации экосистем. Меняется соотношение между неживыми компонентами экосистем и организмами, а само развитие экосистем в ряде случаев протекает по иному. Такое несбалансированное состояние является пагубным для окружающей среды и приводит в некоторых случаях к вырождению экосистем и смене их другими экосистемами. В итоге все антропогенные преобразования отрицательно сказываются на здоровье и жизнедеятельности людей. Вот почему необходимо серьезно заниматься изучением экосистем Донского региона и практическим их восстановлением.

Задачей в развитии опыта творческой деятельности является привитие школьникам умения переносить усвоенные знания в новую ситуацию. Это необходимо, потому что, как считают исследователи, “стимулирует познавательную активность..., инициативу и творческую индивидуальность в усвоении знаний, основные черты которой характеризуют самостоятельное комбинирование известных способов действий в решении нестандартной проблемы”.

Формами учебной экологической деятельности на этапе развития опыта творческой деятельности и формирования целостного отношения к экологической деятельности являются комплексные экологические экспедиции школьников, в ходе экспедиции - командные игры, участие в природоохранных мероприятиях.

Причастность к реальному делу заставляет ребят серьезно относиться к работе, вселяет веру в возможность влияния на развитие экологической ситуации в регионе.

На притяжении ряда лет группа школьников Таганрога принимает участие в Ростовской областной экологической экспедиции школьников, организуемой Министерством образования Ростовской области. В разные годы места проведения экспедиции различны, это отражено в их названиях: “Верхний Дон - 95”, “Северский Донец - 96”, “Дон и Цимлянское водохранилище - 97”, “Маныч- 98”, “Дон- 99”.

В период участия в экспедициях школьники побывали во многих районах Ростовской области: Каменском, Шолоховском, Верхне-Донском, Веселовском, Орловском, Пролетарском, Усть-Донецком, Цимлянском. Исследовались различные экосистемы Ростовской области: исследовательские маршруты проходили по местам расположения уникальных памятников природы: Атамановой балки (степь, байрачный лес), Нижне-Кундрюческому заказнику, Авиловым горам (песчаная степь, байрачный лес, разнотравно-ковыльная степь), по руслу реки Дон (острова, пойменный лес). Обследовались также реки, озера, водохранилища области: река Дон, река Северский Донец, река Маныч, река Сал, река Песковатко, озеро Маныч-Гудило, Пролетарское, Веселовское, Цимлянское водохранилища.

Поскольку разные районы области имеют различную антропогенную нагрузку, школьники получают возможность сравнить заповедные, почти неизмененные человеком экосистемы, например Верхне-Донского, Шолоховского района, с экосистемами районов, испытывающими антропогенные нагрузки высокой интенсивности, такими, как экосистемы Каменского, Неклиновского, Веселовского районов.

При изучении экосистем района базирования экспедиции, участники под руководством авторитетных ученых, опытных специалистов-практиков - преподавателей ВУЗов (МГУ, РГУ, РГПУ, сотрудников НИИ “Южгеология”), учителей школ (№№ 2, 21, 27, 36 г. Таганрога, №№ 37, 86, 23, 77, 111 г. Ростов-на-Дону, № 3 г. Матвеев Курган, школы х. Веселый Веселовского района Ростовской области и др) - проводят исследования по целому комплексу научных направлений. В связи с этим в экспедиции практикуется в качестве основной такая форма учебной экологической деятельности: школьники - участники экспедиции - получают ту или иную “специальность”. Традиционные “специальности” школьников в экспедициях: почвоведы, гидрологи-гидрохимики, геоботаники, зоологи (орнитологи, ихтиологи, энтомологи), картографы-фоторепортеры, исследователь атмосферного воздуха.

Работа школьников по этим специальностям на социально-значимых объектах природы области выступает как их личностно-ориентированная деятельность, как условия формирования их экологических знаний и убеждений, позволяет им применить полученные в школе знания в новой ситуации, побуждает к проявлению инициативы и выявляет индивидуальный учебный стиль работы каждого.

Ботаники изучают растительный покров основных биоценозов районов экспедиции, влияние на него различных экологических факторов: качество природных вод, климата и т.д., собирают коллекции растений, лишайников, мхов, грибов. Темы работ учащихся, например, такие: “Растительность меловых отложений и каменистых степей урочища Стоги Верхне-Донского района Ростовской области”, “Видовое разнообразие высших водных и околоводных растений реи Дон в районе ст. Раздорской” и др.

Группа гидрохимиков анализирует химический состав поверхностных и грунтовых вод, определяет вид и величину антропогенных загрязнений природных вод. Темы выполненных работ свидетельствуют о разнонаправленных интересах школьников, например: “Особенности природных вод в районе Западного Маныча”, “Зависимость показания рН и концентрации активного кислорода воды реки Маныч от температуры воды в течение суток”, “Влияние сельскохозяйственной деятельности человека на чистоту природных вод на примере реки Северский Донец”, “Химические исследование природных вод Усть-Донецкого района”, “Эколого-химичечкая характеристика родников в станице Раздорской”.

Энтомологи ведут комплексные исследования состава, численности, эколого-биологических особенностей различных групп наземных членистоногих (насекомых, паукообразных, многоножек, отряд стрекозы, прямокрылые, чешуйчатокрылые, жесткокрылые, булавоусые) в зависимости от качества природных вод и растительности мест обитания; изучают их ландшафтное и биологическое распределение, составляют региональные списки насекомых, в т.ч. краснокнижных, собирают коллекции насекомых, моллюсков и других представителей фауны. Темы выполненных работ: “Влияние характера поверхностных вод Каменск-Шахтинского района на качественное и количественное разнообразие моллюсков и насекомых”, “Изучение комплекса беспозвоночных пресных водоемов Веселовского района”.

Орнитологи изучают орнитофауну, доминирующую в районах экспедиции, видовой состав, динамику численности пространственного размещения, поведения птиц. Результаты исследований отражены в такой, например, работе: “Лимнофильный комплекс птиц юго-восточных районов Ростовской области”.

Почвоведы определяют состав почвенного покрова, изучают физические и химические свойства почв, ее механический состав, углубленность, карбонатность, выцветы солей на поверхности, наличие зоологических участков, солончаки, такыры. Они отбирают пробы почвы из горизонта на глубине 0,2 м, где наблюдается максимальная напряженность геохимических процессов и концентрируется основная масса загрязняющих веществ.

С помощью почвенного бура школьники бурят зондировочные скважины до уровня грунтовых вод 0,5 - 2 метра и отбирают пробы почвы с глубины 30 см, 50 см, 75 см, 100 см, 150 см для изучения процессов миграции загрязняющих веществ с поверхности в нижележащие грунтовые почвы и грунтовые воды. На типовых площадках делаются пробные укосы трав, материал которых высушивается, озоляется и подвергается анализу для определения степени концентрации тяжелых металлов в наземной продукции лугов разных районов Ростовской области.

На всем протяжении маршрутов учащиеся ведут визуальную ландшафтную съемку, уточняя и дополняя полученные карты, нанося на них все замеченные нарушения природоохранительного законодательства.

Программа работы экспедиции включает также знакомство с историей, культурой и традициями района, сбор этнографического материала. В этой работе школьникам охотно помогают сотрудники музеев, например, в Усть-Донецком районе методисты Раздорского музея-заповедника вместе со школьниками собирали материалы по теме: “Песни, пляски, былины казачьего быта”.

Группа работы с общественностью устанавливает информационные стенды в пешеходных зонах, оформляет и вывешивает плакаты, листовки, газеты экологического содержания, проводит социологические опросы населения, работает с прессой, радио, телевидением. Для жителей станиц Казанской и Вешенской группой проведено эколого-этнографическое тетрализованное представление “Мы тоже казаки”, для жителей Каменск-Шахтинска - КВН на экологическую тему “Сезон охоты”.

Полученная в результате работы экспедиции группами школьников с помощью руководителей объективная научная информация о состоянии экосистем Ростовской области и динамике их изменения дала возможность вести мониторинг состояния экосистем области в течение ряда лет. Информация, предоставленная школьниками областному Комитету по охране природы, послужила одним из источников для составления “Государственных докладов” 1995-1997 годов “О состоянии природной среды Ростовской области” и “Эколого-энергетического атласа Ростовской области”. Безусловно, участие в получении таких значимых научных результатов существенно повышает привлекательность эколого-краеведческой работы в глазах подростков.

Оценка выполненной работы может осуществляться по разному, одной из интересных и нетрадиционных форм оценивания результатов являются городские (г. Таганрог) Экологические чтения.

В общем процессе экологического образования школьников Экологические чтения выполняют ряд функций: образовательную, воспитательную, коммуникативную, рефлексивно-оценочную, то есть они имеют комплексный характер.

Экологические чтения проводятся с целью создания возможности для проявления инициативы учителей в области экологического образования, с целью привлечения внимания к талантливой молодежи. Экологические чтения - смотр талантов, устремлений, достижений учителей и учащихся в области экологии. Среди нынешних учителей экологической специальности, профессиональных экологов Ростовской области можно встретить участников городских Экологических чтений разных лет.

Общая концепция городских Экологических чтений, технология проведения, включающая инструментально-дидактическое обеспечение, была разработана нами совместно с членами городского методического совета С.В. Черчаго, Л.А. Косолаповой, С.К. Волковой. Данная концепция и технология реализуется при проведении Экологических чтений в г. Таганроге в течение последних 6 лет (1992-1998 гг.).

Экологические чтения проводятся в рамках "Дней защиты от экологической опасности" и городской экологической недели в виде однодневной общегородской конференции, включающей выступления школьников, конкурсы, игры, диспуты, спектакли на экологические темы.

Для организации Экологических чтений привлекаются педагоги-ученые, представители природоохранных организаций, учителя, которые в ходе организации, подготовки и проведения чтений передают участникам чтений свой опыт и мастерство, знакомят их с наиболее актуальными экологическими проблемами региона.

Включение краеведческого материала в ЭО школьников в ходе проведения Экологических чтений - это способ вовлечения все большего числа учителей и учащихся в научно-исследовательскую экологическую деятельность региональной тематики; поддержка наиболее творческой молодежи, ориентированной на достижения в области экологии; помощь в определении уровня и актуальности выполненных школьниками исследовательских работ и направлений дальнейших исследований; общение с руководителями природоохранных организаций для координации совместных усилий в ходе решения актуальных экологических проблем города и региона.

Экологические чтения в г. Таганроге имеют свои традиции и результаты. Ежегодно в них принимают участие около 200 учеников и учителей города и области. Педагоги школ активно участвуют в организации, в подготовке и проведении чтений, являются тренерами (руководителями) школьников.

Экологические чтения проводятся весной каждого года (март - апрель) на базе школ города. Работа секций организована по разной тематике: “Анализ состояния природных вод”, “Оценка экологического состояния атмосферы”, “Влияние деятельности человека на состояние почв”, “Экология и ботаника”.

Для участия в чтениях школьник представляет заявку и текст исследовательской работы. Проблемы работ определяются в соответствии с программами экологического образования для средней школы. При выполнении исследования можно использовать любые источники информации. При оценке работы учитывается: 1) способность к анализу при рассмотрении проблемы; 2) умение представить понимание проблемы и наличие экологической эрудиции; 3) умение выразить собственное суждение по поводу состояния и решения проблемы и обосновать свою точку зрения. По каждому из критериев один из представителей комиссии оценивает работу ученика баллами. Баллы каждой оценки суммируются и определяется общее количество баллов.

Формы представления работы - по выбору участника: устное сообщение, стендовый доклад с комментариями, видеофильм, выступление агитбригады и т.д. Время представление работы - до пяти минут, ответы на вопросы предполагают предоставление дополнительного времени.

При защите исследования оценивается: 1) умение автора обосновать значение работы для экологии Ростовской области; 2) понимание автором экологических особенностей Ростовской области и их отражение в работе; 3) системность и полнота авторской разработки темы; 4) умение автора раскрыть особенности проблемы в устном сообщении и ответах на вопросы.

В Экологических чтениях принимают участие наиболее способные и творческие учащиеся. Олимпиады, чтения, конкурсы - это всегда выход за границы повседневной действительности, это представление учащимся возможности творить и создавать, общаться с увлеченными сверстниками и взрослыми, это пребывание личности учащегося в пространстве творчества и его признания. Чтения как бы концентрируют пространство творческой свободы, определяют выбор направления исследовательского поиска, часто способствуют и дальнейшему личностному росту и профессиональному выбору. Чтения - серьезный шаг в оценке собственных возможностей, средство воздействия на основание направленности своей личности.

Работы, представленные на чтения в течение названных 6 лет продемонстрировали понимание школьниками опасности надвигающейся экологической катастрофы, ответственности человека за сложившуюся ситуацию. Одна из участниц Экологических чтений в своей работе сделала следующий вывод: “Природа существовала и может существовать и без человека, и сумеет самостоятельно залечить все раны, которые он нанес ей по своей глупости и жадности. Человек же без здорового окружающего мира обречен на вырождение и гибель”.

Многие учащиеся не только теоретически рассматривают возникновение, развитие определенной экологической проблемы, но и предлагают конкретные меры по решению этой проблемы, выносят на обсуждение участников чтений разработанные ими программы действий. Так, во время проведения Экологических чтений в 1997 году в докладе “О состоянии берега Азовского моря в городской черте Таганрога” группа школьников СШ № 2 Таганрога рассмотрела геологическое строение, историческое прошлое моря и его берегов, представила фотостенд со снимками оползней берега и карту его разрушений. Совместно с присутствующими на чтениях специалистами из Комитета по охране природы и Управления по берегозащите было принято решение о проведении серии городских молодежных субботников по высадке саженцев деревьев и кустарников на склонах Комсомольского спуска, что позволит содержать или предотвратить продолжение разрушения этой части берега. Заметим, что первые два субботника весной 1998 года уже проведены.

Таким образом, обнаруживается желание школьников не только отразить свое понимание экологической проблемы, но и предложить варианты улучшения экологической обстановки города и стремление принять личное участие в работах по ее улучшению, что доказывает высокий уровень сформированности экологического мировоззрения. Участие школьников в реальной экологической деятельности - один из главных критериев эффективности экологического образования.

Желание школьника участвовать в экологическом конкурсе говорит о достаточно высоком уровне его самооценки, свидетельствует о том, что он интересуется проблемами отношения человека с природой, а уровень успешности выступления на конкурсе отражает широту эрудиции и глубину его действительных экологических знаний.

Участие в конкурсах также рассматривается нами как достижение целей творческого самовыражения каждого учащегося позволяет построить процесс обучения экологии как “цель-добывание”, а не только как “цель-движение”. Так координируются общие и индивидуальные цели обучения, создаются общая и личностная стратегии обучения, это помогает ученику создавать индивидуальную программу своего образования.

Вследствие применения в школе эколого-краеведческой работы увеличена степень участия школьников в реальной экологической деятельности, расширена сфера взаимодействия школьников с государственными и общественными природоохранными организациями, что определило повышение социальной и научной значимости исследовательской деятельности учеников. Увеличилось количество школьников, участвующих в экологических конкурсах различного уровня, и повысился уровень успешности их выступлений. Отмечено развитие у учащихся эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, к экологической деятельности, становление гражданственной позиции.

Эколого-краеведческая работа в полной мере способствует обучению применения знаний в новой ситуации, привитию интеллектуальных умений оценивать состояние окружающей среды, свою деятельность по ее сохранению и улучшению.

В процессе эколого-краеведческой работы существенно повышается уровень экологических знаний учащихся, увеличивается интерес к ним, повышается потребность в экологической информации; возрастает потребность школьников к действиям в защиту окружающей среды; на основе возросшего понимания сущности экологических проблем региона происходит положительная переоценка учащимися роли и важности их решения для создания условий безопасности их собственной жизни и жизни близких.

Раздорская средняя школа Усть-Донецкого района входит в содружество детских объединений Дона и является частью районной детской организации "Росинка".

Учитель биологии Сердюков А.Н. работает по проблеме "Экологическое обучение и воспитание в сельской школе". Клуб "Юный эколог" – инициатор экологических экспедиций "Памятники природы", члены клуба – постоянные участники районных слетов экологов, их девиз – "В новый век с природой в ногу". Клуб участвует в "Программе глобального анализа и наблюдений в защиту окружающей среды", изучают природу уникального Донского займища с пойменным лесом и озерами – Раздоры. Экологи стараются вникнуть, приблизиться к тайнам природы. Они изучают экологическое состояние р.Дон, памятники природы, биоценозы экотроп и пешеходных маршрутов. Создали Красную и Черную книги ст.Раздорской, изучают традиции казаков.

Ежегодно в конце мая учащиеся отправляются в экспедицию к урочищу "Лука" в 9 км от станицы Усть-Быстрянская, изучают сообщества Байрачного леса, пойменного луга и степи, отмечают места произрастания редких растений: тюльпана Шренка, ириса низкого редчайшего птицемлечника Буша. Ими найдены красотел пахучий, богомол степной, личинка степной дыбки.

Учащиеся среднего и старшего школьного возраста помогают младшим школьникам и дошкольникам детского сада "Раздорский" познавать азы экологической культуры, включаться в акции "Кормушка", вести простейшие фенологические наблюдения, календари погоды. Они – члены отрядов Голубых и Зеленых патрулей, операции "Чистые родники". Старшие школьники изучают и охраняют памятники природы, выпускают листовки, газеты, участвуют в слетах, выступают с обращением к администрации объединить усилия по сохранению памятников природы, освещают природоохранную работу средствами массовой информации.

Васильево-Шамшевская средняя школа Кагальницкого района

В школе имеется учебно-опытный участок с дендрарием, в нем 120 деревьев 50 видов, участок лекарственных растений и начальных классов, розарий.

Учащиеся школы ведут уход за молодежным парком и парком Боевой славы у обелиска и вечного огня. Здесь аллея выпускников из туи, посажены сосны, рябины, березы.

Подготовлен проект "Природа долины реки Кагальник на территории села Иваново-Шамшево" (автор Карагодина О., 10 кл., руководитель – учитель биологии Шевцова Ю.В.). В нем обобщены десятилетние исследования и наблюдения.

Изучена и показана роль беспозвоночных животных в биоценозах, подсчитана плотность популяции ящерицы прыткой на пастбище и в степи, дано проективное покрытие. Описаны растения 335 видов из 57 семейств, 20 видов редких растений, 3 – краснокнижных. Описан животный мир – 372 вида, из них 129 видов позвоночных, 25 – рыб, 4 вида земноводных, 5 – пресмыкающихся, 68 – птиц, 27 – зверей. Даны рекомендации.

Скородумовская средняя школа Каменского района

В школьном лесничестве 21 школьник (7-11 кл.), руководит им Совет школьного лесничества. За школьным лесничеством, созданным в 1973 г., закреплен участок леса 95 га – 24 квартал, питомник – 17 га, памятники природы – урочище "Хоботок" и "Ольховые колки".

Направления работ – "ЗП" – патрулирование, озеленение всех улиц станицы, устроители зеленого царства, экослужба, зеленая аптека, исследователи, пресс-центр. Ребята ведут уход за сосновым бором (посадки 1975-79 гг.), молодым лесом площадью 156 га, в котором ведется патрулирование.

Юные лесоводы ведут мониторинг баланса вырубки леса, проводят операцию "Овраг", оберегают родник Хрустальный, составлена экокарта, распространяют листовки с призывом охраны природных ресурсов, обращение к администрации, благодарственные письма домовладельцам, ставят мини-спектакли, выпускают стенгазеты. Разработан Экопроект 1-3 кл. "Царство волшебного леса", старшеклассники изучают изменения консортивных связей, условия смены биоценозов.

Неполная средняя школа № 9 г.Донецка является культурным центром микрорайона. Создан школьный зеленый комплекс, история создания которого связана с историческими событиями края и этого места.

Высажено 500 м зеленой изгороди из различных кустарников. Теперь это стена двухметровой высоты, красиво подстрижена. Заложены аллеи из тополей, отдел древесных лекарственных растений – 80 кустов шиповника, крушины ломкой, калины обыкновенной, 100 кустов смородины золотистой, боярышника кроваво-красного, липы крупнолистной, 600 м2 составляют цветники и газоны.

Школьники вместе с учителями, и, прежде всего, биологом Дегтяревой К.Г., стараются менять формы озеленения, всегда содержать комплекс в отличном цветущем состоянии: вместо синерария теперь пионарий, в нем 400 шт.пионов, 1000 тюльпанов, робатки эндемика (касатик низкий, степной, желтый), ириса гибридного, лилейника гибридного, аквилегии, много астр, тагетиса и др.

Рядом – школьный дендропарк. Особый порядок школьники наводят к 23 февраля, 1 и 9 мая, 12 июня. Во дворе школы на месте расстрела красноармейцев – памятник погибшим землякам, покой хранят 12 больших каштанов, ивы вавилонские. Школьники чтят память земляков, а сотни гостей города – ветеранов войны.

Средняя школа № 16 г.Зернограда

Учитель биологии Аникеева Л.Ф. – автор проекта "Экологическая и природоохранная деятельность учащихся сш № 16 г.Зернограда Ростовской области". Школа молодая и современная, ей 3 года. В школе имеется учебный опытный участок, теплица, озеленены фойе школы, учебные кабинеты. В теплицу в первую зиму завезен чернозем, по каталогу "Книга-сервис" закуплены семена, много посадочного материала завезено из г.Сочи. Помощь оказали комитет по охране окружающей среды, лесничество, родители, сотрудники школы.

Создан кружок экологов из 21 учащегося 5-8 классов. Высажено 50 обыкновенных и серебристо-голубых елей, цветы, различные виды деревьев с учетом поглощения пыли и обезвреживания воздуха от микроорганизмов. Растения размещены с учетом отношения их к свету.

В настоящее время в теплице 54 вида цветочных и кустарниковых растений. Особой гордостью является банан, достигший высоты теплицы – место фотографирования фенологов. В теплице есть и зеленый класс, в нем 35 видов комнатных растений, 2 щегла, аквариумы. Экологи изучают влияние стимуляторов роста на рост растений и укоренение, юные цветоводы занимаются по программе комнатного цветоводства. В теплице любят работать все, работают с радостью и грамотно, создавая комфортные условия растениям.

Полная средняя школа № 11 г.Новочеркасска занимается исследовательской работой на тему "Экологическая тропа на пришкольном участке", исполнители – учащиеся 10 класса Сиротина В., Юдина А., Юнингер Юл, руководитель – Чубанова Н.В., консультант – Засоба В.В. Расчетные таблицы, протяженность тропы, оценку выявленных объектов выполнило звено учащихся из 7 человек.

Дан экосистемный анализ школьного учебно-опытного участка, изучен видовой состав, составлена схема "Взаимосвязь компонентов экосистемы", шкала оценки заселения участка растениями, выявлено влияние человека на природные сообщества. Составлена карта-схема участка с неофициальными тропами, изучено загрязнение, составлен график признаков загрязнения (за 3 года). Влияние стоков аэрозольных выбросов завода (школа находится в пригородной котловинной зоне) на суховершинность у деревьев.

Дана характеристика тропы, описание остановок (эмоциональное, поэтическое). Приведен текст листовок и правил поведения в природе, проведено анкетирование "Мое отношение к природе" (на отношение повлияли школьные дисциплины: литература, биология, естествознание, история, физика, ИЗО, факультет по экологии).

Муниципальный Центр дополнительного образования детей "Радуга" г.Волгодонска

Центр "Радуга" – кандидат на статус федеральной экспериментальной площадки, работает по теме "Создание технологии модели ОУ, ориентированного на активную социализацию личности школьников", имеет ряд авторских программ. В 119 детских объединениях "Радуги" 1229 учащихся.

Программы занятий направлены на развитие личности в познавательной и творческой сфере, укрепление здоровья, профсамоопределение, формирование общей культуры.

В Центре "Радуга" имеется клуб юных исследователей, их проекты участвуют в сессиях ДАНЮИ. Практическая природоохранная деятельность осуществляется в создании музея природы на площади 14 га, это – лесные насаждения, сад, дендрарий, Аллея поколений, сквер 200-летия со дня рождения Пушкина, участок степи, цветник.

Лагерь "Зодиак" существует с 1998 года. В нем отдохнуло и поработало 950 человек из соцнезащищенных семей. Эколого-просветительская деятельность – создание экотропы и проведение тематических экскурсий, видеофильмов, выступление в печати, выставки. Проектная деятельность – с сентября 1998 г. воплощается проект "Экологическая школа-музей", 1998-99 уч.годы – экономическая игра "Кругосветка". Разработаны проекты "Эко-эфир", экологический кукольный театр.

В детской городской организации работают направления "Зеленый мир", "Детский орден милосердия", "Росинка" (3 кл.), школа социального успеха, клуб "Мечта", летний полевой эколагерь "Мир игры". Результат – призовые места в областном конкурсе среди учащихся и педагогов. С 1985 г. работает летний экологический практикум в летнем приходящем профильном трудовом лагере "Зодиак". За 14 лет в нем прошли практикум 11200 учащихся.

Создан музей природы и истории на восточном берегу Сухо-Соленовского залива Цимлянского моря. Юные экологи осуществляют экомониторинг школы, микрорайона.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Родничок" г.Волгодонска

Экологическое воспитание интегрировано, основа его – игровые ситуации, изобразительная деятельность, посильный труд и наблюдения в природе, связанные с эмоциональным воспитанием.

В ДОУ прекрасная природообразующая среда: уголки живой природы и живые уголки в группах, площадки природы для прогулок, уголок нетронутой степи – естественный биоценоз, музей природы Донского края с макетом лесостепи с его обитателями на берегу р.Дон, маршруты пешеходных экскурсий со схемами многообразных связей в природе (к берегу Цимлянского моря, к дубравушке), макет Красной книги. В садике свой палисадник, миниогород, уголок уединения у фонтана, где можно послушать журчание воды, насладиться запахом и красотой цветов, поговорить с ними.

Даны принципы планирования работы и экологического воспитания, технология их реализации, приведены схемы, основные тематические блоки. Модель формирования экологического сознания, выработка жизненного стиля "Я – созидатель".

ДОУ "Родничок" имеет связи с МЦДОД "Радуга" и сш № 10 г.Волгодонска. Ежегодно 70 % выпускников "Родничка" становятся первоклассниками этой школы и продолжают занятия в системе непрерывного экологического образования. Начиная с 3 класса в школе введен экологический факультатив.

Детский сад "Золотой ключик" Усть-Донецкого района тесным образом связан со школой раннего эстетического развития и является начальной частью районной детской организации "Росинка". Здесь программы Николаевой С.Н., Рыжовой Н.А., Венгера адаптированы воспитателями, в них включен региональный компонент. Программы интегрированы.

В садике создана эколого-развивающая среда. Здесь в живом уголке (отдельной комнате) содержатся морские свинки, сирийские хомячки, кролики, черепаха, волнистые попугайчики, комнатные растения. На библиотечной полке имеются детские энциклопедии, книжки-раскраски, здесь дети делают книжки-самоделки о животных и растениях.

В лаборатории дети составляют "меню" для обитателей живого уголка, изучают свойства воды, ставя научные опыты (7 занятий). В прилегающем помещении свой музей природы с ландшафтно-этнографической экспозицией, коллекцией камней, ракушек, семян, марок. В лаборатории – бытовая зона, здесь фартучки, совочки, рыхлители, опрыскиватели, ящики с почвой.

В садике осуществлена взаимосвязь исследовательской деятельности со школой раннего эстетического развития, т.е. экологизация разнообразных видов деятельности детей. Например, в подготовительной группе занятие "Что мы знаем о птице" включает оргмомент – упражнение по валеологии. Цель – поддержать радость, бодрость, развивать слуховое внимание (проводится игра "Здравствуй я……Здравствуй мир".

Эколого-воспитательная работа идет в тесной связи с родителями. Для них проводятся занимательные уроки с заданием на лето "Тайны зеленого мира", решением педзадач, игрой "Черный ящик" и др. Воспитатели и родители учат детей жить в природе, не принося ей вреда, оказывая нужную помощь.

ДОУ № 3 "Солнышко" Усть-Донецкого районаработает в единой системе "Экологической и природоохранной деятельности в образовательных учреждениях района". Экологическое воспитание тесно связано со школой раннего эстетического развития Дома творчества детей.

В основе экологического воспитания – программа "Развитие" Детского центра Венгера, цель – развитие умственных способностей личности. Занятия проводят воспитатели и педагоги дополнительного образования.

В ДОУ "Солнышко" создана эколого-развивающая среда – свой участок нетронутой природы, фитоогород, экотропа, комната природы, в основе сюжетные, дидактические игры.

Сценарии праздников, развлечений тесно связаны с наблюдениями в природе, фольклором, народными песнями, создающими радостное настроение. Таковы Праздник птиц с действующими лицами: Весна, Грач, Дети (все артисты, все участвуют, "играют" казачьи песни), развлечение "Ильин день" – дети прощаются с купанием в реке, играют и поют, разгадывают "тайны природы", знакомятся с фольклором и обычаями казаков.

Доклад о состоянии природной среды в Ростовской области в 1999 году
Ищу друга
[Начало] [Законодательство] [Методические материалы] [Экологические организации] [Образование] [Ссылки] [Мнение народа] [Структура сервера] [Наши координаты]
© EcoLife 2001 [webmaster@ecolife.org.ua]