Доклад о состоянии природной среды в Ростовской области в 1999 году |
17. Государственная экологическая
экспертиза, нормирование и лицензирование
В 1999 г. специалисты Госкомэкологии Ростовской
области занимались вопросами организации и
проведения государственной экологической
экспертизы ТЭО и проектов строительства,
реконструкции, расширения, технического
перевооружения предприятий; проектов нормативов
предельно-допустимых выбросов и сбросов, лимитов
образования и размещения отходов; материалов,
обосновывающих получение лицензий в области
охраны окружающей среды, а также на отдельные
виды деятельности согласно Федерального закона
РФ “О лицензировании отдельных видов
деятельности” от 25.09.98г. № 158.
Наряду с организацией и проведением
государственной экологической экспертизы
специалисты Госкомэкологии Ростовской области
принимают участие: в комиссиях по
предварительному согласованию места размещения
объекта; в проверке достоверности
инвентаризаций источников выбросов
загрязняющий веществ в атмосферу, экологических
паспортов; оформлении разрешений на
природопользование; на трансграничные
(транзитные) перемещения опасных отходов,
продукции, содержащей озоноразрушающие и
ядовитые вещества, бывших в употреблении, но не
полностью утративших свои потребительские
свойства автомобильных шин, биологических
коллекций и объектов, их частей и дериватов; в
подготовке ответов по запросам
правоохранительных органов и т.п.
Государственная экологическая экспертиза,
нормирование и лицензирование осуществляются на
основании Закона РСФСР “Об охране окружающей
природной среды” от 19.12.91г. № 2060-1, Федеральных
законов РФ “Об экологической экспертизе” от
25.11.95г. № 174 и “Об отходах производства и
потребления” от 24.6.98г. № 89, “Об охране
атмосферного воздуха” от 04.05.99г. № 96г.,
постановления Правительства РФ от 24.12.94г. № 1418 “О
лицензировании отдельных видов деятельности”,
постановления Правительства РФ от 26.02.96г. № 168
“Об утверждении положения о Лицензировании
отдельных видов деятельности в области охраны
окружающей среды”, постановления Правительства
РФ от 01.07.96г. № 766 “О государственном
регулировании и контроле трансграничных
перевозок опасных грузов”, постановления
Правительства РФ от 16.03.96г. № 278 “О порядке ввоза
в Российскую Федерацию и вывоза из Российской
Федерации наркотических средств,
сильнодействующих и ядовитых веществ”,
постановления Правительства РФ от 03.08.96г. № 930
“Об утверждении номенклатуры наркотических
средств, сильнодействующих и ядовитых веществ,
на которые распространяется порядок ввоза в
Российскую Федерацию и вывоза из Российской
Федерации, утвержденный постановления
Правительства РФ от 16.03.96г. № 278, а также квота на
ввоз (вывоз) наркотических веществ”,
постановления Правительства РФ от 08.05.96г. № 563 “О
регулировании ввоза в Российскую Федерацию и
вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих
веществ и содержащей их продукции”, приказов,
инструктивно-методических писем.
Количество документации,
рассмотренной Госкомэкологии Ростовской
области в 1999г.
Наименование документов |
Всего рассмотрено |
Одобрено |
Отклонено |
1. Материалы, обосновывающие намечаемую
хозяйственную или иную деятельность, в т.ч. |
3599 |
3328 |
271 |
технико-экономические обоснования,
рабочие проекты строительства, реконструкции,
ликвидации народнохозяйственных объектов; |
742 |
647 |
95 |
проекты нормативов предельно-допустимых
выбросов и сбросов загрязняющих веществ, лимитов
образования и размещения отходов; |
607 |
568 |
39 |
материалы по предварительному
согласованию места размещения объектов; |
1608 |
1481 |
127 |
материалы, обосновывающие получение
лицензий в Госкомэкологии Ростовской области на
осуществление деятельности, способной оказать
влияние на окружающую среду. |
180 |
180 |
- |
материалы обосновывающие получение
лицензии в других лицензионных органах |
462 |
452 |
10 |
2. Материалы обоснования получения
разрешений |
2438 |
2388 |
50 |
3. Прочая документация ( запросы, письма,
материалы инвентаризации выбросов загрязняющих
веществ в атмосферу, экологические паспорта,
материалы обоснования деятельности для
получения лицензий в других лицензионных
органах и др.) |
374 |
374 |
- |
ВСЕГО: |
6411 |
6090 |
321 |
Краткая характеристика проведения
госэкоэкспертизы наиболее значимых и крупных
объектов экспертизы.
РП зерноперерабатывающий комплекс в
промзоне “Заречная” г.Ростов-на-Дону.
Заказчик экспертизы – ООО
“Агро-индустриальная корпорация Астон”.
По поручению Управления государственной
экологической экспертизы № 13-3-30/1496 от 12.11.98г.
Разработчик – ОАО институт “Ростовский
ПромстройНИИпроект”.
Стоимость строительства комплекса (в ценах 1998
г.) –34360,4 млн.руб., в том числе
природоохранные мероприятия:
- очистные сооружения дождевых вод –0,9
млн.руб.
- аспирационные системы –12 млн.руб.
- благоустройство и озеленение территории –2,4
млн.руб.
Основные показатели оценки воздействия
объекта на окружающую среду:
- площадь участка –1,9 га;
- намечено строительство очистных сооружений
дождевых вод со степенью очистки сбросов в р.Дон
до ПДК;
- валовый выброс загрязняющих веществ в
атмосферу составляет –9,1 т/год, в т.ч.
зерновой пыли –3,4, что не превысит ПДК на
границе санзоны.
Количество членов экспертной комиссии –7
чел.
Количество привлеченных внештатных экспертов
–3 чел.
Стоимость организации и проведения экспертизы
–5053 руб.,
в т.ч. оплата за работу внештатных экспертов –855
руб.
Сроки проведения экспертизы:
- начало – Приказ № 88 от 25.03.99 г.
- утверждение – Приказ № 138 от 26.04.99 г.
Выводы заключения:
Экспертная комиссия отмечает, что рабочий
проект по объему и содержанию соответствует
требованиям нормативных документов в части
соблюдения природоохранных требований, считает
допустимым предусмотренное в рабочем проекте
воздействие на окружающую природную среду и
одобряет его.
РП “Зерновой комплекс ОАО “Юг Руси”
промзона “Заречная”
г.Ростов-на-Дону. По поручению Управления
государственной экологической экспертизы №
01-13/22 от 30.06.99г.
Заказчик – ОАО “Юг Руси”.
Разработчик – ОАО институт “Ростовский
ПромстройНИИ проект”.
Стоимость объекта –8,2 млн.амер. долларов.
Основные показатели оценки воздействия
объекта на окружающую среду:
Площадь объекта –11,6 га.
Намечено строительство очистных сооружений
производственных сточных вод со степенью
очистки до ПДК городской канализации,
строительство очистных сооружений ливневых
стоков со всей площадки со степенью очистки
сбросов в р.Дон до ПДК.
Валовый выброс загрязняющих веществ в
атмосферу составляет –434 т/год, в т.ч.
зерновой пыли –31,9 т/год, что не превысит ПДК
на границе санзоны.
Количество членов экспертной комиссии –9
чел.
Количество привлеченных внештатных экспертов
–3 чел.
Стоимость организации и проведения экспертизы
–7946 руб.,
в т.ч. оплата за работу внештатных экспертов –1030
руб.
Сроки проведения экспертизы:
- начало – Приказ № 298 от 6.08.99 г.
- утверждение – Приказ № 352 от 31.08.99 г.
Выводы заключения:
Экспертная комиссия государственной
экологической экспертизы отмечает, что:
- проектные материалы разработаны в соответствии
с требованиями экологического законодательства;
- предусмотренная деятельность соответствует
экологическим требованиям, установленным
законодательством РФ в области охраны
окружающей среды;
- намечаемое воздействие на окружающую природную
среду допустимо;
- возможность реализации намечаемой
деятельности обоснована.
Обоснование инвестиций в
строительство системы инженерной защиты от
подтопления г.Новочеркасска, рек бассейна р.Дон
от загрязнения.
Заказчик – Администрация г.Новочеркасска.
Разработчик – Государственный научный центр
РФ НИИ ВОДГЕО – ЗАО “ДАР-ВОДГЕО”, ГНПП
“Прогресс” г.Новочеркасск.
Стоимость (в ценах 1991 г.) –51,1 млн. руб.,
в т.ч. природоохранные мероприятия –51,1
млн.руб.
Основные показатели оценки воздействия
объекта на окружающую среду:
- реконструкция и расширение системы дождевой
канализации;
- строительство дренажа;
- строительство сооружений для очистки дождевых
и дренажного стоков.
Количество членов экспертной комиссии –5
чел.
Количество привлеченных внештатных экспертов
–3 чел.
Стоимость организации и проведения экспертизы
–б/о.
Оплата за работу внештатных экспертов –910
руб.
Сроки проведения экспертизы:
- начало – Приказ № 286 от 30.07.99 г.
- утверждение – Приказ № 334 от 20.08.99 г.
Выводы заключения:
Экспертная комиссия государственной
экологической экспертизы отмечает, что
проектные материалы разработаны в соответствии
с требованиями природоохранного
законодательства, нормативной документации,
намечаемая деятельность соответствует
экологическим требованиям, установленным
законодательством РФ в области охраны
окружающей природной среды.
Экспертная комиссия считает допустимым
предусмотренное в проектных материалах
воздействие на окружающую природную среду и
возможным реализацию намечаемых решений.
Проектные материалы могут служить основой для
разработки последующих стадий проектирования.
Технико-экономическое обоснование
инвестиций в строительстве автодороги Ростов
н/Д-Азов Ростовской области.
Заказчик – Ростовское областное управление
автомобильных дорог.
Разработчик – Северо-Кавказский филиал
“ГипродорНИИ”, институт “ЮжНИИ гипрозем”.
Стоимость – I вариант (1991 г.) –58,7 млн.руб.
II вариант (1991 г.) –40,4 млн.руб.
Основные показатели оценки воздействия
объекта на окружающую среду:
I вариант – трасса проходит по озеру Лебяжьему,
затрагивает пути миграции диких животных и птиц.
Количество членов экспертной комиссии –7
членов.
Количество привлеченных внештатных экспертов
–3 чел.
Стоимость организации и проведения экспертизы
–2469 руб.,
в т.ч. оплата за работу внештатных экспертов –735
руб.
Сроки проведения экспертизы:
- начало – Приказ № 110 от 5.04.99 г.
- утверждение – Приказ № 134 от 19.04.99 г.
Предотвращенный ущерб -
Выводы заключения:
По результатам рассмотрения представленных
материалов экспертная комиссия государственной
экологической экспертизы отмечает, что
размещение дороги по варианту 1 непреемлемо и
считает допустимым принять размещение
автодороги по варианту 2.
ТЭО реконструкции очистки сооружений
канализации г.Ростов н/Д (1-я и 2-я очередь).
Заказчик экспертизы – Департамент
строительства и перспективного развития города
Ростова н/Д.
Разработчик – ГПИ Северо-Кавказский
Гипрокоммунводоканал.
Общая стоимость (1991 г.) –35,1 млн.руб.,
в т.ч. природоохранные мероприятия –35,1
млн.руб.
Основные показатели оценки воздействия
объекта на окружающую среду:
Сброс очищенных до ПДК сточных вод в р.Дон в
объеме 460 тыс.куб.м/сут.
Утилизация осадка.
Количество членов экспертной комиссии –7
чел.
Количество привлеченных внештатных экспертов
–2 чел.
Стоимость организации и проведения
государственной экологической экспертизы –1288
руб.,
в т.ч. оплата за работу внештатных экспертов –560
руб.
Сроки проведения экспертизы:
- начало – Приказ № 288 от 2.08.99 г.
- утверждено заключение - Приказ № 314 от 11.08.99 г.
Выводы заключения:
Экспертная комиссия отмечает, что
представленная проектная документация
соответствует требованиям природоохранного
законодательства, нормативной документации,
содержит укрупненный прогноз допустимости
воздействия на окружающую среду в процессе
строительства и эксплуатации и считает
возможным его одобрить.
ТЭО может служить основой для разработки РП, в
котором должны быть учтены рекомендации
экспертной комиссии. РП необходимо представить
на государственную экологическую экспертизу в
установленном порядке.
Проект технического перевооружения
пивоваренного завода ОАО “Донское пиво” с
восстановлением первоначальной мощности 7,2
млн.дал./год в г.Ростове-на-Дону по ул.Доватора,146.
Заказчик – ОАО “Донское пиво”.
Разработчик – “Пищеагростройпроект”, ООО
“Защита – 2”.
Сметная стоимость строительства (1999г.) –4731
млн.руб.;
в т.ч. природоохранные мероприятия –0.2 млн.
руб.
Основные показатели оценки воздействия
объекта на окружающую среду:
- валовый выброс загрязняющих веществ в
результате техперевооружения составит16,008 т/год.
- общее водопотребление после техперевооружения
–1435,78 куб.м/сут.
- общее количество сточных вод после
техперевооружения –1021,3 куб.м./сут.,
- производственные –958,24 куб.м./сут., в том
числе60317 куб.м./сут. подлежат очистке на
локальных очистных сооружениях;
- бытовые сточные воды –63,06 куб.м./сут.
Количество членов экспертной комиссии –3
чел.
Количество привлеченных внештатных экспертов -
1 чел.
Оплата за проведение экспертизы –1540 руб.
Оплата за выполненную работу внештатному
эксперту240 руб.
Сроки проведения экспертизы:
- начало – Приказ № 33 от 11.02.99 г.
- утверждено заключение – Приказ № 43 от 18.02.99 г.
Выводы заключения:
Экспертная комиссия отмечает, что они
соответствуют требованиям нормативных
документов, содержат материалы, в которых
отражены природоохранные мероприятия,
обоснована экологическая допустимость
намечаемой деятельности и считает возможным
одобрить данный проект.
Рабочий проект капитального ремонта
автозаправочной станции № 65 на 500 заправок в
сутки в г.Ростове н/Д по ул.Портовая, 238/2.
Заказчик – ООО “Вектор – 2000”.
Разработчик – ОАО ПСП “СевкавНИПИагропром”.
Сметная стоимость –139,47 тыс.руб., в т.ч.
природоохранных мероприятий –10,0 тыс.руб.
Основные показатели оценки воздействия
объекта на окружающую среду:
Расход дождевых сточных вод, поступающих на
очистные сооружения составляет –1,97 л/сек.
Количество собранных нефтепродуктов –7,06
кг/год.
Количество осадков очистных сооружений –79,65
кг/год.
Валовый выброс загрязняющих веществ в
атмосферу составит –10.7 т/год.
Количество членов экспертной комиссии -2
чел.
Количество привлеченных внештатных экспертов
–1 чел.
Стоимость организации и проведения
государственной экологической экспертизы –1018 руб.
В т.ч. оплата за работу внештатных экспертов –285
руб.
Сроки проведения экспертизы:
- начало – Приказ № 548 от 29.10.99 г.
- утверждено заключение - Приказ № 623 от 23.11.99 г.
Выводы заключения:
Экспертная комиссия государственной
экологической экспертизы отмечает, что
- проектные материалы разработаны в соответствии
с требованиями экологического законодательства;
- предусмотренная деятельность соответствует
экологическим требованиям, установленным
законодательством РФ в области охраны
окружающей среды;
- намечаемое воздействие на окружающую природную
среду допустимо;
- возможность реализации намечаемой
деятельности обоснована.
Материалы, обосновывающие получение
лицензии на осуществление деятельности по
содержанию и эксплуатации автозаправочной
станции, хранению нефти и продуктов ее
переработки на Каменском участке Тарасовской
головной нефтебазы ОАО “Ростовнефтепродукт”.
Заказчик – Тарасовская нефтебаза ОАО
“Ростовнефтепродукт”.
Разработчик - Тарасовская нефтебаза ОАО
“Ростовнефтепродукт”.
Основные показатели оценки воздействия
объекта на окружающую среду:
Дождевые воды проходят очистку на очистных
сооружениях.
Выброс загрязняющих веществ атмосферу
составляет –28,4 т/год.
Фактические лимиты образования и размещения
отходов не превышают расчетных..
Количество членов экспертной комиссии –3
чел.
Количество привлеченных внештатных экспертов
–1 чел.
Стоимость организации и проведения экспертизы
–1650 руб., в т.ч. за работу внештатного
эксперта –245 руб.
Сроки проведения экспертизы:
- начало – Приказ № 453 от 8.10.99 г.
- утверждено заключение - Приказ № 461 от 11.10.99 г.
Выводы заключения:
Экспертная комиссия государственной
экологической экспертизы считает, что:
- осуществление заявленного вида деятельности по
содержанию и эксплуатации КАЗС-204 Каменского
участка Тарасовской головной нефтебазы в
г.Каменске (п.Заводской) соответствует
экологическим требованиям, установленным
законодательством Российской Федерации в
области охраны окружающей природной среды;
- намечаемое воздействие на окружающую природную
среду допустимо;
- реализация заявленного вида деятельности
обоснована;
- получение лицензии возможно.
Специалистами Госкомэкологии Ростовской
области (лицензионное подразделение)
осуществляется общее руководство, организация и
координация работ по лицензированию, приему и
регистрации документов, их хранение, ведение
делопроизводства, проверка заявителя с анализом
и оценкой представленных материалов и
документов, подготовка на их основании
заключения о соответствии заявленных условий
осуществления деятельности требованиям
законодательства и нормативных документов по
охране окружающей среды, подготовку и
представление материалов для рассмотрения в
Лицензионную комиссию Госкомэкологии
Ростовской области, оформление и выдача
лицензий, формирование нормативной базы по
лицензированию, подготовка годового отчета по
этому виду деятельности.
В 1999 году выдано юридическим лицам и
предпринимателям189 лицензий на следующие
виды деятельности:
Утилизация, складирование, перемещение,
размещение, захоронение, уничтожение
промышленных и иных отходов (кроме
радиоактивных) (код 001) –142лицензии;
Нормирование предельно-допустимых выбросов
(сбросов) (включая радиоактивные) загрязняющих
веществ в окружающую среду, размещение отходов,
допустимых уровней воздействия на окружающую
среду; обоснование лимитов природопользования
(код 006) –18лицензий;
Экологическая паспортизация оборудования,
производств, предприятий, производственных и
природных объектов, территорий (код 008) –6
лицензий;
Эксплуатация средств измерений и контроля
экологических параметров транспортных средств
(011) –18 лицензий;
Утилизация, складирование, перемещение,
размещение, захоронение, уничтожение опасных для
окружающей природной среды материалов и веществ
(кроме радиоактивных) (014) –1 лицензия;
Проведение измерений и анализов в области
экоаналитического контроля (код 021) –4
лицензии.
В отчетном году аннулирована три лицензии на
вид деятельности код 001. Приостановлено действие81
лицензии на вид деятельности код 001.
Перечень лицензий выданных
Госкомэкологии России и зарегистрированных в 1999
году в Госкомэкологии Ростовской области
Вид деятельности 001
1. ДОАО “Гипрогазцентр” Российского ОАО
“Газпром” – 603000, г.Н.Новгород, ГСП-926,
ул.Алексеевская, 26
- лицензия Г 187427 регистрационный номер М 97 0523/008/Л
от 27 января 1998 г.
- лицензия Г 187511 регистрационный номер М 97 0525/020/Л
от 16 марта 1998 г.
2. Предприниматель Яхтенфельд Валерий
Николаевич. Место жительства: 344010,
г.Ростов-на-Дону, ул.Зоологическая, 19, кв.5
- лицензия Г 187993 регистрационный номер М 98/0450/001/Л
от 30 ноября 1998 г.
3. ОАО “Севзапвнипиэнергопром” – 190031,
г.Санкт-Петербург, Вознесенский пр.,26
- лицензия Г 171029 регистрационный номер М 98/0346/020/Л
от 30 ноября 1998 г.
4. ООО “Волгоградтрансгаз” – 400074, г.Волгоград,
ул.Козловская, 73
- лицензия Г 171652 регистрационный номер М 98/0354/006/Л
от 22 февраля 1999 г.
- лицензия Г 171653 регистрационный номер М 98/0353/020/Л
от 30 ноября 1998 г.
5. ООО “Технология и культура” – 346516, г.Шахты,
ул.Азовская, 21-а, кв.77
- лицензия Г 171406 регистрационный номер М 99/0212/001/Л
от 29 апреля 1999 г.
Опыт работы Госкомэкологии Ростовской области
по лицензированию отдельных видов деятельности
и нормированию лимитов образования и временного
размещения отходов показал, что при рассмотрении
материалов и выдаче лицензии возникает ряд
вопросов, решение которых затруднено из-за
недостаточного нормативно-правового
обеспечения. Так, например, неясно каким образом
соотносятся и действуют постановления
Правительства РФ от 26.02.96г. № 168 и от 15.07.99г. № 822
при лицензировании деятельности по обращению с
отходами; какие лицензии должна иметь
организация, принимающая вышедшие из
употребления автомобильные аккумуляторы
(по-нашему мнению, такие аккумуляторы являются
одновременно и отходами, и опасными отходами, и
содержат значительное количество лома цветных
металлов – свинца); какие лицензии должна иметь
организация, имеющая дело с отходами
металлургических производств – шлаками,
содержащими наряду с другими компонентами
значительное количество металлов. (Лицензию на
складирование, перемещение, размещение
промышленных отходов (постановление
Правительства РФ от 26.02.96г. № 168), или лицензию на
заготовку, переработку и реализацию лома цветных
и черных металлов (постановление Правительства
РФ от 15.07.99г. № 822), или обе эти лицензии.
В целях более квалифицированного проведения
госэкспертизы документации, выполнении работ по
нормированию выбросов, сбросов, образование и
размещение отхода, лицензированию отдельных
видов деятельности комитет заинтересован в
оперативном и регулярном получении от
Госкомэкологии РФ информации об издании
нормативно-технической и методической
литературы.
Доклад о состоянии природной среды в Ростовской области в 1999 году |
|