Общественный экологический Internet-проект EcoLife
[Начало] [Законодательство] [Методические материалы] [Экологические организации] [Образование] [Ссылки] [Мнение народа] [Структура сервера] [Наши координаты]
Образование
Доклад о состоянии природной среды в Ростовской области в 1999 году

12. Экологическая обстановка в г.Ростове-на-Дону

12.1. Атмосферный воздух

Состояние атмосферного воздуха в г. Ростове-на-Дону определяется рядом специфических факторов, среди которых: высокая степень концентрации промышленных предприятий, особенно в центральной части города, плотность застройки, обусловленная узкими улицами, насыщенным движением автотранспорта на внутригородских магистралях, недостаточное количество зеленых насаждений, наличие аэропорта в городской черте и довольно засушливый климат с преимущественно северо-восточными и восточными степными ветрами.

Основными загрязнителями воздушного бассейна в городе являются автотранспорт, предприятия теплоэнергетики, машиностроения и стройиндустрии, а также суда воздушного транспорта.

Общее количество загрязняющих веществ, поступивших в атмосферу города в 1998 году, составило: 149150,486 т, в том числе от автотранспорта 139515,0 т, от судов воздушного транспорта 813,00 т, от стационарных источников 8822,486 т.

12.1.1. Стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха

В 1999 году на ряде промышленных предприятий города наблюдалось некоторое оживление темпов производства, что привело к увеличению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников. По сравнению с 1998 годом промышленными предприятиями в атмосферу выброшено на 783,064 т больше загрязняющих веществ.

В 1999 году выбросы в атмосферу от стационарных источников осуществляли 355 предприятий. Однако 46,8% от общего количества выбросов приходится на долю 12 предприятий, выбросивших в 1999 году в атмосферу более 100 т загрязняющих веществ в атмосферу:

МУП “Теплокоммунэнерго” -1027,250 т;

Ростовская ТЭЦ-2 ОАО “Ростовэнерго” -659,022 т;

Ростовтеплосеть филиал ОАО “Ростовэнерго” -422,135 т;

ОАО “Второй кирпичный завод” -401,688 т;

Ростовский электровозоремонтный завод -324,788 т;

ОАО “Ростсельмаш” -317,606 т;

МУП ЖКХ № 1 -216,215 т;

РВПК ОАО “Роствертол” -180,867 т;

ЗАО “ЭМПИЛС” -159,219 т;

ОАО “10-ПЗ” -146,441 т;

ОАО “Комат” -145,320 т;

ЗАО “Рабочий” -129,841т.

Технологическими агрегатами этих предприятий в атмосферу выброшено 28,6% твердых веществ, 48% окиси углерода, 24,8 диоксида серы и 69,4% оксидов азота, 44,6% летучих органических соединений от общего количества загрязняющих веществ, поступивших в атмосферу от стационарных источников всех предприятий города.

По отраслям промышленности выбросы загрязняющих веществ в атмосферу распределяются следующим образом (рис.12.1):

1 – предприятия химической промышленности

2 – предприятия пищевой промышленности

3 – предприятия стройиндустрии

4 – предприятия машиностроительной отрасли

5 – предприятия теплоэнергетики

6 – предприятия прочих отраслей

Рис.12.1 Вклад предприятий различных отраслей промышленности в загрязнение атмосферного воздуха в 1999году.

  • Стационарные источники
  • Автотранспорт
  • Общее количество загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух от стационарных источников, автотранспорта и воздушного транспорта

Рис. 12.1.2. Динамика изменения количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферу

Промышленными предприятиями города в атмосферу выбрасываются загрязняющие вещества более 100 наименований, однако преобладающими являются оксид углерода (46,9%), оксиды азота (22,5%), углеводороды (13,2%).

В таблице 12.1.1 показан вклад предприятий города в загрязнение атмосферного воздуха стационарными источниками в соответствии с административным делением города. При этом следует обратить внимание на то, что часть предприятий имеет несколько промплощадок и выбросы загрязняющих веществ осуществляются в нескольких районах города. В первую очередь, это касается теплоснабжающих организаций: Ростовтеплосеть, МУП “Теплокоммунэнерго”, МУП ЭСК. Учесть перераспределение объёмов выбросов этих предприятий по месту дислокации источников выбросов в настоящее время не представляется возможным. Таким образом, поступление загрязняющих веществ в атмосферу по районам носит несколько условный характер.

В таблице 12.1.2 показан перечень основных предприятий-загрязнителей атмосферного воздуха.

По данным инспекторского контроля на обследованных в 1999 году предприятиях, оснащённость источников выделения загрязняющих веществ в атмосферу установками очистки газа находится на высоком уровне. Из 14235 обследованных неоснащённых источников требуют оснащения установками очистки – 66 (0,46%).

При проверках выявлено 63 установки очистки газа, которые эксплуатировались в неисправном состоянии или работали неэффективно (5,0% от проверенного количества).

Установками очистки улавливается 58,85% выделяющихся при проведении технологических процессов загрязняющих веществ, в том числе 94,58% твердых.

Улавливание газообразных и жидких веществ является дорогостоящим, да и сами методы несовершенны. В связи с этим, всего 6,4% жидких и газообразных веществ улавливается на установках очистки газа (таблица 12.1.1).

С целью снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, под контролем комитета на предприятиях осуществлялись строительство и реконструкция установок очистки газа, организационно-технические мероприятия, техперевооружение производства с заменой морально и физически устаревшего оборудования на более современное и более экологичное. В течение 1999 года на предприятиях города выполнялось более 40 воздухоохранных мероприятий.

Наиболее значительными из них были:

  • ввод в эксплуатацию асфальтобетонной установки фирмы “Виртген” взамен морально устаревших в МП ДРСУ-1;
  • реконструкция установки очистки газа за сушильным барабаном глины в ОАО “2-й кирпичный завод”;
  • ввод в эксплуатацию асфальтобетонной установки фирмы “Вибау” взамен морально устаревших в ЗАО “Спецстрой”;
  • построено 10 газоочистных установок за технологическим оборудованием на приёме сырья и силосными башнями в АИК “Астон”;
  • переведены на газообразное топливо котельные в МУП МТК “Ростовпассажиртранс”, “Кока-Кола Ростов-Ботлерс”, СПФ “Дон-Спарк”;
  • построено 2 циклона за деревообрабатывающими станками в ООО “Эковин”;
  • проведена реконструкция 2-х газоочистных установок за бетоносмесительными установками на РБУ в ОАО “Автомост”;
  • построена “мокрая очистка” за барабанами брикетирования в цехе шихты, рукавного фильтра за деревообрабатывающими станками, гидрофильтра за окрасочными камерами в ОАО “Ростсельмаш”.

В то же время в ОАО “Ростсельмаш” в течение 1999 года не выполнялись работы по объектам, включённым в “Программу действий по охране окружающей среды для Ростовской области на период до 2000 года”.

Всего в 1999 году на строительство и реконструкцию газоочистных установок затрачено 10286 тыс. руб., выполнено 29 мероприятий на 14 предприятиях. При полной загрузке оборудования снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу составит более 1000 тонн в год.

12.1.2. Автотранспорт

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспортных средств в 1999 году составили 139,515 тыс. тонн. Количественную характеристику выбросов по районам представить невозможно ввиду его мобильности. Однако, следует отметить, что в связи с загруженностью автодорог центральной части города, можно предположить, что значительная часть выбросов приходится именно на эту территорию. Приведённые цифры не учитывают выбросы транзитного автотранспорта и иногородних машин, кратковременно пребывающих в городе. По сравнению с 1995 годом выбросы от автотранспорта увеличились на 29,19 тыс. тонн. Увеличение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта связано с ежегодным приростом количества автотранспортных средств, зарегистрированных в городе. Следует отметить, что в последние 2 года наметилась тенденция на снижение прироста автотранспортных средств.

Динамика роста численности автотранспортных средств, зарегистрированных в городе, приведена в таблице 12.1.7, а динамика изменения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспортных средств на рис. 12.1.2. При этом следует отметить, что в приведенных цифрах не учитывается, что часть автотранспортных средств эксплуатируется с превышением нормативов по содержанию загрязняющих веществ в отработавших газах. Для снижения количества автотранспортных средств, не соответствующих требованиям ГОСТ по содержанию загрязняющих веществ в отработавших газах, комитетом проводится постоянная работа. Осуществляется инструментальный контроль автотранспортных средств на соответствие отработавших газов требованиям ГОСТ на автотранспортных предприятиях и автотранспортных цехах предприятий, повышаются требования к оснащенности контрольно-регулировочных пунктов, к профессиональному уровню обслуживающего персонала, осуществляется контроль за работой организаций, получивших лицензии на право проведения работ и услуг по эксплуатации средств измерений и контроля транспортных средств на стационарных постах. Комплекс этих мер привел к снижению количества автомобилей, не соответствующих требованиям ГОСТ по содержанию загрязняющих веществ в отработавших газах. При этом следует отметить, что отсутствие законодательной базы не позволяет осуществлять контроль за соответствием требованиям со стороны индивидуального автотранспорта, доля которого, как видно из таблицы 12.1.7, постоянно растет и в 1999 году составила 87,9%. Приведенные выше мероприятия не способны кардинально решить проблему снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортными средствами. Для решения этого вопроса необходимо объединить усилия комитета с другими контролирующими организациями и администрацией города, а также принять ряд решений по улучшению качества выпускаемых автомобилей на федеральном уровне.

Для решения вопроса по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников на местном уровне, в соответствии с принятыми в 1998 году постановлениями мэра города Ростова-на-Дону:

  • “Об усилении контроля за соблюдением нормативов по содержанию загрязняющих веществ в отработавших газах автобусов, осуществляющих перевозки пассажиров на городских маршрутах”;
  • “Об усилении контроля за качеством реализуемых ГСМ и влиянием работы АЗС на экологическую обстановку в месте ее расположения и в регионе в целом”,
  • комитетом проводилась определённая работа.

В частности, совместно с ГИБДД УВД города и Управлением транспорта администрации города проведены рейды по проверке на соответствие требованиям ГОСТ по содержанию загрязняющих веществ в отработавших газах коммерческих автобусов.

Начата работа по контролю качества реализуемых ГСМ на содержание соединений свинца. Организации, реализующие ГСМ, согласовывают с комитетом объём и сроки контроля и заключают договора с организациями, имеющими лицензии на выполнение аналитического контроля топлива. Результаты контроля представляются в комитет. Также проводятся комплексные проверки соблюдения природоохранительного законодательства АЗС и складов ГСМ.

В 1999 году за счёт средств экологического фонда в МУП МТК “Ростовпассажиртранс” начата работа по проведению испытаний систем нейтрализации отработавших газов автобусов на дизельном топливе. Проведён подбор систем нейтрализации, приобретено оборудование, отработана методика измерений содержания загрязняющих веществ в отработавших газах в процессе эксплуатации автобусов. Окончание и подведение итогов испытаний предполагается во II квартале 2000 года.

12.1.3. Воздушный транспорт

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу определяются количеством взлетно-посадочных циклов, осуществленных воздушными судами, а также типом и количеством двигателей.

В 1999 году в аэропорту г. Ростова-на-Дону воздушными судами АО АК “Донавиа” и ОАО “Аэропорт” выполнен 4431 взлетно-посадочный цикл. При этом выброс загрязняющих веществ в атмосферу составил 813,0 тонн.

В связи с введением с 01.08.97 г. требований экологической безопасности при эксплуатации, ремонте и испытаниях воздушных судов и авиадвигателей, на предприятиях гражданской авиации в 1998 - 1999 годах проведены проверки выполнения указанных требований на Ростовском авиаремонтном заводе № 412, в АО АК “Донавиа” и в ОАО “Аэропорт г. Ростова-на-Дону”.

На предприятиях, эксплуатирующих и ремонтирующих воздушные суда, с учётом требований экологической безопасности, проводится инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, уточняются объёмы выбросов, разрабатываются нормативы предельно допустимых выбросов.

Мониторинг за состоянием атмосферного воздуха в районе аэропорта не проводится, посты наблюдения отсутствуют.

12.1.4. Мониторинг состояния загрязнения атмосферного воздуха

Сеть мониторинга за качеством воздуха в г. Ростове-на-Дону включает 7 постов наблюдения Ростовского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Посты подразделяются на “городские фоновые” - в жилых районах (ПНЗ № 2, № 21, № 54), “промышленные” – вблизи предприятий (ПНЗ № 44, № 52) и “авто” – вблизи автомагистралей или в районах с интенсивным движением автотранспорта (ПНЗ № 29, № 51). Такое деление является условным, так как размещение предприятий в черте городской застройки не позволяет провести четкого районирования. Наблюдениями не охвачены северо-западный и северо-восточный промышленные районы города. В связи с недостаточным уровнем финансирования в отдельные месяцы наблюдения велись на 5-6 ПНЗ.

В течение 1999 года осуществлялся контроль за содержанием в атмосферном воздухе 13 загрязняющих веществ.

Концентрации вредных примесей, характерных для г. Ростова-на-Дону, приведены в таблице 12.1.8.

В таблице 12.1.9 приведены данные об изменении среднего уровня загрязнений атмосферного воздуха в городе. Загрязнение атмосферного воздуха в административных районах города не представлено в связи с недостаточным количеством постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха и их размещением на территории города.

Наиболее загрязненным остается центральный район. На пересечении транспортных автомагистралей (ул. Красноармейская и пр. Буденновский (ПНЗ № 51), пр. Театрального и ул. М. Горького (ПНЗ № 29), на которых в течение всего года отмечались превышения предельно-допустимых концентраций по одному или нескольким загрязняющим веществам.

В течение 1999 года зафиксировано 4 случая выпадения “закисленных” осадков с рН менее 5:

  • 10 января - рН –4,2
  • 7 февраля - рН –4,6
  • 27-28 октября- рН –4,65
  • 28-29 октября - рН –4,8

Таблица 12.1.1. ВКЛАД РАЙОНОВ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ В ВЫБРОС ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ ОТ СТАЦИОНАРНЫХ ИСТОЧНИКОВ В 1999 ГОДУ.

Район Объём отходящих загрязняющих веществ, тонн Объём уловленных загрязняющих веществ, тонн Объём загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферу, тонн Вклад предприятий района в общегородской выброс, % загрязняющие вещества (процент от общего количества) Основные предприятия-загрязнители
Ворошиловский 428,099 140,736 287,363 3,26 углерода оксид –52,8, азота оксиды– 23,5 РВПК ОАО “Роствертол”, 352 завод ЖБИК
Железнодорожный 1209,700 524,458 685,242 7,77 углерода оксид –42,6, азота оксиды– 28,1, твёрдые – 18,6 РЭРЗ, ст. Ростов-Главный, ОАО “Дон-Гипс”
Кировский 2175,751 1834,088 341,663 3,87 углерода оксид – 43,3, ЛОС – 21,1, твёрдые – 15,4 ЗАО РЗЖБК, ЗАО “Тавр”, ЗАО “Спецстрой”
Ленинский 2665,564 1370,213 1295,351 14,68 углерода оксид – 45,1, твёрдые – 15,0 Ростовтеплосеть ОАО “2-й кирпичный завод”
Октябрьский 1293,216 84,745 1208,471 13,70 углерода оксид – 72,5 азота оксиды - 17,4 Теплокоммунэнерго
Первомайский 3602,252 627,89 2974,362 33,71 углерода оксид – 48,3, углеводороды – 35,3 Аэропорт г. Ростов-на-Дону, ОАО “Ростсельмаш”, МУП ЖКХ-1
Пролетарский 729,821 6934,292 595,529 6,75 углерода оксид – 38,8, азота оксиды – 19,3, твёрдые –17,9 ЗАО “Рабочий”, Ростовское МУП ЭСК
Советский 2535,189 1100,684 1434,505 16,26 углерода оксид – 25,5, азота оксиды – 48,6 ТЭЦ-2, ОАО “10-ПЗ”, ОАО “Комат”, завод “Алкид” ЗАО “ЭМПИЛС”

Таблица 12.1.2. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ-ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В Г. РОСТОВЕ-НА-ДОНУ

Предприятия Валовый выброс загрязняющих веществ, тонн/год
1995 1996 1997 1998 1999
Ростовская ТЭЦ-2 2276,427 757,146 619,594 673,510 659,022
АО “Ростсельмаш” 2309,517 1056,675 584,632 382,054 366,083
АО “ЭМПИЛС” 239,963 148,773 108,645 78,653 159,219
МУП “Теплокоммунэнерго” 1098,535 1024,768 983,245 975,737 1027,250
ОАО “2-й кирпичный завод” 375,521 375,521 375,521 375,521 401,688
Ростовтеплосеть 241,977 240,167 233,909 231,010 422,135
РВПК ОАО “Роствертол” 409,263 235,743 145,762 170,871 180,867
РЭРЗ 214,828 210,531 210,531 210,531 324,788
ЗАО “Рабочий” 795,284 469,937 217,431 188,700 129,841
ОАО “10-ПЗ” 45,627 53,194 113,362 148,122 146,441
ОАО “Ростовский комбинат хлебопродуктов” 100,454 192,604 137,660 110,850 97,637

Таблица 12.1.3. ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ, ИХ ОЧИСТКА И УТИЛИЗАЦИЯ, Т/ГОД (Г. РОСТОВ-НА-ДОНУ)

Загрязняющие вещества Отходящие Уловлено, обезврежено Общее количество Изменение количества выбросов (снижение - увеличение +)
Всего Утилизировано Выброшено в атмосферу % уловленных
Всего 21439,592 12617,106 11028,520 8822,486 58,85 +783,064
в т.ч.            
твёрдые 12752,325 12061,401 10978,044 690,924 94,58 -22,182
газообразные и жидкие 8687,267 555,705 50,476 8131,562 6,40 +805,246
из них:            
диоксид серы 190,169 9,990   180,179 5,25 -46,033
оксид углерода 4475,261 333,927   4141,334 7,46 +580,345
оксиды азота 1985,395 0,944   1984,451 0,05 +71,896
углеводороды 1203,815 43,583   1160,232 3,62 +69,698
ЛОС 702,486 159,377 50,450 543,109 22,69 +137,860
прочие 130,141 7,884 0,026 122,257 6,06 -8,520

Таблица 12.1.4. ОБЪЕМ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ ПО Г. РОСТОВУ-НА-ДОНУ ОТ СТАЦИОНАРНЫХ ИСТОЧНИКОВ, тыс. тонн

Город Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по г. Ростову-на-Дону от стационарных источников, тыс. тонн
1995 1996 1997 1998 1999
Ростов-на-Дону 14,670 10,508 8,760 8,039 8,822

Таблица 12.1.5. ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ АВТОТРАНСПОРТОМ, тыс. тонн (по ингредиентам)

Загрязняющее вещество 1995 1996 1997 1998 1999
оксид углерода 84,064 91,633 99,894 105,572 106,128
оксиды азота 11,568 13,265 13,690 14,475 14,744
углеводороды 13,026 14,487 15,125 15,839 16,143
оксиды серы 0,667 0,773 0,837 0,953 0,987
сажа 0,853 1,047 1,190 1,393 1,495
свинец 0,147 0,140 0,031 0,018 0,018

 

Город 1995 1996 1997 1998 1999
Ростов-на-Дону 110,325 121,345 130,827 138,250 139,515

Таблица 12.1.6. ИЗМЕНЕНИЕ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ НА ТЕРРИТОРИИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ

Загрязняющие вещества Выбросы загрязняющих веществ, тыс. тонн
1995 1996 1997 1998 1999
Всего по городу 124,995 131,853 141,353 147,618 149,150
в том числе:          
твердые 2,637 2,444 2,168 1,981 2,204
газообразные и жидкие 122,358 129,409 139,185 145,637 146,946
из них:          
диоксид серы 0,941 1,022 1,118 1,189 1,201
оксид углерода 90,196 96,208 104,618 109,743 110,681
оксиды азота 15,138 15,302 15,669 16,454 16,776
углеводороды 14,234 16,105 17,064 17,715 17,623
летучие органические соединения 1,565 0,604 0,511 0,405 0,543
прочие 0,284 0,168 0,205 0,131 0,122

Таблица 12.1.7. ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ АВТОТРАНСПОРТА, ЗАРЕГИСТРИРОВАННОГО В Г. РОСТОВЕ-НА-ДОНУ И ПРОВЕДЕНИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ГОСТ

Загрязняющие вещества 1995 1996 1997 1998 1999
Зарегистрировано автотранспорта в городе, ед. Всего 158991 174539 188031 198291 199545
личного 127090 144942 160284 172784 175506
организаций, предприятий 31901 29597 27747 25507 24039
Проверено автомобилей инструментальным контролем, шт.* 9716 18202 3966 2267 8034
выявлено автомобилей с нарушением требований ГОСТ:          
единиц 2932 4859 586 379 671
процентов 30,2 26,7 14,8 16,7 8,4

ПРИМЕЧАНИЕ: * - с учетом проверок привлеченными организациями.

Таблица 12.1.8. СОСТОЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ В Г. РОСТОВЕ-НА-ДОНУ В 1999 ГОДУ

Месяц Концентрации вредных примесей, характерных для г. Ростова-на-Дону Повторяемость случаев превышения ПДК в процентах
ПДК
среднемесячные максимально-разовые с указанием постов наблюдения выше 1 ПДК выше 5 ПДК
взвеш. вещ-ва диоксид азота формальдегид пыль диоксид азота формальдегид пыль диоксид азота формальдегид пыль диоксид азота формальдегид
январь 1,5 1,0 2,9 7,0 ПНЗ 29 3,4 ПНЗ 29 <1,0 7,6 8,9 0 0,5 0 0
февраль 1,1 1,1 2,0 1,6 ПНЗ 51 3,2 ПНЗ 51 3,2 ПНЗ 51 2,7 13,9 1,8 0 0 0
март 2,6 1,4 3,0 4,8 ПНЗ 51 2,5 ПНЗ 51 3,5 ПНЗ 55 24,4 24,1 3,1 0 0 0
апрель 2,7 1,3 3,0 10,0 ПНЗ 44 2,6 ПНЗ 51 2,0 ПНЗ 51 22,4 20,5 1,1 1,0 0 0
май 2,2 1,4 5,1 2,6 ПНЗ 29 3,9 ПНЗ 29 1,5 ПНЗ 51 13,6 20,3 12,9 0 0 0
июнь 2,7 1,0 3,7 3,2 ПНЗ 44 2,0 ПНЗ 51 6,0 ПНЗ 51 19.6 11,3 4,0 0 0 0
июль 2,1 1,3 3,0 2,2 ПНЗ 44 5,1 ПНЗ 44 1,3 ПНЗ 52 8,8 21,5 4,2 0 0,3 0
август 1,1 2,1 4,6 3,6 ПНЗ 29 2,7 ПНЗ 51 2,6 ПНЗ 55 16,3 16,7 5,0 0 0 0
сентябрь 2,7 1,3 4,3 6,2 ПНЗ 51 4,9 ПНЗ 51 1,8 ПНЗ 51 18,1 12,0 2,0 0,5 0 0
октябрь 2,4 1,4 4,7 5,0 ПНЗ 29 7,2 ПНЗ 51 1,3 ПНЗ 52 20,2 17,6 3,4 0 1,1 0
ноябрь 2,0 1,4 2,7 3,4 ПНЗ 29 7,3 ПНЗ 51 <1,0 15,2 14,2 0 0 0,5 0
декабрь 1,3 1,4 <1,0 3,4 ПНЗ 29 9,5 ПНЗ 51 1,7 ПНЗ 51 7,5 12,2 0 0 2,2 0

Таблица 12.1.9. ИЗМЕНЕНИЕ СРЕДНЕГО УРОВНЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В ГОРОДЕ РОСТОВА-НА-ДОНУ ЗА ПЕРИОД 1995-1999 Г.Г.

Загрязняющие вещества Среднесуточные ПДК, мг\м3 Средние концентрации, мг\м3
1995 1996 1997 1998 1999
твердые 0,15 0,3 0,219 0,3 0,3  
диоксид серы 0,05 0,006 0,007 0,005 0,005  
растворимые сульфаты - 0,02 0,018 0,02 0,02  
оксид углерода 3,0 2,0 2,266 2,0 3,0  
диоксид азота 0,04 0,04 0,047 0,06 0,07  
оксид азота 0,06 0,11 0,109 0,15 0,18  
сероводород - <0,001 <0,001 0,001 <0,001  
фенол 0,003 0,002 0,002 0,002 0,002  
сажа 0,05 0,04 0,063 0,06 0,07  
твердые фториды 0,03 0,01 0,009 0,01 0,01  
фтористый водород 0,005 0,001 0,002 0,002 0,004  
аммиак 0,04 0,05 0,012 0,02 0,01  
формальдегид 0,003 0,013 0,016 0,008 0,013  

12.2. Водоохранная обстановка

Общий объем воды, забранной в 1999 г. из подземных горизонтов и поверхностных источников, составил 236,350 млн. м3\год, что на 19,59 млн. м3\год больше, чем в 1998 году.

Из общего объема забрано:

  • из поверхностных источников – 236,06 млн. м3\год;
  • из подземных источников – 0,290 млн. м3\год.

Разница между объемом забранной и использованной воды объясняется возрастанием потерь при транспортировке и утечками МП ПО “Водоканал”, которые в 1999 году увеличились на 1,593 млн. м3\год из-за многочисленных порывов на сетях водопровода, обусловленных высоким процентом износа.

В водные объекты г. Ростова-на-Дону в 1999 году сброшено 145,273 млн. м3\год недостаточно очищенных, нормативно очищенных, загрязненных (без очистки) и нормативно чистых (без очистки) сточных вод, в том числе:

  • загрязненных (без очистки) – 26,812 млн. м3\год;
  • недостаточно очищенных – 112,924 млн. м3\год;
  • нормативно-очищенных – 0,016 млн. м3\год;
  • нормативно-чистых (без очистки) – 5,521 млн. м3\год.

Общее отведение сточных вод всех категорий в водные объекты г. Ростова-на-Дону увеличилось по сравнению с 1998 годом с 142,653 млн. м3\год до 145,273 млн. м3\год. Увеличение водоотведения произошло в результате:

  • увеличения объема недостаточно очищенных сточных вод со 104656,0 тыс. м3\год до 112924,2 тыс. м3\год, вызванного:
  • возросшим поступлением сточных вод на очистные сооружения канализации МП ПО “Водоканал”;
  • переводом нормативно очищенных сточных вод, сбрасываемых в р. Темерник после очистных сооружений Второй Ростовской КЭЧ КЭУ СКВО, в недостаточно очищенные;

Указанная мера предпринята в связи с тем, что в 1998 году имели место периодические превышения норм ПДС на сбросе очищенных сточных вод по содержанию фосфатов, в 1999 году эти превышения стали носить постоянный характер, что привело к сбросу в р. Темерник в течение года свыше 5,6 тонн фосфатов с превышением установленного норматива;

  • увеличением на 19,7 тыс. м3\год сбрасываемых ОАО “Ростсельмаш” сточных вод в б. Черикановскую, из-за необходимости снижения возврата очищенной сточной воды в производство для повторного использования;
  • увеличения объёма загрязненных (без очистки) сточных вод с 25891 тыс. м3\год до 26811,87 тыс. м3\год за счет:
  • перевода сточных вод из категории нормативно чистых (без очистки) в категорию загрязнённых (без очистки), сбрасываемых в р. Дон ЗАО “Моррос” и ЗАО “Рабочий” объёмом 1067,0 тыс. м3\год,
  • постановки на учёт 2-х предприятий – ОАО “Гранит” и ФГУП “Алмаз”, в связи с выявлением специфики загрязнения производственного стока в выпуске ливневых сточных вод, категория сточных вод - “загрязнённые (без очистки)”, объём – 13, 67 тыс. м3\год.

По вышеуказанным причинам произошло сокращение объёма нормативно очищенных сточных вод с 1591,0 тыс. м3\год до 16,0 тыс. м3\год и нормативно чистых (без очистки) с 10515,0 тыс. м3\год до 5521,0 тыс. м3\год.

Кроме того, в результате возникновения аварийной ситуации на дюкере, обеспечивающем подачу сточных вод от КНС “Гниловская-1” на очистные сооружения канализации МП ПО “Водоканал” в р. Дон и р. М. Донец, сброшено дополнительно 47,0 тыс. м3 загрязнённых (без очистки) хозбытовых сточных вод.

Одновременно, в целях снижения объёма сброса сточных вод и масс загрязняющих веществ в водные объекты в черте города, выполнен ряд следующих мероприятий:

  • ЗАО “Рабочий” проведена модернизация системы оборотного водоснабжения мыловаренного завода, в результате чего сокращён сброс в р. Дон 50,0 тыс. м3/год нормативно чистых (без очистки) сточных вод;
  • ОАО “Роствертол” в результате переключения технологического оборудования к системе оборотного водоснабжения и сантехнического оборудования к системе хозфекальной канализации, на 4,5 тыс. м3\год сократился сброс в р. Безымянный загрязнённых (без очистки) сточных вод;
  • Ростовтеплосеть ОАО “Ростовэнерго” на 70% выполнены работы по реконструкции тепловой схемы с установкой испарителей мгновенного вскипания центральной котельной, что позволит после завершения всех работ прекратить сброс в р. Дон 50,0 тыс. м3\год загрязнённых (без очистки) сточных вод;
  • для уточнения объёма неочищенных сточных вод, сбрасываемых в р. Темерник через аварийный выпуск с КНС “Северная-1” МП ПО “Водоканал” и проработки вопроса ликвидации сброса путём установки регулирующей ёмкости в данном районе, ОАО институт “Ростовский Водоканалпроект” проведён анализ состояния и изучения гидравлики системы водоотведения на участке от КНС “Северная-1” до ГКНС;
  • на 7,04 тонны снижены массы загрязняющих веществ, сбрасываемых с ливневыми сточными водами в водные объекты, за счёт ввода в эксплуатацию очистных сооружений ливневых вод ООО АИК “Астон” и ООО “Донской кирпич”, в том числе: - в р. Дон на 0,84 тонны, - р. Темерник на 6,2 тонн;
  • предотвращён сброс в р. Дон 350 м3/сут неочищенных сточных вод от 2-х цехов маслоэкстракционного завода ЗАО “Юг Руси”, в результате выноса постановления (№ 2 от 23.06.99 г.) о запрещении ввода в эксплуатацию маслоэкстракционного завода, не обеспеченного, предусмотренными по проекту, очистными сооружениями производственных и ливневых сточных вод.

С 1992 года в Ростове-на-Дону реализуется “Целевая экологическая программа по оздоровлению бассейнов рек Дон и Темерник”, предусматривающая разработку и выполнение в период до 2005 года комплекса работ по поэтапному вводу очистных сооружений канализации и канализационных коллекторов, созданию условий для дальнейшего развития города. Основные из мероприятий вошли в федеральную программу социально-экономического развития Ростовской области.

Принимая во внимание неудовлетворительные темпы реализации указанной программы, комитетом в 1998 году было вынесено постановление “О запрещении строительства и реконструкции объектов в городе”, послужившее основанием для подготовки и принятия постановления мэра от 30.04.98 г. за № 777 “О мерах по выполнению первоочередных мероприятий целевой экологической программы очистки бассейнов рек Дон и Темерник”, утвердившего программу реализации основных мероприятий развития канализационного хозяйства г. Ростова-на-Дону до 2003 года.

В рамках выполнения основных мероприятий и в соответствии с программой инвестиционных намерений, в 1999 году предполагалось направить:

  • на выполнение мероприятий по реконструкции ОСК – 21,54 млн. руб.;
  • на строительство канализационных коллекторов – 8,5 млн. руб., с учётом канализационного коллектора № 53.

Фактически выполненный и профинансированный объём работ по реконструкции ОСК МП ПО “Водоканал” составил 7,838 млн. руб. или 36,4% от предполагаемого инвестирования и был исполнен только городским экологическим фондом (3,42 млн. руб.).

Из-за недостаточного финансирования оказались невыполненными, некоторые из намеченных мероприятий, в том числе разработка и своевременное представление проектно-сметной документации по реконструкции комплекса ОСК.

Вместе с тем, в 1999 году:

  • экспертной комиссией государственной экологической экспертизы согласовано доработанное с учётом замечаний технико-экономическое обоснование (ТЭО) реконструкции очистных сооружений канализации МП ПО “Водоканал”.

Учитывая большой объём капитальных затрат, требуемый для проведения реконструкции, ТЭО предусматривает поэтапное выполнение работ (3 этапа), продолжительностью строительства – 106 месяцев;

  • разработано и выдано 50% рабочей документации;
  • завершена реконструкция и введён в эксплуатацию блок биологической очистки 8-ой технологической нитки;
  • введён в эксплуатацию после реконструкции вторичный отстойник № 7;
  • завершены строительные работы по песколовке № 1;
  • произведена очистка 14-ти иловых карт и ремонт дренажной системы 2-й, 3-й и 12-й иловых карт;
  • на строительстве канализационных коллекторов, включая коллектор № 68, освоено 4,1 млн. руб., что составляет 48,7% от запланированных объёмов.
  • Объём инвестиций также исполнен только городским экологическим фондом (1,4 млн. руб.).

Не проведены работы по консервации канализационного коллектора № 62, на которые выделялись средства в объёме 0,2 млн. руб.

Наряду с этим, начаты работы по завершению строительства самотечного канализационного коллектора № 53 протяжённостью 2,162 км, предусматривающего подачу сточных вод с Западной промзоны на КНС “Гниловская-1”. Проведена антикоррозийная защита уже построенной части коллектора, ведутся работы по строительству узлов переключения № 2 и № 4, выполнено 60% запланированных работ.

Необходимо отметить, что выполненные объёмы работ не привели к улучшению водоохранной обстановки в г. Ростове-на-Дону. Более того, наметившееся в 1998 году некоторое повышение эффективности работы очистных сооружений канализации МП ПО “Водоканал”, в 1999 году сведено к минимуму из-за непозволительно низких темпов производства работ по реконструкции.

Снижение масс нитратов и нитритов с одновременным увеличением массы азота аммонийного в сбрасываемых с очистных сооружений в р. Дон сточных водах, свидетельствует об ухудшении эффективности работы аэротенков и объясняется неудовлетворительной работой системы аэрации аэротенка № 4, выполненной из перфорированных чугунных труб, не позволяющей поддерживать в них рабочую дозу активного ила.

Кроме того, отсутствие оборудования грубой механической очистки в здании решёток 1 очереди, способствующее выносу загрязнений в последующие звенья сооружений, отсутствие скребковых механизмов вторичных отстойников № 1, 3, 4, 7, способствующее залеганию ила в отстойниках и его загниванию, а также неудовлетворительное состояние сбросного канала (26 лет эксплуатации без очистки), приводит к вторичному загрязнению очищенной сточной воды взвешенными веществами и увеличению содержания азота аммонийного.

Неэффективная работа очистных сооружений канализации МП ПО “Водоканал” обусловлена не только неудовлетворительным техническим состоянием отдельных звеньев очистки, но и перегрузкой по гидравлике, поскольку в 1999 году при выводе на реконструкцию части технологического оборудования, количество поступающих сточных вод возросло на 7083,1 тыс. м3 по сравнению с 1998 годом.

В дополнение, неудовлетворительное состояние дюкера через р.р. М. Донец и Дон, обеспечивающего подачу сточных вод от КНС “Гниловская-1” на очистные сооружения канализации, ежегодно способствует возникновению аварийных ситуаций со сбросом сточных вод в водоём.

В 1999 году, в результате аварии на дюкере в р. Дон и р. М. Донец, сброшено 47 тыс. м3загрязнённых сточных вод, однако из-за дефицита денежных средств, работы по реконструкции дюкеров не запланированы и на 2000 год.

До настоящего времени срывается ввод в эксплуатацию канализационной насосной станции ЗАО “Ростовобувь” по ул. Шеболдаева и продолжается сброс 25,0 тыс. м3\год неочищенных хозбытовых сточных вод в б. Безымянную. Строительные работы на объекте завершены ещё в декабре 1998 года, но в связи с выявлением недоработок проекта в части необходимости реконструкции системы ливневой канализации от прилегающей к КНС территории и отсутствием финансирования на выполнение дополнительных работ, КНС до сих пор не передана эксплуатирующей организации.

Вместе с тем, по-прежнему особо актуальными остаются вопросы экологического оздоровления бассейнов р.р. Дон и Темерник.

В 1999 году разработаны и утверждены “Первоочередные мероприятия по восстановлению водных ресурсов, экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия в бассейне р. Темерник”.

Создана оперативная комиссия по её реализации под руководством заместителя главы администрации города Лабусова А.Д., в её состав входит и председатель комитета Остроухова В.М.

В текущем году на выполнение мероприятий использовано 2,5 млн. руб.

Произведена уборка большей части крупногабаритного мусора из русловой и прибрежной части бассейна р. Темерник, обеспечена её санитарная проточность. Разработана документация и начаты ремонтно-восстановительные работы по всем гидротехническим сооружениям, расположенным в бассейне р. Темерник. Проведены тендерные торги на проектирование полигона захоронения и технологии эвакуации донных отложений из русла р. Темерник, ручья Безымянный и балки Темерник.

12.3. Обращение с отходами производства и потребления

В 1999 году проблема охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в г. Ростове-на-Дону остаётся актуальной, одной из причин является отсутствие в городе полигона промышленных отходов и предприятий, занимающихся их переработкой.

Полигон твердых бытовых отходов, введенный в эксплуатацию в апреле 1993 года с проектным сроком службы 1,6 года, эксплуатировался до декабря 1999 года благодаря проведённым работам по наращиванию высоты.

В настоящее время завершены строительные работы и введены в эксплуатацию новые участки полигона ТБО и строительных отходов с обустройством весовой и разгрузочных площадок, позволившие продолжать его эксплуатацию по приёму ТБО на 4 года.

Строительство нового полигона ТБО предполагается осуществить на землях совхоза ГУСП “Ростовский” КЭУ СКВО.

Согласно муниципальному заказу в 1999 году планировалось проведение ПИР, однако из-за отсутствия необходимого объёма финансовых средств, намеченные работы не выполнены.

Кроме того, в соответствии с программой действий по охране окружающей среды для Ростовской области на период до 2000 года по г. Ростову-на-Дону в 1999 году предусматривалась организация и монтаж оборудования участка по переработке строительного производства.

Отсутствие финансирования приостановило реализацию запланированного мероприятия.

Вместе с тем, с вводом полигона строительных отходов совместно с новым участком полигона ТБО, расположенном в Северо-Западной промзоне, западнее существующего, решается временная схема приёма, сортировки с частичной реализацией деловых строительных отходов населению и предприятиям города, а также их захоронения. Срок службы полигона 10 лет. На полигон принимаются отходы бетона, цементного камня, лесных, мягких кровельных, теплоизоляционных материалов, боя кирпича.

Участок, отведенный под полигон строительных отходов (СО), разделён на три зоны. Первая и вторая предназначены для захоронения СО, третья – для размещения отходов, подлежащих реализации.

Ежегодный приём будет составлять до 100,0 тыс. тонн строительных отходов, в том числе:

  • для пересыпки ТБО –25,0 тыс. тонн\год;
  • подлежащих реализации -25,0 тыс. тонн\год;
  • подлежащих захоронению -50,0 тыс. тонн\год.

С апреля 1996 года в г. Ростове-на-Дону введена в действие “Программа первоочередных мероприятий утилизации и переработки промышленных и бытовых отходов”, послужившая основанием для разработки первого этапа “Схемы управления отходами города” – “Концепция стратегической политики и последовательности мер городской администрации по снижению уровня загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления”.

Действующая городская программа в области обращения с отходами и определяла стратегию управления отходами на 1999 год, в рамках которой продолжалась работа в части совершенствования организации сбора и размещения твёрдых отходов потребления. При этом, в действующей системе вывоза отходов потребления, был выявлен и ряд недостатков, таких как:

  • отсутствие полной ответственности подрядчиков за общее санитарное состояние территории (улицы, площади микрорайона и т.д.), поскольку заключение договоров производится не в полном объёме со всеми потребителями услуг, размещёнными на данной территории, а непосредственно с одной из категорий потребителей, в связи с чем, на одной территории работает несколько подрядчиков;
  • подрядчик несёт ответственность за вывоз отходов от потребителя, а не за размещение на полигоне, в результате заключения договоров непосредственно с потребителем;
  • контроль за качеством работы подрядчиков со стороны МУФЗ районов осуществлялся только в части обслуживания муниципального жилья, поскольку муниципальным заказом определено заключение договоров на обслуживание муниципального жилья;
  • не определено однозначно место захоронения отходов потребления;
  • жители и организации районов не являлись равноответственными с администрациями районов участниками в обеспечении чистоты на территории административных районов, что приводит к созданию стихийных несанкционированных мест размещения отходов.

С учётом изложенного, МУ “Департамент ЖКХ и энергетики” разработаны, а городской Думой приняты новые “Правила по обеспечению чистоты и порядка в г. Ростове-на-Дону”, которые позволяют реализовать городскую программу в части организации сбора, вывоза и размещения твердых и жидких отходов потребления, регламентировать обращение с отходами потребления на территории города и взаимоотношения между всеми участниками данного процесса и уйти от недостатков предыдущей программы.

Новые правила определяют администрацию и жителей района равноответственными участниками обеспечения чистоты на территории района и разделяют ответственность:

  • администрации районов перед его жителями и юридическими лицами за организацию сбора и вывоза отходов потребления на территории района и за результаты этой деятельности;
  • юридических и физических лиц за деятельность или бездеятельность, которая может привести или привела к загрязнению собственной или других территорий отходами.

Правила определяют также объекты размещения отходов потребления в городе:

  • полигон твердых отходов потребления МУ “Департамент ЖКХ и энергетики” в Северо-Западном промрайоне города, как единственное место складирования и захоронения твердых отходов потребления;
  • сливную станцию МП ПО “Водоканал”, как единственное место размещения жидких отходов потребления.

Настоящие Правила возлагают на Муниципальное учреждение с функциями заказчика (МУФЗ) района функции генерального подрядчика, ответственного за санитарное состояние всей территории в административных границах района, с одновременным возложением на него, как на непосредственное структурное подразделение администрации района, всей полноты ответственности перед потребителями, заключившими с ним договор:

за выполнение договорных обязательств по вывозу твердых и жидких отходов потребления на территории соответствующего административного района города;

  • за надлежащую организацию качественной работы по удалению отходов всех привлеченных подрядных организаций;
  • за обеспечение финансирования всеми участниками процесса обеспечения чистоты на территории района.

В то же время, “Правила ...” обязывают и потребителя поддерживать необходимый уровень чистоты на территории города, своевременно удалять образующиеся у него твердые и жидкие отходы потребления, для чего у него имеется два альтернативных варианта: заключить договор с генподрядчиком (МУФЗ) на оказание услуг по вывозу ТОП или обеспечить вывоз твердых отходов собственными силами, заключив договор на их размещение на полигоне непосредственно с МУ “Департамент ЖКХ и энергетики”. Введение договорных отношений между потребителем и МУФЗ, с конкретизацией взаимных обязательств и мер ответственности за их невыполнение, определяет потребителя и МУФЗ равноправными и равноответственными участниками обеспечения чистоты на территории района.

В “Правилах ...” впервые заложена целостность обслуживаемой территории, т.е. подрядчик на конкурсной основе заключает договор с МУФЗ на обслуживание закрепленной за ним территории и отвечает единолично за ее санитарное состояние. Заинтересованность подрядчиков в размещении отходов потребления только на объекты размещения (полигон и сливную станцию) определена оплатой за привезенные отходы, а не за вывезенные с территории, т.е. подрядчик получает оплату после предъявления справки о фактически привезенном объеме (массе) твердых отходов потребления с полигона МУ “Департамент ЖКХ и энергетики” и жидких отходов потребления со сливной станции МП ПО “Водоканал”.

Ответственность юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих вывоз твердых отходов потребления собственными силами, определена “Правилами ...” путем введения залога - предварительной оплаты за доставку твердых отходов потребления за конкретный период времени, с возвратом оплаченных средств только после доставки отходов и подписании акта об отсутствии претензий с “Департаментом ЖКХ и энергетики”.

Таким образом, “Правила по обеспечению чистоты и порядка в г. Ростове-на-Дону”, часть 1 “Организация сбора и вывоза отходов потребления” позволяют повысить качество оказываемых услуг по вывозу твердых и жидких отходов потребления, уровень чистоты в городе, что в конечном итоге должно привести к оздоровлению его санитарного и экологического состояния.

Во исполнение постановления мэра г. Ростова-на-Дону от 28.04.99 г. № 925 “Об исполнении первой части “Правил …” Департаментом ЖКХ и энергетики проведена определённая работа:

  • организован отдел по саночистке и уборке города, а в районах города группы и хозрасчётные участки (Первомайский район, Ленинский и Кировский);
  • проведена работа по лицензированию специализированных подрядных организаций, занимающихся сбором и транспортировкой твёрдых бытовых отходов;
  • утверждены дифференцированные усреднённые нормы накопления твёрдых отходов потребления для предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности и предпринимательской деятельности г. Ростова-на-Дону;
  • в целях улучшения санитарно-гигиенического состояния селитебной территории города, оперативного удаления органических отходов от объектов озеленения всех категорий и размещения их на полигоне ТБО разработаны и утверждены среднегодовые нормы накопления отходов от рубок ухода за деревьями, стрижки газонов, опада листьев, среднедневные нормы накопления смёта;
  • в стадии решения вопрос по проектированию и организации участка компостирования парковых, садовых, газонных и органических отходов, что позволит значительно сэкономить ёмкость полигона;
  • для упорядочения размещения чистого грунта и предотвращения образования свалок, МУ “Департамент ЖКХ и Э” предоставлен в аренду на 10 лет земельный участок выработанного карьера по ул. Орбитальной для проектирования, организации и эксплуатации полигона складирования суглинков.

В части использования вторресурсов:

  • ОАО “Ростгортоп” разработан проект комплексных мероприятий по сбору, приёмке, сортировке, прессованию, хранению и перемещению вторичных ресурсов.
  • Для сбора и утилизации макулатуры, текстиля (шерсти, хлопка), стеклобоя, древесины, пластмассы, отходов торговых предприятий, предусмотрено использование существующих производственных баз площадью 10,102 га.

Последние, согласно расчётам, смогут принять для дальнейшей утилизации более 500 тонн вторичного сырья и, соответственно, сократить вывоз отходов на полигон ТБО;

оформлено разрешение на размещение отходов полимеров, в том числе и отработанных медицинских шприцов, для дальнейшей утилизации в г. Краснодаре;

в Кировском районе города открыт первый стационарный приёмный пункт вторсырья для населения (ул. Станиславского, 23). Заключено 14 договоров с администрациями рынков, магазинов, библиотек на приём макулатуры.

Несмотря на большую работу, проведённую в 1999 году по улучшению санитарно-экологического состояния территории, продолжают оставаться занятыми под несанкционированно организованные свалки, значительные площади земель муниципального назначения (18,8 га).

На указанной площади размещено более 28 м3 бытовых, строительных отходов и грунта, что происходит вследствие:

слабого контроля со стороны администраций и МУФЗ районов за размещением отходов на полигоне ТБО;

отсутствием в бюджете статьи, предусматривающей финансирование работ по вывозу отходов из мест несанкционированного размещения.

Предприятия-производители отходов, в силу финансового кризиса и связанного с ним низкого технологического и технического уровня, не в состоянии осуществлять модернизацию производства с целью минимизации образования отходов и более широкого вовлечения их в процессы вторичного использования.

Этому способствует и ряд дополнительных факторов: недостаточный уровень экологической грамотности и сознания руководителей, нежелание изыскания дополнительных материальных средств для снижения объёмов образования промотходов, сокрытие производственной деятельности, связанной с отходами, существующая система платежей за загрязнение окружающей природной среды в части обращения с отходами, которая является экономически более приемлемой для природопользователей по сравнению с затратами, необходимыми для решения вопроса повторного использования и утилизации отходов.

В силу вышеуказанных причин, а также ужесточения контроля и введения компьютерной обработки данных по образованию и размещению отходов, в 1999 году имело место увеличение, по сравнению с 1998 годом, количества образования основных видов промышленных отходов более чем в 2,5 раза.

Введённая система позволила чётко отследить и наглядно продемонстрировать предприятиям-собственникам отходов процесс образования и движения отходов производства, а также усилить ответственность за ведением учёта образования и размещения отходов.

Вместе с тем в 1999 году только на 1,5% возросло вторичное использование отходов в технологических процессах различных производств, на 4% размещаемых на площадках предприятий и более чем на 17% - вывезенных за пределы города, на территории других регионов и районов области, с целью повторного использования, размещения или захоронения.

Некоторые предприятия города работают над проблемой утилизации собственных отходов, как например, Ростовская ТЭЦ ОАО “Ростовэнерго”, где завершены пусконаладочные работы и введён в эксплуатацию цех по производству безобжигового кирпича из отходов химводоочистки. Ввод в эксплуатацию цеха безобжигового кирпича позволит перерабатывать 16 тыс. т/год отходов химводоочистки, т.е. обеспечит полную утилизацию всего шлама, образующегося на предприятии в течение года и начать переработку уже накопленных отходов, объём которых на сегодняшний день составляет 61 тыс. тонн.

Всего на территории г. Ростова-на-Дону в 1999 году образовалось более 863 тыс. тонн отходов, из которых первое место по объёму образования занимают твёрдые отходы потребления – 744 тыс. тонн и 119 тыс. тонн – промышленные отходы 1-4 класса опасности и нетоксичные отходы. Из общего количества образовавшихся промышленных отходов, доля токсичных отходов (1-4 кл. опасности) составляет чуть более 15%. Среди токсичных отходов 4-го класса опасности остро стоит проблема утилизации осадка и избыточного активного ила, образующихся на очистных сооружениях канализации МП ПО “Водоканал”. Ежегодное образование их составляет более 7 тыс. тонн и на настоящий момент в илонакопителях накоплено 1059,1 тыс. тонн. Однако, можно с уверенностью сказать, что решение проблемы сдвинулось с мёртвой точки.

В рамках кредитной линии Международного банка реконструкции и развития (МБРР) по компоненту “Водоснабжение и канализация”, в 1999 году проведена работа по разработке рабочей документации на реконструкцию цеха механического обезвоживания осадков ОСК МП ПО “Водоканал”, решён вопрос поставки технологического оборудования.

Для размещения оборудования предполагается использовать существующие сооружения недостроенного цеха мехобезвоживания осадка на очистных сооружениях канализации.

Ввод в эксплуатацию цеха механического обезвоживания осадка с применением центрипрессов фирмы “Хумбольдт” (Германия) позволит получить степень обезвоживания осадка до 65% по влажности, тем самым сократив его объём в 7,5 раза, вплотную подойти к решению вопроса использования или утилизации (захоронения) осадков очистных сооружений.

Второе место по массе накопленных и ежегодно образующихся промышленных отходов занимают отходы гальванических производств, относящиеся к 2, 3 и 4 классам опасности, в зависимости от состава, и нефтесодержащие отходы (3, 4 класс опасности).

По заданию комитета по охране окружающей среды г. Ростова-на-Дону НПП “Дон” проведена работа по поиску возможных методов утилизации гальванических отходов и шламов на территории города.

Проведено совещание с представителями промышленных предприятий, на котором предложены направления и научные разработки минимизации и использования отходов гальванического производства, продемонстрированы опытные образцы.

Наряду с этим, отдельными предприятиями самостоятельно проводится работа по поиску путей минимизации отходов гальванического производства. Так, на ОАО “Сантарм” введён новый технологический регламент хромирования изделий, позволивший вдвое сократить концентрацию хрома в сточных водах и образование осадка после очистки.

Не менее злободневна утилизация нефтесодержащих отходов, в основном, нефтешламов, т.е. самой загрязнённой, практически не используемой части, оставшейся после использования отработанных масел, а также загрязнённых нефтепродуктами песка, ветоши, масляных фильтров, образующихся от эксплуатации автотранспортных средств. Эти отходы, как правило, сжигались в котельных на твёрдом топливе и печах для разогрева битума при проведении ремонтных работ.

Однако, в связи с повышением уровня выбрасываемых в атмосферный воздух загрязняющих веществ, комитет был вынужден запретить сжигание нефтесодержащих отходов, поскольку сжигание последних, в отсутствие установок газоочистки, влечёт за собой загрязнение атмосферного воздуха.

Наметившаяся тенденция к размещению нефтесодержащих отходов за пределами города (35% от объёма образования), хранению на территориях предприятий и вывозу в несанкционированные места (~60%), приводит к тому, что только около 5% нефтесодержащих отходов используется повторно и утилизируется на городской территории.

Всего в 1999 году образовалось более 2,3 тыс. тонн нефтесодержащих отходов, что не превышает уровень 1998 года.

Принимая во внимание ежегодный рост количества автотранспортных средств, а, соответственно, и увеличение объёмов использования масел и смазок, с учётом отсутствия предприятий, перерабатывающих нефтесодержащие отходы, за минусом использующих отработанные масла, утилизация нефтесодержащих отходов находится в числе первоочередных.

Наиболее опасными из образующихся видов отходов являются ртутьсодержащие, отнесённые к 1 классу опасности. Проблема утилизации данных отходов в городе разрешилась с вводом в эксплуатацию в 1995 году городского центра по демеркуризации.

Несмотря на это, в учреждениях и организациях культуры, образования, здравоохранения, финансируемых из бюджета, в том числе, в школах, больницах, скопилось большое количество отработанных ртутьсодержащих ламп. Из-за отсутствия средств вопрос их утилизации длительное время был затруднён, в связи с чем на уровне города принято постановление главы администрации от 15.02.99 г. № 262 “Об освобождении организаций и учреждений, финансируемых из городского бюджета, от платы за утилизацию ртутьсодержащих отходов”. Во исполнение указанного постановления в 1999 году предприятиями и организациями, финансируемыми из городского бюджета, сдано на утилизацию в городской центр 69685 единиц люминесцентных ламп и приборов, тем самым предотвращено попадание в окружающую среду высокотоксичных отходов.

12.4. Состояние зеленых насаждений

Роль зелёных насаждений в оздоровлении атмосферы, их санитарно-гигиенические функции придают делу охраны зелёных насаждений немаловажное значение, наряду с решением других экологических проблем.

Вопросы формирования полноценной среды обитания человека в настоящее время приобрели особую актуальность и остроту. В условиях жизнедеятельности большого города характерными факторами, сопутствующими развитию цивилизации, становятся загазованность и запылённость воздуха, в летнее время отмечается перегрев асфальтовых и плиточных покрытий, стен зданий, с увеличением потока автотранспорта заметно усиливается шумовое загрязнение городской среды. Развернувшееся за последние годы строительство зданий офисов, магазинов, жилых домов, многочисленных кафе значительно уплотняет сложившуюся застройку, особенно в центральной части г. Ростова-на-Дону (где под застройку часто попадают участки, ранее занятые насаждениями), что приводит к существенному снижению уровня озеленения жилых кварталов, микрорайонов и города в целом.

По статистическим данным, насаждения общего пользования в г. Ростове-на-Дону занимают площадь 1107 га, а также определена площадь озеленения улично-дорожной сети – 152 га, но следует учесть, что эти цифры требуют корректировки, так как сплошная инвентаризация озеленённых площадей в последние годы не проводилась.

В центральных районах города на улицах и внутриквартальных территориях преобладают средне- и старовозрастные деревья, посаженные в первые послевоенные годы (1947 – 1950 г.г.), а также сохранилась часть старых довоенных посадок. Среди этих насаждений встречаются отдельные вполне жизнеспособные экземпляры, но большая часть их требует замены, так как деревья приходят в аварийное состояние, постепенно усыхают и отмирают.

На основе данных, поступивших из 8 районов города, Департаментом ЖКХ и энергетики подготовлен план мероприятий по валке деревьев, утверждённый распоряжением мэра города № 286 от 25.10.99 г. “Об организации работ по уборке сухих и аварийных деревьев в г. Ростове-на-Дону”. Если в 1998 году были убраны 4,7 тыс. сухостойных деревьев, то в 1999 году эта цифра увеличилась до 6,1 тыс., а в 2000 году планируется убрать более 8 тыс. сухостойных и аварийных деревьев. После такой массовой уборки старых, нежизнеспособных насаждений потребуется наращивать объём новых посадок. За 1999 год силами подрядных предприятий, работающих в озеленении, а также с привлечением организаций, учреждений и общественности высажены 6074 дерева, 25,4 тыс. кустарников, восстановлены газоны на площади 11,9 га.

Неблагополучная ситуация складывается в сфере лесного хозяйства города Ростова-на-Дону. Частая смена в руководстве Ростовского лесхоза, недостаточное финансирование, неукомплектованность штатов приводит к слабой организации комплекса лесохозяйственных мероприятий, отставанию в плане выполнения работ, намеченных программой по материалам лесоустройства.

Нерешённость правовых вопросов в части координации работы органов местного самоуправления с Ростовским лесхозом по оформлению аренды участков леса в границах городской черты, зачастую приводит к несоответствию принятых документов нормам Федеральных законов.

Согласно последним материалам инвентаризации, лесные площади в г. Ростове-на-Дону составляют 3440 га, из них покрыты лесонасаждениями 2314 га. Очередное проведение лесоустройства планировалось Ростовским лесхозом в 1999 году, но, по причине отсутствия финансирования из федерального бюджета, эти мероприятия перенесены на 2001 год.

В порядке реализации долгосрочной программы практических мероприятий по улучшению состояния зелёных насаждений г. Ростова-на-Дону, в 1999 году за счёт средств городского экофонда продолжалась реконструкция озеленения парков культуры и отдыха:

ПКиО им. Октябрьской революции – выполнены объёмы работ на сумму 942,8 тыс. рублей (практически реконструкция завершена);

ПКиО им. Островского – ведутся работы по I очереди реконструкции, выполнен объём работ на сумму 400 тыс. рублей;

в парке им. М. Горького выполнен начальный этап реконструкции озеленения на сумму 99,8 тыс. рублей.

Из-за недостаточного финансирования уходных работ по озеленению из средств местного бюджета, в большинстве районов города практически не выполняются мероприятия по профилактике распространения болезней зеленых насаждений и предотвращению размножения вредителей. В результате, на отдельных объектах озеленения выявлены очаги поражения древесно-кустарниковых растений насекомыми-вредителями. Для предотвращения разрастания очагов поражения по инициативе Ростгоркомэкологии выделены средства из городского экофонда на химобработку насаждений:

  • Ленинский район – работы проведены на сумму 100,0 тыс.руб.
  • Советский район – освоено 100,0 тыс.руб.
  • Кировский район – освоено 50,0 тыс.руб.

Используя методику расчётов по “Правилам содержания и охраны зелёных насаждений г. Ростова-на-Дону”, которая применяется для определения ущерба, наносимого зелёному фонду повреждением зелёных насаждений, получена сумма предотвращённого ущерба, которая составила 597,9 тыс. руб. Таким образом при затратах на химобработку посадок в сумме 250,0 тыс. руб. эффективность проведённых мероприятий получена в 2,4 раза выше затраченных средств.

Доклад о состоянии природной среды в Ростовской области в 1999 году
Ищу друга
[Начало] [Законодательство] [Методические материалы] [Экологические организации] [Образование] [Ссылки] [Мнение народа] [Структура сервера] [Наши координаты]
© EcoLife 2001 [webmaster@ecolife.org.ua]