|
Повестка Дня на XXI век |
|
Глава 5. Динамика населения и устойчивое развитие
5.1. Настоящая глава охватывает следующие программные области:
- накопление и распространение знаний о связях между демографическими
тенденциями и факторами и устойчивым развитием;
- разработка комплексной национальной политики в области окружающей среды
и развития, с учетом демографических тенденций и факторов;
- осуществление на местном уровне комплексных программ в области
окружающей среды и развития, с учетом демографических тенденций и факторов.
Программные области
А. Накопление и распространение знаний о связях между демографическими тенденциями и факторами и устойчивым развитием
Основа для деятельности
5.2. Между демографическими тенденциями и факторами и устойчивым развитием
существует тесная взаимосвязь.
5.3. Рост численности населения мира и масштабов производства в сочетании с
нерациональными структурами потребления все более тяжелым бременем ложится на
жизнеобеспечивающий потенциал нашей планеты. Эти взаимодействующие процессы
влияют на использование атмосферы, земельных, водных, энергетических и других
ресурсов. Без должного регулирования этой деятельности быстрорастущие города
сталкиваются с серьезными экологическими проблемами. Рост числа и расширение
границ городов заставляют уделять большее внимание деятельности местных органов
управления и вопросам управления городским хозяйством. Ключевым элементом этой
сложной системы взаимосвязей является человеческий фактор, который следует
должным образом учитывать при разработке и осуществлении комплексной политики
обеспечения устойчивого развития. Такая политика должна учитывать наличие связей
между демографическими тенденциями и факторами, использованием ресурсов
распространением соответствующей технологии и развитием. Демографическая
политика должна также учитывать ту роль, которую играет человек в решении
экологических проблем и проблем развития. Необходимо повышать информированность
директивных органов всех уровней в этом вопросе и обеспечивать их более точной
информацией, которая должна быть заложена в основу их национальной и
международной политики, одновременно обеспечивать им возможность анализировать
эту информацию.
5.4. Необходимо также разработать стратегии уменьшения негативного
воздействия антропогенной деятельности на окружающую среду и негативного
воздействия климатических изменений на население стран мира. Предполагается, что
к 2020 году численность населения планеты превысит 8 млрд. человек. Однако уже
сейчас 60 процентов этого населения проживает в прибрежных районах, а 65
процентов городов с населением, превышающим 2,5 млн. человек, расположены на
побережье морей и океанов; некоторые из них уже находятся на нынешнем уровне
моря или ниже его.
Цели
5.5. В самое ближайшее время, по возможности, следует добиться осуществления
следующих целей:
- обеспечить учет демографических тенденций и факторов в глобальном
анализе проблем охраны окружающей среды и развития;
- обеспечить более глубокое понимание взаимосвязи между динамикой
народонаселения, развитием технологии, особенностями поведения,
обусловленными этнической культурой, состоянием природных ресурсов и
естественных систем жизнеобеспечения;
- оценить степень угрозы населению, проживающему в экологически уязвимых
районах и крупных населенных пунктах, с тем чтобы определить приоритетные
направления деятельности на всех уровнях, в полной мере учитывая
потребности, определяемые общинами.
Деятельность
Исследование взаимодействия демографических тенденций и факторов и процессов
устойчивого развития
5.6. Соответствующим международным, региональным и национальным учреждениям
следует рассмотреть вопрос об осуществлении следующих мероприятий:
- выявления взаимосвязи между демографическими процессами, природными
ресурсами и системами, обеспечивающими поддержание жизни, учитывая
региональные и субрегиональные различия, обусловленные, в частности,
неодинаковым уровнем развития;
- обеспечения учета демографических тенденций и факторов в осуществляемом
в настоящее время исследовании изменений состояния окружающей среды,
используя опыт международных, региональных и национальных
научно-исследовательских сетей и местных общин, с тем чтобы, во-первых,
изучить воздействие изменения состояния окружающей среды на человека и,
во-вторых, выявить наиболее уязвимые зоны;
- выявления приоритетных областей деятельности и разработки стратегий и
программ по уменьшению воздействия изменений состояния окружающей среды на
народонаселение и наоборот.
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
5.7. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма расходов
(1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программной области
составит около 10 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом в
виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь
ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась
правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые
нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и
программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.
b) Укрепление исследовательских программ, объединяющих вопросы
народонаселения, окружающей среды и развития
5.8. Для того чтобы включить демографический анализ в рамки более широкого
социального аспекта изучения проблематики охраны окружающей среды и развития,
следует расширить междисциплинарные исследования. Международные учреждения и
объединения экспертов должны укреплять свой научный потенциал, полностью
используя для этого знания и опыт, накопленные общинами. Им также следует
распространять опыт, накопленный в области использования комплексных
многодисциплинарных подходов и в деятельности по сближению теории с практикой.
5.9. Необходимо обеспечить более широкие возможности для моделирования в
целях определения всего диапазона вероятных результатов нынешней антропогенной
деятельности и особенно прогнозирования взаимосвязанного воздействия
демографических тенденций и факторов, уровня потребления ресурсов и
распределения богатства в расчете на душу населения, а также основных
миграционных потоков, возникновения которых можно ожидать в связи с учащением
неблагоприятных климатических явлений и накапливающихся изменений состояния
окружающей среды, которые могут разрушить средства существования местного
населения.
с) Сбор информации и повышение осведомленности населения
5.10. Необходимо накапливать социально-демографическую информацию и
представлять ее в формате, позволяющем увязывать ее с физическими,
биологическими и социально-экономическими данными. Необходимо создавать
сопоставимые пространственные и временные системы оценки, накапливать информацию
о рядах межстрановых и временных показателей, а также разрабатывать глобальные
поведенческие показатели, изучая характер восприятия и отношение местных общин.
5.11. Следует добиваться более глубокого понимания на всех уровнях
необходимости оптимизации рационального использования ресурсов посредством
обеспечения эффективного управления ими с учетом потребностей развития населения
развивающихся стран.
5.12. Следует повышать информированность населения о наличии тесной
взаимосвязи между улучшением положения женщин и динамикой народонаселения,
особенно посредством обеспечения доступа женщин к программам в области
образования, первичного медико-санитарного обслуживания и охраны материнства,
обеспечения их экономической независимости и их эффективного и равноправного
участия в процессах принятия решений на всех уровнях.
5.13. Следует распространять результаты исследований по вопросам устойчивого
развития посредством подготовки технических докладов, публикации материалов в
научных журналах, использования средств массовой информации, проведения
семинаров, форумов и других мероприятий, с тем чтобы они могли быть использованы
директивными органами всех уровней и способствовали повышению информированности
общественности.
d) Создание и/или укрепление организационного потенциала и сотрудничества
5.14. Необходимо расширять сотрудничество и обмен информацией между
исследовательскими учреждениями и международными, региональными и национальными
организациями и всеми другими секторами (включая частный сектор, местные общины,
неправительственные организации и научные учреждения) как промышленно развитых,
так и развивающихся стран, где это представляется целесообразным.
5.15. Необходимо активизировать усилия по укреплению потенциалов национальных
правительств и органов местного управления, частного сектора и
неправительственных организаций развивающихся стран, с тем чтобы удовлетворить
возрастающие потребности в более эффективном управлении хозяйством
быстрорастущих городов и их районов.
В. Разработка комплексной национальной политики в области окружающей среды и развития с учетом демографических тенденций и факторов
Основа для деятельности
5.16. В существующих планах устойчивого развития демографические тенденции и
факторы обычно рассматриваются в качестве элементов, оказывающих основное
воздействие на структуру потребления, производство, образ жизни и долгосрочное
устойчивое развитие. Однако в будущем при разработке общей политики и планов
развития необходимо будет уделять больше внимания этим вопросам. С этой целью
все страны должны будут укрепить свой собственный потенциал в области оценки
воздействия их демографических тенденций и факторов на окружающую среду и
развитие. Им также при необходимости следует разработать и осуществлять политику
и программы действий. Необходимо разработать политику, которая позволяла бы
рассматривать последствия, связанные с ростом численности населения в результате
его естественного движения, и одновременно с этим предусматривала бы меры,
направленные на изменение демографических тенденций. Она должна учитывать
экологические проблемы и вопросы народонаселения в рамках целостного подхода к
развитию, при котором первоочередными целями являлись бы снижение остроты
проблемы бедности; обеспечение средств к существованию; обеспечение здоровья
населения; улучшение положения и доходов женщин и их доступа к учебе в школах и
профессиональной подготовке, а также исполнения их личных устремлений и
предоставление возможностей отдельным лицам и общинам. Признание того, что в
связи со значительным увеличением размеров и числа городов, которое произойдет в
развивающихся странах при любом из вероятных сценариев динамики населения,
больше внимания следует уделять удовлетворению потребностей, особенно женщин и
детей, в совершенствовании работы муниципального руководства и местных органов
управления.
Цель
5.17. Следует продолжать в полной мере учитывать проблемы населения в ходе
национального процесса планирования, выработки политики и решений. Политика и
программы в области народонаселения должны рассматриваться в условиях полного
признания прав женщин.
Деятельность
5.18. При надлежащем содействии со стороны учреждений по оказанию помощи
правительства и другие соответствующие стороны могли бы, в частности,
осуществить следующие виды деятельности и сообщить о ходе их выполнения
Международной конференции по народонаселению и развитию, которая состоится в
1994 году, особенно ее Комитету по народонаселению и окружающей среде.
а) Оценка воздействия национальных демографических тенденций и факторов
5.19. Следует провести анализ взаимосвязи между демографическими тенденциями
и факторами и изменениями в области окружающей среды, а также между ухудшением
состояния экологии и компонентами демографических изменений.
5.20. Следует провести исследование по вопросу о взаимодействии экологических
факторов с социально-экономическими факторами в качестве причины миграции.
5.21. Следует выявить уязвимые группы населения (такие, как сельские
безземельные рабочие, этнические меньшинства, беженцы, мигранты, перемещенные
лица, женщины, являющиеся главами домашних хозяйств), изменение численности
которых в демографической структуре может оказывать особое воздействие на
устойчивое развитие.
5.22. Следует провести оценку воздействия возрастной структуры населения на
спрос на ресурсы и бремя, обусловленное наличием иждивенцев, начиная с расходов
на образование молодежи и кончая медицинским обслуживанием и поддержкой пожилых
людей, а также на получение доходов домашними хозяйствами.
5.23. Следует провести оценку максимально возможной плотности населения стран
в контексте удовлетворения людских потребностей и необходимости обеспечения
устойчивого развития и уделить особое внимание таким чрезвычайно важным
ресурсам, как водные и земельные ресурсы, и экологическим факторам, в частности
состоянию экосистем и биологическому разнообразию.
5.24. Следует изучить воздействие национальных демографических тенденций и
факторов на традиционную среду обитания групп коренного населения и местных
общин, включая изменения в традиционном землепользовании в связи с увеличением
численности населения в странах.
b) Создание и укрепление национальной информационной базы
5.25. Следует создавать и/или укреплять национальные базы данных о
демографических тенденциях и факторах и окружающей среде с разбивкой данных по
экологическим регионам (экосистемный подход) и представлять краткие обзоры в
области народонаселения/окружающей среды, составляемые по регионам.
5.26. Следует разработать методологию и средства определения районов,
устойчивому развитию которых угрожают или могут угрожать экологические
последствия демографических тенденций и факторов, используя текущие или
прогнозируемые демографические данные, связанные с естественными экологическими
процессами.
5.27. Следует провести тематические обследования реагирования на местном
уровне различных групп населения на демографические тенденции, особенно в
областях, подверженных серьезному экологическому воздействию, и в городских
центрах, состояние которых ухудшается.
5.28. Данные о народонаселении следует собирать с разбивкой, в частности по
полу и возрасту, с тем чтобы учитывать последствия разделения рабочей силы по
признаку пола для рационального использования природных ресурсов.
с) Учет демографических тенденций при разработке политики и планов
5.29. При разработке политики в области населенных пунктов следует принимать
во внимание потребности в ресурсах, объем производимых отходов и состояние
экосистемы.
5.30. По мере необходимости в программах в области окружающей среды и
развития следует учитывать прямые и косвенные последствия демографических
изменений, а также оценивать воздействие демографических тенденций.
5.31. Следует разработать и осуществлять цели и программы, касающиеся
национальной политики в области народонаселения, которые отвечали бы
национальным планам охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития и
соответствовали бы принципам уважения свободы и достоинства людей и разделяемых
ими ценностей.
5.32. Следует разработать надлежащую социально-экономическую политику для
молодежи и пожилых людей в рамках систем поддержки со стороны семей и
государства.
5.33. Следует разработать политику и программы для решения вопросов различных
видов миграции, вызванной или связанной с ухудшением состояния окружающей среды,
уделяя при этом особое внимание женщинам и уязвимым группам населения.
5.34. В программах устойчивого развития соответствующих международных и
региональных учреждений следует учитывать демографические проблемы, включая
проблемы экологических мигрантов и перемещенных лиц.
5.35. Следует проводить национальные обзоры и следить на национальном уровне
за включением вопросов политики, касающейся народонаселения, в национальные
стратегии в области развития и окружающей среды.
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
5.36. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма расходов
(1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программной области
составит около 90 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом в
виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь
ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась
правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые
нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и
программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.
b) Повышение уровня понимания взаимосвязи между народонаселением и
устойчивым развитием
5.37. Следует повысить во всех слоях общества понимание взаимосвязи между
демографическими тенденциями и факторами и устойчивым развитием. Основное
внимание следует уделять деятельности на местном и национальном уровне.
Необходимо обеспечить координацию и осуществление просветительской деятельности
в области народонаселения и устойчивого развития в рамках как формальной, так и
неформальной системы образования. Особое внимание следует уделять программам
ликвидации неграмотности среди населения, особенно женщин. Необходимо делать
упор на взаимосвязь между этими программами, осуществлением основных мер по
охране окружающей среды и предоставлением первичного медицинского обслуживания и
услуг.
с) Укрепление учреждений
5.38. Следует расширять возможности национальных, региональных и местных
структур в отношении рассмотрения вопросов, связанных с демографическими
тенденциями и факторами и устойчивым развитием. Это могло бы включать укрепление
соответствующих органов, отвечающих за вопросы народонаселения, с тем чтобы
оказать им помощь в разработке политики, соответствующей национальным
перспективам устойчивого развития. Следует также расширять сотрудничество в
оценке проблем и мер политики между правительством, национальными
исследовательскими учреждениями, неправительственными организациями и местными
общинами.
5.39. По мере необходимости следует расширить возможности соответствующих
подразделений, организаций и органов Организации Объединенных Наций,
международных и региональных межправительственных органов, неправительственных
организаций и местных общин по оказанию помощи странам по их просьбе в
разработке политики устойчивого развития и, по мере необходимости, оказанию
помощи экологическим мигрантам и перемещенным лицам.
5.40. Необходимо совершенствовать межучрежденческую поддержку национальной
политики и программ в области устойчивого развития путем улучшения координации
мероприятий в области народонаселения и окружающей среды.
d) Содействие развитию людских ресурсов
5.41. Международные и региональные научные учреждения должны оказывать помощь
правительствам, по их просьбе, в плане учета вопросов взаимодействия
народонаселения и окружающей среды на глобальном, экосистемном и микроуровнях
при подготовке демографов и специалистов по вопросам народонаселения и
окружающей среды. Обучение должно включать программу исследований взаимосвязей и
путей разработки комплексных стратегий.
С. Осуществление на местном уровне комплексных программ в области окружающей среды и развития с учетом демографических тенденций и факторов
Основа для деятельности
5.42. Программы в области народонаселения являются более эффективными при их
осуществлении одновременно с соответствующей межсекторальной политикой. Для
достижения устойчивого развития на местном уровне необходимы новые рамки,
которые позволили бы рассматривать демографические тенденции и факторы в
совокупности с такими факторами, как состояние экосистемы, технология,
населенные пункты, а также социально-экономические структуры и доступ к
ресурсам. Программы в области народонаселения должны разрабатываться с учетом
социально-экономических и экологических планов. Комплексные программы
устойчивого развития должны обеспечить тесную взаимосвязь действий в отношении
демографических тенденций и факторов и деятельности по рациональному
использованию ресурсов и достижению целей развития при удовлетворении
потребностей соответствующего населения.
Цель
5.43. На местном уровне следует осуществлять программы в области
народонаселения в сочетании с программами рационального использования природных
ресурсов и развития, что будет способствовать обеспечению устойчивого
использования природных ресурсов, вести к повышению качества жизни людей и
улучшению состояния окружающей среды.
Деятельность
5.44. Правительства и местные общины, включая работающие на уровне общин
женские организации, и неправительственные организации в соответствии с
национальными планами, целями, стратегиями и приоритетами могли бы, в частности,
осуществить изложенные ниже мероприятия, при необходимости с помощью и при
сотрудничестве международных организаций. Правительства могли бы сообщить на
Международной конференции по народонаселению и развитию, которая состоится в
1994 году, особенно ее Комитету по народонаселению и окружающей среде, о своем
опыте в осуществлении Повестки дня на ХХI век.
а) Разработка основы для действий
5.45. Следует начать и осуществлять эффективный процесс консультаций с
заинтересованными группами общества, в рамках которого разработка всех
компонентов программ и принятия по ним решений будут основываться на
общенациональном консультативном механизме, предусматривающем по мере
необходимости проведение совещаний в общинах, региональных практикумов и
национальных семинаров. В ходе этого процесса необходимо обеспечить, чтобы
мнения мужчин и женщин о потребностях, перспективах и сдерживающих факторах в
равной степени были отражены при разработке программ и чтобы решения
основывались на конкретном опыте. Первоочередное внимание в ходе этого процесса
необходимо уделять бедным и находящимся в неблагоприятном положении группам
населения.
5.46. Следует осуществлять обусловленную национальными интересами политику в
области разработки комплексных и многосторонних программ, уделяя особое внимание
женщинам, самым бедным слоям населения, проживающим в районах, где сложилось
критическое положение, и другим уязвимым группам, обеспечивая участие групп,
обладающих особыми возможностями, для того чтобы содействовать проведению в
жизнь изменений и достижению устойчивого развития. Особое внимание следует
уделять тем программам, в рамках которых достигаются комплексные цели,
поощряется устойчивое экономическое развитие и проводятся меры по смягчению
отрицательного воздействия демографических тенденций и факторов, а также
предотвращению долгосрочного ущерба, наносимого окружающей среде. В число других
факторов по мере необходимости следует включить продовольственную безопасность,
обеспечение надежного владения имуществом, доступ к жизненно необходимому жилью
и основной инфраструктуре, образованию и социальному обеспечению семей, меры,
связанные с репродуктивным здоровьем женщин, планы кредитования семей, программы
лесовосстановления, первичные меры по охране окружающей среды, занятость женщин.
5.47. Необходимо разработать аналитические рамки для определения
дополнительных элементов политики устойчивого развития, а также национальных
механизмов по контролю и оценке их воздействия на динамику народонаселения.
5.48. Необходимо уделять особое внимание ключевой роли женщин в программах в
области народонаселения и окружающей среды и в достижении устойчивого развития.
В проектах должны использоваться возможности увязывания социальных,
экономических и экологических выгод для женщин и их семей. Важно предоставление
женщинам соответствующих полномочий и обеспечение этого посредством образования,
подготовки кадров и надлежащей политики с целью предоставления женщинам прав и
их улучшения, а также доступа к активам, развития прав человека и гражданских
прав, применения трудосберегающих мер, создания рабочих мест и участия в
процессе принятия решений. Программы в области народонаселения и окружающей
среды должны способствовать мобилизации женщин на деятельность по облегчению
лежащего на них бремени и расширению их возможностей участвовать в
социально-экономическом развитии и получать от него выгоды. Следует принять
особые меры, направленные на уменьшение разрыва между процентом неграмотных
среди женщин и мужчин.
b) Поддержка программ, содействующих изменениям в демографических
тенденциях и факторах в направлении достижения устойчивости
5.49. По мере необходимости следует разработать и активизировать программы и
услуги, связанные с охраной репродуктивного здоровья в целях снижения всех видов
материнской и младенческой смертности и дать возможность женщинам и мужчинам
осуществить их собственные пожелания в отношении размеров семьи в условиях
уважения их свободы и достоинства и разделяемых ими ценностей.
5.50. Правительствам следует в срочном порядке и с учетом существующих в
конкретных странах особых условий и правовых систем принять энергичные меры,
обеспечивающие равное право мужчин и женщин свободно и со всей ответственностью
принимать решения по вопросам деторождения, иметь, по мере необходимости, доступ
к информации, образованию и средствам, позволяющим им осуществлять это право в
условиях уважения их свободы, достоинства и разделяемых ими ценностей с учетом
этических и культурных соображений.
5.51. Правительствам следует принимать активные меры по осуществлению
программ, направленных на создание и укрепление учреждений, занимающихся
профилактикой и лечением заболеваний, которые были бы ориентированы на женщин,
управлялись женщинами, предоставляли бы безопасные и эффективные и, по мере
возможности, недорогие и доступные услуги в области охраны репродуктивного
здоровья, обеспечивая ответственный подход к планированию размеров семьи,
деятельность которых осуществлялась бы в условиях уважения свободы, достоинства
и личных ценностей и с учетом этических и культурных соображений. Необходимо,
чтобы программы были ориентированы на предоставление комплексного медицинского
обслуживания, включая дородовое обслуживание, просвещение и информирование по
вопросам здравоохранения и ответственного отношения к выполнению родительских
обязанностей, а также на предоставление всем женщинам возможности для грудного
вскармливания по крайней мере в течение первых четырех месяцев после рождения
ребенка. Необходимо, чтобы эти программы были ориентированы на оказание полной
поддержки производительной и репродуктивной роли женщин и содействие их
благосостоянию, причем особое внимание следует уделять необходимости
предоставления такого же или более совершенного медицинского обслуживания всем
детям, а также снижению риска материнской и детской смертности и заболеваемости.
5.52. В соответствии с национальными приоритетами необходимо разработать
информационные и образовательные программы, учитывающие культурные традиции,
которые способствовали бы распространению среди мужчин и женщин легко понимаемой
информации о репродуктивном здоровье.
с) создание соответствующих организационных условий
5.53. По мере необходимости следует способствовать созданию соответствующих
структур и организационных условий для содействия осуществлению деятельности в
области народонаселения. Это требует поддержки и приверженности со стороны
политических, местных, религиозных и традиционных органов власти, частного
сектора и национальных научных кругов. При создании этих надлежащих
организационных условий страны должны в полной мере использовать существующие у
них национальные механизмы для женщин.
5.54. Необходимо координировать помощь населению с двусторонними и
многосторонними донорами с целью обеспечения удовлетворения нужд и потребностей
населения всех развивающихся стран, в полной мере учитывая при этом общую
ответственность за координацию, а также выбор и стратегии стран-получателей
помощи.
5.55. Следует улучшить координацию на местном и международном уровнях.
Необходимо расширить рабочую практику в целях оптимального использования
ресурсов, задействования коллективного опыта и совершенствования осуществления
программ. ЮНФПА и другим соответствующим учреждениям следует укреплять
координацию деятельности в области международного сотрудничества со странами-
получателями и странами-донорами, с тем чтобы обеспечить поступление достаточных
финансовых средств для удовлетворения растущих потребностей.
5.56. Следует подготовить предложения в отношении местных, национальных и
международных программ в области народонаселения и окружающей среды в
соответствии с конкретными потребностями достижения устойчивого развития. По
мере необходимости должны быть осуществлены соответствующие организационные
изменения, с тем чтобы обеспечение людей в старости не полностью зависело от
помощи со стороны членов семей.
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
5.57. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма расходов
(1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программной области
составит около 7 млрд. долл. США, включая примерно 3,5 млрд. долл. США,
предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных
условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер
и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия
финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо
прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых
будет принято правительствами.
b) Научные исследования
5.58. Следует проводить научные исследования с целью разработки конкретных
программ действий; это необходимо для установления приоритетов между
предлагаемыми областями исследований.
5.59. Необходимо провести социально-демографическое исследование по вопросу о
том, как население реагирует на изменение окружающей среды.
5.60. Необходимо улучшить понимание социально-культурных и политических
факторов, которые могут оказывать положительное влияние на признание
соответствующих программных документов в области народонаселения.
5.61. Следует провести обзор изменений в отношении потребностей в
соответствующих услугах, связанных с планированием семьи, отражающих особенности
различных социально-экономических групп и различных географических регионов.
с) Развитие людских ресурсов и создание потенциала
5.62. В процессе осуществления программ в области народонаселения
чрезвычайную важность и приоритет имеют вопросы развития людских ресурсов и
создания потенциала, особенно образование и подготовка кадров среди женщин.
5.63. Следует провести практикумы для оказания содействия руководителям
программ и проектов в увязывании программ в области народонаселения с другими
целями развития и охраны окружающей среды.
5.64. Необходимо разработать учебные материалы, включая руководства/пособия
для лиц, отвечающих за вопросы планирования и принятие решений, а также для
других участников реализации программ в области народонаселения/окружающей
среды/развития.
5.65. Необходимо развивать сотрудничество между правительствами, научными
учреждениями и неправительственными организациями в рамках одного региона и с
аналогичными учреждениями за пределами данного региона. В целях повышения
осведомленности, привлечения к реализации показательных проектов и передачи
накопленного опыта необходимо развивать сотрудничество с местными организациями.
5.66. Содержащиеся в настоящей главе рекомендации никоим образом не должны
предопределять обсуждение на Международной конференции по народонаселению и
развитию, которая состоится в 1994 году и явится надлежащим форумом для
рассмотрения вопросов народонаселения и развития с учетом рекомендаций
Международной конференции по народонаселению, которая состоялась в Мехико в 1984
году1, и Перспективных стратегий в области улучшения
положения женщин, принятых на Всемирной конференции по обзору и оценке
достижений Десятилетия женщины Организации Объединенных Наций: равенство,
развитие и мир, состоявшейся в Найроби в 1985 году.
Примечания
1 Доклад Международной конференции по народонаселению, 1984 год,
Мехико, 6-14 августа 1984 года (издание Организации Объединенных Наций)
|
Повестка Дня на XXI век |
|
|