 |
Повестка Дня на XXI век |
 |
Глава 4. Изменение структур потребления
4.1. Настоящая глава охватывает следующие программные области:
- сосредоточение внимания на нерациональных структурах производства и
потребления;
- разработка национальной политики и стратегий, призванных стимулировать
изменение нерациональных структур потребления.
4.2. Поскольку вопрос об изменении структур потребления является весьма
широким, он рассматривается в нескольких разделах Повестки дня на ХХI век,
особенно в тех, которые касаются энергетики, транспорта и отходов, а также в
главах, посвященных экономическим механизмам и передаче технологии. Кроме того,
настоящую главу следует рассматривать в комплексе сглавой 5
(Динамика населения и устойчивое развитие).
Программные области
А. Сосредоточение внимания на нерациональных структурах производства и
потребления
Основа для деятельности
4.3. Проблемы нищеты и ухудшения состояния окружающей среды тесно
взаимосвязаны. Но хотя нищета и обусловливает экологические стрессы
определенного рода, основной причиной продолжающегося ухудшения состояния
глобальной окружающей среды являются нерациональные структуры потребления и
производства, особенно в промышленно развитых странах, что вызывает серьезное
беспокойство, поскольку приводит к обострению нищеты и усилению диспропорций.
4.4. В мерах, которые должны быть приняты на международном уровне в целях
охраны и улучшения состояния окружающей среды, в полной мере должны учитываться
существующие диспропорции в мировых структурах потребления и производства.
4.5. Особое внимание следует уделять спросу на природные ресурсы,
обусловленному нерациональным потреблением, и эффективному использованию этих
ресурсов в соответствии с целью сведения к минимуму истощения ресурсов и
снижения уровня загрязнения. Хотя в некоторых странах мира существует весьма
высокий уровень потребления, основные потребительские потребности значительной
части человечества не удовлетворяются. Это обусловливает чрезмерный спрос и
нерациональный образ жизни среди богатых слоев населения, что приводит к
чрезвычайно высокой нагрузке на окружающую среду. В то же время бедные слои
населения не в состоянии удовлетворить свои потребности в продовольствии,
медицинском обслуживании, жилье и образовании. Для изменения структур
потребления потребуется комплексная стратегия, направленная на изменение
структуры спроса, удовлетворение основных потребностей бедных слоев населения и
сокращение потерь и использования ограниченных ресурсов в процессе производства.
4.6. Растущее признание важного значения решения проблем потребления пока не
подкрепляется осознанием связанных с этим последствий. Ряд экономистов ставит
под сомнение традиционные концепции экономического роста и подчеркивает важное
значение достижения экономических целей, в которых бы учитывалась вся ценность
природного капитала. Необходимо больше знать о том, какое значение имеет
потребление для экономического роста и динамики населения, с тем чтобы
разрабатывать согласованную международную и национальную политику.
Цели
4.7. Необходимо принять меры, направленные на достижение следующих широких
целей:
- содействие созданию структур потребления и производства, которые
обеспечивают снижение экологического стресса и удовлетворение основных
потребностей человечества;
- обеспечение более глубокого понимания значения потребления и путей
создания более рациональных структур потребления.
Деятельность
а) Вопросы управления
Выработка международного подхода к формированию рациональных структур
потребления
4.8. В своих усилиях по решению проблем потребления и образа жизни в
контексте охраны окружающей среды и развития странам, в принципе, следует
ориентироваться на следующие основные цели:
- всем странам следует предпринимать усилия по формированию рациональных
структур потребления;
- промышленно развитым странам следует взять на себя роль лидера в
формировании рациональных структур потребления;
- в процессе своего развития развивающимся странам следует стремиться к
формированию рациональных структур потребления, обеспечивая удовлетворение
основных потребностей неимущих слоев населения и избегая в процессе своего
развития таких нерациональных структур, в частности в промышленно развитых
странах, которые, согласно общепризнанному мнению, создают чрезмерную угрозу
для окружающей среды, не эффективны и расточительны. Это требует расширения
технической и иной помощи со стороны промышленно развитых стран.
4.9. В процессе осуществления Повестки дня на ХХI век первоочередное внимание
следует уделять проведению оценки прогресса, достигнутого в деле формирования
рациональных структур потребления.
b) Данные и информация
Проведение исследований по проблемам потребления
4.10. В целях оказания поддержки осуществлению этой общей стратегии
правительствам и/или частным научно-исследовательским и научно-методическим
учреждениям при содействии региональных и международных экономических и
экологических организаций следует предпринимать согласованные усилия,
направленные на:
- расширение или наращивание потенциала баз данных о производстве и
потреблении и разработку методологии их анализа;
- определение характера взаимосвязи между производством и потреблением,
состоянием окружающей среды, адаптацией технологий и техническими
новшествами, экономическим ростом и развитием - с одной стороны, и
демографическими факторами - с другой;
- изучение воздействия осуществляемых структурных преобразований экономики
современных промышленно развитых стран, отказывающихся от материалоемкого
экономического роста;
- изучение возможностей обеспечения экономического роста и процветания при
сокращении потребления энергии и материалов и производства вредных веществ;
- определение сбалансированных глобальных структур потребления, которые
обеспечивали бы возможность использования ресурсов планеты на протяжении
длительного времени.
Разработка новых концепций устойчивого экономического роста и
процветания
4.11. Следует также рассмотреть вопрос о нынешних концепциях экономического
роста и необходимости разработки новых концепций обеспечения благосостояния и
процветания, которые позволили бы добиться более высокого жизненного уровня
посредством изменения образа жизни, в меньшей степени зависели бы от
ограниченных ресурсов планеты и в большей степени соответствовали ее
потенциальным возможностям. Это должно найти свое отражение в новых системах
национальных счетов и других показателях устойчивого развития.
с) Международное сотрудничество и координация
4.12. Несмотря на то, что для изучения экономических и демографических
факторов, а также факторов развития существуют соответствующие международные
механизмы, вопросам, касающимся структур производства и потребления, а также
вопросам обеспечения перехода к рациональному образу жизни и охраны окружающей
среды необходимо уделять большее внимание.
4.13. При осуществлении Повестки дня на ХХI век первоочередное внимание
следует уделять оценке роли и воздействия нерациональных структур производства и
потребления и нерационального образа жизни на обеспечение устойчивого развития.
Финансирование и оценка расходов
4.14. Секретариат Конференции пришел к выводу, что осуществление данной
программы вряд ли потребует значительного объема новых финансовых ресурсов.
В. Разработка национальной политики и стратегий,
призванных стимулировать изменение нерациональных структур потребления
Основа для деятельности
4.15. Достижение целей сохранения качества окружающей среды и обеспечения
устойчивого развития потребует повышения эффективности производства и изменения
структур потребления, с тем чтобы добиться оптимального использования ресурсов и
максимального сокращения отходов. Во многих случаях это потребует переориентации
нынешних структур производства и потребления, сложившихся в промышленно развитых
странах, которые, в свою очередь, перенимаются многими другими странами мира.
4.16. Вместе с тем в этой области можно добиться определенного прогресса
посредством усиления тех положительных тенденций и сдвигов, которые намечаются в
рамках процесса, призванного существенно изменить структуры потребления
различных отраслей промышленности, правительств, домашних хозяйств и отдельных
лиц.
Цели
4.17. В предстоящие годы правительствам совместно с соответствующими
организациями следует приложить усилия к достижению следующих целей:
- повышение эффективности производства и сокращение расточительного
потребления в процессе обеспечения экономического роста, учитывая при этом
потребности развития развивающихся стран;
- разработка основных направлений внутренней политики, которые
стимулировали бы переход к более рациональным структурам производства и
потребления;
- активная пропаганда системы ценностей, способствующей формированию
рациональных структур производства и потребления, а также укреплению
политики, стимулирующей передачу экологически чистой технологии
развивающимся странам.
Деятельность
а) Содействие более эффективному использованию энергии и ресурсов
4.18. Снижение энерго- и материалоемкости производства товаров и услуг может
способствовать уменьшению экологического стресса и повышению эффективности и
конкурентоспособности экономики и промышленного производства. Таким образом,
правительствам совместно с промышленным сектором следует активизировать усилия
по обеспечению экономически эффективного и экологически безопасного
использования энергии и ресурсов путем:
- поощрения распространения существующих экологически безопасных
технологий;
- содействия проведению научных исследований и разработок в области
экологически безопасных технологий;
- оказания помощи развивающимся странам в эффективном использовании этих
технологий и разработке технологий, рассчитанных на их конкретные условия;
- поощрения экологически безопасного использования новых и возобновляемых
источников энергии;
- поощрения экологически безопасного и устойчивого использования
возобновляемых природных ресурсов.
b) Максимальное сокращение производства отходов
4.19. В то же время обществу необходимо разработать эффективные способы
решения проблемы удаления отработанных продуктов и материалов, объем которых
постоянно возрастает. Правительствам совместно с промышленным сектором,
общинными структурами и общественностью следует принять согласованные меры по
сокращению объема производимых отходов и отработанных продуктов путем:
- поощрения рециркуляции отходов в процессах промышленного производства и
на уровне потребителя;
- сокращения расточительного использования материалов для упаковки готовой
продукции;
- содействия внедрению в производство более экологичной продукции.
с) Оказание помощи отдельным лицам и семьям в решении вопросов
экологически обоснованного потребительского выбора
4.20. Появление в последнее время во многих промышленно развитых странах
потребителей с более высоким уровнем экологического сознания в сочетании с
возросшей заинтересованностью ряда отраслей в производстве экологичных
потребительских товаров является существенным позитивным сдвигом, который
следует всемерно поощрять. Правительствам и международным организациям совместно
с частным сектором следует разработать критерии и методологию оценки
ресурсоемкости и экологического воздействия продуктов и процессов на протяжении
всего их жизненного цикла. Результаты таких оценок следует представлять в виде
четких и ясных показателей, с тем чтобы с их помощью информировать потребителей
и всех тех, на ком лежит ответственность за принятие решений.
4.21. Правительствам в сотрудничестве с промышленным сектором и другими
соответствующими группами следует поощрять расширение информационных программ,
предусматривающих введение экологической маркировки товаров и распространение
информации об экологических характеристиках реализуемой продукции, с тем чтобы
покупатели имели возможность делать сознательный выбор в отношении тех или иных
товаров.
4.22. Им также следует поощрять формирование информированных потребителей и
оказывать помощь отдельным потребителям и семьям в решении проблем выбора с
учетом экологических соображений путем:
- предоставления информации о последствиях различных вариантов потребления
и стилей потребительского поведения, с тем чтобы стимулировать спрос на
экологически безопасные товары и способы их использования;
- информирования потребителя о медицинских и экологических последствиях
использования различных товаров с помощью таких средств, как законодательные
акты о правах потребителей и экологическая маркировка товаров;
- поощрения конкретных программ, ориентированных на потребителя, таких,
как программы рециркуляции и системы возмещения платы за тару.
d) Проявление инициативы в рамках государственных закупок
4.23. Самим правительствам также следует занимать активную позицию в
формировании рациональных структур потребления, особенно в странах, в которых
государственный сектор играет важную роль в экономике и может оказать
существенное влияние на решения корпораций и мнение общественности. Таким
образом, им следует пересмотреть закупочную политику своих учреждений и
ведомств, с тем чтобы повысить там, где это возможно, значимость экологического
аспекта политики государственных закупок без ущерба для принципов международной
торговли.
е) Переход к ценообразованию, учитывающему экологические соображения
4.24. Вместе с тем в ближайшем будущем вряд ли можно ожидать значительных
изменений в структуре производства и потребления без таких дополнительных
стимулов, как цены и рыночная информация, благодаря которым производителям и
потребителям становятся понятными экологические последствия потребления энергии,
материалов и природных ресурсов, а также экологические последствия производства
отходов.
4.25. В использовании экономических рычагов для оказания воздействия на
поведение потребителей наметился определенный прогресс. К таким экономическим
рычагам относятся налоги и штрафы за нанесение ущерба окружающей среде, системы
возмещения платы за тару и т.д. Этот процесс следует поощрять, учитывая при этом
специфические условия каждой из стран.
f) Укрепление системы ценностей, способствующих рациональному
потреблению
4.26. Правительствам и организациям частного сектора следует оказывать
содействие развитию более позитивного восприятия общественностью концепции
рационального потребления посредством учебных и информационно-просветительских
программ и других средств, таких, как активное рекламирование товаров и услуг,
произведенных с помощью экологически чистой технологии, или стимулирования
рациональных структур производства и потребления. При проведении обзоров
осуществления Повестки дня на ХХI век должное внимание следует уделять оценке
прогресса, достигнутого в реализации такой национальной политики и стратегий.
Средства осуществления
4.27. Эта программа преимущественно связана с изменением нерациональных
структур производства и потребления и пропагандой системы ценностей, поощряющей
рациональный образ жизни и структуры потребления. Для ее осуществления
необходимы совместные усилия правительств, потребителей и производителей. Особое
внимание в этой программе следует уделять значительной роли женщин и домашних
хозяйств, выступающих в качестве потребителей, и потенциальному воздействию их
совокупной покупательной способности на экономику.
 |
Повестка Дня на XXI век |
 |
|