Общественный экологический Internet-проект EcoLife
[Начало] [Законодательство] [Методические материалы] [Экологические организации] [Образование] [Ссылки] [Мнение народа] [Структура сервера] [Наши координаты]
Образование
Предидущий документ Повестка Дня на XXI век Следующий документ

Глава 36. Содействие просвещению, информированию населения и подготвке кадров
Введение

36.1. Вопросы просвещения, расширения информированности населения и профессиональной подготовки связаны практически со всеми областями деятельности в рамках Повестки дня на ХХI век и еще более тесно связаны с вопросами удовлетворения основных потребностей, создания потенциала, с данными и информацией, наукой и ролью основных групп. В этой главе изложены предложения общего характера, а конкретные предложения, связанные с секторальными вопросами, содержатся в других главах. Декларация и рекомендации Тбилисской межправительственной конференции по окружающей среде и развитию1, организованной ЮНЕСКО и ЮНЕП и проведенной в 1977 году, содержат основные принципы, которые легли в основу предложений, представленных в настоящем документе.

36.2. Программными областями, изложенными в настоящей главе, являются:

  1. переориентация просвещения на вопросы устойчивого развития;
  2. расширение информированности населения;
  3. содействие профессиональной подготовке.
Программные области
А. Переориентация просвещения на устойчивое развитие
Основа для деятельности

36.3. Просвещение, включая формальное образование, повышение информированности населения и профессиональную подготовку, следует признать в качестве процесса, с помощью которого человек и общество могут в полной мере раскрыть свой потенциал. Просвещение имеет решающее значение для содействия устойчивому развитию и расширения возможностей стран в решении вопросов окружающей среды и развития. Хотя базовое образование обеспечивает основу для любой формы просвещения по вопросам окружающей среды и развития, последнее необходимо признать в качестве существенно важной части процесса познания. Как формальное, так и неформальное образование являются незаменимыми факторами для изменения подходов людей, с тем чтобы они имели возможность оценивать и решать стоящие перед ними проблемы в области устойчивого развития. Они также имеют решающее значение для обеспечения информированности по вопросам экологии и этики, формирования ценностей и подходов, привития навыков и поощрения поведения, совместимого с устойчивым развитием и в целях обеспечения эффективного участия населения в процессе принятия решений. Во имя эффективности просвещение по вопросам окружающей среды и развития должно касаться вопросов динамики физической/биологической и социально-экономической среды и развития (включая, возможно, духовное) человека, быть неотъемлемым элементом всех дисциплин и использовать все формальные и неформальные методы и эффективные средства коммуникации.

Цели

36.4. С учетом того, что страны, региональные и международные организации разработают свои собственные приоритеты и планы в отношении осуществления деятельности в соответствии со своими потребностями, политикой и программами, предлагаются следующие цели:

  1. одобрить рекомендации, принятые на Всемирной конференции "Образование для всех: удовлетворение потребностей в базовом обучении"2 (Джомтьен, Таиланд, 5-9 марта 1990 года), и стремиться к обеспечению всеобщего доступа к базовому образованию и достичь охвата начальным образованием по меньшей мере 80 процентов девочек и 80 процентов мальчиков начальных классов при помощи формального школьного и неформального образования и снизить уровень неграмотности среди взрослых по меньшей мере наполовину по сравнению с уровнем 1990 года. Усилия должны быть сконцентрированы на сокращении высокого уровня неграмотности и восполнении пробелов в базовом образовании среди женщин и должны привести уровень грамотности женщин в соответствие с уровнем мужчин;
  2. как можно скорее добиться повышения информированности по вопросам окружающей среды и развития во всех слоях общества в мировых масштабах;
  3. обеспечить доступность связанного с социальным образованием просвещения по вопросам окружающей среды и развития от младшего школьного возраста до зрелого возраста во всех слоях населения;
  4. содействовать включению концепций в области окружающей среды и развития, включая демографию, во все учебные программы, в частности анализ причин возникновения серьезных проблем в области окружающей среды и развития в местном контексте, используя наиболее точные научные данные и другие соответствующие источники знаний и уделяя особое внимание дальнейшей профессиональной подготовке лиц, ответственных за принятие решений на всех уровнях.

Деятельность

36.5. С учетом того, что страны и региональные и международные организации разработают свои собственные приоритеты и планы в отношении осуществления деятельности в соответствии со своими потребностями, политикой и программами, предлагаются следующие мероприятия:

  1. всем странам предлагается одобрить рекомендации Джомтьенской конференции и стремиться обеспечить применение ее Рамок действий. Это подразумевает разработку национальных стратегий и мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей в базовом обучении, обеспечение всеобщего доступа и содействие равенству, расширение средств и охвата образования, создание благоприятных политических условий, мобилизацию ресурсов и укрепление международного сотрудничества в целях устранения существующего экономического и социального неравенства, а также неравенства, связанного с принадлежностью к тому или иному полу, которое препятствует достижению этих целей. Неправительственные организации могут внести важный вклад в разработку и осуществление учебных программ и должны пользоваться признанием;
  2. в течение следующих трех лет правительствам следует принять меры по подготовке или обновлению стратегий, направленных на включение окружающей среды и развития в качестве центрального вопроса в рамках учебной деятельности на всех уровнях. Эта деятельность должна осуществляться в сотрудничестве со всеми секторами общества. В этих стратегиях должны быть изложены политика и мероприятия и определены потребности, расходы, средства и графики их осуществления, оценки и обзора. Необходимо провести тщательный анализ учебных программ в целях обеспечения многодисциплинарного подхода с учетом вопросов окружающей среды и развития и их социально-культурных и демографических аспектов и связей. Должное внимание необходимо уделить определенным на уровне общин потребностям и различным системам получения знаний, включая научный, культурный и социальный аспекты;
  3. странам предлагается создать консультативные национальные координационные органы по вопросам экологического просвещения или провести "круглые столы" с участием представителей различных экологических организаций, организаций по вопросам развития, просветительских, женских и других организаций, включая неправительственные организации, в целях поощрения партнерства и содействия в деле мобилизации ресурсов. Эти органы будут служить источником информации и выступать в роли координационных центров по международным связям. Они будут содействовать мобилизации и облегчению участия различных групп населения и общин в деле оценки их потребностей и развития необходимых навыков для разработки и осуществления своих собственных инициатив в области окружающей среды и развития;
  4. органам, ответственным за вопросы образования, при соответствующей помощи со стороны общинных групп неправительственных организаций, рекомендуется оказывать содействие в проведении или разработке программ предварительной профессиональной подготовки и повышения квалификации по месту работы для всех преподавателей школ, администраторов и плановиков в области образования, а также лиц, обеспечивающих неформальное образование во всех секторах. В этих программах рассматривались бы характер и методы просвещения по вопросам окружающей среды и развития и использовался бы соответствующий опыт неправительственных организаций;
  5. соответствующим органам следует обеспечить оказание помощи каждой школе в деле подготовки рабочих планов деятельности в области окружающей среды с участием учащихся и преподавателей. Школы должны привлекать учащихся к участию в местных и региональных исследованиях по вопросам санитарного состояния окружающей среды, включая снабжение питьевой водой, санитарию, продовольствие и экосистемы, и в соответствующих мероприятиях, связывая эти исследования с вопросами содержания национальных парков, заповедников, экологических памятников и т.п. и проведением в них научных исследований;
  6. органы, ответственные за вопросы образования, должны содействовать распространению проверенных учебных методик и разработке новаторских методов обучения в классах. Они также должны признавать соответствующие традиционные учебные системы в местных общинах;
  7. в течение двух лет система Организации Объединенных Наций должна провести всеобъемлющий обзор своих учебных программ, включая вопросы профессиональной подготовки и информированности населения, переоценку приоритетов и перераспределение ресурсов. Международной программе по экологическому образованию ЮНЕСКО/ЮНЕП следует в сотрудничестве с соответствующими органами системы Организации Объединенных Наций, правительствами, неправительственными организациями и другими подразделениями разработать в течение двух лет программу, которая обеспечила бы учет решений Конференции в рамках существующих структур Организации Объединенных Наций, адаптированных к потребностям преподавателей на различных уровнях и в различных условиях. Необходимо оказать содействие региональным организациями и национальным органам в деле разработки аналогичных параллельных программ и мероприятий путем проведения анализа по вопросу о том, каким образом можно мобилизовать различные слои населения в целях оценки и удовлетворения их потребностей в области просвещения по вопросам окружающей среды и развития;
  8. необходимо расширить в течение пяти лет обмен информацией путем развития технологий и потенциала, необходимых для содействия просвещению по вопросам окружающей среды и развития и повышению информированности населения. Странам следует сотрудничать друг с другом и с различными социальными секторами и группами населения в деле подготовки учебных пособий, затрагивающих региональные проблемы и инициативы в области окружающей среды и развития, с использованием учебных материалов и ресурсов, отвечающих их потребностям;
  9. страны могли бы оказывать поддержку университетам и другим высшим учебным заведениям и сетям в области просвещения по вопросам окружающей среды и развития. Междисциплинарные курсы могли бы быть обеспечены всем студентам. Необходимо расширять существующие региональные сети и мероприятия, а также деятельность национальных университетов, которые способствуют научным исследованиям и развивают единую методику подхода к вопросам устойчивого развития; необходимо устанавливать новые партнерские связи и контакты с деловыми и другими независимыми секторами, а также со всеми странами в целях передачи технологии, "ноу-хау" и знаний;
  10. при поддержке международных организаций, неправительственных организаций и других секторов страны могли бы укрепить или создать национальные или региональные центры передовых знаний по вопросам окружающей среды и развития в рамках междисциплинарных научных исследований и просвещения в области экологических наук, права и рационального решения конкретных экологических проблем. Такими центрами могли бы стать университеты или существующие сети в каждой стране или регионе, содействуя совместным научным исследованиям, а также распространению информации и обмену ею. На глобальном уровне эти функции должны выполняться соответствующими учреждениями;
  11. странам следует поощрять и развивать деятельность в области неформального образования на местном, региональном и национальном уровнях, сотрудничая с лицами, занимающимися вопросами неформального образования, и другими общинными организациями, а также оказывая им поддержку. Соответствующие органы системы Организации Объединенных Наций в сотрудничестве с неправительственными организациями должны поощрять развитие международной сети для достижения глобальных целей в области образования. На национальном и местном уровнях необходимо проводить общественные и научные форумы для обсуждения вопросов окружающей среды и развития и выработки альтернативных предложений для директивных органов;
  12. органам, ответственным за вопросы образования, при соответствующей поддержке со стороны неправительственных организаций, включая женские организации и организации коренных народов, следует содействовать проведению всех видов программ образования взрослых, чтобы обеспечить непрерывность образования в области окружающей среды и развития, осуществляя эти мероприятия на основе деятельности начальных/средних школ и в рамках решения местных проблем. Эти органы и промышленные круги должны поощрять школы бизнеса, равно как и промышленные и сельскохозяйственные школы к тому, чтобы они включали эти темы в свои учебные программы. Промышленные корпорации должны включать вопросы устойчивого развития в свои программы в области образования и профессиональной подготовки. Программы на послеуниверситетском уровне должны включать конкретные курсы, направленные на дальнейшую подготовку лиц, ответственных за принятие решений;
  13. правительствам и органам, ответственным за вопросы образования, следует обеспечивать более широкие возможности для женщин в нетрадиционных областях и устранять существующие в учебных программах стереотипы в отношении женщин. Этого можно добиться путем расширения возможностей получения образования, включения женщин в программы высокого уровня в качестве студентов и преподавателей, изменения политики приема и комплектования преподавательскими кадрами и создания стимулов путем организации центров по уходу за детьми. Первоочередное внимание необходимо уделять вопросам просвещения молодых женщин и программам, направленным на повышение уровня грамотности женщин;
  14. правительствам следует подтвердить права коренных народов, если необходимо - законодательным образом, с тем чтобы их опыт и понимание концепции устойчивого развития использовались в качестве составной части мероприятий в области просвещения и профессиональной подготовки;
  15. Организация Объединенных Наций могла бы выполнять контрольную и оценочную функцию в отношении решений Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию, касающихся вопросов просвещения и информированности, через посредство соответствующих учреждений Организации Объединенных Наций. При содействии правительств и неправительственных организаций, по мере необходимости, она должна представлять и распространять решения в различных формах и обеспечивать непрерывное осуществление и обзор последствий решений Конференции для вопросов просвещения, в частности на основе проведения соответствующих мероприятий и конференций.

Средства осуществления

Финансирование и оценка расходов

36.6. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программной области составит приблизительно 8-9 млрд. долл. США, включая сумму в приблизительно 3,5-4,5 млрд. долл. США, предоставляемых международным сообществом на безвозмездной или льготной основе. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

36.7. С учетом конкретного положения в странах более широкая поддержка мероприятий в области просвещения, подготовки кадров и повышения информированности населения, имеющих отношение к окружающей среде и развитию, могла бы предоставляться в соответствующих случаях путем принятия следующих мер:

  1. придание более приоритетного значения этим секторам при распределении бюджетных средств, обеспечение их защиты от структурных сокращений;
  2. перераспределение средств в рамках существующих бюджетов на цели образования в пользу начального образования, с уделением особого внимания вопросам окружающей среды и развития;
  3. содействие созданию условий, при которых большая часть расходов покрывается местными общинами, а более богатые общины оказывают помощь более бедным;
  4. получение дополнительных средств от частных доноров, концентрируя внимание на наиболее бедных странах и тех странах, уровень грамотности в которых ниже 40 процентов;
  5. содействие списанию части задолженности в обмен на выделение средств на цели образования;
  6. отмена ограничений на создание частных школ и увеличение объема средств, поступающих от неправительственных организаций и неправительственным организациям, включая мелкие низовые организации;
  7. содействие эффективному использованию существующих возможностей, например, обучение в школах в несколько смен, более широкое использование открытых университетов и других методов заочного обучения;
  8. содействие использованию средств массовой информации для целей просвещения при низком уровне расходов или бесплатно;
  9. поощрение партнерских связей между университетами в развитых и развивающихся странах.
В. Расширение информированности населения
Основа для деятельности

36.8. До сих пор бытует довольно распространенное непонимание взаимосвязи между всеми видами деятельности человека и окружающей средой, что объясняется неточной или недостаточной информацией. Особую нехватку соответствующих технологий и специальных знаний испытывают развивающиеся страны. Необходимо повысить уровень понимания населением проблем окружающей среды и развития, развить чувство причастности к их решениям и достичь большей заинтересованности в процессе устойчивого развития и приверженности его обеспечению.

Цели

36.9. Цель заключается в содействии широкой информированности населения, которая является неотъемлемой частью глобальных усилий в области просвещения, направленных на укрепление подходов, ценностей и мероприятий, совместимых с устойчивым развитием. Важно подчеркнуть принцип передачи полномочий, отчетности и ресурсов на наиболее подходящий уровень, причем предпочтение следует отдавать ответственности и контролю местных органов за деятельность по повышению информированности населения.

Деятельность

36.10. С учетом того, что страны, региональные и международные организации разработают свои собственные приоритеты и планы в отношении осуществления деятельности в соответствии со своими потребностями, политикой и программами, предлагаются следующие мероприятия:

  1. странам следует укрепить существующие консультативные органы или создать новые органы в целях распространения общественной информации по вопросам окружающей среды и развития и координировать деятельность, в частности, с Организацией Объединенных Наций, неправительственными организациями и важными средствами массовой информации. Они должны поощрять участие населения в обсуждении политики и оценок в области окружающей среды. Правительства должны также оказывать содействие и поддержку в деле передачи информации с национального уровня на местный через посредство существующих сетей;
  2. системе Организации Объединенных Наций следует совершенствовать свои связи с широкими слоями населения в ходе обзора своей деятельности в области просвещения и повышения информированности населения в целях содействия более активному участию и координации всех частей системы, в особенности ее информационных органов и региональных и страновых операций. Необходимо проводить систематические обследования результативности кампаний по повышению информированности населения, учитывая потребности и вклад конкретных общинных групп;
  3. следует, по возможности, поощрять страны и региональные организации оказывать услуги в области распространения общественной информации по вопросам окружающей среды и развития в целях повышения информированности всех групп, частного сектора и особенно директивных органов;
  4. странам следует создавать стимулы для учебных заведений всех уровней, в особенности высших учебных заведений, с тем чтобы они вносили более весомый вклад в расширение информированности населения. Учебные материалы всех видов и для всех аудиторий должны основываться на самой точной имеющейся научной информации, включая естественные, психологические и социальные науки, с учетом эстетических и этических факторов;
  5. странам и системе Организации Объединенных Наций следует развивать отношения сотрудничества со средствами массовой информации, популярными театральными группами, а также индустрией развлечений и рекламными агентствами на основе проведения дискуссий в целях мобилизации их опыта в деле формирования у населения моделей поведения и потребления и широкого использования их методов. Такое сотрудничество также расширит активное участие населения в обсуждении вопросов окружающей среды. ЮНИСЕФ должен разработать рассчитанный на детей материал для средств массовой информации в качестве учебного средства, обеспечивая тесное сотрудничество между внешкольным сектором общественной информации и школьной учебной программой - начиная с уровня начального образования. ЮНЕСКО, ЮНЕП и университеты должны расширять планы предварительной учебной подготовки журналистов по вопросам окружающей среды и развития;
  6. в сотрудничестве с научными кругами странам следует разработать пути использования современных технологий коммуникации в целях эффективного охвата всех слоев населения. Национальные и местные органы, ответственные за вопросы образования, и соответствующие организации Организации Объединенных Наций должны, по возможности, более широко применять аудиовизуальные методы, особенно в сельских районах в рамках мобильных групп, путем подготовки с участием местных кадров теле- и радиопрограмм для развивающихся стран, на основе использования методов взаимодействия различных средств массовой информации и сочетания передовой методики с народными средствами информации;
  7. странам следует, по возможности, оказывать поддержку связанным с экологией мероприятиям в области отдыха и туризма на основе Гаагской декларации по туризму (1989 год) и текущих программ Всемирной туристской организации и ЮНЕП, должным образом используя музеи, исторические памятники, зоопарки, ботанические сады, национальные парки и другие охраняемые районы;
  8. странам следует поощрять расширение участия неправительственных организаций в решении проблем в области окружающей среды и развития на основе осуществления совместных инициатив в области повышения информированности населения и улучшения механизмов взаимодействия с другими слоями общества;
  9. странам и системе Организации Объединенных Наций следует расширять взаимодействие с коренными народами и, по возможности, привлекать их к деятельности по рациональному использованию, планированию и развитию в области окружающей среды в районах их проживания и содействовать распространению традиционных и приобретенных в процессе социального развития знаний с помощью средств, основанных на местных обычаях, в особенности в сельских районах, сочетая эти усилия, при необходимости, с использованием электронных средств массовой информации;
  10. ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ПРООН и неправительственным организациям следует разработать вспомогательные программы, предусматривающие приобщение молодежи и детей к рассмотрению вопросов окружающей среды и развития, такие, как детские и молодежные слушания, проводимые на основе решений Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей (А/45/625, приложение);
  11. странам, Организации Объединенных Наций и неправительственным организациям следует содействовать мобилизации мужчин и женщин в рамках кампаний по расширению информированности населения, подчеркивая роль семьи в деятельности по охране окружающей среды, вклад женщин в передачу знаний и социальных ценностей, а также развития людских ресурсов;
  12. необходимо содействовать повышению информированности населения в отношении последствий насилия в обществе.

Средства осуществления

Финансирование и оценка расходов

36.11. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программной области составит около 1,2 млрд. долл. США, включая около 110 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом на безвозмездной или льготной основе. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

С. Содействие профессиональной подготовке
Основа для деятельности

36.12. Профессиональная подготовка является одним из наиболее важных средств развития людских ресурсов, содействующих переходу к более устойчивому миру. Она должна иметь конкретную профессиональную направленность с целью заполнения пробелов в знаниях и навыках, что помогло бы людям найти работу и принять участие в мероприятиях, касающихся окружающей среды и развития. В то же время программы профессиональной подготовки должны способствовать повышению информированности в вопросах окружающей среды и развития в качестве двустороннего учебного процесса.

Цели

36.13. Предлагаются следующие цели:

  1. создать или укрепить программы профессионально-технической подготовки, которые удовлетворяют потребностям в области окружающей среды и развития и обеспечивают доступ к возможностям получения профессиональной подготовки, независимо от общественного положения, возраста, пола, расы или религии;
  2. содействовать подготовке гибкой и готовой трудиться в различных условиях рабочей силы, состоящей из представителей различных возрастных групп, которые в состоянии решать всевозрастающие проблемы в области окружающей среды и развития и вопросы, возникающие в результате перехода к устойчивому обществу;
  3. укрепить национальный потенциал, особенно в области научной и профессиональной подготовки, с тем чтобы дать возможность правительствам, работодателям и рабочим выполнять свои задачи в области окружающей среды и развития и облегчить передачу и использование новой безопасной в экологическом и социальном отношениях соответствующей технологии и "ноу-хау";
  4. обеспечить учет соображений, касающихся окружающей среды и экологии человека, на всех управленческих уровнях и во всех функциональных областях управления, таких, как система сбыта, производство и финансирование.

Деятельность

36.14. При поддержке системы Организации Объединенных Наций странам следует определить потребности в области профессиональной подготовки рабочей силы и произвести оценку мер, которые необходимо принять для удовлетворения этих потребностей. Система Организации Объединенных Наций могла бы провести обзор прогресса, достигнутого в этой области, в 1995 году.

36.15. Национальные профессиональные ассоциации следует поощрять к разработке и проведению обзора своих кодексов этики и поведения в целях более широкого учета вопросов, касающихся окружающей среды, и укрепления готовности к их решению. Компоненты финансируемых профессиональными органами программ, касающиеся профессиональной подготовки и повышения квалификации, должны обеспечивать включение навыков и информации о деятельности в области устойчивого развития на всех уровнях разработки политики и принятия решений.

36.16. Странам и учебным заведениям следует включить вопросы окружающей среды и развития в существующие учебные программы и содействовать обмену методологиями и оценками.

36.17. Странам следует поощрять все секторы общества, такие, как промышленность, университеты, правительственные должностные лица и служащие, неправительственные организации и общинные организации, включать компонент рационального использования окружающей среды во все соответствующие мероприятия учебной подготовки, уделяя особое внимание удовлетворению непосредственных потребностей в профессиональной подготовке в рамках краткосрочной формальной подготовки и профессионально-технической и управленческой подготовки без отрыва от производства. Необходимо расширить возможности профессиональной подготовки по вопросам рационального использования ресурсов окружающей среды и создать специализированные программы "профессиональной подготовки инструкторов" в целях поддержки профессиональной подготовки на национальном уровне и уровне отдельных предприятий. Необходимо разработать новые учебные подходы к существующей безопасной в экологическом отношении практике, которые создали бы рабочие места и в максимальной степени использовали бы методы, основывающиеся на применении местных ресурсов.

36.18. Странам следует укрепить или создать программы практической подготовки для выпускников профессионально-технических школ, средних школ и университетов во всех странах, с тем чтобы они соответствовали потребностям рынка рабочей силы и могли рассчитывать на твердые заработки. Необходимо разработать программы профессиональной подготовки и переподготовки в соответствии с потребностями структурной перестройки, отражающейся на условиях занятости и профессиональной квалификации.

36.19. Правительствам следует консультироваться с лицами, находящимися в изоляции, будь то в географическом, культурном или социальном плане, в целях выяснения их потребностей в профессиональной подготовке, с тем чтобы предоставить им возможность в большей мере вносить свой вклад в развитие устойчивой рабочей практики и образа жизни.

36.20. Правительствам, промышленникам, профсоюзам и потребителям следует содействовать пониманию взаимозависимости между надлежащим состоянием окружающей среды и надлежащей деловой практикой.

36.21. Правительствам следует создать службу подготовленных и нанятых на местах технических работников по вопросам окружающей среды для предоставления местному населению и общинам, в частности в неблагополучных городских и сельских районах, необходимых услуг, начиная с элементарной заботы об охране природы.

36.22. Странам следует расширять возможности получения доступа к информации и знаниям по вопросам окружающей среды и развития и их анализа и эффективного использования. Необходимо укрепить существующие или вновь созданные программы специальной подготовки с целью удовлетворения информационных потребностей особых групп. Необходимо провести оценку воздействия этих программ на производительность, состояние здоровья, безопасность и занятость. Необходимо разработать национальные и региональные системы данных о рынках труда в сфере охраны природы, которые обеспечивали бы на постоянной основе информацию о возможностях занятости и профессиональной подготовки в этой области. Необходимо подготовить и обновить учебные пособия по вопросам профессиональной подготовки в области окружающей среды и развития, в которых содержалась бы информация об учебных программах и планах, методологиях и результатах оценки на местном, национальном, региональном и международном уровнях.

36.23. Учреждениям по оказанию помощи следует укрепить компонент профессиональной подготовки во всех проектах в области развития, уделяя особое внимание многодисциплинарному подходу, повышению информированности и обеспечению необходимых профессиональных знаний для перехода к устойчивому обществу. Достижению этой цели могут способствовать руководящие принципы ПРООН по вопросам рационального использования окружающей среды в рамках оперативной деятельности системы Организации Объединенных Наций.

36.24. Существующим сетям организаций работодателей и трудящихся, промышленным ассоциациям и неправительственным организациям следует облегчать обмен опытом, полученным при проведении программ профессиональной подготовки и повышения информированности.

36.25. Правительствам, в сотрудничестве с соответствующими международными организациями, следует разработать и осуществлять стратегии в целях устранения экологических угроз и чрезвычайных ситуаций на национальном, региональном и местном уровнях, уделяя особое внимание осуществлению в кратчайшие сроки программ практической подготовки и информированности в целях повышения готовности населения.

36.26. Системе Организации Объединенных Наций, по мере необходимости, следует расширить свои программы профессиональной подготовки, в особенности подготовки по вопросам окружающей среды и вспомогательных мероприятий для организаций работодателей и трудящихся.

Средства осуществления

Финансирование и оценка расходов

36.27. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программной области составит около 5 млрд. долл. США, включая около 2 млрд. долл. США, предоставляемых международным сообществом на безвозмездной или льготной основе. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

ПРИМЕЧАНИЯ
    1 Межправительственная конференция по окружающей среде и развитию:
    заключительный доклад (Париж, ЮНЕСКО, 1978 год), глава III.

    2 Finаl Rероrt оf thе Wоrld Соnfеrеnсе оn Еduсаtiоn fоr Аll:
    Мееting Ваsiс Lеаrning Nееds, Jоmtiеn, Тhаilаnd, 5-9 Маrсh 1990 (Nеw Yоrk, Intеr-Аgеnсу Соmmissiоn (UNDР, UNЕSСО, UNIСЕF, Wоrld Ваnk) fоr thе Wоrld Соnfеrеnсе оn Еduсаtiоn fоr Аll, 1990).
Предидущий документ Повестка Дня на XXI век Следующий документ
Ищу друга
[Начало] [Законодательство] [Методические материалы] [Экологические организации] [Образование] [Ссылки] [Мнение народа] [Структура сервера] [Наши координаты]
© EcoLife 2001 [webmaster@ecolife.org.ua]
заочное обучение в москве