 |
Повестка Дня на XXI век |
 |
Глава 36. Содействие просвещению, информированию населения и подготвке кадров
Введение
36.1. Вопросы просвещения, расширения информированности населения и
профессиональной подготовки связаны практически со всеми областями деятельности
в рамках Повестки дня на ХХI век и еще более тесно связаны с вопросами
удовлетворения основных потребностей, создания потенциала, с данными и
информацией, наукой и ролью основных групп. В этой главе изложены предложения
общего характера, а конкретные предложения, связанные с секторальными вопросами,
содержатся в других главах. Декларация и рекомендации Тбилисской
межправительственной конференции по окружающей среде и развитию1, организованной ЮНЕСКО и ЮНЕП и проведенной в 1977 году,
содержат основные принципы, которые легли в основу предложений, представленных в
настоящем документе.
36.2. Программными областями, изложенными в настоящей главе, являются:
- переориентация просвещения на вопросы устойчивого
развития;
- расширение информированности населения;
- содействие профессиональной подготовке.
Программные области
А. Переориентация просвещения на устойчивое развитие
Основа для деятельности
36.3. Просвещение, включая формальное образование, повышение
информированности населения и профессиональную подготовку, следует признать в
качестве процесса, с помощью которого человек и общество могут в полной мере
раскрыть свой потенциал. Просвещение имеет решающее значение для содействия
устойчивому развитию и расширения возможностей стран в решении вопросов
окружающей среды и развития. Хотя базовое образование обеспечивает основу для
любой формы просвещения по вопросам окружающей среды и развития, последнее
необходимо признать в качестве существенно важной части процесса познания. Как
формальное, так и неформальное образование являются незаменимыми факторами для
изменения подходов людей, с тем чтобы они имели возможность оценивать и решать
стоящие перед ними проблемы в области устойчивого развития. Они также имеют
решающее значение для обеспечения информированности по вопросам экологии и
этики, формирования ценностей и подходов, привития навыков и поощрения
поведения, совместимого с устойчивым развитием и в целях обеспечения
эффективного участия населения в процессе принятия решений. Во имя эффективности
просвещение по вопросам окружающей среды и развития должно касаться вопросов
динамики физической/биологической и социально-экономической среды и развития
(включая, возможно, духовное) человека, быть неотъемлемым элементом всех
дисциплин и использовать все формальные и неформальные методы и эффективные
средства коммуникации.
Цели
36.4. С учетом того, что страны, региональные и международные организации
разработают свои собственные приоритеты и планы в отношении осуществления
деятельности в соответствии со своими потребностями, политикой и программами,
предлагаются следующие цели:
- одобрить рекомендации, принятые на Всемирной конференции
"Образование для всех: удовлетворение потребностей в базовом
обучении"2 (Джомтьен, Таиланд, 5-9 марта 1990 года),
и стремиться к обеспечению всеобщего доступа к базовому образованию и
достичь охвата начальным образованием по меньшей мере 80 процентов девочек и
80 процентов мальчиков начальных классов при помощи формального школьного и
неформального образования и снизить уровень неграмотности среди взрослых по
меньшей мере наполовину по сравнению с уровнем 1990 года. Усилия должны быть
сконцентрированы на сокращении высокого уровня неграмотности и восполнении
пробелов в базовом образовании среди женщин и должны привести уровень
грамотности женщин в соответствие с уровнем мужчин;
- как можно скорее добиться повышения информированности по вопросам
окружающей среды и развития во всех слоях общества в мировых масштабах;
- обеспечить доступность связанного с социальным образованием просвещения
по вопросам окружающей среды и развития от младшего школьного возраста до
зрелого возраста во всех слоях населения;
- содействовать включению концепций в области окружающей среды и развития,
включая демографию, во все учебные программы, в частности анализ причин
возникновения серьезных проблем в области окружающей среды и развития в
местном контексте, используя наиболее точные научные данные и другие
соответствующие источники знаний и уделяя особое внимание дальнейшей
профессиональной подготовке лиц, ответственных за принятие решений на всех
уровнях.
Деятельность
36.5. С учетом того, что страны и региональные и международные организации
разработают свои собственные приоритеты и планы в отношении осуществления
деятельности в соответствии со своими потребностями, политикой и программами,
предлагаются следующие мероприятия:
- всем странам предлагается одобрить рекомендации Джомтьенской конференции
и стремиться обеспечить применение ее Рамок действий. Это подразумевает
разработку национальных стратегий и мероприятий, направленных на
удовлетворение потребностей в базовом обучении, обеспечение всеобщего
доступа и содействие равенству, расширение средств и охвата образования,
создание благоприятных политических условий, мобилизацию ресурсов и
укрепление международного сотрудничества в целях устранения существующего
экономического и социального неравенства, а также неравенства, связанного с
принадлежностью к тому или иному полу, которое препятствует достижению этих
целей. Неправительственные организации могут внести важный вклад в
разработку и осуществление учебных программ и должны пользоваться
признанием;
- в течение следующих трех лет правительствам следует принять меры по
подготовке или обновлению стратегий, направленных на включение окружающей
среды и развития в качестве центрального вопроса в рамках учебной
деятельности на всех уровнях. Эта деятельность должна осуществляться в
сотрудничестве со всеми секторами общества. В этих стратегиях должны быть
изложены политика и мероприятия и определены потребности, расходы, средства
и графики их осуществления, оценки и обзора. Необходимо провести тщательный
анализ учебных программ в целях обеспечения многодисциплинарного подхода с
учетом вопросов окружающей среды и развития и их социально-культурных и
демографических аспектов и связей. Должное внимание необходимо уделить
определенным на уровне общин потребностям и различным системам получения
знаний, включая научный, культурный и социальный аспекты;
- странам предлагается создать консультативные национальные
координационные органы по вопросам экологического просвещения или провести
"круглые столы" с участием представителей различных экологических
организаций, организаций по вопросам развития, просветительских, женских и
других организаций, включая неправительственные организации, в целях
поощрения партнерства и содействия в деле мобилизации ресурсов. Эти органы
будут служить источником информации и выступать в роли координационных
центров по международным связям. Они будут содействовать мобилизации и
облегчению участия различных групп населения и общин в деле оценки их
потребностей и развития необходимых навыков для разработки и осуществления
своих собственных инициатив в области окружающей среды и развития;
- органам, ответственным за вопросы образования, при соответствующей
помощи со стороны общинных групп неправительственных организаций,
рекомендуется оказывать содействие в проведении или разработке программ
предварительной профессиональной подготовки и повышения квалификации по
месту работы для всех преподавателей школ, администраторов и плановиков в
области образования, а также лиц, обеспечивающих неформальное образование во
всех секторах. В этих программах рассматривались бы характер и методы
просвещения по вопросам окружающей среды и развития и использовался бы
соответствующий опыт неправительственных организаций;
- соответствующим органам следует обеспечить оказание помощи каждой школе
в деле подготовки рабочих планов деятельности в области окружающей среды с
участием учащихся и преподавателей. Школы должны привлекать учащихся к
участию в местных и региональных исследованиях по вопросам санитарного
состояния окружающей среды, включая снабжение питьевой водой, санитарию,
продовольствие и экосистемы, и в соответствующих мероприятиях, связывая эти
исследования с вопросами содержания национальных парков, заповедников,
экологических памятников и т.п. и проведением в них научных исследований;
- органы, ответственные за вопросы образования, должны содействовать
распространению проверенных учебных методик и разработке новаторских методов
обучения в классах. Они также должны признавать соответствующие традиционные
учебные системы в местных общинах;
- в течение двух лет система Организации Объединенных Наций должна
провести всеобъемлющий обзор своих учебных программ, включая вопросы
профессиональной подготовки и информированности населения, переоценку
приоритетов и перераспределение ресурсов. Международной программе по
экологическому образованию ЮНЕСКО/ЮНЕП следует в сотрудничестве с
соответствующими органами системы Организации Объединенных Наций,
правительствами, неправительственными организациями и другими
подразделениями разработать в течение двух лет программу, которая обеспечила
бы учет решений Конференции в рамках существующих структур Организации
Объединенных Наций, адаптированных к потребностям преподавателей на
различных уровнях и в различных условиях. Необходимо оказать содействие
региональным организациями и национальным органам в деле разработки
аналогичных параллельных программ и мероприятий путем проведения анализа по
вопросу о том, каким образом можно мобилизовать различные слои населения в
целях оценки и удовлетворения их потребностей в области просвещения по
вопросам окружающей среды и развития;
- необходимо расширить в течение пяти лет обмен информацией путем развития
технологий и потенциала, необходимых для содействия просвещению по вопросам
окружающей среды и развития и повышению информированности населения. Странам
следует сотрудничать друг с другом и с различными социальными секторами и
группами населения в деле подготовки учебных пособий, затрагивающих
региональные проблемы и инициативы в области окружающей среды и развития, с
использованием учебных материалов и ресурсов, отвечающих их потребностям;
- страны могли бы оказывать поддержку университетам и другим высшим
учебным заведениям и сетям в области просвещения по вопросам окружающей
среды и развития. Междисциплинарные курсы могли бы быть обеспечены всем
студентам. Необходимо расширять существующие региональные сети и
мероприятия, а также деятельность национальных университетов, которые
способствуют научным исследованиям и развивают единую методику подхода к
вопросам устойчивого развития; необходимо устанавливать новые партнерские
связи и контакты с деловыми и другими независимыми секторами, а также со
всеми странами в целях передачи технологии, "ноу-хау" и знаний;
- при поддержке международных организаций, неправительственных организаций
и других секторов страны могли бы укрепить или создать национальные или
региональные центры передовых знаний по вопросам окружающей среды и развития
в рамках междисциплинарных научных исследований и просвещения в области
экологических наук, права и рационального решения конкретных экологических
проблем. Такими центрами могли бы стать университеты или существующие сети в
каждой стране или регионе, содействуя совместным научным исследованиям, а
также распространению информации и обмену ею. На глобальном уровне эти
функции должны выполняться соответствующими учреждениями;
- странам следует поощрять и развивать деятельность в области
неформального образования на местном, региональном и национальном уровнях,
сотрудничая с лицами, занимающимися вопросами неформального образования, и
другими общинными организациями, а также оказывая им поддержку.
Соответствующие органы системы Организации Объединенных Наций в
сотрудничестве с неправительственными организациями должны поощрять развитие
международной сети для достижения глобальных целей в области образования. На
национальном и местном уровнях необходимо проводить общественные и научные
форумы для обсуждения вопросов окружающей среды и развития и выработки
альтернативных предложений для директивных органов;
- органам, ответственным за вопросы образования, при соответствующей
поддержке со стороны неправительственных организаций, включая женские
организации и организации коренных народов, следует содействовать проведению
всех видов программ образования взрослых, чтобы обеспечить непрерывность
образования в области окружающей среды и развития, осуществляя эти
мероприятия на основе деятельности начальных/средних школ и в рамках решения
местных проблем. Эти органы и промышленные круги должны поощрять школы
бизнеса, равно как и промышленные и сельскохозяйственные школы к тому, чтобы
они включали эти темы в свои учебные программы. Промышленные корпорации
должны включать вопросы устойчивого развития в свои программы в области
образования и профессиональной подготовки. Программы на послеуниверситетском
уровне должны включать конкретные курсы, направленные на дальнейшую
подготовку лиц, ответственных за принятие решений;
- правительствам и органам, ответственным за вопросы образования, следует
обеспечивать более широкие возможности для женщин в нетрадиционных областях
и устранять существующие в учебных программах стереотипы в отношении женщин.
Этого можно добиться путем расширения возможностей получения образования,
включения женщин в программы высокого уровня в качестве студентов и
преподавателей, изменения политики приема и комплектования
преподавательскими кадрами и создания стимулов путем организации центров по
уходу за детьми. Первоочередное внимание необходимо уделять вопросам
просвещения молодых женщин и программам, направленным на повышение уровня
грамотности женщин;
- правительствам следует подтвердить права коренных народов, если
необходимо - законодательным образом, с тем чтобы их опыт и понимание
концепции устойчивого развития использовались в качестве составной части
мероприятий в области просвещения и профессиональной подготовки;
- Организация Объединенных Наций могла бы выполнять контрольную и
оценочную функцию в отношении решений Конференции Организации Объединенных
Наций по окружающей среде и развитию, касающихся вопросов просвещения и
информированности, через посредство соответствующих учреждений Организации
Объединенных Наций. При содействии правительств и неправительственных
организаций, по мере необходимости, она должна представлять и распространять
решения в различных формах и обеспечивать непрерывное осуществление и обзор
последствий решений Конференции для вопросов просвещения, в частности на
основе проведения соответствующих мероприятий и конференций.
Средства осуществления
Финансирование и оценка расходов
36.6. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма расходов
(1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программной области
составит приблизительно 8-9 млрд. долл. США, включая сумму в приблизительно
3,5-4,5 млрд. долл. США, предоставляемых международным сообществом на
безвозмездной или льготной основе. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный
и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические
расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут
зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об
осуществлении которых будет принято правительствами.
36.7. С учетом конкретного положения в странах более широкая поддержка
мероприятий в области просвещения, подготовки кадров и повышения
информированности населения, имеющих отношение к окружающей среде и развитию,
могла бы предоставляться в соответствующих случаях путем принятия следующих
мер:
- придание более приоритетного значения этим секторам при распределении
бюджетных средств, обеспечение их защиты от структурных сокращений;
- перераспределение средств в рамках существующих бюджетов на цели
образования в пользу начального образования, с уделением особого внимания
вопросам окружающей среды и развития;
- содействие созданию условий, при которых большая часть расходов
покрывается местными общинами, а более богатые общины оказывают помощь более
бедным;
- получение дополнительных средств от частных доноров, концентрируя
внимание на наиболее бедных странах и тех странах, уровень грамотности в
которых ниже 40 процентов;
- содействие списанию части задолженности в обмен на выделение средств на
цели образования;
- отмена ограничений на создание частных школ и увеличение объема средств,
поступающих от неправительственных организаций и неправительственным
организациям, включая мелкие низовые организации;
- содействие эффективному использованию существующих возможностей,
например, обучение в школах в несколько смен, более широкое использование
открытых университетов и других методов заочного обучения;
- содействие использованию средств массовой информации для целей
просвещения при низком уровне расходов или бесплатно;
- поощрение партнерских связей между университетами в развитых и
развивающихся странах.
В. Расширение информированности населения
Основа для деятельности
36.8. До сих пор бытует довольно распространенное непонимание взаимосвязи
между всеми видами деятельности человека и окружающей средой, что объясняется
неточной или недостаточной информацией. Особую нехватку соответствующих
технологий и специальных знаний испытывают развивающиеся страны. Необходимо
повысить уровень понимания населением проблем окружающей среды и развития,
развить чувство причастности к их решениям и достичь большей заинтересованности
в процессе устойчивого развития и приверженности его обеспечению.
Цели
36.9. Цель заключается в содействии широкой информированности населения,
которая является неотъемлемой частью глобальных усилий в области просвещения,
направленных на укрепление подходов, ценностей и мероприятий, совместимых с
устойчивым развитием. Важно подчеркнуть принцип передачи полномочий, отчетности
и ресурсов на наиболее подходящий уровень, причем предпочтение следует отдавать
ответственности и контролю местных органов за деятельность по повышению
информированности населения.
Деятельность
36.10. С учетом того, что страны, региональные и международные организации
разработают свои собственные приоритеты и планы в отношении осуществления
деятельности в соответствии со своими потребностями, политикой и программами,
предлагаются следующие мероприятия:
- странам следует укрепить существующие консультативные органы или создать
новые органы в целях распространения общественной информации по вопросам
окружающей среды и развития и координировать деятельность, в частности, с
Организацией Объединенных Наций, неправительственными организациями и
важными средствами массовой информации. Они должны поощрять участие
населения в обсуждении политики и оценок в области окружающей среды.
Правительства должны также оказывать содействие и поддержку в деле передачи
информации с национального уровня на местный через посредство существующих
сетей;
- системе Организации Объединенных Наций следует совершенствовать свои
связи с широкими слоями населения в ходе обзора своей деятельности в области
просвещения и повышения информированности населения в целях содействия более
активному участию и координации всех частей системы, в особенности ее
информационных органов и региональных и страновых операций. Необходимо
проводить систематические обследования результативности кампаний по
повышению информированности населения, учитывая потребности и вклад
конкретных общинных групп;
- следует, по возможности, поощрять страны и региональные организации
оказывать услуги в области распространения общественной информации по
вопросам окружающей среды и развития в целях повышения информированности
всех групп, частного сектора и особенно директивных органов;
- странам следует создавать стимулы для учебных заведений всех уровней, в
особенности высших учебных заведений, с тем чтобы они вносили более весомый
вклад в расширение информированности населения. Учебные материалы всех видов
и для всех аудиторий должны основываться на самой точной имеющейся научной
информации, включая естественные, психологические и социальные науки, с
учетом эстетических и этических факторов;
- странам и системе Организации Объединенных Наций следует развивать
отношения сотрудничества со средствами массовой информации, популярными
театральными группами, а также индустрией развлечений и рекламными
агентствами на основе проведения дискуссий в целях мобилизации их опыта в
деле формирования у населения моделей поведения и потребления и широкого
использования их методов. Такое сотрудничество также расширит активное
участие населения в обсуждении вопросов окружающей среды. ЮНИСЕФ должен
разработать рассчитанный на детей материал для средств массовой информации в
качестве учебного средства, обеспечивая тесное сотрудничество между
внешкольным сектором общественной информации и школьной учебной программой -
начиная с уровня начального образования. ЮНЕСКО, ЮНЕП и университеты должны
расширять планы предварительной учебной подготовки журналистов по вопросам
окружающей среды и развития;
- в сотрудничестве с научными кругами странам следует разработать пути
использования современных технологий коммуникации в целях эффективного
охвата всех слоев населения. Национальные и местные органы, ответственные за
вопросы образования, и соответствующие организации Организации Объединенных
Наций должны, по возможности, более широко применять аудиовизуальные методы,
особенно в сельских районах в рамках мобильных групп, путем подготовки с
участием местных кадров теле- и радиопрограмм для развивающихся стран, на
основе использования методов взаимодействия различных средств массовой
информации и сочетания передовой методики с народными средствами информации;
- странам следует, по возможности, оказывать поддержку связанным с
экологией мероприятиям в области отдыха и туризма на основе Гаагской
декларации по туризму (1989 год) и текущих программ Всемирной туристской
организации и ЮНЕП, должным образом используя музеи, исторические памятники,
зоопарки, ботанические сады, национальные парки и другие охраняемые районы;
- странам следует поощрять расширение участия неправительственных
организаций в решении проблем в области окружающей среды и развития на
основе осуществления совместных инициатив в области повышения
информированности населения и улучшения механизмов взаимодействия с другими
слоями общества;
- странам и системе Организации Объединенных Наций следует расширять
взаимодействие с коренными народами и, по возможности, привлекать их к
деятельности по рациональному использованию, планированию и развитию в
области окружающей среды в районах их проживания и содействовать
распространению традиционных и приобретенных в процессе социального развития
знаний с помощью средств, основанных на местных обычаях, в особенности в
сельских районах, сочетая эти усилия, при необходимости, с использованием
электронных средств массовой информации;
- ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ПРООН и неправительственным организациям следует
разработать вспомогательные программы, предусматривающие приобщение молодежи
и детей к рассмотрению вопросов окружающей среды и развития, такие, как
детские и молодежные слушания, проводимые на основе решений Всемирной
встречи на высшем уровне в интересах детей (А/45/625, приложение);
- странам, Организации Объединенных Наций и неправительственным
организациям следует содействовать мобилизации мужчин и женщин в рамках
кампаний по расширению информированности населения, подчеркивая роль семьи в
деятельности по охране окружающей среды, вклад женщин в передачу знаний и
социальных ценностей, а также развития людских ресурсов;
- необходимо содействовать повышению информированности населения в
отношении последствий насилия в обществе.
Средства осуществления
Финансирование и оценка расходов
36.11. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма
расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программной
области составит около 1,2 млрд. долл. США, включая около 110 млн. долл. США,
предоставляемых международным сообществом на безвозмездной или льготной основе.
Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не
рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в
том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от
конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято
правительствами.
С. Содействие профессиональной подготовке
Основа для деятельности
36.12. Профессиональная подготовка является одним из наиболее важных средств
развития людских ресурсов, содействующих переходу к более устойчивому миру. Она
должна иметь конкретную профессиональную направленность с целью заполнения
пробелов в знаниях и навыках, что помогло бы людям найти работу и принять
участие в мероприятиях, касающихся окружающей среды и развития. В то же время
программы профессиональной подготовки должны способствовать повышению
информированности в вопросах окружающей среды и развития в качестве
двустороннего учебного процесса.
Цели
36.13. Предлагаются следующие цели:
- создать или укрепить программы профессионально-технической подготовки,
которые удовлетворяют потребностям в области окружающей среды и развития и
обеспечивают доступ к возможностям получения профессиональной подготовки,
независимо от общественного положения, возраста, пола, расы или религии;
- содействовать подготовке гибкой и готовой трудиться в различных условиях
рабочей силы, состоящей из представителей различных возрастных групп,
которые в состоянии решать всевозрастающие проблемы в области окружающей
среды и развития и вопросы, возникающие в результате перехода к устойчивому
обществу;
- укрепить национальный потенциал, особенно в области научной и
профессиональной подготовки, с тем чтобы дать возможность правительствам,
работодателям и рабочим выполнять свои задачи в области окружающей среды и
развития и облегчить передачу и использование новой безопасной в
экологическом и социальном отношениях соответствующей технологии и
"ноу-хау";
- обеспечить учет соображений, касающихся окружающей среды и экологии
человека, на всех управленческих уровнях и во всех функциональных областях
управления, таких, как система сбыта, производство и финансирование.
Деятельность
36.14. При поддержке системы Организации Объединенных Наций странам следует
определить потребности в области профессиональной подготовки рабочей силы и
произвести оценку мер, которые необходимо принять для удовлетворения этих
потребностей. Система Организации Объединенных Наций могла бы провести обзор
прогресса, достигнутого в этой области, в 1995 году.
36.15. Национальные профессиональные ассоциации следует поощрять к разработке
и проведению обзора своих кодексов этики и поведения в целях более широкого
учета вопросов, касающихся окружающей среды, и укрепления готовности к их
решению. Компоненты финансируемых профессиональными органами программ,
касающиеся профессиональной подготовки и повышения квалификации, должны
обеспечивать включение навыков и информации о деятельности в области устойчивого
развития на всех уровнях разработки политики и принятия решений.
36.16. Странам и учебным заведениям следует включить вопросы окружающей среды
и развития в существующие учебные программы и содействовать обмену методологиями
и оценками.
36.17. Странам следует поощрять все секторы общества, такие, как
промышленность, университеты, правительственные должностные лица и служащие,
неправительственные организации и общинные организации, включать компонент
рационального использования окружающей среды во все соответствующие мероприятия
учебной подготовки, уделяя особое внимание удовлетворению непосредственных
потребностей в профессиональной подготовке в рамках краткосрочной формальной
подготовки и профессионально-технической и управленческой подготовки без отрыва
от производства. Необходимо расширить возможности профессиональной подготовки по
вопросам рационального использования ресурсов окружающей среды и создать
специализированные программы "профессиональной подготовки
инструкторов" в целях поддержки профессиональной подготовки на национальном
уровне и уровне отдельных предприятий. Необходимо разработать новые учебные
подходы к существующей безопасной в экологическом отношении практике, которые
создали бы рабочие места и в максимальной степени использовали бы методы,
основывающиеся на применении местных ресурсов.
36.18. Странам следует укрепить или создать программы практической подготовки
для выпускников профессионально-технических школ, средних школ и университетов
во всех странах, с тем чтобы они соответствовали потребностям рынка рабочей силы
и могли рассчитывать на твердые заработки. Необходимо разработать программы
профессиональной подготовки и переподготовки в соответствии с потребностями
структурной перестройки, отражающейся на условиях занятости и профессиональной
квалификации.
36.19. Правительствам следует консультироваться с лицами, находящимися в
изоляции, будь то в географическом, культурном или социальном плане, в целях
выяснения их потребностей в профессиональной подготовке, с тем чтобы
предоставить им возможность в большей мере вносить свой вклад в развитие
устойчивой рабочей практики и образа жизни.
36.20. Правительствам, промышленникам, профсоюзам и потребителям следует
содействовать пониманию взаимозависимости между надлежащим состоянием окружающей
среды и надлежащей деловой практикой.
36.21. Правительствам следует создать службу подготовленных и нанятых на
местах технических работников по вопросам окружающей среды для предоставления
местному населению и общинам, в частности в неблагополучных городских и сельских
районах, необходимых услуг, начиная с элементарной заботы об охране природы.
36.22. Странам следует расширять возможности получения доступа к информации и
знаниям по вопросам окружающей среды и развития и их анализа и эффективного
использования. Необходимо укрепить существующие или вновь созданные программы
специальной подготовки с целью удовлетворения информационных потребностей особых
групп. Необходимо провести оценку воздействия этих программ на
производительность, состояние здоровья, безопасность и занятость. Необходимо
разработать национальные и региональные системы данных о рынках труда в сфере
охраны природы, которые обеспечивали бы на постоянной основе информацию о
возможностях занятости и профессиональной подготовки в этой области. Необходимо
подготовить и обновить учебные пособия по вопросам профессиональной подготовки в
области окружающей среды и развития, в которых содержалась бы информация об
учебных программах и планах, методологиях и результатах оценки на местном,
национальном, региональном и международном уровнях.
36.23. Учреждениям по оказанию помощи следует укрепить компонент
профессиональной подготовки во всех проектах в области развития, уделяя особое
внимание многодисциплинарному подходу, повышению информированности и обеспечению
необходимых профессиональных знаний для перехода к устойчивому обществу.
Достижению этой цели могут способствовать руководящие принципы ПРООН по вопросам
рационального использования окружающей среды в рамках оперативной деятельности
системы Организации Объединенных Наций.
36.24. Существующим сетям организаций работодателей и трудящихся,
промышленным ассоциациям и неправительственным организациям следует облегчать
обмен опытом, полученным при проведении программ профессиональной подготовки и
повышения информированности.
36.25. Правительствам, в сотрудничестве с соответствующими международными
организациями, следует разработать и осуществлять стратегии в целях устранения
экологических угроз и чрезвычайных ситуаций на национальном, региональном и
местном уровнях, уделяя особое внимание осуществлению в кратчайшие сроки
программ практической подготовки и информированности в целях повышения
готовности населения.
36.26. Системе Организации Объединенных Наций, по мере необходимости, следует
расширить свои программы профессиональной подготовки, в особенности подготовки
по вопросам окружающей среды и вспомогательных мероприятий для организаций
работодателей и трудящихся.
Средства осуществления
Финансирование и оценка расходов
36.27. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма
расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программной
области составит около 5 млрд. долл. США, включая около 2 млрд. долл. США,
предоставляемых международным сообществом на безвозмездной или льготной основе.
Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не
рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в
том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от
конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято
правительствами.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Межправительственная конференция по окружающей среде и
развитию: заключительный доклад (Париж, ЮНЕСКО, 1978 год), глава III.
2 Finаl Rероrt оf thе Wоrld Соnfеrеnсе оn Еduсаtiоn fоr
Аll: Мееting Ваsiс Lеаrning Nееds, Jоmtiеn, Тhаilаnd, 5-9 Маrсh 1990 (Nеw
Yоrk, Intеr-Аgеnсу Соmmissiоn (UNDР, UNЕSСО, UNIСЕF, Wоrld Ваnk) fоr thе Wоrld
Соnfеrеnсе оn Еduсаtiоn fоr Аll, 1990).
 |
Повестка Дня на XXI век |
 |
|