 |
Повестка Дня на XXI век |
 |
Раздел I. Социальные и экономические аспекты
Глава 2. Международное сотрудничество в целях ускорения устойчивого развития в
развивающихся странах и соответствующая национальная политика
Введение
2.1. Для решения проблем окружающей среды и развития государства постановили
создать новую форму партнерских отношений. Эта форма отношений обязывает все
государства осуществлять постоянный и конструктивный диалог, определяемый
необходимостью создания более эффективной и справедливой мировой экономики,
учитывая все большую взаимозависимоcть сообщества наций и тот факт, что
устойчивое развитие должно стать приоритетным вопросом в повестке дня
международного сообщества. Признается, что для успеха этих новых партнерских
отношений важно преодолеть дух конфронтации и стремиться к созданию атмосферы
подлинного сотрудничества и солидарности. Также важно укреплять национальную и
международную политику и многостороннее сотрудничество в целях приспособления к
новым реальностям.
2.2. Большое значение для устойчивого развития имеют как экономическая
политика отдельных стран, так и международные экономические отношения. Для
оживления и ускорения развития необходимы как динамичные и благоприятные
международные экономические отношения, так и политика, определяемая на
национальном уровне. В отсутствие какого-либо из этих элементов развитию будет
нанесен ущерб. Решающая роль принадлежит благоприятным внешним экономическим
отношениям. Процесс развития не наберет силу, если мировой экономике будет
недоставать динамизма и стабильности и если она будет страдать от
неопределенностей. Он не наберет силу и в том случае, если развивающиеся страны
будут находиться под бременем внешней задолженности, если развитие будет
неадекватно финансироваться, если будут создаваться препятствия, ограничивающие
доступ к рынкам, и если цены на сырьевые товары и условия торговли развивающихся
стран останутся неудовлетворительными. Показатели 80-х годов по каждому из этих
элементов были весьма негативными, и их необходимо улучшить. Таким образом,
жизненно необходимы соответствующие политика и меры для создания таких
международных условий, которые в значительной степени способствуют национальным
усилиям в области развития. Международное сотрудничество в этой области должно
осуществляться таким образом, чтобы оно как в развитых, так и в развивающихся
странах дополняло и поддерживало надежную национальную политику в области
экономики, а не подрывало ее или наносило ей ущерб, для того чтобы можно было
добиться прогресса на пути к достижению устойчивого развития во всем мире.
2.3. В рамках международной экономики следует обеспечить благоприятный климат
для достижения целей в области окружающей среды и развития на основе:
- содействия устойчивому развитию путем осуществления либерализации
торговли;
- создания взаимодополняющих и взаимоукрепляющих условий в области
торговли и окружающей среды;
- предоставления адекватных финансовых ресурсов развивающимся странам и
решения международной проблемы задолженности;
- поощрения макроэкономической политики, способствующей охране окружающей
среды и развитию.
2.4. Правительства признают, что предпринимаются новые глобальные усилия с
целью увязать элементы международной экономической системы и потребности
человечества в обеспечении безопасных и стабильных природных условий. Поэтому в
намерение правительств входит постоянное обеспечение консенсуса при пересечении
областей экологии, торговли и развития на проводимых международных форумах, а
также в рамках национальной политики каждой страны.
Программные области
А. Содействие устойчивому развитию посредством торговли
Основа для деятельности
2.5. Открытая, справедливая, надежная, недискриминационная и предсказуемая
система торговли, согласующаяся с целями устойчивого развития и ведущая к
оптимальному распределению глобального производства в соответствии с
сопоставимыми преимуществами, является выгодной для всех торговых партнеров.
Кроме того, улучшение доступа экспортной продукции развивающихся стран на рынки
в рамках рациональной макроэкономической и экологической политики оказало бы
положительное воздействие на окружающую среду и поэтому явилось бы важным
вкладом, способствующим устойчивому развитию.
2.6. Опыт показал, что устойчивое развитие требует приверженности принципам
рациональной экономической политики и управления, наличия эффективной и
предсказуемой государственной власти, комплексного учета экологических проблем
при принятии решений и продвижения вперед в деле формирования демократических
правительств, в свете конкретных условий той или иной страны, что позволяет всем
заинтересованным сторонам в полной мере принимать участие в процессе устойчивого
развития. Эти элементы имеют весьма важное значение для реализации перечисленных
ниже принципов и целей политики.
2.7. Сектор сырьевых товаров является доминирующим в экономике многих
развивающихся стран с точки зрения производства, занятости и поступлений от
экспорта. Одной из важных черт сектора сырьевых товаров мировой экономики в 80-е
годы являлись очень низкие и снижающиеся реальные цены на большинство сырьевых
товаров на международном рынке, что обусловливало значительное сокращение
поступлений от сырьевого экспорта во многих странах-производителях. Возможности
этих стран по мобилизации за счет международной торговли ресурсов, требуемых для
осуществления капиталовложений, которые необходимы для устойчивого развития,
могут быть подорваны в результате такого развития событий, а также в результате
создания тарифных и нетарифных барьеров, включая повышение тарифных ставок,
которые ограничивают доступ развивающихся стран к экспортным рынкам. Важно
преодолеть существующие перекосы в международной торговле. В частности
достижение этой цели требует существенного и постепенного уменьшения поддержки и
протекционизма в сельском хозяйстве, охватывающих собственно производство,
доступ на рынки и субсидирование экспорта, а также в промышленности и других
секторах с целью помочь более эффективным производителям, особенно в
развивающихся странах, избежать крупных потерь. Таким образом, в сельском
хозяйстве, промышленности и других секторах существуют широкие возможности для
инициатив, направленных на либерализацию торговли и осуществление мер политики,
способствующих тому, чтобы производство строилось с большим учетом потребностей
окружающей среды и развития. Поэтому следует продолжать либерализацию торговли
на глобальной основе во всех секторах экономики, с тем чтобы способствовать
устойчивому развитию.
2.8. На ситуации в области международной торговли сказался ряд событий,
которые породили новые проблемы и возможности и которые придали еще большее
значение многостороннему экономическому сотрудничеству. В последние годы мировая
торговля продолжала расти более быстрыми темпами, чем мировое производство.
Однако расширение мировой торговли происходило неравномерно, и при этом лишь
ограниченное число развивающихся стран смогло добиться ощутимого роста объема
своего экспорта. Протекционистское давление и односторонние директивные меры
продолжают угрожать функционированию открытой системы многосторонней торговли,
затрагивая главным образом экспортные интересы развивающихся стран. Процессы
экономической интеграции в последние годы активизировались и могут придать
динамизм глобальной торговле и расширить возможности развивающихся стран в
области торговли и развития. В последние годы все большее число этих стран
проводит политику реформ, предусматривающих глубокую самостоятельную
либерализацию торговли, в то время как в странах Центральной и Восточной Европы
осуществляются далеко идущие реформы и происходят процессы глубокой структурной
перестройки, прокладывающие путь к их интеграции в мировую экономику и
международную торговую систему. Все большее внимание уделяется повышению роли
предприятий и содействию конкурентоспособности рынков на основе осуществления
политики, предусматривающей конкуренцию. ГСП является примером полезного
инструмента торговой политики, хотя ее цели еще не осуществлены, а стратегии
содействия торговле, связанные с электронным обменом данными (ЭОД), доказали
свою действенность в повышении эффективности торговли в государственном и
частном секторах. Взаимосвязь между политикой в области охраны окружающей среды
и вопросами торговли является многогранной и еще не оценена полностью.
Скорейшее, сбалансированное и успешное завершение Уругвайского раунда
многосторонних торговых переговоров обеспечило бы дальнейшую либерализацию и
расширение мировой торговли, расширило бы возможности развивающихся стран в
области торговли и развития и обеспечило бы большую безопасность и
предсказуемость системы международной торговли.
Цели
2.9. В предстоящие годы, с учетом результатов Уругвайского раунда
многосторонних торговых переговоров, правительства должны по-прежнему стремиться
к достижению следующих целей:
- содействовать созданию открытой, недискриминационной и справедливой
многосторонней торговой системы, которая позволит всем странам, в частности
развивающимся странам, совершенствовать свои экономические структуры и
улучшать уровень жизни своего населения за счет устойчивого экономического
развития;
- расширять доступ экспортных товаров развивающихся стран на рынки;
- улучшать функционирование рынков сырьевых товаров и добиваться
рациональной, совместимой и согласованной политики в области сырьевых
товаров на национальном и международном уровнях в целях обеспечения
оптимального вклада сектора сырьевых товаров в процесс устойчивого развития
с учетом экологических соображений;
- содействовать национальной и международной политике, которая
обеспечивает взаимодополняемость между экономическим ростом и охраной
окружающей среды, а также поддерживать такую политику.
Деятельность
а) Международное и региональное сотрудничество и координация
Создание такой системы международной торговли, в рамках которой учитываются
потребности развивающихся стран
2.10. В этой связи международное сообщество должно осуществить следующее:
- обеспечить прекращение роста и ослабление протекционизма в целях
дальнейшей либерализации и расширения мировой торговли на благо всех стран,
в особенности развивающихся стран;
- обеспечить создание справедливой, безопасной, недискриминационной и
предсказуемой международной торговой системы;
- оказывать своевременное содействие интеграции всех стран в мировую
экономику и в международную торговую систему;
- обеспечивать взаимоукрепляющий характер экологической и торговой
политики в целях обеспечения устойчивого развития;
- укреплять международную торговую систему на основе скорейшего,
сбалансированного всеобъемлющего и успешного завершения Уругвайского раунда
многосторонних торговых переговоров.
2.11. Международное сообщество должно стремиться найти пути и средства
обеспечения лучшего функционирования и большей транспарентности рынков сырьевых
товаров, большей диверсификации сектора сырьевых товаров в развивающихся странах
в таких макроэкономических рамках, при которых учитывается экономическая
структура той или иной страны, объем природных богатств и рыночные возможности,
а также обеспечения лучшего управления природными ресурсами, при котором
учитываются потребности в области устойчивого развития.
2.12. Поэтому всем странам следует выполнять ранее принятые ими на себя
обязательства по прекращению и обращению вспять протекционистских тенденций,
дальнейшему расширению доступа на рынки, особенно в областях, представляющих
интерес для развивающихся стран. Такое улучшение доступа на рынки будет
облегчаться проведением соответствующей структурной перестройки в развитых
странах. Развивающимся странам следует продолжать начатые ими реформы торговой
политики и структурную перестройку. Таким образом, настоятельно необходимо
добиваться улучшения условий в том, что касается доступа сырьевых товаров на
рынки, в частности путем постепенного устранения барьеров, которые ограничивают
импорт, особенно из развивающихся стран, сырьевых товаров в первоначальном и
обработанном виде, а также добиваться значительного и неуклонного сокращения
числа тех видов поддержки, которые способствуют производству на неконкурентной
основе, таких, как субсидии на цели производства и экспорта.
b) Деятельность, связанная с управлением
Разработка национальной политики, ведущей к получению максимальных выгод от
либерализации торговли в целях устойчивого развития
2.13. Для того чтобы развивающиеся страны могли получать выгоду от
либерализации торговых систем, им необходимо, когда это целесообразно, проводить
следующие мероприятия в области политики:
- создавать внутри страны условия, способствующие оптимальному соотношению
между производством для внутреннего и внешнего рынков, устранять предвзятое
отношение к экспорту и препятствовать неэффективному импортозамещающему
производству;
- развивать политическую основу и инфраструктуру, необходимые для
повышения эффективности экспортных и импортных операций, а также улучшения
функционирования внутренних рынков.
2.14. В отношении сырьевых товаров развивающиеся страны должны проводить в
области политики следующие мероприятия, согласующиеся с принципами рыночной
эффективности:
- расширять переработку и распределение продукции сектора сырьевых
товаров, совершенствовать практические методы маркетинга, а также повышать
конкурентоспособность этого сектора;
- осуществлять диверсификацию в целях уменьшения зависимости от экспорта
сырьевых товаров;
- отражать эффективное и устойчивое использование факторов производства в
процессе определения цен на сырьевые товары, в том числе отражать издержки в
экологической и социальной областях, а также в области ресурсов.
с) Данные и информация
Содействие сбору данных и проведению исследований
2.15. ГАТТ, ЮНКТАД и другие соответствующие учреждения должны продолжать
собирать необходимые данные и информацию в области торговли. Генеральному
секретарю Организации Объединенных Наций следует укреплять управляемую ЮНКТАД
Систему информации о мерах по контролю в области торговли.
Улучшение международного сотрудничества в области торговли сырьевыми
товарами и диверсификация этого сектора
2.16. В отношении торговли сырьевыми товарами правительствам самостоятельно
или, когда это необходимо, через соответствующие международные организации
следует:
- стремиться к обеспечению оптимального функционирования рынка сырьевых
товаров, в частности, путем повышения транспарентности рынков, в том числе
посредством обмена мнениями и информацией по таким вопросам, как
планирование капиталовложений, перспективы и рынки отдельных сырьевых
товаров. Следует проводить конструктивные переговоры между
странами-производителями и странами- потребителями с целью заключения
жизнеспособных и более результативных международных соглашений, учитывающих
рыночные тенденции, или договоренностей, а также с целью создания
исследовательских групп. В этой связи особого внимания требуют соглашения по
какао, кофе, сахару и тропической древесине. Подчеркивается важность
всестороннего и активного участия потребителей и производителей в
международных соглашениях и договоренностях по сырьевым товарам. Следует
принимать во внимание вопросы охраны здоровья и безопасности на
производстве, передачи технологии и оказания услуг, связанных с
производством, маркетингом и содействием сбыту сырьевых товаров, а также
экологические соображения;
- продолжать применять компенсационные механизмы в случае недостаточности
поступлений от экспорта сырьевых товаров развивающихся стран в целях
поощрения усилий по диверсификации;
- оказывать помощь развивающимся странам по их просьбе в разработке и
осуществлении политики в области сырьевых товаров, а также в сборе и
использовании информации о рынках сырьевых товаров;
- поддерживать усилия развивающихся стран по созданию политической основы
и инфраструктуры, необходимых для повышения эффективности экспортных и
импортных операций;
- поддерживать инициативы развивающихся стран в области диверсификации на
национальном, региональном и международном уровнях.
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
2.17. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных
расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программной
области составит около 8,8 млрд. долл. США, предоставляемых международным
сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит
лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась
правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые
нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и
программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.
b) Создание потенциала
2.18. Указанные выше мероприятия в области технического сотрудничества
направлены на укрепление национального потенциала в области разработки и
осуществления товарной политики, эксплуатации и управления национальными
ресурсами, а также сбор и использование информации о рынках сырьевых товаров.
В. Обеспечение позитивного взаимодействия между торговлей и окружающей средой
Основа для деятельности
2.19. Природоохранная деятельность и торговая политика должны дополнять друг
друга. Открытая, многосторонняя система торговли позволяет более эффективно
распределять и использовать ресурсы и способствует тем самым увеличению объема
производства и доходов и сокращению спроса на природные ресурсы. Она позволяет
получать таким образом дополнительные ресурсы, необходимые для обеспечения
экономического роста и развития и расширения природоохранной деятельности.
Здоровая окружающая среда, с другой стороны, позволяет иметь природные и прочие
ресурсы, необходимые для поддержания темпов роста и содействия непрерывному
расширению торговли. Создание открытой, многосторонней системы торговли,
сопровождающееся проведением экологически безопасной политики, окажет
благоприятное воздействие на окружающую среду и будет способствовать устойчивому
развитию.
2.20. Международное сотрудничество в области окружающей среды расширяется, и
в ряде случаев наличие торговых положений в многосторонних соглашениях по
окружающей среде сыграло свою роль в решении глобальных экологических проблем.
Когда возникала такая необходимость, торговые меры использовались в ряде
конкретных случаев для повышения эффективности экологических положений,
регулирующих природоохранную деятельность. Такие положения должны способствовать
искоренению изначальных причин ухудшения состояния окружающей среды, что в свою
очередь позволит избежать введения неоправданных торговых ограничений. Задача
заключается в обеспечении того, чтобы торговая политика и природоохранная
деятельность имели последовательный характер и способствовали процессу
устойчивого развития. Однако следует принимать во внимание тот факт, что
введение природоохранных норм, действующих в развитых странах, может повлечь за
собой неоправданно высокие социально-экономические издержки в развивающихся
странах.
Цели
2.21. Правительствам следует с помощью соответствующих многосторонних
форумов, в том числе ГАТТ, ЮНКТАД и других международных организаций, стремиться
к достижению следующих целей:
- обеспечить взаимоукрепляющий характер политики в области международной
торговли и окружающей среды в интересах устойчивого развития;
- уточнить роль ГАТТ, ЮНКТАД и других международных организаций в решении
торговых и экологических проблем, включая, по мере необходимости,
использование процедур примирения и разрешения споров;
- способствовать повышению в глобальных масштабах производительности и
конкурентоспособности и поощрять конструктивное участие промышленных кругов
в решении проблем окружающей среды и развития.
Деятельность
Определение первоочередных вопросов в области окружающей среды/торговли и
развития
2.22. Правительствам следует поощрять ГАТТ, ЮНКТАД и другие соответствующие
международные и региональные экономические учреждения к рассмотрению, исходя из
их соответствующих мандатов и полномочий, следующих предложений и принципов:
- проводить надлежащие исследования с целью углубления понимания
взаимосвязи между торговлей и окружающей средой в интересах поощрения
устойчивого развития;
- поощрять диалог между представителями торговых кругов, учреждений в
области развития и экологических организаций;
- обеспечивать транспарентность и соблюдение международных обязательств в
тех случаях, когда принимаются торговые меры, связанные с окружающей средой;
- устранять коренные причины проблем окружающей среды и развития такими
методами, которые позволяли бы избежать принятия экологических мер, влекущих
за собой введение необоснованных торговых ограничений;
- стремиться избегать торговых ограничений или диспропорций в качестве
средства компенсации разницы в издержках, обусловленной различиями в
природоохранных нормах и положениях, поскольку их применение может привести
к диспропорциям в торговле и усилению протекционистских тенденций;
- обеспечивать, чтобы экологические положения или нормы, в том числе
нормы, связанные со здравоохранением и обеспечением безопасности, не служили
предлогом для произвольной или необоснованной дискриминации или введения
завуалированного торгового ограничения;
- обеспечивать, чтобы особые факторы, влияющие на политику в области
окружающей среды и торговли в развивающихся странах, учитывались при
введении природоохранных норм и принятии любых мер в области торговли.
Целесообразно отметить, что нормы, действующие в большинстве развитых стран,
могут не подходить для развивающихся стран или иметь для них неоправданно
высокие социальные издержки;
- поощрять участие развивающихся стран в многосторонних механизмах с
помощью таких процедур, как специальные правила деятельности в переходный
период;
- избегать принятия односторонних мер по решению экологических проблем за
пределами юрисдикции страны-импортера. При принятии экологических мер по
решению трансграничных или глобальных экологических проблем следует в
максимально возможной степени исходить из международного консенсуса. Для
обеспечения эффективности мер, принимаемых на национальном уровне в
интересах достижения определенных экологических целей, могут потребоваться
меры в области торговли. Если такие меры будут сочтены необходимыми для
активизации экологической политики, следует применять определенные принципы
и правила. Они могут включать, в частности, принцип недискриминации;
принцип, в соответствии с которым при определении торговых мер следует
исходить из таких необходимых для достижения мер, которые носят наименее
ограничительный для торговли характер; обязательство обеспечивать
транспарентность при принятии торговых мер, связанных с окружающей средой, и
направлять надлежащее уведомление о вводимых национальных правилах; и
необходимость учета особых условий и потребностей развивающихся стран в
области развития по мере осуществления ими международно согласованных
экологических целей;
- определять более подробно и четко, если возникнет такая необходимость,
взаимосвязь между положениями ГАТТ и некоторыми многосторонними мерами,
принимаемыми в области окружающей среды;
- обеспечивать участие общественности в формировании, согласовании и
проведении торговой политики в качестве одного из путей повышения
транспарентности в контексте условий каждой конкретной страны.
- обеспечивать, чтобы экологическая политика служила в качестве
соответствующей правовой и организационной основы для удовлетворения новых
потребностей в охране окружающей среды, которые могут возникнуть в
результате изменений в сфере производства и специализации торговли.
С. Обеспечение надлежащего притока финансовых ресурсов в развивающиеся страны
Основа для деятельности
2.23. Инвестиции имеют решающее значение для способности развивающихся стран
обеспечивать необходимый экономический рост в целях повышения благосостояния
населения и непрерывного удовлетворения его основных потребностей без истощения
или ущерба для ресурсной базы, служащей фундаментом для процесса развития.
Устойчивое развитие требует увеличения инвестиций, для чего необходимы
внутренние и внешние финансовые ресурсы. Одним из важных источников финансовых
ресурсов являются инвестиции иностранных частных компаний и возвращение
вывезенного капитала, которое зависит от наличия благоприятных инвестиционных
условий. На протяжении целого десятилетия многие развивающиеся страны
сталкивались с чистым оттоком финансовых ресурсов, когда их финансовых
поступлений оказывалось недостаточно для покрытия причитающихся платежей,
особенно в связи с обслуживанием долга. В результате мобилизуемые внутренние
ресурсы направлялись за рубеж и не использовались для инвестирования на местах в
интересах поощрения устойчивого экономического развития.
2.24. Во многих развивающихся странах необходимым условием активизации
процесса развития является скорейшее и долгосрочное решение проблем внешней
задолженности, учитывая тот факт, что для многих развивающихся стран бремя
внешней задолженности представляет собой серьезную проблему. Бремя платежей в
счет обслуживания долга этих стран серьезно ограничило их возможности в плане
наращивания темпов роста и борьбы с нищетой и привело к сокращению импорта,
капиталовложений и потребления. Внешняя задолженность стала одним из основных
факторов застоя в экономике развивающихся стран. Непрерывное и энергичное
осуществление изменяющейся стратегии в области внешней задолженности направлено
на восстановление финансовой стабильности стран-должников в отношениях с
внешними партнерами, а возобновление их роста и развития будет способствовать
достижению цели устойчивого роста и развития. В этом контексте существенно важно
предоставить развивающимся странам дополнительные финансовые ресурсы и
эффективно использовать такие ресурсы.
Цели
2.25. Конкретные потребности в связи с осуществлением секторальных и
межсекторальных программ, включенных в Повестку дня на ХХI век, рассматриваются
в соответствующих программных областях и вглаве
33 (Финансовые ресурсы и механизмы).
Деятельность
а) Выполнение международных целевых показателей финансирования по линии
официальной помощи в целях развития
2.26. Согласноглаве 33 для поддержки
программ Повестки дня на ХХI век должны быть предоставлены новые и
дополнительные ресурсы.
b) Решение проблемы задолженности
2.27. В связи с внешней задолженностью коммерческим банкам признается, что
был достигнут прогресс в реализации стратегии по консолидации долга, и следует
поощрять ее ускоренное осуществление. Некоторые страны уже добились позитивных
результатов благодаря проведению рациональной политики перестройки в сочетании с
сокращением задолженности коммерческим банкам или принятием аналогичных мер.
Международное сообщество призывает:
- прочие страны, имеющие значительную задолженность банкам, заключить
соглашения со своими кредиторами об аналогичном сокращении задолженности
коммерческим банкам;
- стороны такого соглашения уделять должное внимание как проблеме
сокращения среднесрочной задолженности, так и потребностям страны-должника в
новых финансовых средствах;
- многосторонние учреждения, активно участвующие в осуществлении стратегии
консолидации внешней задолженности, по-прежнему поддерживать пакеты мер по
сокращению задолженности коммерческим банкам с целью обеспечения того, чтобы
объем такого финансирования соответствовал изменяющейся стратегии в
отношении задолженности;
- банки-кредиторы участвовать в процессе сокращения объема задолженности и
выплат в счет обслуживания задолженности;
- активизировать политику по привлечению прямых капиталовложений,
предотвращению возрастания задолженности до недопустимого уровня и
содействию возвращению вывезенного капитала.
2.28. Что касается задолженности двусторонним кредиторам по государственной
линии, то Конференция приветствует меры, недавно принятые Парижским клубом в
отношении более благоприятных условий уменьшения бремени задолженности самых
бедных стран с наибольшей задолженностью. Конференция приветствует
предпринимаемые усилия по осуществлению этих мер на основе Тринидадских условий
в форме, согласующейся с платежными способностями этих стран и обеспечивающей
дополнительную поддержку их мероприятий по проведению экономических реформ.
Конференция также приветствует значительное сокращение двусторонней
задолженности, предпринятое некоторыми странами-кредиторами, и призывает другие
страны, имеющие возможность сделать это, принять аналогичные меры.
2.29. Конференция высоко оценивает усилия, предпринимаемые странами с низким
уровнем доходов и значительным бременем задолженности, которые ценой больших
издержек продолжают обслуживать свою задолженность и сохранять свою
платежеспособность. Необходимо уделить особое внимание их потребностям в
ресурсах. Надлежащего внимания заслуживают и другие находящиеся в тяжелом
положении развивающиеся страны, которые прилагают большие усилия, с тем чтобы
продолжать обслуживать свою задолженность и выполнять свои внешние финансовые
обязательства.
2.30. В связи с многосторонней задолженностью настоятельно рекомендуется
уделить серьезное внимание продолжению работы по изысканию ориентированных на
обеспечение роста путей решения проблемы развивающихся стран, сталкивающихся с
серьезными трудностями в области погашения задолженности, включая страны, в
основном имеющие задолженность кредиторам по государственной линии или
многосторонним финансовым учреждениям. Особенно в случае стран с низким уровнем
доходов, находящихся в процессе осуществления экономических реформ, весьма
необходима поддержка со стороны многосторонних финансовых учреждений в форме
предоставления новых средств и использования их ресурсов на льготных условиях.
Следует продолжить практику использования групп поддержки при выделении ресурсов
для урегулирования просроченной задолженности стран, приступивших к
осуществлению программ масштабных экономических реформ с помощью МВФ и
Всемирного банка. Высоко оцениваются меры, принимаемые многосторонними
финансовыми учреждениями, и в частности рефинансирование выплаты процентов по
нельготным кредитам с помощью обратных потоков средств МАР - "меры пятого
измерения".
D. Поощрение экономической политики, способствующей устойчивому развитию
Основа для деятельности
2.31. В связи с неблагоприятными внешнеконъюнктурными условиями, с которыми
сталкиваются развивающиеся страны, мобилизация внутренних ресурсов и эффективное
распределение и использование мобилизуемых внутренних средств приобретает все
более важное значение для содействия устойчивому развитию. В ряде стран
необходимо разработать политику по устранению перекосов в государственных
расходах, сокращению огромных дефицитов бюджета и ликвидации других
макроэкономических диспропорций, пересмотру ограничительной политики и
урегулированию дисбалансов в области валютных курсов, инвестиций и финансов, а
также преодолению препятствий на пути развития предпринимательства. В развитых
странах продолжение реформ и перестройки в области политики, включая
установление соответствующих норм накоплений, будут способствовать высвобождению
ресурсов для оказания поддержки в период перехода к устойчивому развитию в самих
этих странах и в развивающихся странах.
2.32. Рациональное управление, которое способствует увязке эффективной,
действенной, честной, справедливой и подотчетной системы государственного
управления с индивидуальными правами и возможностями, является основополагающим
элементом устойчивого и имеющего широкую основу развития и эффективной
хозяйственной деятельности на всех уровнях развития. Все страны должны умножить
свои усилия по искоренению бесхозяйственности в общественных и частных делах,
включая коррупцию, с учетом факторов, обусловливающих возникновение этого
явления, и действующих лиц.
2.33. Большое число имеющих задолженность развивающихся стран осуществляет
программы структурной перестройки в связи с пересмотром сроков погашения
задолженности или новыми кредитами. Хотя такие программы необходимы для
улучшения бюджетного и платежного балансов, в некоторых случаях они повлекли за
собой неблагоприятные социальные и экологические последствия, такие, как
сокращение ассигнований на здравоохранение, образование и охрану окружающей
среды. Важно обеспечить, чтобы программы структурной перестройки не оказывали
негативного воздействия на окружающую среду и социальное развитие и в большей
степени соответствовали целям устойчивого развития.
Цели
2.34. Необходимо осуществить с учетом особенностей стран реформы
экономической политики, способствующие более эффективному планированию и
использованию ресурсов в целях устойчивого развития посредством проведения
обоснованной экономической и социальной политики, содействия развитию
предпринимательства и учету социальных и экологических издержек при установлении
цен на ресурсы, а также устранения источников диспропорций в области торговли и
инвестиций.
Деятельность
а) Деятельность, связанная с управлением
Содействие проведению эффективной экономической политики
2.35. Промышленно развитые и иные страны, которые в состоянии это сделать,
должны активизировать свои усилия в целях:
- содействия созданию стабильной и предсказуемой международной
экономической обстановки, особенно в том, что касается денежной
стабильности, реальных процентных ставок и колебаний курсов основных валют;
- стимулирования сбережений и уменьшения бюджетных дефицитов;
- обеспечения учета в процессе координации политики интересов и проблем
развивающихся стран, включая необходимость содействия позитивным действиям
по поддержке усилий наименее развитых стран в целях приостановления их
маргинализации в мировой экономике;
- проведения соответствующей национальной макроэкономической и структурной
политики, направленной на содействие безинфляционному росту, сокращение
несбалансированности основных внешних расчетов и расширение способности их
экономики к адаптации.
2.36. Развивающиеся страны должны активизировать свои усилия по осуществлению
обоснованной экономической политики в целях:
- поддержания валютной и бюджетной дисциплины, необходимой для содействия
стабилизации цен и сбалансированности внешних расчетов;
- установления реалистичных валютных курсов;
- увеличения внутренних накоплений и инвестиций, а также повышения
прибыльности инвестиций.
2.37. Если говорить более конкретно, то все страны должны разработать
политику, которая ведет к повышению эффективности в распределении ресурсов и
направлена на использование всех возможностей, открывающихся в результате
изменения глобальной экономической обстановки. В частности, в соответствующих
случаях и с учетом национальных стратегий и целей страны должны:
- устранить барьеры на пути прогресса, связанные с неэффективностью
бюрократического аппарата, административными препонами, неоправданным
контролем и недостаточно полным учетом рыночных условий;
- обеспечить гласность в управлении и принятии решений;
- поощрять частный сектор и содействовать развитию предпринимательства
путем расширения институциональных возможностей для создания предприятий и
выхода на рынок. Существенно важная цель заключалась бы в упрощении или
устранении ограничений, положений и формальностей, ведущих к увеличению
сложности, стоимости и затрат времени в связи с созданием и эксплуатацией
предприятий во многих развивающихся странах;
- развивать и поддерживать инвестиционную деятельность и инфраструктуру,
необходимые для устойчивого экономического роста и диверсификации на
экологически безопасной и устойчивой основе;
- создать возможности для функционирования соответствующих экономических
инструментов, включая рыночные механизмы, с учетом целей устойчивого
развития и удовлетворения основных потребностей;
- содействовать функционированию эффективных систем налогообложения и
финансовых секторов;
- создать возможности для мелких предприятий, как сельскохозяйственных,
так и несельскохозяйственных, а также для коренного населения и местных
общин, позволяющие вносить всесторонний вклад в достижение цели устойчивого
развития;
- отменить несправедливые ограничения в отношении экспорта в пользу
неэффективного замещения импорта и разработать политику, которая позволяет
им в полной мере использовать выгоды, связанные с притоком иностранных
инвестиций для выполнения национальных, социальных и экономических задач и
достижения целей развития;
- содействовать созданию внутренних экономических условий, способствующих
оптимальному балансу между производством на внутренний и внешний рынки.
b) Международное и региональное сотрудничество и координация
2.38. Правительства развитых стран и таких других стран, которые в состоянии
сделать это, должны прямо или через посредство соответствующих международных и
региональных организаций и международных кредитных учреждений активизировать
свои усилия по увеличению технической помощи развивающимся странам путем:
- создания, по просьбе, внутреннего потенциала по разработке и
осуществлению экономической политики страны;
- создания и обеспечения функционирования эффективных систем
налогообложения, систем отчетности и финансовых секторов;
- содействия развитию предпринимательства.
2.39. Международные финансовые учреждения и организации, занимающиеся
оказанием помощи в целях развития, должны продолжить анализ своей политики
и программ в свете цели устойчивого развития.
2.40. Более тесное экономическое сотрудничество между развивающимися странами
давно считалось важным компонентом усилий по содействию экономическому росту,
созданию технического потенциала и ускорению развития в развивающихся странах.
Поэтому усилия развивающихся стран по содействию экономическому сотрудничеству
друг с другом должны поощряться и по-прежнему поддерживаться международным
сообществом.
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
2.41. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных
расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы
составит около 50 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом в
виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь
ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась
правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые
нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и
программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.
b) Создание потенциала
2.42. Вышеупомянутые изменения в области политики в развивающихся странах
предполагают существенные национальные усилия по созданию внутреннего потенциала
в области государственного управления, деятельности центрального банка,
налогообложения, сберегательных учреждений и финансовых рынков.
2.43. Правомерность особых усилий при осуществлении мероприятий в четырех
определенных в этой главе программных областях обусловливается крайне острыми
экологическими проблемами и проблемами в области развития наименее развитых
стран.
 |
Повестка Дня на XXI век |
 |
|