 |
Повестка Дня на XXI век |
 |
Глава 11. Борьба с обезлесением
Программные области
- Сохранение многогранной роли и разнообразных функций
всех видов лесов, лесных угодий и лесных массивов
- Совершенствование мероприятий по охране,
рациональному использованию и сохранению всех лесов и озеленению
подвергшихся деградации районов посредством лесовосстановления, облесения,
лесовозобновления и других восстановительных мер
- Содействие эффективному использованию и проведению
оценки в целях определения полной стоимости товаров и услуг, получаемых за
счет использования лесов, лесных угодий и лесных массивов
- Создание и/или укрепление потенциала в области
планирования, оценки и систематического обзора соответствующих программ,
прогресса, мероприятий, включая коммерческую торговлю, и процессов,
связанных с лесными ресурсами
Программные области
А. Сохранение многогранной роли и разнообразных функций всех видов
лесов, лесных угодий и лесных массивов
Основа для деятельности
11.1. Политика, методы и механизмы, используемые для сохранения и развития
разнообразных экологических, экономических, социальных и культурных функций
посадок, лесов и лесных угодий, характеризуются наличием крупных недостатков.
Многие развитые страны сталкиваются с проблемами, которые вызваны ущербом,
наносимым лесам в результате загрязнения воздуха и пожаров. На национальном
уровне зачастую возникает потребность в более эффективных мерах и подходах для
улучшения и согласования процесса разработки политики, планирования и
программирования; законодательных мер и механизмов; тенденций в области
развития; расширения участия широкой общественности, особенно женщин и коренного
населения; привлечения молодежи; повышения роли частного сектора, местных
организаций, неправительственных организаций, кооперативов; приобретения
технических и многодисциплинарных навыков и повышения качества людских ресурсов;
организации пропагандистских мероприятий и просвещения общественности в области
лесного хозяйства; создания исследовательского потенциала и оказания поддержки;
совершенствования административных структур и механизмов, включая
межсекторальную координацию, децентрализацию и системы распределения
ответственности и стимулирования; и распространения информации и деятельности по
связям с общественностью. Это имеет особенно важное значение для обеспечения
целостного и рационального подхода к устойчивому и экологически безопасному
развитию лесного хозяйства. Необходимость сохранения разнообразных функций лесов
и лесных угодий посредством укрепления надлежащих и соответствующих
организационных структур неоднократно подчеркивалась во многих докладах,
решениях и рекомендациях ФАО, МОТД, ЮНЕП, Всемирного банка, МСОП и других
организаций.
Цели
11.2. Цели настоящей программной области заключаются в следующем:
- укреплять национальные учреждения, занимающиеся проблемами лесов,
расширять масштабы и повышать эффективность мероприятий в области
рационального использования, сохранения и устойчивого освоения лесов и
принимать эффективные меры для обеспечения рационального использования и
устойчивого производства лесных товаров и услуг как в развитых, так и в
развивающихся странах; к 2000 году укрепить потенциал и возможности
национальных учреждений, с тем чтобы они могли приобрести необходимые навыки
в деле защиты и сохранения лесов, а также расширить охват и одновременно
повысить эффективность программ и мероприятий, связанных с рациональным
использованием и освоением лесов;
- развивать и улучшать технические и профессиональные навыки, а также
специальные знания и способности с целью эффективной разработки и
осуществления политики, планов, программ, исследований и проектов по
вопросам рационального использования, сохранения и устойчивого освоения всех
видов лесов и лесных ресурсов, включая лесные угодья, а также других
областей, где можно получить блага в результате освоения лесных ресурсов.
Деятельность
а) Деятельность в области управления
11.3. Правительствам на соответствующем уровне и при поддержке региональных,
субрегиональных и международных организаций следует при необходимости наращивать
организационный потенциал для стимулирования многогранной роли и разнообразных
функций всех видов лесов и растительности, включая другие смежные земельные и
лесные ресурсы, в деле поддержки устойчивого развития и охраны окружающей среды
во всех секторах. Для этого следует там, где это возможно и необходимо,
укреплять и/или изменять существующие структуры и механизмы и улучшать
сотрудничество и координацию их соответствующих функций. Некоторые из основных
мероприятий в этой области предусматривают следующее:
- рационализацию и укрепление административных структур и механизмов,
включая обеспечение надлежащей укомплектованности штатов и распределение
обязанностей, децентрализацию процесса принятия решений, обеспечение
инфраструктуры и предоставление оборудования, развитие межсекторальной
координации и создание эффективной системы связи;
- поощрение участия частного сектора, профсоюзов, сельских кооперативов,
местных общин, коренного населения, молодежи, женщин, групп пользователей и
неправительственных организаций в мероприятиях, касающихся лесов, и
обеспечение доступа к информации и программам профессиональной подготовки на
национальном уровне;
- обзор и, при необходимости, пересмотр мер и программ, касающихся всех
видов лесов и растительности, включая другие смежные земельные и лесные
ресурсы, и увязку их с другими видами землепользования и политикой и
законодательством в области развития; стимулирование разработки надлежащего
законодательства и других мер в качестве основы для борьбы с бесконтрольным
переходом к другим видам землепользования;
- разработку и осуществление планов и программ, включая постановку
национальных и, при необходимости, региональных и субрегиональных целей и
разработку программ и критериев для их осуществления и последующего
улучшения;
- создание, разработку и применение эффективной системы пропаганды знаний
и просвещения общественности в области лесного хозяйства с целью повышения
уровня информированности и понимания и более рационального использования
лесов с точки зрения многогранной роли и ценностей лесопосадок, лесов и
лесных угодий;
- создание и/или укрепление институтов для обучения и профессиональной
подготовки в области лесоводства, а также лесного хозяйства, с тем чтобы
располагать на профессиональном, техническом и учебно-производственном
уровнях хорошо подготовленными, квалифицированными кадрами с особым упором
на молодежь и женщин;
- создание и укрепление потенциала для проведения исследований по
различным, связанным с проблемой лесов и лесной продукцией вопросам,
например, исследования в таких областях, как рациональное использование
лесов, биологическое разнообразие, влияние атмосферных загрязнителей,
традиционные методы использования лесных ресурсов местным и коренным
населением и увеличение рыночной прибыли и другой нерыночной стоимости в
результате рационального использования лесов.
b) Данные и информация
11.4. Правительствам на соответствующем уровне, когда это целесообразно, при
поддержке и в сотрудничестве с международными, региональными, субрегиональными и
двусторонними учреждениями следует разрабатывать надлежащие базы данных и
собирать исходную информацию, необходимые для планирования и оценки программ. К
числу более конкретных мероприятий в этой области относятся:
- сбор, обобщение и регулярное обновление и распространение информации о
классификации земель и землепользовании, включая данные о лесном покрове,
участках, пригодных для облесения, об исчезающих видах, экологической
ценности, традиционных/используемых коренным населением методов
землепользования, биомассе и продуктивности, согласование демографической и
социально-экономической информации и данных о лесных ресурсах на микро- и
макроуровнях и проведение периодического анализа программ в области лесных
ресурсов;
- налаживание связей с другими системами и источниками данных, касающихся
содействия рациональному использованию, сохранению и освоению лесов при
одновременном развитии или укреплении, при необходимости, существующих
систем, таких, как географические информационные системы;
- создание механизмов обеспечения доступа общественности к такой
информации.
с) Международное и региональное сотрудничество и координация
11.5. Правительствам на соответствующем уровне и учреждениям следует
сотрудничать в предоставлении специальных знаний и иной помощи и содействовать
проведению международных исследований, в частности с целью укрепления процесса
передачи технологии и организации специализированной подготовки, и обеспечивать
доступ к накопленному опыту и результатам научных исследований. Существует
необходимость укрепления координации и улучшения функционирования существующих
международных организаций, связанных с вопросами освоения лесов, в деле
обеспечения технического сотрудничества и поддержки для заинтересованных стран в
области рационального использования, сохранения и устойчивого освоения лесных
ресурсов.
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
11.6. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных
расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы
составит около 2,5 млрд. долл. США, включая примерно 860 млн. долл. США,
предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных
условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер
и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия
финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо
прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых
будет принято правительствами.
b) Научно-технические средства
11.7. Указанные мероприятия в области планирования, научных исследований и
подготовки кадров будут являться научными и техническими средствами
осуществления настоящей программы и определять ее результативность. Созданные в
рамках реализации этой программы системы, методология и "ноу-хау"
будут способствовать повышению эффективности. Некоторые из конкретных мер должны
включать:
- анализ достижений, препятствий и социальных аспектов для содействия
разработке и осуществлению программ;
- анализ проблем и потребностей в области исследований, планирования
научно-исследовательской деятельности и осуществления конкретных научно-
исследовательских проектов;
- оценка потребностей в людских ресурсах, повышение квалификации и
подготовка кадров;
- разработка, испытание и применение соответствующих методологий/подходов
в области осуществления лесохозяйственных программ и планов.
с) Развитие людских ресурсов
11.8. Приводимые ниже конкретные элементы мероприятий в области обучения и
подготовки по вопросам лесного хозяйства будут в значительной мере
способствовать развитию людских ресурсов. Они включают:
- осуществление программ специализации исследований для выпускников высших
учебных заведений и аспирантов;
- укрепление программ подготовки до поступления на работу и подготовки без
отрыва от производства, а также подготовки в области информационно-
просветительской деятельности на техническом и учебно-производственном
уровне, включая подготовку инструкторов/преподавателей и разработку программ
обучения и учебных материалов/методов;
- специальную подготовку сотрудников национальных организаций,
занимающихся вопросами лесного хозяйства, по таким аспектам, как разработка
проектов, их оценка и контроль за их осуществлением.
d) Создание потенциала
11.9. Эта программная область конкретно касается создания потенциала в лесном
секторе, и осуществление всех указанных программных мероприятий будет
способствовать достижению этой цели. При создании нового, более совершенного
потенциала следует в полной мере использовать имеющиеся системы и накопленный
опыт.
В. Совершенствование мероприятий по охране, рациональному
использованию и сохранению всех лесов и озеленению подвергшихся деградации
районов посредством лесовосстановления, облесения, лесовозобновления и
других восстановительных мер
Основа для деятельности
11.10. В настоящее время над лесными угодьями мира нависла угроза
неконтролируемой деградации и преобразования лесов в другие виды земель, что
обусловлено ростом потребностей людей; расширением сельскохозяйственной
деятельности; и нерациональным использованием окружающей среды, включая,
например, отсутствие надлежащих механизмов борьбы с лесными пожарами и мер по
борьбе с браконьерством, нерациональные коммерческие лесозаготовки, чрезмерный и
нерегулируемый выпас скота в лесах, вредное воздействие загрязнения воздуха, мер
по стимулированию развития экономики и других мер, которые принимаются в других
секторах экономики. Воздействие сокращения площади лесов и их деградации
проявляются в виде эрозии почв, сокращения биологического разнообразия,
нанесения ущерба среде обитания диких животных и деградации водосборных районов,
снижения качества жизни и ограничения возможностей в области развития.
11.11. Сложившаяся в настоящее время ситуация требует принятия срочных и
согласованных мер по сохранению и рациональному использованию лесных ресурсов.
Озеленение пригодных для этого районов со всеми связанными с этим мероприятиями
служит одним из эффективных способов расширения информированности населения и
обеспечения его участия в деятельности по охране и рациональному использованию
лесных ресурсов. В рамках политики в этой области необходимо учитывать тенденции
в области землепользования и землевладения и местные потребности, а также
разработать и уточнить конкретные цели различных видов мероприятий по
озеленению.
Цели
11.12. Цели настоящей программной области заключаются в следующем:
- сохранение существующих лесов посредством их охраны и рационального
использования, а также сохранение и расширение лесного и растительного
покрова в пригодных для этого районах как развитых, так и развивающихся
стран посредством охраны естественных лесов и их сохранения,
лесовосстановления, облесения, закладки насаждений и лесовозобновления с
целью сохранения или восстановления экологического равновесия и расширения
вклада лесов в удовлетворение потребностей человека и обеспечение его
благосостояния;
- разработка и осуществление по мере необходимости национальных программ
действий в области лесного хозяйства и/или планов в области рационального
использования, сохранения и устойчивого развития лесных ресурсов. Такие
программы и/или планы следует увязывать с другими мероприятиями в области
землепользования. В этой связи следует отметить, что в настоящее время более
80 стран осуществляют при поддержке международного сообщества национальные
программы действий в области лесного хозяйства и/или плана в рамках
Программы действий в области тропического лесоводства;
- обеспечение рационального использования и, по мере необходимости,
сохранения существующих и новых лесных ресурсов;
- сохранение и повышение роли лесных ресурсов в таких областях, как
экология, биология, климатология, социально-культурное и экономическое
развитие;
- облегчение и поддержка эффективного осуществления положений принятого
Конференцией Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию
авторитетного заявления о принципах, которые не являются юридически
обязательными, для достижения глобального консенсуса в области рационального
использования, сохранения и устойчивого развития всех видов лесов, и на
основе осуществления этих принципов рассмотрение необходимости и возможности
разработки всех видов согласованных на международном уровне соответствующих
соглашений, направленных на поощрение международного сотрудничества в
области рационального использования, сохранения и устойчивого развития всех
типов лесов, включая лесовосстановление, облесение и лесовозобновление.
Деятельность
а) Деятельность в области управления
11.13. Правительствам в рамках долгосрочной политики по сохранению и
рациональному использованию лесов следует признать важное значение классификации
лесов на различные их виды и создать устойчивые механизмы в каждом
регионе/водоразделе с целью обеспечения охраны лесов. Правительствам при участии
частного сектора, неправительственных организаций, местных общинных групп,
коренного населения, местных органов управления и широкой общественности следует
принимать меры по увеличению и расширению существующего растительного покрова в
районах, где это приемлемо с экологической, социальной и экономической точек
зрения, посредством технического сотрудничества и других форм поддержки. К числу
основных видов деятельности относятся:
- обеспечение устойчивого освоения всех лесных экосистем и лесонасаждений
путем улучшения соответствующих механизмов планирования и управления и
своевременного осуществления лесокультурных операций, включая проведение
таксации и соответствующих исследований, а также восстановление подвергшихся
деградации естественных лесов с целью восстановления их продуктивности и
экологических функций с уделением особого внимания потребностям человека в
области экономического развития и экологии, развития энергетики на базе
древесины, развития агролесного хозяйства, недревесной продукции леса и
услуг, охраны водоразделов и почв, рационального использования ресурсов
дикой природы и генетических ресурсов леса;
- создание, расширение и управление, в соответствии с потребностями на
национальном уровне, системами охраняемых территорий, что включает системы
природоохранных механизмов с целью сохранения их экологических, социальных и
духовных функций и ценностей, включая сохранение лесов в репрезентативных
экологических системах и ландшафтах, первичных старых лесов, сохранение и
рациональное использование ресурсов дикой природы, определение, по мере
необходимости, объектов, являющихся частью мирового наследия в соответствии
с Конвенцией о мировом наследии, сохранение генетических ресурсов, включая
осуществление мер in situ и ex situ, и проведение вспомогательных
мероприятий для обеспечения устойчивого использования биологических ресурсов
и сохранения биологического разнообразия и традиционных лесных мест
проживания коренного населения, жителей лесных районов и местных общин;
- осуществление и поощрение мероприятий по рациональному использованию
буферных и переходных зон;
- проведение мероприятий по закладке насаждений в соответствующих горных
районах, в гористой местности, на пустошах, на подвергшихся деградации
сельскохозяйственных землях, на засушливых и полузасушливых землях и в
прибрежных районах в целях борьбы с опустыниванием и предотвращения эрозии,
а также для осуществления других защитных функций и национальных программ по
восстановлению подвергшихся деградации земель, включая общинное и
общественное лесоводство, агролесомелиорацию и лесопастбищное хозяйство,
учитывая при этом роль лесов как накопителей и поглотителей углерода в
национальном масштабе;
- расширение площади закладки лесонасаждений промышленного и
непромышленного назначения с целью оказания поддержки и стимулирования
национальных программ в области экологически безопасного облесения и
лесовосстановления/лесовозобновления в пригодных для этого районах, включая
улучшение состояния существующих лесонасаждений промышленного,
непромышленного и коммерческого назначения, для увеличения их вклада в
удовлетворение потребностей человека и компенсацию давления на
первичные/старые леса. Необходимо принять меры по стимулированию и
обеспечению выхода древесины при рубках промежуточного пользования и
повышению коэффициента выхода древесины на единицу капиталовложений в
лесонасаждения посредством дополнительных посадок и посадок под пологом леса
ценных культур;
- разработка/укрепление национального и/или генерального плана лесопосадок
в качестве первоочередной задачи с указанием, в частности,
месторасположения, масштабов и пород и района существующих посадок,
требующих восстановления, принимая во внимание экономические аспекты, для
разработки мероприятий по закладке лесонасаждений в будущем с упором на
местные породы;
- расширение мероприятий по охране лесов от загрязнителей, пожаров,
нашествий насекомых-вредителей и заболеваний и других антропогенных
факторов, таких, как браконьерство, беспорядочное лесопользование и сменная
обработка земель, неконтролируемое внедрение экзотических видов растений и
животных, а также развитие и ускорение исследований с целью лучшего
понимания проблем, связанных с рациональным использованием и восстановлением
всех видов лесов. Укрепление и/или организация соответствующих мер по оценке
или пресечению трансграничной перевозки растений и соответствующих
материалов;
- стимулирование развития городского лесного хозяйства в целях озеленения
городских и пригородных районов и сельских населенных пунктов для
организации отдыха, а также в производственных и эстетических целях и для
защиты насаждений и рощ;
- создание или улучшение условий для участия всех слоев населения, включая
молодежь, женщин, коренное население и местные общины, в процесс разработки,
планирования и осуществления программ и других мероприятий, связанных с
лесным хозяйством, с должным учетом местных потребностей и культурных
ценностей;
- ограничение и принятие мер по приостановлению мероприятий по
деструктивной сменной обработке земель путем изучения лежащих в ее основе
социальных и экологических причин.
b) Данные и информация
11.14. Мероприятия в области управления должны включать меры по сбору,
обобщению и анализу данных/информации, включая проведение базовых обследований.
Ниже приводятся некоторые из конкретных мероприятий:
- проведение обследований и разработка и осуществление планов
землепользования с целью реализации соответствующих мероприятий по
озеленению/ закладке
лесонасаждений/облесению/лесовосстановлению/лесовозобновлению;
- обобщение и обновление данных в области землепользования, таксации лесов
и их рационального использования с целью управления и планирования с точки
зрения землепользования древесных и недревесных ресурсов, включая информацию
о залежной системе земледелия и других факторах, способствующих сведению
лесов;
- обобщение информации о генетических ресурсах и связанной с ними
биотехнологии, включая проведение, при необходимости, обследований и
исследований;
- проведение обследований и исследований о местном опыте/опыте коренного
населения в плане знаний о лесопосадках и лесах и методах их использования с
целью улучшения планирования и осуществления мероприятий по рациональному
использованию лесов;
- сбор и анализ данных исследований о взаимосвязях пород, используемых при
закладке лесонасаждений, и лесорастительных условий и оценка потенциального
воздействия изменения климата на лесные массивы, а также воздействия лесов
на климат, и организация углубленных исследований в области углеродного
цикла в привязке к различным видам лесов с целью предоставления научных
консультаций и оказания технической поддержки;
- установление связей с другими источниками данных/информации, касающихся
рационального ведения лесного хозяйства и использования лесов, и расширение
доступа к таким данным и информации;
- организация и активизация исследований для расширения знаний и
углубления понимания проблем и природных механизмов, связанных с
рациональным использованием и восстановлением лесов, включая исследования в
области фауны и ее взаимодействия с лесопосадками;
- обобщение информации о состоянии лесов и о выбросах и загрязнениях,
влияющих на лесорастительные условия.
с) Международное и региональное сотрудничество и координация
11.15. Озеленение соответствующих районов является задачей, реализация
которой имеет глобальное значение и последствия. Международному и региональному
сообществу следует в рамках этой программной области осуществлять техническое
сотрудничество и другие виды деятельности. К конкретным мероприятиям
международного характера в поддержку деятельности на национальном уровне
относятся следующие:
- расширение совместных действий в целях сокращения выбросов загрязнителей
и трансграничного воздействия, имеющего негативные последствия для состояния
деревьев и лесов и сохранения репрезентативных экосистем;
- координация региональных и субрегиональных исследований по вопросам
поглощения углерода, загрязнения воздуха и другим экологическим вопросам;
- регистрация информации/опыта и обмен ими в целях их использования
странами, перед которыми стоят аналогичные проблемы и перспективы;
- укрепление координации и расширение потенциала и возможностей
межправительственных организаций, таких, как ФАО, МОТД, ЮНЕП, ЮНЕСКО, по
предоставлению технической помощи в области рационального использования,
охраны и устойчивого развития лесных ресурсов, включая поддержку пересмотра
Международного соглашения в области тропической древесины 1983 года, который
должен состояться в 1992/93 году.
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
11.16. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных
расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы
составит около 10 млрд. долл. США, включая примерно 3,7 млрд. долл. США,
предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных
условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер
и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия
финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо
прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых
будет принято правительствами.
b) Научно-технические средства
11.17. Анализ данных, планирование, проведение исследований,
передача/разработка технологий и/или профессиональная подготовка представляют
собой составные части мероприятий по этой программе и являются научно-
техническими средствами осуществления. Национальным учреждениям следует:
- провести технико-экономическое обоснование и оперативное планирование,
связанные с основными видами деятельности в области лесных ресурсов;
- разрабатывать и применять экологически безопасную технологию в связи с
различными перечисленными мероприятиями;
- расширить деятельность, касающуюся улучшения генетического фонда и
применения биотехнологии, в целях повышения продуктивности и устойчивости к
факторам экологического стресса, в том числе, например, выращивание саженцев
деревьев, технология обработки семян, создание сетей закупки семян, фондов
зародышевой плазмы, методы искусственного разведения и меры по сохранению
ресурсов in situ и ex situ.
с) Развитие людских ресурсов
11.18. Важными средствами эффективного осуществления этих мероприятий
являются профессиональная подготовка и развитие соответствующих навыков,
создание необходимой организационной базы и услуг, обеспечение
заинтересованности населения и расширение его информированности. К числу
конкретных мероприятий относятся:
- организация специализированной профессиональной подготовки по вопросам
планирования, управления, охраны окружающей среды, биотехнологии и т.д.;
- создание показательных участков, которые могут служить типовыми моделями
и использоваться в целях профессиональной подготовки;
- поддержка местных организаций, общин, неправительственных организаций,
частных землевладельцев, в частности женщин, молодежи, фермеров и коренного
населения, земледельцев, применяющих систему сменной обработки, путем
ведения агропропаганды и предоставления необходимого материала и
профессиональной подготовки.
d) Создание потенциала
11.19. Национальным правительствам, частному сектору, местным
организациям/общинам, коренному населению, профсоюзам и неправительственным
организациям следует при соответствующей поддержке международных организаций
создавать потенциал, необходимый для осуществления указанных мероприятий по
программам. Такой потенциал необходимо создавать и укреплять в соответствии с
мероприятиями по осуществлению этой программы. Деятельность в этой области
подразумевает создание политической и законодательной основы, создание
национальной организационной структуры, развитие людских ресурсов, проведение
исследований и разработку технологий, развитие инфраструктуры и расширение
информированности населения и т.д.
С. Содействие эффективному использованию и проведению оценки в целях
определения полной стоимости товаров и услуг, получаемых за счет
использования лесов, лесных угодий и лесных массивов
Основа для деятельности
11.20. Огромный потенциал лесов и лесных угодий как одного из основных
ресурсов развития пока полностью не изучен. Более эффективное использование
лесов может позволить увеличить объем производства товаров и услуг, в частности
древесины и "недревесной лесной продукции", и таким образом
содействовать созданию новых рабочих мест и доходов, повышению стоимости
продукции путем ее обработки и расширению торговли лесной продукцией, увеличению
доходов в иностранной валюте и прибыли на инвестированный капитал. Будучи
возобновляемыми, лесные ресурсы могут использоваться на устойчивой основе, что
соответствует целям охраны природы. При разработке политики лесоводства следует
в полной мере учитывать последствия использования одних лесных ресурсов для
других. Кроме того, ценность лесов можно повысить путем их экологически
безопасного использования, например, в таких целях, как экотуризм и получение на
регулярной основе генетических материалов. Необходимо принятие согласованных мер
в целях обеспечения более глубокого понимания населением значения лесов и тех
благ, которые можно получить в результате их использования. Сохранение лесов и
их дальнейший вклад в обеспечение благосостояния человечества в значительной
степени зависят от успешного осуществления этой деятельности.
Цели
11.21. Цели настоящей программной области заключаются в следующем:
- содействие признанию социально-экономического и экологического значения
деревьев, лесов и лесных угодий, в том числе последствий ущерба, вызываемого
отсутствием лесов; содействие разработке методологии в целях включения
ценности деревьев, лесов и лесных угодий с социально-экономической и
экологической точек зрения в системы национального экономического учета;
обеспечение их рационального использования в соответствии с целями
землепользования, экологическими соображениями и потребностями в области
развития;
- содействие эффективному, рациональному и устойчивому использованию всех
видов лесов и растительного покрова, в том числе других соответствующих
земель и лесных ресурсов, путем развития эффективной лесоперерабатывающей
промышленности, обеспечивающей повышение стоимости вторичной обработки и
торговли лесной продукцией на основе рационального использования лесных
ресурсов и в соответствии с планами, учитывающими стоимость всей древесины и
недревесной лесной продукцией;
- содействие более эффективному и рациональному использованию лесов и
деревьев в качестве топлива и источника энергии;
- содействие более комплексному использованию и повышению экономической
отдачи от лесных массивов в экономических целях путем включения экотуризма в
число видов рационального использования и планирования в области лесных
ресурсов.
Деятельность
а) Деятельность в области управления
11.22. Правительствам, когда это целесообразно, при поддержке частного
сектора, научных учреждений, неправительственных организаций, кооперативов и
предпринимателей следует осуществить следующие мероприятия, которые необходимо
должным образом координировать на национальном уровне и проводить при
технической и финансовой поддержке со стороны международных организаций:
- проведение подробных исследований в области капиталовложений,
согласование спроса и предложения и анализ воздействия на окружающую среду в
целях рационализации и повышения эффективности использования деревьев и
лесов и разработки и внедрения соответствующих систем стимулирования и
регламентирующих мер, в том числе в области землевладения, для создания
благоприятных условий для капиталовложений и содействия более эффективному
управлению;
- разработка научно обоснованных критериев и руководящих указаний в
области рационального использования, сохранения и обеспечения устойчивого
освоения всех видов лесов;
- совершенствование экологически безопасных методов и практики
лесозаготовки, которые были бы приемлемыми с экологической точки зрения и
экономически эффективными, включая планирование и управление, более
эффективное использование оборудования, хранение и транспортировку, с целью
сокращения объема отходов и по возможности их максимального использования и
повышения ценности как древесины, так и недревесной лесной продукции;
- содействие более эффективному использованию и освоению природных лесов и
лесных массивов, включая лесонасаждения, путем проведения, по мере
возможности, соответствующих экологически обоснованных и экономически
эффективных мероприятий, в том числе практики лесоводства и рационального
использования других видов растений и животных;
- поощрение и поддержка дальнейшей обработки лесной продукции в целях
увеличения остаточной стоимости и получения других выгод;
- продвижение/реклама недревесной лесной продукции и других форм лесных
ресурсов помимо топливной древесины (например, лечебные растения, красители,
волокна, камедь, смола, кормовые растения, ремесленные поделки, изделия из
ротанга, бамбука) путем проведения программ и мероприятий по общественному
лесоводству/привлечению широких слоев населения к этой деятельности, включая
проведение исследований в области их переработки и использования;
- развитие, расширение и/или повышение эффективности работы предприятий
лесоперерабатывающей промышленности, выпускающих как древесную, так и
недревесную продукцию, включая такие аспекты, как внедрение эффективной
технологии обработки и повышение эффективности рационального использования
отходов, образующихся при лесозаготовке и обработке; стимулирование
использования менее известных пород, произрастающих в естественных лесах,
путем проведения исследований и рекламно-демонстрационной деятельности;
содействие развитию обеспечивающей повышение стоимости товаров вторичной
обработки с целью увеличения занятости, доходов и нераспределенной прибыли;
и содействие развитию/расширению рынков лесных товаров и торговли ими через
посредство соответствующих учреждений, разработки политики и создания
условий;
- оказание помощи и содействия в деле рационального использования диких
животных, включая их разведение, а также развитие экотуризма и поддержка и
поощрение практики искусственного разведения диких видов животных в целях
увеличения доходов и занятости в сельских районах, получения социально-
экономических выгод без ущерба для окружающей среды;
- содействие развитию соответствующих мелких лесохозяйственных предприятий
для обеспечения развития сельских районов и местного предпринимательства;
- совершенствование и поощрение применения методологий проведения
комплексной оценки, позволяющей определить полную стоимость лесов, с тем
чтобы учесть эту стоимость в рыночной структуре ценообразования в том, что
касается древесной и недревесной продукции;
- согласование политики в области рационального освоения лесов с
национальными потребностями в области развития и политикой в области
торговли в целях обеспечения экологически обоснованного использования лесных
ресурсов на основе, например, руководящих указаний МОТД в отношении
рационального использования тропических лесов;
- разработка, принятие и укрепление национальных программ учета
экономической и неэкономической ценности лесов.
b) Данные и информация
11.23. Для достижения целей и осуществления мероприятий в области управления
необходимо проводить анализ данных и информации, исследования осуществимости
этих мероприятий, обследования рынков и обзор технической информации. К числу
некоторых из этих мероприятий относятся:
- проведение анализа предложения и спроса в области лесных товаров и услуг
с целью обеспечения по мере необходимости их эффективного использования;
- проведение анализа в области капиталовложений и оценки целесообразности
их осуществления, включая оценку воздействия на окружающую среду, в целях
создания предприятий лесоперерабатывающей промышленности;
- исследование менее известных в настоящее время пород для содействия их
использованию в коммерческих целях;
- поддержка проведения обследований рынков лесной продукции в целях
содействия развитию торговли и получению коммерческой информации;
- содействие предоставлению соответствующей технической информации в
качестве меры, обеспечивающей повышение эффективности использования лесных
ресурсов.
с) Международное и региональное сотрудничество и координация
11.24. Сотрудничество и помощь международных организаций и международного
сообщества в таких областях, как передача технологии, специализация, создание
благоприятных условий для развития торговли и отказ от применения односторонних
ограничений и/или запретов на лесную продукцию вопреки соглашениям в рамках ГАТТ
и другим многосторонним торговым соглашениям, применение надлежащих рыночных
механизмов и стимулов будут содействовать решению глобальных экологических
проблем. Еще одним конкретным видом деятельности является совершенствование
координации и повышение эффективности деятельности существующих международных
организаций, и в частности ФАО, ЮНИДО, ЮНЕСКО, ЮНЕП, МТЦ/ЮНКТАД/ГАТТ, МОТД и
МОТ, по предоставлению технической помощи и руководству мероприятиями в рамках
этой программной области.
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
11.25. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных
расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы
составит около 18 млрд. долл. США, включая примерно 880 млн. долл. США,
предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных
условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер
и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия
финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо
прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых
будет принято правительствами.
b) Научно-технические средства
11.26. Деятельность в рамках этой программы предполагает проведение крупных
исследовательских мероприятий, а также совершенствование технологии.
Национальным правительствам в сотрудничестве с соответствующими международными
организациями и учреждениями и при их поддержке следует координировать эту
деятельность. К числу некоторых конкретных элементов относятся:
- изучение свойств древесной и недревесной продукции и видов ее
использования с целью содействия повышению эффективности ее применения;
- разработка и применение экологически обоснованной и малоотходной
технологии использования лесных ресурсов;
- разработка моделей и методов перспективного анализа и планирования
развития;
- проведение научных исследований в области разработки и использования
недревесной лесной продукции;
- разрботка соответствующих методологий и проведение комплексной таксации
лесов.
с) Развитие людских ресурсов
11.27. Успех и эффективность этой программной области зависят от наличия
квалифицированных кадров. В этой связи важным фактором является организация
специализированной профессиональной подготовки. Особое внимание следует уделять
привлечению женщин. Меры по развитию людских ресурсов, которые необходимо
осуществить для реализации этой программы как с количественной, так и с
качественной точки зрения, должны включать:
- разработку необходимой специализированной профессиональной подготовки
для осуществления этой программы, включая создание специальных учебных
объектов на всех уровнях;
- введение/укрепление курсов профессиональной переподготовки, включая
предоставление стипендий и организацию ознакомительных поездок, в целях
повышения квалификации, расширения технических знаний и повышения
производительности труда;
- укрепление потенциала для проведения исследований, планирования,
экономического анализа, периодического обзора и оценки с целью повышения
эффективности использования лесных ресурсов;
- содействие повышению эффективности и укрепление потенциала частного и
кооперативного секторов путем предоставления им соответствующих технических
средств и стимулов.
d) Создание потенциала
11.28. Мероприятия по осуществлению этой программы предусматривают создание
потенциала, в том числе укрепление имеющегося потенциала. Важными элементами
мероприятий по созданию потенциала являются меры по повышению эффективности
управления, политики и планов, национальных учреждений, людских ресурсов,
научно- исследовательской деятельности, разработки технологии, а также
периодических обзоров и оценки.
D. Создание и/или укрепление потенциала в области планирования, оценки
и систематического обзора соответствующих программ, прогресса, мероприятий,
включая коммерческую торговлю, и процессов, связанных с лесными
ресурсами
Основа для деятельности
11.29. Оценка и систематический обзор являются важными компонентами
долгосрочного планирования в целях проведения оценки количественных и
качественных аспектов воздействия и устранения существующих недостатков. Однако
в рамках мероприятий по рациональному использованию, сохранению и освоению
лесных ресурсов этому механизму зачастую не уделяется должного внимания. Во
многих случаях отсутствует даже базовая информация, касающаяся площади и вида
лесов, имеющегося потенциала и фактического объема лесозаготовок и т.д. Во
многих развивающихся странах отсутствуют структуры и механизмы, необходимые для
осуществления этих функций. Для обеспечения более глубокого понимания роли и
значения лесов и составления реалистичных планов осуществления эффективной
деятельности по сохранению лесных ресурсов и их рациональному использованию,
восстановлению и устойчивому освоению в незамедлительном порядке необходимо
принять меры по исправлению существующего положения.
Цели
11.30. Цели настоящей программной области заключаются в следующем:
- укрепление или создание систем оценки и систематического обзора
состояния лесов и лесных угодий в целях анализа воздействия программ,
проектов и мероприятий на качество и объем лесных ресурсов, площадь земель,
которые могут использоваться для облесения и системы землевладения, а также
использования этих систем в рамках научно-исследовательской деятельности и
всестороннего анализа, обеспечивая при этом внесение необходимых изменений и
усовершенствований в процесс планирования и принятия решений. Особое
внимание необходимо уделить участию сельского населения в этих процессах;
- обеспечение экономистов, плановиков, руководителей и местных общин
достоверной и полной соответствующей информацией о лесных ресурсах и лесных
угодьях.
Деятельность
а) Деятельность в области управления
11.31. Правительствам и учреждениям в случае необходимости в сотрудничестве с
соответствующими международными организациями и учреждениями, университетами и
неправительственными организациями следует проводить оценку и систематический
обзор состояния лесов и соответствующих программ и процессов в целях их
постоянного совершенствования. Эту деятельность необходимо увязать с
соответствующими мероприятиями в области исследований и управления, опираясь по
мере возможности на существующие системы. Необходимо рассмотреть возможность
проведения следующих основных мероприятий:
- проведение на надлежащем национальном уровне оценки и систематического
обзора количественных и качественных показателей и изменений лесного покрова
и имеющихся лесных ресурсов, включая классификацию земель, землепользование
и новые данные о его состоянии, и увязка этой деятельности по мере
необходимости с планированием в целях создания основы для разработки
политики и программ;
- создание национальных систем оценки и систематического обзора, а также
оценки результатов программ и процессов, включая разработку и определение
стандартов, норм и методов сравнительного анализа, а также потенциала для
осуществления мер по исправлению существующего положения, а также
совершенствования процесса разработки и осуществления программ и проектов;
- проведение оценки влияния деятельности, затрагивающей развитие
лесохозяйственной деятельности, и вынесение предложений по сохранению лесных
ресурсов в плане таких ключевых переменных показателей, как цели развития,
затраты и выгоды, вклад лесных ресурсов в деятельность в других секторах
экономики, благосостояние общин, экологические условия и биологическое
разнообразие и их воздействие соответственно на местном, региональном и
глобальном уровнях, с целью оценки изменения технических и финансовых
потребностей стран;
- создание национальных систем оценки и учета лесных ресурсов, включая
проведение необходимых исследований и анализа данных, в рамках которого, по
мере возможности, учитывались бы все древесные и недревесные лесные товары и
услуги, и учет результатов этих исследований в планах и стратегиях, а также,
если это целесообразно, в системах национальных счетов и планирования;
- установление необходимых связей между различными секторами и
программами, включая улучшение доступа к информации с целью содействия
применению целостного подхода к планированию и программированию.
b) Данные и информация
11.32. Наличие надежных данных и информации имеет чрезвычайно важное значение
для осуществления этой программы. Национальным правительствам, при
необходимости, в сотрудничестве с соответствующими международными организациями
следует, по мере возможности, обеспечивать постоянное повышение качества данных
и информации и обеспечивать обмен ими. Необходимо рассмотреть возможность
осуществления следующих основных мероприятий:
- сбор и обобщение имеющейся информации и обмен ею, а также подготовка
базовой информации по различным соответствующим аспектам этой программы;
- согласование методологии осуществления программ, касающихся деятельности
в области данных и информации, с целью обеспечения точности и
сопоставимости;
- проведение специальных обзоров, например, по вопросу об имеющихся и
пригодных для облесения землях;
- расширение помощи в деле проведения исследований и расширение доступа к
результатам этих исследований и совершенствование обмена ими.
с) Международное и региональное сотрудничество и координация
11.33. Международному сообществу следует предоставлять заинтересованным
правительствам необходимую техническую и финансовую поддержку в деле
осуществления этой программной области, в том числе в рассмотрении следующих
вопросов:
- разработка концептуальной основы и приемлемых критериев, норм и
определений для проведения систематического обзора и оценки лесных ресурсов;
- создание и укрепление национальных механизмов институциональной
координации для проведения мероприятий в области оценки и систематического
обзора лесных ресурсов;
- укрепление существующих региональных и глобальных сетей для обмена
соответствующей информацией;
- укрепление потенциала, расширение возможностей и повышение эффективности
таких международных организаций, как Консультативная группа по международным
исследованиям в области сельского хозяйства (КГМИСХ), ФАО, МОТД, ЮНЕП,
ЮНЕСКО и ЮНИДО, по оказанию технической помощи и осуществлению руководства
деятельностью в этой программной области.
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
11.34. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных
расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы
составит около 750 млн. долл. США, включая примерно 230 млн. долл. США,
предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных
условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер
и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия
финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо
прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых
будет принято правительствами.
11.35. Меры по ускорению процесса развития предусматривают осуществление
упомянутых выше мероприятий в области управления и данных/информации. Меры по
решению глобальных экологических вопросов включают меры, обеспечивающие
получение глобальной информации для анализа/оценки/решения экологических
вопросов на глобальной основе. Укрепление потенциала международных организаций
заключается в расширении штата технических сотрудников ряда международных
организаций и укреплении их руководящего звена с целью удовлетворения
потребностей стран.
b) Научно-технические средства
11.36. Деятельность в области оценки и систематического обзора включает
проведение крупных исследований, статистическое моделирование и разработку новых
технологий. Эти мероприятия являются составной частью деятельности в области
управления, которая в свою очередь будет содействовать совершенствованию научно-
технического компонента процесса проведения оценки и периодического обзора. К
числу конкретных научно-технических элементов этой деятельности относятся:
- разработка технических, экологических и экономических методов и моделей,
касающихся периодического обзора и оценки;
- развитие систем данных, обработки данных и статистического
моделирования;
- дистанционное зондирование и наземная съемка;
- развитие географических информационных систем (ГИС);
- оценка и совершенствование технологии.
11.37. Эти мероприятия необходимо увязать и согласовать с аналогичными
мероприятиями и компонентами других программных областей.
с) Развитие людских ресурсов
11.38. Мероприятия по этой программе предполагают и предусматривают
проведение деятельности по развитию людских ресурсов, в частности специализацию
(например, использование методов дистанционного зондирования, картирования и
статистического моделирования), профессиональную подготовку, передачу
технологии, предоставление стипендий и демонстрацию на местах.
d) Создание потенциала
11.39. Национальным правительствам в сотрудничестве с соответствующими
международными организациями и учреждениями следует создать необходимый
потенциал для осуществления этой программной области. Эти меры необходимо
согласовать с деятельностью по созданию потенциала в рамках других программных
областей. Меры по созданию потенциала должны охватывать такие аспекты, как
политика, государственное управление, национальные учреждения, развитие людских
ресурсов и повышение квалификации, создание научно-исследовательского
потенциала, разработка технологии, информационные системы, оценка программ,
межсекторальная координация и международное сотрудничество.
е) Финансирование международного и регионального сотрудничества
11.40. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных
расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы
составит около 750 млн. долл. США, включая примерно 530 млн. долл. США,
предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных
условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер
и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия
финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо
прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых
будет принято правительствами.
 |
Повестка Дня на XXI век |
 |
|