Общественный экологический Internet-проект EcoLife
[Начало] [Законодательство] [Методические материалы] [Экологические организации] [Образование] [Ссылки] [Мнение народа] [Структура сервера] [Наши координаты]
Методические материалы
Предидущий документ Экология, общество, философия Следующий документ

Об устойчивом развитии и экологических циклах

Ю.В. Яковец
(4, 1999) © "Экология и жизнь"

В размышлениях над взаимоотношением общества и природы в перспективе ХХI столетия пора избавиться от некоторых давних и недавних иллюзий и заблуждений, которые мешают трезвому взгляду на реальные тенденции, выработке эффективной глобальной, национальной, региональной и локальной экологической стратегии, новой научно-экологической парадигмы. В последнее время широкое распространение в мире получила концепция "устойчивого развития". Основные положения этой концепции изложены в докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию (комиссии Брундтланд) и развиты в докладе Нидерландского научного совета по государственной политике. Однако перевод английского термина "sustained" как "устойчивый" неточен; более правильно было бы применять здесь понятие "сбалансированное" или "гармоничное" развитие. Дело в том, что под устойчивым развитием нередко понимают равномерное, бескризисное упорядоченное движение. Такое понимание нереально и порождает иллюзию бесцикличной динамики общества и его взаимоотношений с окружающей средой. Однако циклы и присущие им кризисные фазы, неравномерность движения объективно неизбежны в развитии природы и общества, в экологических процессах. Речь должна идти о том, чтобы сбалансировать, синхронизировать эти процессы, уменьшив амплитуду колебаний, величину потерь при периодически возникающих экономических, технологических и экологических кризисах, особенно в переходный период от индустриального к постиндустриальному обществу, когда масштабы наносимого загрязнениями ущерба и угроза глобальной экологической катастрофы стали пугающей реальностью, достигли критической черты, приобрели планетарный характер.

СПИРАЛЬ КОЭВОЛЮЦИИ ПРИРОДНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ

Эволюция природных и социальных систем проявляется в закономерностях циклично-генетической динамики, в сужающихся витках спирали, в тенденциях дифференциации и усложнения этих систем.

Можно выделить несколько витков большой спирали эволюции природы, по крайней мере за то время, которое известно современной науке. Первый виток - от большого взрыва, отсчет от которого ведет разбегающаяся Вселенная, до формирования Солнечной системы с ее набором планет, включая Землю. Может быть, этому витку предшествовали другие спирали, если принять гипотезу А.А. Фридмана о повторяющихся циклах сжатия и расширения Вселенной (это наибольший из мыслимых природных циклов). Первый виток длился несколько миллиардов лет. Второй виток связан с геологической историей Земли, где счет ведется на миллиарды лет, и завершился возникновением жизни на Земле и формированием биосферы. Третий виток длился несколько сот миллионов лет и имел итогом эволюции природы появление человека, формирование гомосферы. Четвертый виток охватывает те этапы эволюции человека, когда он не мог оказывать существенного влияния на окружающую среду, получал от природы все необходимые жизненные соки, как и другие виды живых существ. Современный, пятый виток начинается с неолитической революции, когда человек начал вести самостоятельное существование, формируя техносферу; возникли общество и проблема его взаимоотношений с природной средой (экосфера). Общество все большее внимание оказывало на биосферу - положительное или отрицательное; так было положено начало ноосферы. Наконец, к концу второго тысячелетия нашей эры человечество и природа стоят перед необходимостью нового витка коэволюции, стоят перед развилкой: либо верх возьмет траектория устойчивого, гармоничного развития общества и природы (позитивный вариант ноосферы) - либо:

Возникновение жизни на Земле и постепенное формирование биосферы - явление уникальное в известной нам части Вселенной. Эволюция живой природы привела к появлению мыслящего существа - человека, который вступил на путь самопознания и преобразования природных систем. Формирование общества в результате неолитической революции, перехода к искусственному воспроизводству ознаменовало расчленение некогда единой природы на несколько потоков - природных систем (космических, геологических, биосферных), социальных (гомосферы, техносферы, социосферы, сферы духовной жизни) и поля их взаимодействия, коэволюции (экосферы).

Эволюция социальных систем проявляется в ускоряющемся темпе смены мировых цивилизаций: неолитической, раннеклассовой, античной, средневековой, прединдустриальной, индустриальной; с последней четверти ХХ века развернулся всемирно-исторический переход к постиндустриальной цивилизации. Можно выделить и более крупные витки исторической спирали : исторические суперциклы, объединяющие триады родственных цивилизаций - древних обществ, феодально-капиталистических и постиндустриальных цивилизаций. Э. Тоффлер выделяет в истории общества три волны - аграрную, индустриальную и постиндустриальную цивилизации.

В спирали социальной эволюции, в свою очередь, может быть выделена цикличная динамика: гомосферы - человека с его потребностями, способностями, знаниями, навыками, интересами, тенденциями развития народонаселения; техносферы - созданного человеком технологического мира, технологических способов производства и укладов, направлений и поколений техники; сферы экономики - структуры воспроизводства, отношений собственности, обмена, распределения; социосферы - социально-политических систем во всем их противоречивом многообразии; духовной сферы (науки, культуры, образования, этики, идеологии), выражающей наиболее тонкую и специфическую область деятельности социума, вершину спирали эволюции.

Социальные системы неотделимы от природных, являются высшим звеном их эволюции и в то же время от витка к витку спирали обретают все большую самостоятельность, растущее воздействие на биосферу; это - общая закономерность взаимодействия природы и общества, породившая формирование ноосферы. Этому процессу, как отмечал В.И. Вернадский, было положено начало несколько тысячелетий назад, когда сила воздействия человеческой мысли (воплощенной в технологиях, орудиях труда и войны) на экосистемы приобрела ощутимый и необратимый характер.

НООСФЕРА: СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ ИЛИ ТРАГИЧЕСКОЕ НАСТОЯЩЕЕ?

Укоренился взгляд на ноосферу как на разумное светлое будущее, когда будут гармонизированы взаимоотношения Человека и породившей его Природы, прекратится мощный поток загрязнений окружающей среды и воцарится экологический рай на Земле. Подобные "голубые мечты" весьма далеки от истины и опасны тем, что не позволяют разглядеть корни современных противоречивых тенденций и адекватно на них реагировать. Ноосфера - это не светлое будущее человечества, а тревожная, все более трагическая реальность. В ней нужно выделять как созидательное, так и разрушительное начала. Еще в 1944 г. в одной из последних своих работ, статье "Несколько слов о ноосфере", основоположник теории ноосферы академик В.И. Вернадский писал: "Ноосфера - последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории - состояние наших дней: Сейчас мы переживаем новое геологическое эволюционное изменение биосферы. Мы входит в ноосферу".

Созвучные нашему времени и обогащенные научной мыслью и практикой за прошедшие полвека основные положения учения о ноосфере можно сформулировать следующим образом.

  1. ревращение биосферы в ноосферу - закономерный результат эволюции неживой и живой природы, вершина этой эволюции. Появление живого вещества, возникновение Homo sapiens, формирование научной мысли и возрастание от эпохи к эпохе ее могущества, воплощенного в трудовой деятельности, меняющей облик планеты, - все это объективно обусловленные, закономерные этапы великой эволюции, протекающей в течение миллиардов лет на планете Земля.
  2. удучи порождена природой и неразрывно связанная с ней, эволюция человечества и научной мысли на определенном этапе достигает такого масштаба и силы воздействия, что превращается в новую геологическую силу, меняющую лицо планеты, в корне преобразующую биосферу, все более ощутимо ускоряющую темпы происходящих в ней перемен. Тем самым биосфера преобразуется в ноосферу, сферу разума, все более активно воздействующего на природные процессы.
  3. тот процесс общепланетарных преобразований начался не сейчас, а несколько тысяч лет назад (по более точной датировке В.И. Вернадского, 5-7 тысяч лет назад). Если обратиться к истории цивилизаций, это был период перехода от неолитической к раннеклассовой цивилизации начала бронзового века, когда познания человека, его научная мысль в виде целой гаммы прикладных наук (теоретическая наука сформировалась в более позднюю эпоху, в последней половине I тысячелетия до н.э. в Древней Греции) стала основой для возникновения металлургии, крупных ирригационных систем, строительства больших городов и египетских пирамид, создания колесной повозки и металлических орудий, освоения письменности, появления профессиональных жрецов, артистов, писцов. Этот прорыв был локализован на небольшом пространстве долин крупнейших рек - Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхе и Янцзы. Но он оказал огромное влияние на развитие цивилизации и стал импульсом к освобождению человечества от полной зависимости от матушки-природы, прологом к преобразованию биосферы в ноосферу. Весь дальнейший путь стал развертыванием вширь и вглубь этого начала, с охватом значительной части ойкумены.
    Однако лишь в период индустриальной цивилизации, с утверждением системы машин в планетарном масштабе, крупномасштабным вовлечением природных ресурсов в производство, глобальным загрязнением окружающей среды, мировыми войнами (включая холодную) преобразование биосферы в ноосферу стало реальностью, достигнув к концу ХХ века критической черты, за которой может последовать экологическая гармония или самоубийство общества. Следовательно, ноосфера - это не романтическое прошлое и не светлое будущее, а трагическая реальность, тревожащая альтернатива, мощный вызов.
  4. Основные факторы формирования ноосферы - научная мысль и человеческий труд. Силой познания коллективного разума человек раскрывает законы строения и развития природы, общества и самого себя, изобретает способы преобразования и использования в своих интересах природных материалов, естественных производительных сил (электричества, энергии пара, солнца, воды, ветра и т. п.). Однако научная мысль сама по себе не может преобразить биосферу; для этого требуется реализация массы накопленных за историю цивилизаций изобретений в материалах и источниках энергии, в системах машин и других орудий труда, в эффективных технологических процессах, наконец, - и это самое главное - в знаниях, опыте, навыках миллиардов работников. Именно осознанная, опирающаяся на достижения научной мысли трудовая деятельность (включая и такую разрушительную ее разновидность, как создание и применение военной техники, все более мощных технологий взаимного уничтожения) является решающим фактором становления ноосферы. Материализованная научная мысль на определенной ступени ее концентрации превращается в планетарную геологическую силу.
  5. самого начала путь к ноосфере противоречив по своим последствиям. Подчиняя своей воле течения рек и весенние разливы, сооружая гигантские оросительные системы, многократно повышающие урожайность, человек порождал засоление почвы, потерю ее плодородия, что иной раз становилось причиной гибели локальных цивилизаций. Освоение земледелия, скотоводства, металлургии открыло новые источники продовольствия, создания более мощных орудий труда и войны - и одновременно вело к уничтожению лесов и пастбищ, истреблению целых народов. Освоение энергии атомного ядра открыло возможность использования дополнительных источников энергии - и одновременно угрозу экологических катастроф типа чернобыльской, породило реальную опасность самоуничтожения человечества и гибели биосферы.
  6. ормирование ноосферы - процесс всепланетарный, него невозможно завершить в масштабах отдельной страны, провинции или города (хотя именно в таких масштабах складываются "кирпичики" будущей глобальной экологической гармонии - либо, напротив, экологического ада в пораженных загрязнениями или войнами территориях). Нам суждено вместе выжить или вместе погибнуть: вопрос лишь в длительности и мучительности агонии при пессимистическом варианте экобудущего. Борьба за спасение жизни на планете против разрушительных сил (в любом их проявлении) становится великой интегрирующей силой, стержнем формирования общепланетарного экологического, а затем технологического, политического, экономического, культурного сознания и пространства. Экологический императив начинает играть решающую роль в системе критериев и мотиваций деятельности и поступков людей, общин, политических партий и движений, государств и международных организаций.

ЗА ПОЗИТИВНЫЙ ВАРИАНТ НООСФЕРЫ

В силу всех названных выше причин и факторов однозначного ответа на вопрос об экобудущем дать сейчас невозможно. Но одно можно сказать со всей определенностью: в решающей степени оно зависит от того, насколько сейчас, в ближайшие годы миллиарды землян, политические партии и общественные движения, государства и мировое сообщество осознают сущность, роковой характер Великой Экологической Альтернативы и сумеют мобилизовать все имеющиеся у них силы и возможности для осуществления позитивного варианта торжества ноосферы (ибо венцом негативного варианта будет самоуничтожение человечества).

Формирование позитивного варианта ноосферы и сбалансированное развитие - две взаимосвязанные концепции, выражающие содержание (цели) и характер движения человечества к гармонизации взаимосвязи циклично-генетической динамики общества и природы. Усвоение этих концепций народами и правительствами, ООН и другими международными организациями означает добровольное принятие на себя ограничений, вытекающих из экологического императива - на рост численности населения и объем потребностей (рациональная, экономная модель потребления), на применение ресурсоемких технологий и использование войн как средств разрешения межгосударственных, межнациональных и социальных конфликтов. Это требует незамедлительных совместных действий по созданию глобальной системы экомониторинга и экопрогнозирования, по возможности предотвращения и смягчения последствий природных (типа землетрясений, цунами и т. п.) и техногенных (типа Чернобыля) аварий и катастроф, по формированию (и это, пожалуй, самое главное, решающее) экологического сознания и самоограничения миллиардов людей, которые сделали бы невозможными действия политиков, технократов, ученых, угрожающие сбалансированному развитию общества и природы, существованию человека и биосферы.

Однако и на этом пути не обойтись без научной мысли. Она требуется прежде всего для познания ритмики взаимосвязанной циклично-генетической динамики природы и общества и их экологического взаимодействия.

Природные циклы существуют миллиарды лет до и независимо от человека, циклы различной длительности и глубины - космические, геологические, климатические, гидрологические, биосферные, биологические, популяционные, смена поколений, жизненные циклы различных организмов и т. д.

С формированием общества возникли социальные циклы, характеризующие его закономерно-неравномерную динамику: демографические, технологические, научно-технические, экономические, социальные, политические, образовательные, в сферах науки, культуры, этики, идеологии, и как обобщение их совместной динамики - исторические циклы разной длительности - среднесрочные, долгосрочные, вековые, тысячелетние и т.д. Характер и течение этих циклов раскрыт в трудах многих ученых-обществоведов - К. Маркса и У. Митчелла, Н. Кондратьева и П. Сорокина, Й. Шумпетера и Г. Менша, А. Шлезингера и Ф. Броделя, и многих, многих других.

Однако существует и третья группа циклов, которая характеризует взаимовлияние циклической динамики общества и природы - это экологические циклы. Начало их изучению было положено несколько тысячелетий назад, в связи с влиянием солнечных циклов на сельскохозяйственную деятельность людей, сезонные разливы рек и т. п. С возникновением периодических экономических циклов и кризисов появились теории, связывающие их с циклами солнечной радиации и урожайности, продолжительностью 3,5 года, с 7- и 10-летними циклами конъюнктуры, влиянием колебаний метеорологических условий на здоровье, психику и экономическую конъюнктуру. В 1801 г. У. Гершель выдвинул предположение о том, что изменения в солнечных пятнах могут оказывать влияние на метеорологические условия, а через них - на урожай и цены. Эти идеи были подтверждены исследованием У. Джевонсом 16 кризисов за 157 лет (1721-1878) со средней периодичностью торговых циклов 10,5 лет. Генри Мур в 1914 г. на основе анализа данных об осадках обнаружил 33- и 8-годичные циклы в колебаниях осадков и урожайности. А.Л. Чижевский показал воздействие солнечных циклов на ряд экономических и демографических показателей (рождаемость и смертность населения, урожайность, улов рыбы, эпидемические болезни у человека и животных, размножение и миграция насекомых, рыб, животных). В 1918 г. А.Л.Чижевский защитил в Московском университете докторскую диссертацию по всеобщей истории. В диссертации на основе изучения исторических событий почти за 2,5 тысячи лет автор выдвинул гипотезу о существовании исторических циклов со средней длительностью 11 лет, синхронизированных с цикличными колебаниями активности Солнца. Основные положения диссертации были опубликованы в 1924 г. и в более развернутом виде - в 1996 г. Однако нужно отметить, что исследования экологических циклов все еще недостаточны и не отражают растущей роли экологии в условиях жизни и будущем общества.

ЭКОБУДУЩЕЕ - ЭКОГЕИЗМ, ЭКОЦЕНТРИЗМ?

Вернемся к высказываниям В.И. Вернадского, к тем его положениям, что он развивал в работе 1944 г. "Несколько слов о ноосфере". Он писал: "Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого".

Поэтому, обсуждая экобудущее, нельзя не коснуться одной из крайних позиций, нашедшей выражение в концепции "золотого миллиарда" - на Западе или экогеизма - на российской почве. Предлагается решить кардинальный вопрос сокращения численности населения Земли в 6 раз в течение жизни одного поколения - за сорок лет.

Но действительно ли столь однозначен и безальтернативен путь преодоления экологического кризиса? Человечество в целом, отдельные локальные цивилизации и народы не раз выходили из подобных кризисных ситуаций, когда потребности общества превышали объем природных ресурсов, путем напряжения своей научной мысли и сил, изобретения и освоения принципиально новых технологий. Так было на заре истории человечества, когда истребление с помощью лука и стрел стад крупных животных поставило первобытные племена перед угрозой вымирания. Освоение земледелия и животноводства, ремесла и строительства открыло новые горизонты, дало мощный толчок к росту производительности труда, созданию городов, сооружению храмов, быстрому увеличению численности населения. Или другой, более свежий пример. Трудно представить более обделенную природными богатствами страну, чем Япония: около 130 млн человек на островах общей площадью 372 тыс. км2 (в 4,2 раза меньше, чем Монголия, где проживают около 2 млн человек), ничтожные запасы полезных ископаемых, мало пахотной земли, тайфуны, землетрясения, к тому же тяжелое поражение во второй мировой войне. Благодаря освоению новейших научных достижений, трудолюбию народа и организованности Япония стала второй по величине ВВП страной мира, лидером технологического прогресса, обеспечив высокий жизненный уровень населения (увеличившегося в 1,5 раза за 40 лет при росте ВВП на душу населения в 5,7 раза за 30 лет).

Выход из экологического кризиса - не в сокращении на 5/6 численности населения; хотя задача стабилизации численности населения в первой половине ХХI века на уровне 9-10 млрд человек стоит, но она может быть решена только гуманными методами, на основе повышения уровня и качества жизни и самоорганизации всех народов. Главное в другом - как использовать мощь человеческого разума, воплощенную в эффективных технологиях, новом уровне знаний и навыков населения Земли, чтобы повысить в несколько раз производительность труда и обратить его не на производство вооружений и безумное расхищение природных ресурсов, а на насыщение потребительского рынка, развитие духовной сферы, ресурсосбережение, охрану и облагораживание окружающей среды. Что это реально, показывает статистика: производство валового внутреннего продукта на душу населения в 10 развитых странах (куда входят не только США, Япония и Швеция, но и Сингапур и Гонконг) в 1993 г. в 44 раза превышало среднедушевой доход в самых бедных развивающихся странах. При сокращении разрыва в 3-4 раза силами объединенного человечества и опоре на ресурсосберегающие, экологически чистые технологии можно прокормить большее число людей, приостановив процесс деградации биосферы. Это и будет торжеством оптимистического варианта ноосферы.

Человек создал систему машин, которая в своем развитии достигла могущества, порабощающего своего создателя. Но в силах и возможностях человека ограничить и ликвидировать эту порабощающую силу машин, вновь вернуть их в положение верных слуг человеческого гения, научной мысли. И это - не розовые мечты, не благие пожелания, а реальность, воплощаемая в развитых странах. В Японии, США, странах

Западной Европы широкое применение малоотходных, энергосберегающих, экологически чистых технологий и экологических стандартов многократно сократило масштабы загрязняющих выбросов, там происходит процесс облагораживания окружающей среды. Без научной мысли, без экологически безопасных технологий невозможно воплотить в жизнь позитивный вариант ноосферы, обеспечить гармонизацию динамики природы и общества. Иного пути к экологически гармонизированному постиндустриальному обществу нет. Особая роль России в этом процессе состоит в том, что наша страна выступила инициатором прекращения гибельного сползания в пучину термоядерной войны, что здесь сформулированы основы новой парадигмы видения мира и постиндустриальной цивилизации, выработанные плеядой ученых, начиная от В.И. Вернадского, Н.Д. Кондратьева, Л.А. Сорокина, А.Л. Чижевского и других - до современных мыслителей.

Предидущий документ Экология, общество, философия Следующий документ
Ищу друга
[Начало] [Законодательство] [Методические материалы] [Экологические организации] [Образование] [Ссылки] [Мнение народа] [Структура сервера] [Наши координаты]
© EcoLife 2001 [webmaster@ecolife.org.ua]